Человек — это вечная проблема, которая вечно решается"

Введение

 


 


УДК 572 ББК 28.7 я73 Р 18

"Человек — это вечная проблема, которая вечно решается" А. Ф.Лосев.

 


Рецензенты: профессор кафедры психологии труда МГУ О.Г.Носкова

профессор, зав. кафедрой психологии Байкаль­ского экономического университета А.Д.Карнышев

профессор кафедры философии Иркутского ин­ститута инженеров железнодорожного транспорта А.В.Мельникова

Райгородская И.А., Райгородская Ж.И.

ISBN 5-94327-166-Х Учебное пособие предназначено для студентов-психологов. Может быть… Научный редактор — доцент кафедры отечественной исто­рии Иркутского государственного педагогического университе­та В.…

Введение

Антропология — одна из древнейших наук, так как уже в глубокой древности люди задавались вопросом о том, что такое человек. С другой стороны — это наука молодая, так как только в XX веке она подошла к интеграции знаний о человеке и начали намечаться контуры важнейших закономерностей.

Ключевые направления в развитии антропологии заданы работами Иммануила Канта и концепцией биологической эволюции человека Чар­лза Дарвина. Основная проблематика сложилась в последней четверти XIX века. Она включает задачи развития многих научных направлений: естественная история человека (его морфология, биология, психофизио­логия); палеоэтнология (антропогенез и история человека); психология (формирование и эволюция душевной и духовной жизни человека); социо­логия (отношения людей между собой в процессе труда и деятельности и законы функционирования общества); лингвистика (образование языков, их связи и законы); мифология (возникновение, история и взаимодействие религий); культурная антропология (эволюция материальной и духовной культуры, становление обычаев, права, морали); философская антропо­логия (определение места и роли человека в мире) и другие. Все факты о человеке, накопленные в этих науках, не могут быть просто суммированы. Более того, выводы и открытия в науке и философии часто разноречивы и принципиально не сводимы воедино. Между тем, главной задачей сегод­няшнего дня в науке о человеке является поиск пути к интеграции этих знаний, выработка методологии, позволяющей понять человека во всей его целостности. Кроме того, жизнь ставит целый ряд новых проблем.

Особым феноменом жизни человека является его духовный мир. Ду­ховность отражает культурные, социальные, правовые, экономические, идеологические связи человека с его окружением. В течение длительного времени проявления духовной жизни считались объектом рассмотрения религиозных философов и богословов. Между тем, феномен духовности имеет глубокие биологические и психологические корни, тесно связан со всеми другими проявлениями сущности человека и, по-видимому, пони­мание его несет в себе очень большие объясняющие и предсказывающие возможности.

Одной из важнейших проблем современности является выработка но­вых принципов гуманизма, нравственной философии жизни. В двадцатом веке произошло так много преступлений против человечества, случаев ге­ноцида, терроризма, массового садизма, что это вновь порождает вопро­сы о природе человека, о силах, управляющих его поведением и челове­ческим обществом.

Открывшаяся возможность широкого знакомства с зарубежной лите­ратурой (в частности, философской и социологической) позволяет взгля-


нуть на проблемы антропологии под новым углом зрения, без идеологи­ческих шор, и может стать толчком для ее дальнейшего интенсивного раз­вития.

Чрезвычайно важно появление перспективы реального практическо­го применения антропологических знаний. Потребность в этих знаниях всегда ощущалась психологами, учителями, врачами. В последние годы об этом заговорили юристы (В.С.Нерсесянц, 1998, Н.Рулан, 1999). В про­цессе проведения экономических реформ в России был поднят вопрос о необходимости антропологической экспертизы в экономике для более пол­ного учета потребностей индивидуального конкретного человека во избе­жание "экономике- и политикоцентризма" (В.В.Шаронов, 1996, 1997).

Настоящее учебное пособие адресовано, главным образом, студентам-психологам и культурологам. Мы рассматриваем его, как пропедевтичес­кое, ознакомительное, видим свою цель в том, чтобы ориентировать сту­дентов в важнейших, базовых для понимания человека проблемах, а так­же в том, чтобы консолидировать комплекс дисциплин биологического и гуманитарного цикла.

Авторы выражают свою глубокую благодарность Александру Бори­совичу Бургутину, Виктору Михайловичу Ветрову, Наталье Александровне Журавлевой, Галине Николаевне Михнюк за их заинтересованное внима­ние, поддержку и помощь в написании настоящей работы.


МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ 1.1. Методология антропологического знания

1. Историзм, обязательное рассмотрение любого явления в его эволю­ционном становлении и развитии. 2. Принцип диалектико-материалистического видения процесса эво­люции как… По аналогии с ходом его рассуждений можно объяснять адаптивную эволюцию гоминид. Например, момент дивергенции в отряде…

Изучение биологической эволюции человека

В учении об антропогенезе ископаемый костный материал изучается с целью выделения систематических групп (таксонов), установления их родственных… Наряду с анализом фактического материала в эволюционной биоло­гии широко… Моментом образования нового таксона считается установление нескре­щиваемости дочерней популяции с родительской. В…

Археологические методы в антропологии

тем и в иных формах. Антрополог получает новый материал для суждения о развитии человека. Это — артефакты — следы деятельности первобыт­ного… Археологические и палеоантропологические данные, в отличие от ре­зультатов… Датирование в археологии и палеоантропологии является тем, "упо­рядочивающим фактором", который в наибольшей…

I. Схема геохронологии третичного и четвертичного периодов

(по Е.Л.Хрисанфовой, И.В.Перевозчикову, 1991)

Эра   Период   Эпоха   Возраст (в млн. лет)  
КАЙНОЗОЙ   четвертичный (антропоген)   голоцен (геологическая современность)   0.01  
третичный   неоген   плейстоцен   2(0.75 — 3.5)  
плиоцен   5(5-10)  
миоцен   22(22 — 27)  
палеоген   олигоцен   37 (36 — 38)  
эоцен   55(52 — 58)  
палеоцен   65(62 — 67)  

Так же, как природа плейстоцена не имеет современных аналогов, куль­тура человека каменного века не сопоставима ни с одной из современных культур. Поэтому наши представления о ней являются результатом двой­ной экстраполяции: определение функций орудий и границ их примене­ния, затем моделирование деятельности человека в определенной среде обитания с определенным набором орудий.

В эпоху палеолита наиболее массовыми артефактами были каменные орудия. В ранние периоды палеолита орудия были так грубо обработаны и так мало отличались от природных каменных обломков, что вырабо­тался определенный свод критериев, по которым артефакт отличается от природного обломка камня. Эти критерии следующие:

1. нахождение орудия, как правило, связано с культурным слоем;

2. наличие не единственного экземпляра, а серии орудий;

3. отличие формы орудия от форм окружающих камней;

4. правильность огранения камня, соблюдение определенного поряд­ка последовательности сколов;

5. наличие ударного бугорка близ точки удара и волнистость, расхо­дящаяся от него, раковистый излом близ точки удара, иногда (при очень резком сильном ударе) следы выкрашивания чешуек кремня;

6. поверхность орудий (как и природных камней) обычно покрыта патиной — окисленная поверхность камня выглядит более темной, чем его сколы. Различия в цвете поверхности камня и сколов также являются ин­дикатором искусственной обработки камня.

Археолог ставит перед собой цель реконструкции образа жизни и быта, экономической и социальной организации, региональной и временной специфики человеческих обществ прошлого. Собственно артефакт не со­держит этой информации. Сведения об артефактах обобщаются в понятие археологической культуры с учетом следующих факторов:

1. установление и статистическая оценка общего состава инвентаря: обломки, оббитые гальки, первичные сколы, осколки, нуклеусы, нуклевид-ные обломки, отщепы, пластины, чешуйки, орудия;

2. установление техники расщепления камня и его вторичной обработ­ки — намеренное рассечение, оббивка, подтеска, ретушь;

3. типология инвентаря: скребла, скребки, резцы, долотовидные, зуб­чато-выемчатые орудия и другие.

На основе этих данных определяется функциональная и культурная спе­цифика археологического памятника — принадлежность к определенной эпохе, историко-культурной области, локально-хронологическому вариан­ту культуры, пути и линии развития, индустриальному стволу и т. п. Основ­ные критерии выделения культуры — это хозяйственная специфика памят­ника в целом и его частей, наличие сложных и специфических типов изде­лий, отличающихся от стандартного набора, и мелкие детали оформления, не связанные напрямую с функцией. Кроме орудий древнего человека архео­логи изучают другие базовые элементы человеческой культуры: жилища и поселения, мастерские и места добычи сырья, погребения и могильники, сви­детельства обрядово-ритуальной деятельности, украшения и факты искус­ства. Обобщенный археологический материал затем служит для интерпре-


II. Геохронологическое членение четвертичного периода

Ш. Основные археологические подразделения палеолита и их сопоставление с подразделением четвертичного периода

(по П.И.Борисковскому, 1977)

Эпохи четвертичного периода (в тысячах лет)   Абсолютный возраст (в тысячах лет)   Периоды и эпохи палеолита    
вюрм   10 10 35 ~80 =100 =150   поздний палеолит    
рисс-вюрм   н s ч 0 U ч ев С « я X т и Р. Ч   мустье    
рисе   поздний и средний ашель    
миндель - рисе   -400    
-500   древний ашель (аббевиль, шелль)    
миндель   *jjj    
гюнц - миндель   =900 1000-1400 =2600 3000-3500    
олдувай (дошелль)    
гюнц    
дунай    
     
неоген    

тации его в плане антропологии, построения гипотез об эволюции интел­лекта первобытного человека, особенностях его поведения, общественной организации и различных проявлений духовной жизни.

Эпохи и периоды культуры в археологии принято называть по наиме­нованию того памятника, для которого эта культура наиболее типична или впервые описана. Например, олдувай, мустье, шатель перрон, магле-мозе и другие.

О развитии духовной культуры, языка, магических и ритуальных прак­тик, мировосприятии людей глубокой древности судят по косвенным сви­детельствам. Часто ключом для понимания какого-либо культурного фе­номена прошлого служит расшифровка смысла обычаев современных на­родов дописьменной культуры. С развитием этологии антропологи стали внимательнее относиться к поведенческим стереотипам и проявлениям пси­хических атавизмов. Все большее место в антропологии начинают зани­мать психологические методы и объяснение антропологических феноме­нов с позиции психологии.

Резюме

Человек — существо надприродное, представляет собой итог как биоло­гической, так и социальной эволюции. Изучение человека методами ес­тественных наук дает ограниченное, неполное, фрагментарное знание. Также невозможно получить исчерпывающую картину становления и бытия человека методами только гуманитарных наук. Адекватный ме­тодологический подход к изучению человека вырабатывается путем объе­динения методов разных наук, прежде всего, эволюционной биологии и археологии, но так же — этологии, этнографии, социологии. Базой ин­теграции знаний о человеке в описательной антропологии служит фило­софия, предлагающая развитой категориальный аппарат, диалектичес­кий метод и системный подход. Объясняющая антропология опирается на методы физиологии, психологии и генетики.

Вопросы для самопроверки

. Каковы методологические основы антропологии? 2. Определить понятие биологическая система и филогения? 3. Что дает для изучения человека знание биологической систематики?

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИИ

Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю антропологии, истинное понимание происхождения, места и роли человека в природе начинает складываться только после работ Ч.Дарвина, а подлинный рас­свет этой науки начался в середине XX века.

Приведем хронологию важнейших событий, этапов формирования научных концепций и некоторых антропологических находок.

Додарвиновский период

Первая половина XVII века— работы Рене Декарта (1596-1650), осно­вателя физиологии и психологии Нового времени. Человек рассматрива­ется им как… 1717 г. Михаил Маркати, заведующий Ватиканским ботаническим са­дом, написал… 1735г. К.Линней (1707-1778) издает книгу "Система природы", в ко­торой выделил вид Homo sapiens, поместив…

Современные представления в антропологии. Сомнения в стадиальной гипотезе антропогенеза

1982 г.На берегу р. Лены в 140 км. выше Якутска в устье ручья Диринг-Юрях было найдено четыре погребения. Находка стала нача­лом исследования… оледенений не было. Стоянка исследуется Ю.А.Мочановым. Находки сто­янки Диринг… 1. два вида приматов — берберийские и японские макаки легко пере­носят холодные зимы;

Резюме

Представление о генетической связи человека с животным миром сло­жилось еще в античности. Позже, вплоть до середины XIX века, ра­зумные представления отдельных ученых и философов соседствовали с суевериями и неприятием самой мысли о древности человека и его эволюционном развитии. Учение Ч.Дарвина изменило ситуацию и эво­люционная идея стала господствующей в науке. Накопление археоло­гических находок привело к утверждению стадиальной гипотезы эво­люции человека. Однако, открытия последних десятилей XX века ста­вят под сомнение прямолинейный эволюционизм предшествующего периода. Предполагается, что эволюция шла значительно более слож­ным путем.

Вопросы для самопроверки

2. Представления о происхождении человека в XVIII — первой поло­вине XIX века. 3. Основные положения учения Ч.Дарвина. 4. Развитие учения Ч.Дарвина. Формирование современной теории эволюции.