Реферат Курсовая Конспект
Человек — это вечная проблема, которая вечно решается" - раздел Социология, Введение ...
|
Введение |
УДК 572 ББК 28.7 я73 Р 18 |
"Человек — это вечная проблема, которая вечно решается" А. Ф.Лосев. |
Рецензенты: профессор кафедры психологии труда МГУ О.Г.Носкова
профессор, зав. кафедрой психологии Байкальского экономического университета А.Д.Карнышев
профессор кафедры философии Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта А.В.Мельникова
Введение
Антропология — одна из древнейших наук, так как уже в глубокой древности люди задавались вопросом о том, что такое человек. С другой стороны — это наука молодая, так как только в XX веке она подошла к интеграции знаний о человеке и начали намечаться контуры важнейших закономерностей.
Ключевые направления в развитии антропологии заданы работами Иммануила Канта и концепцией биологической эволюции человека Чарлза Дарвина. Основная проблематика сложилась в последней четверти XIX века. Она включает задачи развития многих научных направлений: естественная история человека (его морфология, биология, психофизиология); палеоэтнология (антропогенез и история человека); психология (формирование и эволюция душевной и духовной жизни человека); социология (отношения людей между собой в процессе труда и деятельности и законы функционирования общества); лингвистика (образование языков, их связи и законы); мифология (возникновение, история и взаимодействие религий); культурная антропология (эволюция материальной и духовной культуры, становление обычаев, права, морали); философская антропология (определение места и роли человека в мире) и другие. Все факты о человеке, накопленные в этих науках, не могут быть просто суммированы. Более того, выводы и открытия в науке и философии часто разноречивы и принципиально не сводимы воедино. Между тем, главной задачей сегодняшнего дня в науке о человеке является поиск пути к интеграции этих знаний, выработка методологии, позволяющей понять человека во всей его целостности. Кроме того, жизнь ставит целый ряд новых проблем.
Особым феноменом жизни человека является его духовный мир. Духовность отражает культурные, социальные, правовые, экономические, идеологические связи человека с его окружением. В течение длительного времени проявления духовной жизни считались объектом рассмотрения религиозных философов и богословов. Между тем, феномен духовности имеет глубокие биологические и психологические корни, тесно связан со всеми другими проявлениями сущности человека и, по-видимому, понимание его несет в себе очень большие объясняющие и предсказывающие возможности.
Одной из важнейших проблем современности является выработка новых принципов гуманизма, нравственной философии жизни. В двадцатом веке произошло так много преступлений против человечества, случаев геноцида, терроризма, массового садизма, что это вновь порождает вопросы о природе человека, о силах, управляющих его поведением и человеческим обществом.
Открывшаяся возможность широкого знакомства с зарубежной литературой (в частности, философской и социологической) позволяет взгля-
нуть на проблемы антропологии под новым углом зрения, без идеологических шор, и может стать толчком для ее дальнейшего интенсивного развития.
Чрезвычайно важно появление перспективы реального практического применения антропологических знаний. Потребность в этих знаниях всегда ощущалась психологами, учителями, врачами. В последние годы об этом заговорили юристы (В.С.Нерсесянц, 1998, Н.Рулан, 1999). В процессе проведения экономических реформ в России был поднят вопрос о необходимости антропологической экспертизы в экономике для более полного учета потребностей индивидуального конкретного человека во избежание "экономике- и политикоцентризма" (В.В.Шаронов, 1996, 1997).
Настоящее учебное пособие адресовано, главным образом, студентам-психологам и культурологам. Мы рассматриваем его, как пропедевтическое, ознакомительное, видим свою цель в том, чтобы ориентировать студентов в важнейших, базовых для понимания человека проблемах, а также в том, чтобы консолидировать комплекс дисциплин биологического и гуманитарного цикла.
Авторы выражают свою глубокую благодарность Александру Борисовичу Бургутину, Виктору Михайловичу Ветрову, Наталье Александровне Журавлевой, Галине Николаевне Михнюк за их заинтересованное внимание, поддержку и помощь в написании настоящей работы.
I. Схема геохронологии третичного и четвертичного периодов
(по Е.Л.Хрисанфовой, И.В.Перевозчикову, 1991)
Эра | Период | Эпоха | Возраст (в млн. лет) |
КАЙНОЗОЙ | четвертичный (антропоген) | голоцен (геологическая современность) | 0.01 |
третичный | неоген | плейстоцен | 2(0.75 — 3.5) |
плиоцен | 5(5-10) | ||
миоцен | 22(22 — 27) | ||
палеоген | олигоцен | 37 (36 — 38) | |
эоцен | 55(52 — 58) | ||
палеоцен | 65(62 — 67) |
Так же, как природа плейстоцена не имеет современных аналогов, культура человека каменного века не сопоставима ни с одной из современных культур. Поэтому наши представления о ней являются результатом двойной экстраполяции: определение функций орудий и границ их применения, затем моделирование деятельности человека в определенной среде обитания с определенным набором орудий.
В эпоху палеолита наиболее массовыми артефактами были каменные орудия. В ранние периоды палеолита орудия были так грубо обработаны и так мало отличались от природных каменных обломков, что выработался определенный свод критериев, по которым артефакт отличается от природного обломка камня. Эти критерии следующие:
1. нахождение орудия, как правило, связано с культурным слоем;
2. наличие не единственного экземпляра, а серии орудий;
3. отличие формы орудия от форм окружающих камней;
4. правильность огранения камня, соблюдение определенного порядка последовательности сколов;
5. наличие ударного бугорка близ точки удара и волнистость, расходящаяся от него, раковистый излом близ точки удара, иногда (при очень резком сильном ударе) следы выкрашивания чешуек кремня;
6. поверхность орудий (как и природных камней) обычно покрыта патиной — окисленная поверхность камня выглядит более темной, чем его сколы. Различия в цвете поверхности камня и сколов также являются индикатором искусственной обработки камня.
Археолог ставит перед собой цель реконструкции образа жизни и быта, экономической и социальной организации, региональной и временной специфики человеческих обществ прошлого. Собственно артефакт не содержит этой информации. Сведения об артефактах обобщаются в понятие археологической культуры с учетом следующих факторов:
1. установление и статистическая оценка общего состава инвентаря: обломки, оббитые гальки, первичные сколы, осколки, нуклеусы, нуклевид-ные обломки, отщепы, пластины, чешуйки, орудия;
2. установление техники расщепления камня и его вторичной обработки — намеренное рассечение, оббивка, подтеска, ретушь;
3. типология инвентаря: скребла, скребки, резцы, долотовидные, зубчато-выемчатые орудия и другие.
На основе этих данных определяется функциональная и культурная специфика археологического памятника — принадлежность к определенной эпохе, историко-культурной области, локально-хронологическому варианту культуры, пути и линии развития, индустриальному стволу и т. п. Основные критерии выделения культуры — это хозяйственная специфика памятника в целом и его частей, наличие сложных и специфических типов изделий, отличающихся от стандартного набора, и мелкие детали оформления, не связанные напрямую с функцией. Кроме орудий древнего человека археологи изучают другие базовые элементы человеческой культуры: жилища и поселения, мастерские и места добычи сырья, погребения и могильники, свидетельства обрядово-ритуальной деятельности, украшения и факты искусства. Обобщенный археологический материал затем служит для интерпре-
Ш. Основные археологические подразделения палеолита и их сопоставление с подразделением четвертичного периода
(по П.И.Борисковскому, 1977)
Эпохи четвертичного периода (в тысячах лет) | Абсолютный возраст (в тысячах лет) | Периоды и эпохи палеолита | |
вюрм | 10 10 35 ~80 =100 =150 | поздний палеолит | |
рисс-вюрм | н s ч 0 U ч ев С « я X т и Р. Ч | мустье | |
рисе | поздний и средний ашель | ||
миндель - рисе | -400 | ||
-500 | древний ашель (аббевиль, шелль) | ||
миндель | — *jjj | ||
гюнц - миндель | =900 1000-1400 =2600 3000-3500 | ||
олдувай (дошелль) | |||
гюнц | |||
дунай | |||
неоген |
тации его в плане антропологии, построения гипотез об эволюции интеллекта первобытного человека, особенностях его поведения, общественной организации и различных проявлений духовной жизни.
Эпохи и периоды культуры в археологии принято называть по наименованию того памятника, для которого эта культура наиболее типична или впервые описана. Например, олдувай, мустье, шатель перрон, магле-мозе и другие.
О развитии духовной культуры, языка, магических и ритуальных практик, мировосприятии людей глубокой древности судят по косвенным свидетельствам. Часто ключом для понимания какого-либо культурного феномена прошлого служит расшифровка смысла обычаев современных народов дописьменной культуры. С развитием этологии антропологи стали внимательнее относиться к поведенческим стереотипам и проявлениям психических атавизмов. Все большее место в антропологии начинают занимать психологические методы и объяснение антропологических феноменов с позиции психологии.
Резюме
Человек — существо надприродное, представляет собой итог как биологической, так и социальной эволюции. Изучение человека методами естественных наук дает ограниченное, неполное, фрагментарное знание. Также невозможно получить исчерпывающую картину становления и бытия человека методами только гуманитарных наук. Адекватный методологический подход к изучению человека вырабатывается путем объединения методов разных наук, прежде всего, эволюционной биологии и археологии, но так же — этологии, этнографии, социологии. Базой интеграции знаний о человеке в описательной антропологии служит философия, предлагающая развитой категориальный аппарат, диалектический метод и системный подход. Объясняющая антропология опирается на методы физиологии, психологии и генетики.
ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИИ
Несмотря на более чем двухтысячелетнюю историю антропологии, истинное понимание происхождения, места и роли человека в природе начинает складываться только после работ Ч.Дарвина, а подлинный рассвет этой науки начался в середине XX века.
Приведем хронологию важнейших событий, этапов формирования научных концепций и некоторых антропологических находок.
Резюме
Представление о генетической связи человека с животным миром сложилось еще в античности. Позже, вплоть до середины XIX века, разумные представления отдельных ученых и философов соседствовали с суевериями и неприятием самой мысли о древности человека и его эволюционном развитии. Учение Ч.Дарвина изменило ситуацию и эволюционная идея стала господствующей в науке. Накопление археологических находок привело к утверждению стадиальной гипотезы эволюции человека. Однако, открытия последних десятилей XX века ставят под сомнение прямолинейный эволюционизм предшествующего периода. Предполагается, что эволюция шла значительно более сложным путем.
– Конец работы –
Используемые теги: Человек, это, Вечная, Проблема, которая, вечно, решается, quot0.11
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек — это вечная проблема, которая вечно решается"
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов