Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер
Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер - раздел Социология, Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе Аналитическое Противопоставление Политики «Перераспределения» И Политики «При...
Аналитическое противопоставление политики «перераспределения» и политики «признания», предложенное Фрейжер, вызвало целую серию дебатов в феминистской политической теории, в которых под сомнение была поставлена предложенная
32 Ibid., p. 91.
33 См., например, полемику Нэнси Фрейжер с Айрис Янг (I. Young, «Unruly categories: A critique of Nancy Fraser's dual system theory», New Left Review, 1997, 222; N. Fraser, «A rejoinder to Iris Young», New Left Review, 1997, 223) и Джудит Батлер (J. Butler, «Merely cultural», New Left Review, 1998, 227; N. Fraser, «Heterosexism, Misrecognition and Capitalism: A response to Judith Butler», New Left Review, 1998, 228).
126
бинарная схема.33 Возражая в первую очередь против попытки Фрейжер воспринимать «сексуальность» и политические движения, основанные на той или иной сексуальной идентичности исключительно в терминах «культурного признания», Джудит Батлер постаралась показать, что существование нормализованной гетеросексуальности с характерным для нее социо-эконо-мическим разделением труда между полами, о котором пишет Фрейжер, во многом стало — и остается — возможным за счет существования презираемых политико-сексуальных «окраин», «отклонений от нормы», способствующих, в конечном итоге, ин-ституциализации этого исключения.
«Было бы ошибкой, — писала недавно Батлер, — относить производство презираемых сексуальностей исключительно к вопросам культуры из-за той существенной роли, которую они играют в функционировании сексуального порядка политической экономии, составляя фундаментальную угрозу ее работоспособности. Экономика, будучи привязанной к воспроизводству, с необходимостью увязана с воспроизводством гетеросексуальности. Негетеросексуальные формы сексуальности не только остаются за скобками, но и само их подавление является необходимым условием существования нормы. Речь, таким образом, не только о людях, страдающих от отсутствия культурного признания со стороны других людей, но и о специфическом способе сексуального производства и обмена, нацеленного на поддержку стабильности пола, гетеросексуальности желания и естественности семьи.34
Хотя Батлер — так же, как и Фрейжер — в своих теоретических построениях во многом исходит из концепции власти/ знания/сексуальности, предложенной Фуко, ее акцент имеет иное звучание. Целью теоретического проекта в данном случае стала не нормативная оценка приоритетов власти и даже не анализ конфигурации тех или иных властных «капилляров», а, скорее, исследование процесса производства «нормы» путем изобретения всевозможных «патологий», процесса зависимости «нормы» от «патологии». Или, иными словами, в отличие от Фрейжер, Батлер не заинтересована в демонстрации того факта, что дискурсивные возможности различных групп являются неравноценными и неравновеликими, или что одна социальная группа
34 J. Butler, «Merely cultural», New Left Review, 1998, 227, p. 42.
(условно говоря, «государственных мужей») может монополизировать дискурсивное поле путем выталкивания за его пределы всех потенциальных конкурентов (условно говоря, «женщин» и «рабов»). Следуя Фуко, Батлер воспринимает динамику власти в несколько парадоксальной форме — неотъемлемым условием институциализации власти является производство ее «конкурентов». Каким же образом такое понимание власти позволяет Батлер переосмыслить роль «полового различия» в политическом процессе, да и само политико-половое различие?
Как уже отмечалось, любой политико-философский анализ власти помимо вопросов о том, что делать («цели власти») и как делать («средства власти»), с неизбежность вынужден определиться и с тем, кто это все способен делать («субъект власти»). В феминистской теории политики вопрос о субъекте власти упирается в следующую философскую и эпистемологическую проблему — а именно в вопрос «на какой основе может происходить политическое объединение женщин»? Что может стать в данном случае принципом политического размежевания/объединения?
Изначальные попытки определять женское политическое движение как оппозицию патриархату столкнулись с закономерным вопросом об исторически специфических формах патриархата и, соответственно, об исторически специфических формах подавления женщин и формах борьбы с этим подавлением. Стремление ряда феминисток говорить о всеобщем характере патриархальной власти было справедливо оценено как попытка «колонизации и использования незападных культур для поддержки очевидно западных понятий угнетения».35 Более того, подобное стремление найти этнографические свидетельства за пределами «цивилизованного мира» сопровождались вольным или невольным конструированием отсталого «Востока» и «стран третьего мира», угнетение по половому признаку в которых расценивалось как еще одно свидетельство варварства, изначально
35 J. Butler, Gender trouble: Feminism and subversion of identity (New York: Routledge, 1990), p. 3.
36 J. Butler, Gender trouble, p. 3; Постколониальные интерпретации и версии феминизма см., например, S. Gunew, A. Yeatman, eds., Feminism and the politics of difference (San Francisco: Westview Press, 1993); С. Т. Mohanty, «Under Western eyes: feminist scholarship and colonial discourse», B. Ashroft,
присущего этому региону.36 Именно эта неудачная попытка найти в лице патриархата «врага», способного мобилизовать женщин вне зависимости от их классовой, национальной, возрастной и т. п. принадлежности, стала источником переноса акцента с анализа властного господства мужчин («патриархат», «анд-роцентризм») на анализ «подлинно женских» проблем, отраженных в категориях «женского опыта» и «женского взгляда».
Нэнси Хартсок в середине 1980-х предложила теоретическое обоснование концепции «феминистской местоположенности» (feminist standpoint), понятой временами вполне буквально — т. е. как такая социо-био-географическая позиция женщины, которое позволяет ей видеть те или иные аспекты жизни в ином ракурсе.37 Как писала Хартсок:
Феминистки находятся только в самом начале процесса переоценки женского опыта. Они ведут двойную работу, пытаясь выделить красную нить, связывающую воедино многообразие опыта женщин, и, одновременно с этим, определить структурные причины, обуславливающие этот опыт. Проблема, с которой столкнулась теория феминизма, может быть проиллюстрирована тем фактом, что даже попытки квалифицировать неоплачиваемый домашний труд как форму занятости, а не как проявление любви,
G. Griffiths, H. Tiffin, eds., The post-colonial studies reader (London: Routledge, 1995); G.C. Spivak, In other words: essays in cultural politics (New York: Methuen, 1988); Trinh T. Minh-ha, Woman, native other: writing, postcoloniality, and feminism (Bloomington: Indiana University Press).
37 См.: N. Hartsock, «The feminist standpoint: developing the ground for a specifically feminist historical materialism», in S. Harding, ed.,Feminism and met/iodofogj/...Неудивительно, что Хартсок воспринимает теорию власти Фуко как теорию «колонизатора». Так, в одной из своих работ, протестуя против его «капиллярной» структуры власти, Хартсок с надеждой спрашивает: «...есть ли такие места, где этих капилляров нет?» (N. Hartsock, «Foucault on power: A theory for women», in L. Nicholson, ed., Feminism/postmodernism.., p. 170) Есть — там, где нет крови... Более философскую версию теории «феминистской местоположенности» см.: S. Harding, Is science multicultural? Postcolonialism, feminism, and epistemologies (Bloomington: Indiana University Press, 1998); S. Harding, «Rethinking Standpoint Epistemology: «What is strong objectivity», in L. Alcolff, E. Potter, eds., Feminist epistemologies (New York: Routledge, 1993); R. Hennessy, «The feminist standpoint, discourse, and authority: from women's lives to ideology critique», in R. Hennessy, Materialist feminism and the politics of discourse (New York: Routledge, 1993).
вызвали сопротивление... Следовательно, необходимо как признание женского опыта, так и использование этого опыта в качестве основы для критики. Определенный феминистская позиция может быть сформулирована на основе общих аспектов женского опыта, однако этот позиция не является ни само-доказательной, ни само-очевидной.38
Философские и эпистемологические попытки феминизма обосновать тезис об уникальности женского опыта и его место-положенности подверглись резкой критике со стороны Батлер и ее сторонниц. Обращая внимание на тот факт, что «свидетельства», на основе которых возводится здание «женского опыта», порождены не только конкретной деятельностью, но и сложившимися способами фиксации этого опыта, Джоан Скотт, историк из Принстона, в 1991 году писала в своей знаменитой статье «Свидетельство опыта» о том, что концентрация внимания на воспроизводстве свидетельств того или иного (маргинализиро-ванного) опыта в итоге делают невозможным анализ системы, в рамках которой возник и этот опыт, и способы его репрезентации.39 Говоря метафорически, в пылу картографического передела границ и переименований, сторонницы уникальности «женского опыта» упустили из виду тот факт, что и сама карта — а не только ее границы и имена — тоже является продуктом конкретного исторического развития. Как отмечала Джоан Скотт:
... Если непосредственный опыт начинает восприниматься в качестве источника знания, то в результате такого подхода точка зрения отдельного индивида (т. е. очевидца или историка, описывающего опыт этого очевидца) превращается в основу доказательств, на которых и строится все объяснение. В итоге сконструированность самого опыта, способы формирования различий между субъектами, принципы структурирования их видения — т. е. вопросы о языке (или дискурсе) и истории остаются за рамками дискуссии. Вместо того, чтобы стать основой для исследо-
38 N. Hartsock, «The feminist standpoint...», p. 174.
39 См.: J. Scott, «The evidence of experience», Critical Inquiry, 1991, 17 (4), см. также: J. Scott, Gender and the politics of history (New York: Columbia University Press, 1988); J. Butler, J. Scott, eds., Feminists theorise the political (New York: Routledge, 1992).
вания истории возникновения различий, их функционирования и способов конституирования субъектов, действующих в реальном мире, свидетельства опыта становятся доказательствами факта уже существующего различия.40
Позднее Скотт добавила к этому: «Только перестав выдавать симптомы за причины, мы сможем наконец воспринять такие понятия как «всеобщность» или, например, «феминизм», в качестве неизбежно противоречивых, существующих во времени, приемов».41 В отличие от феминисток, пытающихся найти устойчивую точку зрения, Скотт, таким образом, дестабилизировала саму систему координат.42
Во многом следуя общей теоретической идее Скотт о том, что анализ ограниченности опыта (как и его свидетельств) не может обойтись без анализа ограничивающего эффекта существующих форм репрезентации опыта, Батлер сконцентрировалась не столько на исследовании источника «уникальности» всеобщего женского опыта, и даже не столько на самом «опыте», сколько на причинах, позволяющих использовать понятия «женщина» и «женское» в качестве «естественных» и «самоочевидных».43 Акцент на уникальности «местоположенности женщины» — как, впрочем, и кого бы то ни было — не должен скрывать из виду ни соотношение этого «места» со всеми другими, ни факт его «положенности» и «отведенности». Действительно, если патриархат (или, в иной транскрипции, андроцентризм) можно рассматривать как специфическую конфигурацию властных отношений, которая не является ни неизбежной, ни универсальной, то, рассуждая логически, этот же принцип может быть применен и к базовым категориям «мужчины» и «женщины», на которых и строится господство патриархата. Следующим логичес-
40 J. Scott, «The evidence of experience», p. 777.
41 J. Scott, «Universalism and the history of feminism», Differences, 1995, 7 (1), p. 13.
42 Критику работ Скотт см.: S. Stone-Mediatore, «Chandra Mohanty and the revaluing of «Experience», Hypatia, 1998, 13 (2); E. Varikas, «Gender, experience and subjectivity: The Tilly-Scott disagreement», New Left Review, 1995, 211.
43 Обзор дискуссий на эту тему см.: V. Barker, «Definition and question of 'woman'», Hypatia, 1997, 12 (2). См. также: W. Brown, «The Impossibility of women's studies», Differences, 1997, 9 (3); J. Scott, «Women's studies on the edge», Differences, 1997, 9 (3).
ким звеном в этой цепи рассуждений становится вопрос о том, не является ли, в конце концов, и само политико-половое деление и политико-половая стратификация источником существования патриархата. По словам Батлер, хотя ряд феминисток действительно склонен отождествлять пол и идентичность, необходимо подчеркнуть наличие и таких точек зрения в феминизме, согласно которым пол воспринимается как аналитическая категория, как начало отсчета теоретического исследования дифференциального отношения между властью и телами, которые, строго говоря, не могут быть сведены к идентитарным44 позициям.45
Под сомнение, таким образом, была поставлена политическая целесообразность «женщины» — да и «мужчины» — как категории, идентичности и политического субъекта. Указывая на логическую ловушку, в которой оказываются сторонники «женского опыта» и «женской» идентичности,46 Батлер отмечала:
Установление обязательной и уестествлённой (naturalzed) гетеросексуальности предполагает существование — и контроль за существованием — пола как бинарного отношения, с двумя различными категориями — «мужским» и «женским»; различие между категориями, в свою очередь, достигается посредством практик гетеросексуального желания. Дифференциация этих двух противоположных элементов приводит к внутренней консолидации «мужского» и «женского» и, соответственно, ко внутренней упорядоченности секса, пола и желания.47
Иными словами, используя генеалогический метод Фуко, Батлер постаралась показать, что конкретное господство конкретного «режима истины» (в данном случае дискурсивного производства «пола») строится на артикулированном различии меж-
44 Т. е, основанным на «идентичности».
45 J. Butler, «Revisiting bodies and pleasure», Theory, Culture and Society, 1999, 16(2), p. 13.
46 Об использовании понятия «идентичность» в современной социологичес кой теории смотри: К. Cerulo, «Identity construction: new issues, new directions», Annual Review of Sociology, 1997, 23.
47 J. Butler, Gender trouble, p. 23.
ду двумя терминами («мужское/женское»), устойчивая взаимосвязь между которыми обеспечивается нормализацией определенной практики («гетеросексуальность»). Согласно Батлер, половые практики как структурно вариативные явления приобретают свою стабильность в дискурсивных категориях «мужское» и «женское». Затем обе категории парной оппозиции «мужское/женское» оказываются деконтекстуализованными, изолированными и «приобретают» собственную логику развития, начиная выступать в качестве нормативных, т. е. предписывающих ту или иную модель поведения («мужские» и «женские» половые роли). Эти категории и модели оказываются «переведенными» на язык повседневных «микро-практик», способность (не) участвовать в которых и определяет социальную судьбу индивида. Дальнейшее развитие и кодификация этих практик приводит к тому, что и сами категории начинают восприниматься в качестве естественных, автономных и даже независимых друг от друга.48 Так становится возможной категория «женского опыта», якобы незамутненного влиянием «мужского господства».
Как замечает Батлер, в случае с «женским/мужским» (и шире — с «полом») мы имеем типичную ситуацию, при которой одновременно действуют две тенденции. Во-первых, категория («пол»), якобы призванная обозначить уже существующее («половое») различение, на самом деле наделяет его смыслом в качестве необходимой предпосылки своего собственного существования, и смысл различия/различения, таким образом, становится эффектом категории, ее последствием. Во-вторых, естественность и очевидная необходимость существования любой структуры достигается путем постоянного циркулярного воспроизводства/ повторения действия ее механизмов; соответственно, нарушение этого круговорота представляет наибольшую угрозу для самой структуры.49 В итоге, смысл «пола», как и смысл, допустим, «жен-
48 Понятно, что половое деление является лишь одной из форм подобной прак тики. Деление политического спектра на «правых» и «левых» выполняет ту же самую функцию: структурно «коммунисты» заинтересованы в существо вании «Союза правых сил» в не меньшей степени, чем «Союз правых сил» в существовании «коммунистов». Постоянное воспроизводство этого структур ного «различия» и есть условие политического существования обоих блоков.
49 J. Butler, «Further reflections on conversation of our time», Diacritics, 1997, 27.1, p. 14.
ского» опыта является очевидным лишь при наличие данных категорий и лишь в процессе их постоянного воспроизводства. Как пишет Батлер,
Действие пола, как и действие любой другой ритуальной социальной драмы, основано на повторяемости представления. Этот повтор является, с одной стороны, одновременно и инсценировкой, и переживанием уже сформировавшихся социальных смыслов, а с другой — будничным ритуальным подтверждением их общепринятости.... Пол не стоит понимать ни как стабильную идентичность, ни как источник дееспособности, дающий начало всем последующим действиям. Скорее пол есть форма идентичности, чье прошлое достаточно шатко, и чье внешнее существование возможно лишь посредством стилизованного повтора определенных действий..., посредством стилизации тела...50
Батлер, безусловно, далека от того, чтобы оспаривать реальное существование анатомических различий, биологических функций и т. п. явлений. Ее акцент на повторяемости как основе идентичности и на дискурсивной, категорической и категориальной природе идентичности направлен на другое — на невозможность апелляции к некой «уникальной», «аутентичной», «вне-социальной», «данной» и т. п. сущности, на невозможность вывести эту «сущность» из присвоенного, обжитого, приватизированного имени, будь оно мужским или женским. Имя есть данность, временная «местоположенность», но не заданность и не предопределение. И «сущность» — половая, национальная, возрастная и т. п. — определяется только постоянством поведения, т.е. систематическим воспроизводством (или неспособностью к воспроизводству) усвоенных норм. Соответственно, любые попытки строить политическое движение на основе той или иной идентичности лишь демонстрируют глубину этого усвоения. Имя, идентичность, категория в данном случае оказываются вырванными из словаря «режима истины», и предписанная ими микропрактика воспринимается в качестве единственно возможной.
50 J. Butler, Gender trouble, p. 140.
В противовес подобного рода «идентитарным формированиям», как называет их Батлер,51 акцентирующим источник происхождения своих нормативных комплексов — будь то анатомия (например, «женщины»), формы сексуальной практики («лес-бийство») или цвет кожи («афро-американцы») — Батлер выдвинула концепцию субъективности, прочно связанную с теорией власти, предложенной Фуко.52
Исходная посылка Батлер, в общем-то, проста. Закономерное превращение идентитарных движений в движения, которые можно было бы назвать иденциозными (идентичность + тенденциозность), с типичным возведением проблемы частного (опыта, например) до уровня всеобщего, становится возможным, во-первых, в результате полного отождествления/идентификации с доступной матрицей политического поведения («мы — женщины восточной Европы»; «мы — сторонники либеральных реформ» и т. п.), и во-вторых, в результате восприятия этих символических матриц как реально существующих и телеологически достаточных. Иденци-озное движение (например, «геев», «женщин», или «ветеранов») вне зависимости от его моральной окрашенности всегда выступает как логическое развертывание на практике — т. е. во времени и в пространстве — изначального идентификационного образа/ образца, поддержание «чистоты» которого становится неотъемлемой частью политики идентичности.53
Если целью концепции и феномена идентичности является стремление подчеркнуть телеологическую предопределенность политической деятельности и обеспечить реализацию логики развертывания идентичности, то субъективность связана скорее с логикой развития политического момента. Субъектив-
51 J. Butler, «Merely cultural», p. 37.
52 Подробный анализ различных аспектов теории субъективности, разраба тываемой Батлер, см.: М. Biddy, «Success and its failure», Differences, 1997, 9 (3); M. Lloyd, «Performativity, parody, politics», Theory, Culture and Society, 1999, 16 (2); V. Vasterling, «Butler's sophisticated constructivism: a critical assessment», Hypatia, 1999, 14 (3).
53 О двух противоположных взглядах на сущность политики идентичности см.: S. Bickford, «Anti-Anti-Identity politics: feminism, democracy, and the complexity of citizenship», Hypatia, 1997,12 (4) и W. Brown, States of injury: power and freedom in late modernity (Princeton: Princeton University Press, 1995); E. Hobsbawm, «Identity politic and the left», New Left Review, 1996, 217; L. Nicholson, S. Seidman, eds., Social postmodernism: beyond identity politics. Cambridge (New York: Cambridge University Press, 1995).
ность, иными словами, не претендует ни на выражение, ни на отражение глубинных интересов конкретного человека, а лишь подчеркивает ее/его дееспособность, его субъект -ность в конкретной ситуации и в конкретный отрезок времени. Как замечает Батлер, группы, строящие свою политическую деятельность на принципе субъективности, в качестве своего лозунга выбрали: «Действия, а не идентичность!»54 Субъективность в данном случае подчеркивает несовпадение, зазор, расхождение между имеющимися социально-политическими (и/ли сексуально-политическими) шаблоном/матрицей/идентичностью, с одной стороны, и интересами «исходного материала», с другой. Соответственно и акцентируется не борьба за власть или отстранение от власти, и не политическая философия, обосновывающая тот или иной политический шаг, а сам шаг, сама возможность продуктивного использования существующей конфигурации власти. Важно не кто стоит у штурвала, важно в нужном ли направлении идет корабль. И если маргинализация отдельных групп, т. е. их вытеснение к краям политического поля, является непременным условием существования господствующих групп, то подобного рода структурная взаимозависимость может быть использована и в политических целях «угнетенных». Маргинальный статус в данной ситуации является способом приобретения/сохранения позиции в пределах политического поля, способом приобретения субъектности, а, соответственно, маргинализация — формой субъективации.
Ссылаясь на работу Фуко по истории тюрем в Европе,55 Батлер замечает, что для Фуко процесс субъективации является ключевым в процессе формирования «заключенных». Субъективация при этом призвана описать двусторонний процесс — 1) процесс становления политически дееспособной личности («субъекта права») в ходе 2) подчинения существующим/навязываемым категориям. Индивид в данном случае «формируется или, скорее, формулируется посредством дискурсивно сконструированной «идентичности».56 Примеряя на себя статус и ярлык «заключенного», индивид приобретает возможность заявить
54 J. Butler, «Revisiting bodies and pleasure», Theory, Culture and Society, 1999, 16 (2), p. 12.
55 M. Foucault, Discipline and punish. (Harmondsworth: Penguin, 1977).
56 J. Butler, The psychic life of power: theories in subjection (Stanford: Stanford University Press, 1997), pp. 84, 25.
136
о своих правах и, таким образом, поставить под сомнение уже сложившийся баланс сил.57 В отличие от раз и навсегда «приклеенной» идентичности, субъектность существует лишь как эффект субъективации, т. е. как результат постоянного повторения процесса производства и подчинения субъекта. Подчинение, в конце концов, есть не только демонстрация существующей иерархии, но и признание места и статуса подчиненного в этой иерархии.
Именно эта необходимость «повторения производства», вызванная невозможностью существования раз и навсегда сконструированного субъекта, или, говоря иначе, именно эта невозможность изоляции субъекта от потенциального воздействия иных капилляров власти, именно эта ограниченность власти, ее неспособность исчерпать или предопределить все субъективные возможности, эта зависимость от ее постоянной циркуляции и является предпосылкой возможного сопротивления.
В Введение в гендерные исследования Ч I Учебное пособие Подред И А Жеребкиной Харьков ХЦГИ СПб Але тейя с ISBN... Издание осуществлено при финансовой поддержке... Фонда Дж Д и К Т Макартуров В рамках проекта ХЦГИ Университетская...
В рамках проекта ХЦГИ «Университетская сеть
по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР»
Рекомендовано к печати Ученым советом
Харьковского национального университета им.В.
Гендерная проблематика в политических науках
1.Гендерная проблематика в политической
теории................................................................................ 80
Ирина Чикалова
1. Но
Социология гендера
1.Социальное конструирование гендера:
феминистская теория .................................................... 147
Елена Здравомыслова, Анна Темкина
1
Гендерная проблематика
в экономической теории...................................................
Елена Мезенцева
1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической
Гендерная проблематика
в исторических науках..................................................... ,
Наталья Пушкарева
1. Введение: гендерная методология в истории — 2. «Ее ист
Гендерная проблематика в психологии
1. Гендерные исследования в психологии........................ 312
Елена Иванова
1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии —
2.
Гендерная проблематика в теории культуры
1.Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований.............................................. 427
Альмира Усманова
1. Введение: пол и гендер в
Мужские исследования: меняющиеся мужчины
в изменяющемся мире....................................................... 562
Игорь Кон
1. «Кризис маскулинности» и мужские движения — 2. Мужские иссле
Алфавитный указатель
Предисловие
Главная цель данного учебного пособия — способствовать внедрению новой академической дисциплины гендерных исследований в систему высшего постсоветско
Возникновение и развитие женских исследований
Связь женских исследований с новыми социальными движениями. Термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северно
Возникновение и развитие гендерных исследований
Причины возникновения и основные отличия университетских программ гендерных исследований. Проблема различий между гендерными и женскими исследованиями связана, во-первых, с эво
Степень магистра искусств по программе
«Гендер, литература и современность»
(одновременно со степенью по английскому языку)
1.Современная феминистская теория
Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности
В этом параграфе основным принципом изложения выбран не исторический принцип изложения основных концепций женской субъективности как иного, а теоретические осмысления этой проблемы в тех фил
Женская сексуальность в феминистской теории
Критерий сексуальности внутри структуры женской субъективности имеет огромное значение в западной феминистской теории, потому что понятие сексуальности в ней является феминистским аналогом понятия
Противоречия и проблемы в теории современного феминизма
Противоречия между англо-американским и французским феминизмом. По мнению Алис Жардин, специально посвятившей исследованию этой проблемы известную книгу Gynesis. Конфигурация женщины и со
Новое женское движение
В стремлении к политическим переменам миллионы американцев и жителей Европы, начиная с 1960-х годов, стали участниками трех социальных движений — черного освободительного за гражданские права, анти
Женщины в традиционной политической теории
Развитие относящихся к женщинам исследований в политической науке характеризуется следующими парадигмами — полная невидимость, ограниченная видимость, видимость. Устранение женщин на протяжении сто
Феминистская методология в политической теории
Повторный всплеск женского движения во второй половине 1960-х годов инициировал в политических науках академические дебаты по многим проблемам истории и современного состояния общества, исследовани
Политические требования феминизма
Тем не менее, к 1990-м годам в мире в целом стало расти понимание необходимости переоценки системы ценностей и перенесения запросов прежде «неинтересных» для общества
27
Расширение исследовательской базы в 1990-е годы
К 1990-м годам проблемы «женщина и политика», «политическое участие женщин» приобрели статусный характер: количество и разнообразие научных работ значительно превзошло вышедшие в предыдущие два дес
Пол и политика: постановка проблемы
Политические теории, несмотря на кажущееся разнообразие предлагаемых ими решений, в сущности, довольно схожи в
1 Шестов Л. Власть ключей // Сочинения в 2-х тт. Т. 1. Москва: Нау
Социальное конструирование гендера как феминистская критика
В Энциклопедии феминизма, опубликованной в 1986 году, социальный конструктивизм определяется в самом общем виде как «представления, что статус женщины и кажущееся естественным различие между
Теоретические основания
Для прояснения сути той или иной специальной теории надо показать ее место в поле современной социологии. Социально-конструктивистская интерпретация гендерных отношений не является автономной, она
Основные положения
1) Гендер и власть
Одним из самых существенных тезисов конструктивизма является тезис об инкорпорированности властных отношений в гендерные. В
Задачи конструктивистского анализа
Методологические принципы, сформулированные в теоретических построениях, непременно сказываются в формулировке исследовательских задач. Прежде всего, перед исследователем встает необходимость выясн
Понятие феминистской эпистемологии
В рамках эпистемологических дебатов различаются собственно эпистемология, методология и метод исследования. Эпистемология (теория познания) — это учение о том, каким образом люди оказываются способ
Субъект познания: феминистские интерпретации
В социологических текстах вместо термина «субъект познания», утверждают феминистки, следует читать: «мужчина, занимающий господствующую социальную позицию». На самом деле никакого абстрактного субъ
Объект познания: феминистские интерпретации
Объективность эмпирически обнаруженных социальных фактов подвергается сомнению. Эти факты игнорируют целый ряд опытов, в частности, опыт женщин либо вовсе не представлен в исследовательском поле, л
Отношения между субъектом и объектом: феминистские интерпретации
Феминистская деконструкция приводит к заключению, что субъект-объектные отношения в процессе познания представляют собой отношения власти. В классической социологии отношения власти описываются в к
Женский опыт как основание феминистской эпистемологии
Критика позитивистской эпистемологии обусловлена осмыслением женского опыта, отличающегося от того опыта, который является центром социологического интереса. Женский
опыт был осмыс
Феминистский позиционный подход
В рамках позиционного подхода утверждается, что объективное знание может быть получено на основе общего женского опыта, т. е. опыта дискриминации, опыта страдания и опыта сопротивления. Клас
Постмодернистская феминистская эпистемология
Четвертый вариант альтернативной эпистемологии вписывается в рамки постмодернизма (Фуко, Деррида, Бодрийяр). Такая эпистемология отрицает идею нейтральных «фактов», суще-
Методы феминистского исследования
Эпистемология как теория познания не является абстрактной философской позицией, ее выбор определяет рамку стратегии и техники исследования. В феминистском исследовании предметом изучения становится
Проблема выбора метода
Рассмотрим некоторые из постулатов феминистски ориентированного социального исследования и методологическую дискуссию вокруг них.
Основной методологический конфликт, который призваны разре
Биографическое исследование
Биографический метод наиболее уместен там, где объект еще не достаточно изучен и не представлен в социологических понятиях и теориях, где поля социального действия закрыты для непосвященных, где в
Анализ и интерпретация изображений
Социологическое понимание изображения построено таким образом, чтобы герменевтическими и семиотическими средствами расшифровать содержание социальных значений и смыслов
52 Возмо
Психоаналитическая интерпретация текста
Ортодоксальный психоаналитический текстуальный анализ концентрирует внимание прежде всего на содержательном изображении, не учитывая форму письменного языка и формально-эстетическую образность.
Анализ языка тела
Исследования в этой сфере62 в поисках ключа к личности через невербальную коммуникацию неоднократно констатировали неоднозначность интерпретации языка тела и взаимосвязи между формами вы
Марксизм
В отличие от неоклассического подхода марксизм делает основной акцент не на отношениях, складывающихся в сфере обмена (теория рынков), а на отношениях производства. По Марксу, экономические отношен
Концепция человека» в институциональной экономической теории
Институциональная экономическая теория также опирается на определенные предпосылки относительно человеческого поведения. В числе этих поведенческих предпосылок обычно указывают ограниченную раци
Человеческий капитал
Человеческий капитал — понятие, которое было предложено Г. Беккером для обозначения тех вложений, которые ложатся на плечи самого работника при выходе на рынок труда. Изначально в понятие человечес
Марксизм
В работах исследователей марксистской ориентации проблематика семьи и домашнего хозяйства, как правило, носит подчиненный характер, либо прочно увязывается с ситуацией в публичной сфере (конкретно
Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики
В рамках гендерного подхода публичная сфера чаще всего рассматривается экономистами через призму отношений, складывающихся на рынке труда. Этот аспект гендерных отношений находит отражение как в ра
Гендерная сегрегация в занятости
Под гендерной сегрегацией (или профессиональной сегрегацией по признаку пола) понимается устойчивая тенденция трудоустройства мужчин и женщин по строго определенным профессиям, отраслям и должностн
Дискриминация в занятости
Статья 1 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин определяет дискриминацию как «...любое разграничение, изоляцию или запрет, основанные на половых различиях, которые им
Ее история»: рождение исторической феминологии
гендерная концепция в гуманитарном знании берет свое начало в событиях конца 60-х годов. Ее рождение было подготовлено во-первых, молодежными движениями конца 1960-х гг., зн
Что такое историческая феминология?
В среде историков на появление women's studies откликнулись прежде всего — как это было и с другими гуманитарными науками — ученые-женщины. Свою задачу они увидели в том, чтобы оживить женск
Чего достигла историческая феминология?
Историческая феминология выполнила свою главную задачу — вернула женщин истории. На Западе упомянутое «возвращение» выразилось в появлении специальных глав в разделах учебников, где рассказывалось
Пол (гендер) и мозг человека
Как уже отмечалось выше, психология начала свое движение по пути гендерных исследований с постановки проблемы индивидуальных и половых различий. Понятие гендера как социального или социокультурного
Гендерные различия в когнитивной сфере
Когнитивная сфера с точки зрения гендерных различий также является той областью психологии, которая привлекает к себе внимание исследователей. Хотя исследования познавательных способностей мужчин и
Тендер и эмоции
Уже общим местом как в научном дискурсе, так и в обыденной жизни стало утверждение о том, что женщины более эмоциональны и имеют более развитую интуицию, чем мужчины. Причем это утверждение характе
Гендерные роли
Первым представителем ролевой теории с полным правом может считаться Шекспир, написавший:
Весь мир — театр,
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, у
Гендерная идентификация
Психология начинала разработку этого вопроса с проблем половой идентичности — осознанной принадлежности человека к определенному полу. Как пишет И.С. Кон, это «результат сложного биосоциального про
Гендерные стереотипы, предрассудки, установки
Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (че
Феминистская психология
Понятие феминистской психологии только начало складываться. Сандра Хардинг, занимающаяся философией науки, сделала следующую классификацию феминистских подходов к изучению гендера:57
Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения
История взаимоотношения феминизма и психоанализа достаточно неоднозначна. С одной стороны, феминистская теория использует методологию психоанализа, с другой стороны, исходные идеологические установ
Фрейдовская теория гендера
Заслуга Фрейда, по мнению феминистских исследовательниц, состоит в том, что вместо абстрактного субъекта классической философии он исследует специфику гендерных отношений, помещенных в конкретную п
Феминистская критика Фрейда
Феминистские теоретики критическим образом оценили основные выводы психоанализа. Кейт Миллетт в знаменитой книге Сексуальная политика (1970)5 подвергает критическому осмыслению би
Значение теории Лакана для феминистского психоанализа
Теория Жака Лакана оказала огромное влияние на развитие феминистского психоанализа, в частности, на развитие концепции желания как основной структуры женской субъективности в постлакановском психоа
Тезис «знание-власть» в антропологии
Идея о том, что отличие между женскими и мужскими исследованиями должно быть, то есть что знание социально сконструировано, а потому «необъективно», пронизано отношениями власти и зависит от
Основные положения феминистского проекта в антропологии
1) Женщина как субъект в антропологии
Представить женщину «нормальным» субъектом истории и общества, обладающим агентивностью и инициативой, возможно только деконструировав з
Феминистская критика антропологии
1) Критика эволюционных теорий в антропологии
Постепенно эволюционные теории стали все менее удовлетворять антропологов. Во-первых, они исходят из идеи истории как развития от перво
Кант о различии мужского и женского разума
Иммануил Кант (1724-1804), основоположник немецкой классической философии — наиболее значительный после Руссо теоретик гендерной проблематики эпохи Просвещения. Для Канта разум — это основное качес
Женское/телесное в философии Ницше
С одной стороны, философия Ницше (1844-1900) известна своей мизогинистской идеологией. С другой стороны, Ницше, по признанию современных, в том числе феминистских философов, принадлежит исключитель
Гендерная проблематика в теории культуры
Альмира Усманова
1. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований
1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-куль
Гендер и культура: антиэссенциализм как культурализм
Таким образом, антиэссенциалистский поворот в феминизме можно было бы также охарактеризовать как «культурализм»: речь идет об эпистемологической установке, сложившейся в недрах культурной антрополо
Тендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре
Если традиционная левая критика массовых коммуникаций была направлена на разоблачение классового угнетения в публичной и производственной сфере (пространства больших заводов, фабрик, формы контроля
Flashback: взгляд в недавнее прошлое феминистской критики
История и теория искусства в феминистской перспективе — явление сравнительно недавнее (самое большее — 20-летней давности). Тем не менее и здесь уже различимы, по крайней мере, два этапа ее развити
Основные темы феминистской критики искусства
Как уже отмечалось, на первом этапе главной темой феминистской критики являлась критика мужского доминирования в истории искусства. Постепенно обозначились и другие проблемы, повлекшие за собой сер
Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
Экофеминизм как идеологическое движение и теоретическое направление в экологии возник в начале 70-х годов сначала во Франции и США, а затем во многих других странах. Согласно экофеминизму, сексизм
Экофеминизма
Либеральный, спиритуалистический (культурный) и социалистический (социальный) экофеминизмы озабочены ухудшением взаимоотношений между обществом и природой, но каждый по-своему оценивает методологич
Елена Горошко
Linguistic freedom is the precondition for the realization of other, fundamental rights.
Tove Skutnabb-Kangas,
How the Kurds are deprived
of Linguistic Human Right
Возникновение и основные направления лингвистической гендерологии
Понятие «гендера» вошло в современную лингвистическую парадигму гораздо позже, чем в другие гуманитарные науки, а именно во второй половине этого столетия. Первоначально работы в данной области воз
Возникновение феминистской лингвистики
Феминистская лингвистика или же феминистская критика языка возникла в языкознании в 60-70 годы нашего века. Её возникновение было обусловлено целым рядом причин как экстралингвистического, так и ин
Теоретические основы феминистской лингвистики
Теоретической базой для феминистской критики языка послужили как основные концепции критической лингвистики, так и некоторые воззрения В. Гумбольдта и его последователей, а также знаменитая гипотез
Основные течения в феминистской лингвистике
В настоящий момент можно выделить два основных направления в феминистской критике языка. Первое исследует дискриминацию образа женщины в языковой картине мира или «асимметрии в системе языка, напра
Грамматическая категория рода и проблема референции
К исследованиям данного направления относятся и работы, изучающие понятийную обусловленность категории рода и в связи с этим, например, затрагивающие проблему, имеют ли личные существительные мужск
Дискурсивное направление» феминистской лингвистики
Не менее обширным является и второе, «дискурсивное» направление феминисткой критики языка.52 Интерес предста-
51 S. Romaine, Communicating Gender (London: Oxfo
Теория двух культур Д. Таннен
В работах последующего поколения ученых была даже выдвинута гипотеза «дефицитности» женской речи, которой не хватает «речевых средств» для выражения своей уверенности и возможности доминировать в д
Реформирование языка. Новые гендерные политики
Самых больших успехов феминистская лингвистика добилась в области феминисткой реформы языка и в попытках влияния на языковую политику государства.
Результатами феминисткой критики языка ст
Значение феминистской лингвистики для языкознания
В заключении подчеркнем значение, которое оказала феминистская лингвистика как на гендерную проблематику в языкознании, так и на развитие языкознания в целом.
Во-первых, стремление феминис
Понятие женской литературы
1) Теоретические подходы: понятие «гинокритики» В 1985 году в США под редакцией Элейн Шоуолтер вышла книга Новая феминистская критика, в которой были собранны ставшие классическими ра
Кризис маскулинности» и мужские движения
Начиная с 1970-х годов, сначала на Западе, а затем и в СССР стали много говорить и писать о том, что традиционный мужской стиль жизни, а, возможно, и сами психологические свойства мужчины не соотве
Мужские исследования и парадигмы маскулинности
До середины 1980-х годов мужским проблемам посвящались преимущественно популярные книги и исследования медико-биологического характера. Затем количество публикаций стало расти в геометрической прог
Биолого-эволюционный подход
Трактовка маскулинности как совокупности природных качеств, отличающих мужчин (самцов) от женщин (самок), исторически является древнейшей. Ее формулировку можно обнаружить уже у древнегреческого ис
От мужских ролей к гендерным идентичностям
Становление новой парадигмы маскулинности, получившей широкое распространение в последние 15 лет, тесно связано с общими тенденциями не только гендерных исследований, но всего современного человеко
Маскулинность как история
Коль скоро «кризис маскулинности» связан с изменением социальных условий, признаки и причины перемен нужно искать не столько в индивидуальной психологии, сколько в социально-экономических процессах
Права женщин в контексте прав человека
Проблема прав женщин является неотъемлемой составляющей проблематики прав человека, как одного из важнейших достижений цивилизации. С момента зарождения движения за права человека и принятия первых
Право на жизнь
Право на жизнь — одно из основных прав каждого человека, независимо от пола. В широком смысле оно охватывает и право на здоровье, достоинство и личную неприкосновенность. На первый взгляд может пок
Право на здоровье
Право на здоровье для женщин во многом определяется тем, имеется ли у женщин весь комплекс репродуктивных прав и могут ли они реально ими пользоваться. Основу репродуктивных прав граждан сос
Право на достоинство и личную неприкосновенность
Право на достоинство — одно из основополагающих прав человека. С него начинается Всеобщая декларация прав человека, в статье 1 которой сказано, что «все люди рождаются свободными и равными в своем
Право на образование
В Венской декларации и Программе действий по правам человека особо обращается внимание на то, что «система образования во всех государствах должна быть направлена на укрепление уважения к правам че
Право женщин на свободу выбора жизненного пути
Способность женщин производить на свет потомство не могла не оказать существенного влияния на восприятие обществом материнства как естественного предназначения женщин. Промышленная, а впоследствии
Право на труд
Становление института прав человека на международном и национальном уровнях прошло целый ряд этапов. В числе важнейших из них должно быть по справедливости названо отпочкование от гражданского (час
Политические права женщин
Обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения на участие в политической жизни страны — необходимая предпосылка и условие построения правового государства. И в этом план
Женщины в органах исполнительной власти
Специфика исполнительной власти состоит в ее иерархичности. Исполнительная власть действует эффективно лишь при условии, если в основе ее построения и функционирования лежит принцип вертикали орган
Участие женщин в принятии решений в сфере экономики
В решениях IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине с большим беспокойством отмечается, что женщины практически не принимают участия в процессе принятия экономических решений, включая
Либеральная концепция феминизма в женском движении США
Либеральная концепция «естественных прав» определяла программные требования новых организаций 1960-х годов. Речь шла о предоставлении женщинам в полном объеме индивидуальных прав, которыми располаг
Концепция радикального феминизма в женском движении США
Параллельно в этот период начинает оформляться вторая, радикальная ветвь американского феминизма — «освободительное движение». Это течение вырастало постепенно из движения
6 Lan
Кейт Миллетт, Сексуальная политика
В 1970 году выходит книга Сексуальная политика10 одной из известных активисток «освободительных» групп Кейт Миллетт, которая первой дала расширительное применение термина «политик
Значение темы репродуктивных прав для женского движения
Центральное место в движенческой активности по реформированию репродуктивных практик заняла кампания за предоставление американкам права на аборт. Кампания с самого начала объединяла оба крыла движ
Значение темы насилия для теории и
практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер,Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон,Сексуальные домогательства к работающим женщинам
В с
Движения США для развития демократии
«Феминизм различий», или множественность феминизмов определяли новый этап в идеологии и практиках женского движения США в 1980-1990-е годы. На смену коллективным действиям 1960-1970-х годов приходи
Влияние движения на политику
Женское движение, по мнению его исследователей, оказало существенное влияние на политическую систему. Отмечаются три основных направления влияния на политику: 1) идеи движения абсорбируются обществ
НОВЫЕ КНИГИ О ГЛАВНОМ
Санкт-Петербургское издательство «Алетейя» существует с 1992 г. (первоначально как редакционно-издательская группа, с марта 1993 г. как самостоятельное предприятие). Его создатели — молодые философ
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов