рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные направления иудаизма

Основные направления иудаизма - раздел Социология, Регионоведение и международные отношения Каббала ("предание") - Модификация Учения Иудаизма, Возникшая Во 2 ...

Каббала ("предание") - модификация учения иудаизма, возникшая во 2 в. и окончательно сформировавшаяся в 13 в. Главные сочинения Каббала - "Сияние" ("Зогар"), написанное на арамейском языке (приписывается Симону бар Иохаю, выпущено в свет испанским евреем Моисеем де Леоном в к. 13 в.) и "Книга творения" ("Зефер Йезирах"), написанная на еврейском языке в 6-7 вв.

Бог понимается в каббализме как абсолютно бескачественная и неопределимая беспредельность, как радикальное отрицание всего предметного. Бог -"Эн-Соф" ("бесконечное"). Одной из характерных концепций каббализма является учением о возможности манипулировать волей божества через его тайное имя. Заповедное имя "Яхве" - необыкновенно популярный мотив средневекового иудаизма, согласно которому знание имени божества дает магическую власть над самим божеством. Овладев именем, можно овладеть прерогативой Бога - способностью созидать живое: так, в легендах о големе "заповедное имя", начертанное на лбу глиняного истукана, животворит его, как Яхве оживил некогда созданного из глины Адама. "Чудотворец", т.е. наполовину святой, наполовину мастер белой магии особого рода, каким его рисуют многочисленные рассказы о каббалистах и хасидских цадиках (праведник), называется "баалшем", т.е. "хозяин имени". Таково в частности было имя Бешта. Особый аспект каббализма составляет так называемая практическая Каббала, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие мессии), ибо каждому "возбуждению снизу" (от человека) не может не ответить возбуждение "сверху" (от Бога).

В 18 в. в Восточной Европе (в основном Польша и Украина) возникло учение хасидизма, основоположником которого считается Израиль Бешт. Согласно основанному на каббалистских представлениях учению Бешта, назначение человека - и в служении Богу, в познании божественных тайн, в стремлении слиться с божеством посредством восторженной молитвы. Преемники Бешта включили в учение каббализма концепцию цадика одаренного сверхъестественной силой и располагающего всей природой по своему произволу.

Таким образом, в каббализме и хасидизме договор становится всемирным законом, который сильнее и самого бога, что может быть характеризовано, по меньшей мере, как сильный языческий элемент в Иудаизме.

Иудейские секты:

Караимы - ортодоксальный иудаизм (8 в. Месопотамия). Тюркоязычны. В религиозной обрядовости наблюдается схожесть с турецко-мусульманскими традициями.

Самаритяне (шомпоним) - 9 в. до н.э. В конце 6 в. до н.э. персидские цари династии Ахеменидов, завладевшие Вавилонией и всем Ближним Востоком, из стратегических соображений решили восстановить и укрепить разрушенный Иерусалим и позволили пленным иудеям вернуться туда и построить храм Яхве. Создалась самоуправляющаяся религия община иудеев, в которую однако не были приняты многие оставшиеся после вавилонского пленения в Палестине, а также новые поселенцы. Они составили отдельную общину самаритян.

Денме («ренегаты» - пер. с турец.яз.) или скрытые иудаисты - саббатийцы (17 в. Турция). Группа евреев из г. Салоники, участвовавшая в массовом мессианском движении, захватившем большинство еврейских общин Европы и возглавленном Саббатаем Цви, приняла в середине XVII века вслед за своим вождем ислам. Внешне оставаясь мусульманами, денме исповедовали собственный неортодоксальный вариант иудаизма. Секта имела тайный характер.

Денме верили в божественность Саббатая Цви и рассматривали его появление как второе пришествие Христа.

Опираясь на собственную интерпретацию Каббалы, денме стремились дополнить "Земную Тору" мистической "Торой грядущих времен", предписывающей все то, что классическая Тора и Талмуд запрещали.

В культ денме входили оргиастические обряды. Создали свою религиозную литературу на испано-еврейском языке джудезмо, примеров которой, в силу тайного характера секты, сохранилось очень мало. В начале XX века денме перешли полностью на турецкий язык.

В начале XVIII века в секте произошел раскол, в результате которого образовалось несколько враждебных друг другу группировок, приверженцы которых заключали браки только между членами своей группировки.

В 1924 г. денме были выселены из Салоник в рамках обмена населением между Грецией и Турцией. Денме, поселившиеся в Стамбуле, Эдирне и Измире, окончательно превратились в этнографическую группировку турок. Только одна из группировок денме - каракашлар (коньосос), существует по сей день. Численность этой действующей в строгой секретности группы по разным оценкам колеблется от нескольких сот до нескольких тысяч человек. [kgl]

Рекомендуемая литература:

Барац А. Лики Торы. - М. Иерусалим, 1995.

Вайн Ш.Т. Новый путь в иудаизме: Быть евреем, веря в разум и чувство собственного достоинства.- М., 1998.

Вук Г. Еврейский образ жизни. Иерусалим - М., 1993.

Жудинова Е.В. Религии мира. Иудаизм. М, "Мир книги", 2006.

Иегуда Галеви. Кузари. Пер. Г.Липш.- Иерусалим 1980

Иудаизм за 90 минут / Е. Лаврович.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

Лаврентьева Е., Булахова У., Лаврович Е., Медведько Ю., Шевченко А.: Все религии мира. Антология; Под ред. Е. Кузьминой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

Маймонид. Предисловие к Мишне Тора (русский перевод см. Айзенберг И. Что такое Тора?

Мандельштам Л.И. Из записок первого еврея-студента в России(1839-40). Пережитое, I. СПб., 1910.

Пилкингтон С. М. Иудаизм. М. 1999.

Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.) М: ЮНИТИ", 1998.

Разинский Г.В. «Евреи российской провинции: штрихи к социальному

портрету» Социс 1997. №7 С. 36-41

Телушкин И. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М. - Иерусалим, 1999.

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

Штейнзальц А. Творящее слово. М., 1996.

 

[gl]Раздел 3. Мировые религии[:]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Регионоведение и международные отношения

На сайте allrefs.net читайте: Регионоведение и международные отношения. Алматы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные направления иудаизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС-КОНТЕНТ
(ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ, ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) «Религиоведение» Специальность:

Тема № 1. Религия как феномен культуры
Цель: Ознакомить студентов с историей возникновения религии; Рассмотреть критерии классификации религиозных систем в работах современных ученых-религиоведов

Проблема возникновения религии
Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами. 1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и опис

Структура религии
Точно и конкретно сформулировать понятие «религия» невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят. Если

Роль религии в жизни человека и общества
Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы челове

Возникновение мифа и мифосознания
Итак, особенностью бытия и сознания людей первобытной эпохи является своеобразная целостность, объединяющая в комплексе природное и человеческое, чувственное и умозрительное, вещественное и образно

Становление религии
С расширением спектра человеческой деятельности в ее орбиту вовлекается все более разнообразный природный и социальный материал, причем именно социум выходит в разряд главной сферы приложения усили

Тема № 3. Религиозные системы Индии
Цель: Ознакомить слушателей с историей возникновения религиозных систем Древней Индии; Разобрать религиозно-философские аспекты индуистского учения;

Условия возникновения религиозных систем в Древней Индии
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имущественн

Религиозно-философская догматика индуизма
Индуисты составляют 14% населения мира. В современной Индии распространен целый ряд верований. Подавляющее большинство населения (около 83%) исповедует Индуизм, следующей по численности яв

Индуистские школы и направления
Вишнуизм (вайшнавизм) - представляет собой направление в современном Индуиме, приверженцы которого признают верховным божеством Вишну. Вишнуиты почитают его главным образом в двух воплощениях (ават

Джайнизм
Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет о

Конфуций
Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, с

Мэн-цзы
Мэн-цзы (Мэн Кэ – 371–289 гг. до н. э.) был продолжателем Конфуция, защищал конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ. В рамках развития конфуцианства Мэн-цзы выработал кон

Сюнь-цзы
Сюнь-цзы, настоящее имя – Сюнь Цинь (Ш в. до н. э.), полемизируя с Мэн-цзы, выдвинул противоположные взгляды на сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Сюнь-цзы был виднейшим

Конфуцианство и религия
Поскольку основная часть поучений Конфуция касается чисто светских вещей, многие западные исследователи утверждают, что конфуцианство является не религией, а лишь моральным ученьем. Действительно,

Главная жизненная задача человека
Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Недеяние или, скорее, деятельность без нарушения этой меры (у вэй) является не поощрением к деструктивной пассивности, но об

Развитие синтонизма
Первые мифологические памятники Японии, относящиеся к VII-VIII в. н.э., - Кодзики, Фудоки, Нихонги - отразили сложный путь формирования системы синтоистских культов. Значительное место в этой систе

Уровни синтонизма
В синто различают несколько уровней, которые определяются объектами и субъектами культа. Династийный синто является достоянием императорской семьи. Существуют боги, к которым могут обращат

Происхождение и догматика иудаизма
Авраамистическая религия (праотец еврейского народа, который первый заключил договор Богам.). Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названия еврейского племенного

Иудаистская обрядовость
Культовость: Культовые обряды, молитвы, посты, обряд обрезания. Праздники: пасха, судный день (иом-кипур), Новый год (рош-гашана), суббота. Не имеют храмов. Синагоги - молельные д

Тема № 7. Буддизм
Цель: Показать место буддизма в системе мировых религий: основания и причины; Дать анализ деятельности Будды и его место в мировой истории; Ознаком

Происхождение буддизма. Личность Сиддхартхи Гаутамы
Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии» (Бартольд). В настоящее время 6% населения мира испов

Особенности буддийской религиозной доктрины
Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий после возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизн

Направления и школы буддизма
Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые

Возникновение Христианства
Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К момен

Иисус Христос как основатель Христианства
В современной науке уже достаточно оснований считать Иисуса Христа исторической личностью. Об Иисусе осталось много письменных свидетельств, больше, чем, например, о Сократе. Основные сведения о жи

Гонения на христиан
Проповедь Апостолов была очень успешной, но христиан стали гнать. И первые три века распространения Христианства – это время гонений, мученичества за Христа. Если иудеям можно было исповедовать сво

История Христианства, начиная с 4 века
Четвертый век явился переломным в истории Христианства. При императоре Константине Великом Христианство стало дозволенной религией благодаря Миланскому эдикту 313 г. При Константине состоялся Первы

Священное Писание
Библия - Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами. Христиане признают Священ

Главные догматы Христианства
1. Бог один по существу. 2. Бог троичен в Лицах. 3. Бог воплотился в Деве Марии по наитию от Святого Духа, став Иисусом Христом. 4. Иисус Христос был распят, умер и на тр

Церковь
Понятие «Церковь» имеет два значения, одно – широкое, другое – узкое. В широком смысле, Христос основал на земле Свою Церковь, обещав, что она прибудет в мире до конца времен, и врата ада ее не одо

Богослужение
Богослужение Церкви формировалось под воздействием синагогального богослужения. Однако с течением времени оно видоизменялось. Были периоды расцвета в Христианстве гимнографии. Центром христианского

Основные христианские течения
Христианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается на множество различных течений. Этот процесс дробления Христианства шел на протяжении многих столетий его существования. В

Как принимают ислам
Исламский полный символ веры называется акида (арабск. «вера, догма»). У суннитов есть несколько сводов догматов: наиболее популярный приписывают Абу Ханифе (УШ в.), затем свод ХШ в. и конца XV в.

Молитвенный канон ислама
В сравнении с христианством и особенно православием, мусульманское богослужение может показаться почти аскетически простым и однообразным. Оно жестко регламентировано, в нем нет таинств, песнопений

Ислам в странах Центральной Азии
Центральная Азия начиная с VII в. постепенно превратилась в регион распространения одной религии - ислама. В результате ряда общественно-политических событий здесь утвердился суннитский ислам, хотя

Тема № 10. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм
Цель: Дать представление об атеизме как особом безрелигиозном восприятии мира; Анализ современных цивилизационных процессов и кризиса религии в глобализирую

Господство официозного атеизма в Советском Союзе.
Еще в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практически недоступна. В обществе властвовал воинствующий атеизм: большинс

Внутренняя и внешняя духовная свобода
Теперь внешней свободы стало больше. А вот прибавилось ли свободы внутренней, свободы в духовном мире каждого из нас?! Ведь разрыв между внешней и внутренней свободой даже опаснее, чем относительно

Современный цивилизационный кризис
Между тем, в условиях крушения марксистско-ленинского мировоззрения в образовавшееся «пустое» духовное пространство хлынули мировоззренческие концепты самого разного толка, прежде всего религиозные

Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации
Тревога за будущее заставила западных гуманистов выдвинуть ряд концепций, которые быстро сменяют друг друга, – от идеи «нулевого роста», «догоняющего развития» и дальше, вплоть до нынешнего ориенти

Сикхизм
Северная Индия (Пенджаб), Пакистан. Перевод с санскр. - ученик. Основатель гуру Нанак (1469-1538). Священная книга «Али Грантх» («Изначальная книга», которая содержит сочинения сикхистских гуру, по

Домусульманские верования
Как и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до появления ислама. Нам немного известно о религии,

История проникновения ислама
Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка. Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале

Религия в современном Казахстане
Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу совести, свободу отправления религиозных культов. В Казахстане, по статистическим данным, функционирует 1 503 религиозных объединения и общины,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги