рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ислам в странах Центральной Азии

Ислам в странах Центральной Азии - раздел Социология, Регионоведение и международные отношения Центральная Азия Начиная С Vii В. Постепенно Превратилась В Регион Распростра...

Центральная Азия начиная с VII в. постепенно превратилась в регион распространения одной религии - ислама. В результате ряда общественно-политических событий здесь утвердился суннитский ислам, хотя для полноты картины надо упомянуть общины шиитов - исмаилитов в Бадахшане и иммамитов эмигрантов из Ирана в Самарканде и Бухаре. К периоду монгольского нашествия в большинстве районов Центральной Азии доминирующее положение завоевало учение-ханафитов одной из 4 богословско-правовых школ в сунитском исламе.

Причины распространения ханафитского мазхаба в Центральной Азии:

Основу для распространения и утверждения школы Абу Ханифы (699-767) в Восточном Хорасане и Мавараннахре заложили мурджииты (центристское религиозно-политическое движение возникло в пору первой гражданской войны (656-661) и выступало за примирение противоборствующих партий Али ибн Абу Талиба и Омейядов). Однако в дальнейшем учение мурджиитов трансформируется и в 1 половине VII в. в Восточной части Арабского халифата, оно идентифицировалось с борьбой за равноправие мусульман неарабского происхождения с арабами и придание больше прав правителям из местных династий.

Как известно, языком традиционалистского ислама был и остается литературный арабский язык (ал-фусха, язык Корана). В отличие от населения Сирии, Палестины, Месопотамии, Египта, Северной Африки, народы Центральной Азии, приняв ислам, сохранили свои родные языки. Местное население продолжало жить своими обычаями и традициями. Его представления об основах ислама и соответствии используемых им на практике правил и норм требованиям новой религии - ислама - базировалось на интерпретациях местных богословов. Их называют улемы. Элементы "народного" ислама обнаруживаются в похоронных, свадебных и праздничных обрядах. Кроме того, широко распространенные в Центральной Азии религиозные традиции - почитание умерших, культ святых, посещение святых мест и т.д.

Суфийские братства существовали в двух школах - “Учение братства накшбандия” (основатель Хваджа Мухамадд Парса (1345-1420).Он пытался объединить положения ханифитского фикха(исламский комплекс социальных норм или мусульманское право в широком смысле), матуриджитского калама (основатель школы в каламе Абу Мансур аль-Матуриди), суфийское учение и практику "зикр-и хафи" (поминание как прославление имени бога, сложный обряд, ритуал которого тщательно разрабатывался: ритмические движения, регламентированная поза, осуществление предписанного контроля за дыханием и координирование движений тела с мысленным повторением или произнесением вслух формулы Зикра, в единое целое) и Учение Суфи Аллах-Йара (умер в 1733). В советское время суфийские шейхи объявленные реакционерами, преследовались. Несмотря на это накшбандийские группы в Центральной Азии выжили и сохранили свои традиции.

“Братство Иасавия”, которое до конца не было традиционализировано. Для исполнения громкого йасавитского зикра собиралось много людей, правила исполнения зикра и связанных с ним обрядов передавались в устной форме. Группы, практикующие громкий способ радений в наши дни - имеются в Чусте, Намангане, Андижане.

Сакральные семейства. В Центральной Азии имеется огромное количество людей, обладающих по мнению местного населения, божественной благодатью (барака). Они - потомки Пророка, первых четырех халифов, других сподвижников (сахаба), ранних распространителей ислама в данном регионе. Они обладают особым авторитетом в среде кочевников. Т.к. религиозная культура каждого народа имеет свои специфические особенности, целесообразно рассмотреть эти семейства раздельно:

Казахские кожа (хважда). Они вместе с несколькими др. казахскими племенами не вошли в три джуза (жузге кирмейтин казактар). Среди казахов кожа олицетворяют собой ислам. Прежде они руководили обрядами, совершали обрезание, были имамами мечетей , мударисами. Кожа являются выходцами из городов, поселений в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи. Каждый казахский род был последователем определенного рода кожа (аккурган, хорасан. дуана, карахан, сейит, кырык садак, кылауз, киши жуз кожалары и др.). Важное место в реальной жизни казаха занимает посещение (зийарат) святых мест (аулийе), расположенных в южных районах Казахстана, и встреча со своим духовным наставником (пир, кожа, ишан).

Туркменский аулад. Проживая среди туркменских племен, они определяют многое в реальной жизни туркмен, роды ходжа, ших, сеит, магтым, муджа-вир.

Ходжи среди каракалпаков. Особое место среди каракалпаков зан ходжи бексиык и группа каракумских ишанов. В земледельческих районах Центральной Азии известно множество сакральных родов и групп. Среди них особой известностью пользуются ахрари, (потомки Ходжа Axgapa), махдум-и азами, дойбарские хода, мирхайдари, миркулали, саиидата-и, белогорские и черногорские ходжи, тахури, мийаны, термез-ские ходки.

Происхождение этих религиозно-социальных групп связано с древними культовыми центрами, а также исламскими движениями и учениями, распространенными в периферийных районах ЦА. Они имеют близкие отношения с суфийскими братствами и кочевыми племенами. Подчиняясь силе общественного мнения, ханы разрабатывали вопрос о сакральности власти. Так, ханы трех последних ханств Центральной Азии обладали титулом "сайид". Ходжи стали занимать государственные посты, имеющие отношение к религии.

Современный период.

Дo 1943 г. реальные лидеры не могли свободно осуществлять свою деятельность. Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что значительная часть населения Центральной Азии продолжала считать себя мусульманами, а от ислама перестала исходить прямая угроза Советской власти, И.В.Сталиным было принято решение допустить некоторое послабление в отношении религиозных деятелей. Результатом этого явилось создание централизованных религиозных управлений на территории СССР, в частности, Среднеазиатского Духовного управления мусульман (САДУМ). Кадры для него готовились в Бухарском среднем учебном заведении - медресе "Мир-и Араб", деятельность которого была возобновлена в 1948 г. В Ташкенте был открыт Ташкентский исламский институт "Али махад" имени Имама ал-Бухара - высшее учебное заведение при Управлении мусульман Узбекистана (1969).

В настоящее время действуют также ханафитские неформальные организации (имамы, отин-ойи - женщины, религиозные деятели). Они проводят религиозные церемонии, преподают теологические дисциплины.

Религиозно-политические группировки.

Ислом лашкорлари (Воины ислама). Появилась в Наманганской области в годы развала Советского Союза. Опорным пунктом стала мечеть "Ата Вали хан тура" в г. Намангане. Имамом мечети был Абд ал-Ахад, ваххабит, преследователель Рахматуллы Аллама. Группа разделяется на два крыла: "'этот эпоним по иронии судьбы произошел от названия пригородного колхоза), члены группы пытались самостоятельно заняться наведением общественного порядка и насильно заменить органы правопорядка. Юридическими правилами были провозглашены нормы шариата. Были разгромлены в марте-апреле 1992 г. Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. руководитель - Тахир Юлдашев. Они создавали группы из 20-30-50 человек. Всего имелось до 60 групп. Замечены тенденции слияния с "Хизб-ут-Тахрир”

Группа "Тауба" (Хизб Аллах). Действовала в 1992-1995 гг. Состояла из 300 человек. Она осуждала факты гибели солдатов, неуставных отношений в армии.

Религиозно-политическая партия “Хизб ат-тахрир ал-ислами” (Партия исламского освобождения). Организована в 1953г. в г.Иерусалиме Таки ад-Дином ан-Набахани после раскола "Джамиат ал-ихван ал-муслимин". Главная цель - установление единого исламского государства "Халифат" путем ведения идеологической работы за умы людей.

Работа с прозелитами ведется в два этапа: просветительская работа, политическая работа. Члены партии дают клятву на участие в джихаде. Деятельность партии проходит в строгой конспирации: действуют группы из 3-10 человек. На национальные языки народов Центральной Азии переводятся книги основателей партии (23 партии) , где излагаются основные идеи, цели, способы их достижения, даются описания будущего государственного строя. Цитаты из Корана, хадисов подобраны тенденциозно, история Халифата, мусульманского мира изложена ненаучно, не исторично. Партия не принимает идей национальной государственности, демократии, во внешней политике резко осуждает сотрудничество мусульманских стран с Западом, особенно с Израилем.

В 1990 г. в Астрахани с целью объединения исламских политических группировок, действующих в СНГ была создана Партия исламского возрождения.

Другие исламские группы:

Нурчилар - последователи Бади аз-заман Сайд Нурси (1870-1960).Действуют в Ташкенте, Самарканде. Суфийская группировка.

Джахрчилар собираются на свои радения в Ферганской области.

Бехаиты. Действовали в Навои, Самарканде. Большей частью среди "ирани", этнических иранцев. Управление мусульман Узбекистана не включило их в свой состав. [kgl]

Рекомендуемая литература:

Бартольд В.В. Соч. Т. 6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. - М., 1966.

Ислам. Краткий справочник. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1983.

Ислам: Энциклопедический справочник. - М., 1990.

Ислам в СНГ. М., 1998.

Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. - М.: Прогресс-Традиция,2001.

Ислам и политика (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии) .М.,2001.

Ислам и современность. М., 1986.

Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. С., 1990.

Ислам: религия, общество, государство. - М., 1984.

Коран (пер. Крачковского И.). Баку: Язычы, 1990.

Коран (пер. Пороховой В.). М.: Аль-Фуркан, 1997.

Тримингэм Дж. С. Суфийские ордена в исламе. Пер. с англ. М.,1989.

 

[gl]Раздел 4. Религия в современном обществе[:]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Регионоведение и международные отношения

На сайте allrefs.net читайте: Регионоведение и международные отношения. Алматы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ислам в странах Центральной Азии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС-КОНТЕНТ
(ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ, ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ И РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) «Религиоведение» Специальность:

Тема № 1. Религия как феномен культуры
Цель: Ознакомить студентов с историей возникновения религии; Рассмотреть критерии классификации религиозных систем в работах современных ученых-религиоведов

Проблема возникновения религии
Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами. 1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и опис

Структура религии
Точно и конкретно сформулировать понятие «религия» невозможно. В науке таких определений большое количество. Они в большей степени обусловливаются мировоззрением тех ученых, которые их строят. Если

Роль религии в жизни человека и общества
Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы челове

Возникновение мифа и мифосознания
Итак, особенностью бытия и сознания людей первобытной эпохи является своеобразная целостность, объединяющая в комплексе природное и человеческое, чувственное и умозрительное, вещественное и образно

Становление религии
С расширением спектра человеческой деятельности в ее орбиту вовлекается все более разнообразный природный и социальный материал, причем именно социум выходит в разряд главной сферы приложения усили

Тема № 3. Религиозные системы Индии
Цель: Ознакомить слушателей с историей возникновения религиозных систем Древней Индии; Разобрать религиозно-философские аспекты индуистского учения;

Условия возникновения религиозных систем в Древней Индии
В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имущественн

Религиозно-философская догматика индуизма
Индуисты составляют 14% населения мира. В современной Индии распространен целый ряд верований. Подавляющее большинство населения (около 83%) исповедует Индуизм, следующей по численности яв

Индуистские школы и направления
Вишнуизм (вайшнавизм) - представляет собой направление в современном Индуиме, приверженцы которого признают верховным божеством Вишну. Вишнуиты почитают его главным образом в двух воплощениях (ават

Джайнизм
Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет о

Конфуций
Конфуцианство не является цельным учением. Отдельные его элементы тесно связаны с развитием древнего и средневекового китайского общества, которое оно само помогало образовывать и консервировать, с

Мэн-цзы
Мэн-цзы (Мэн Кэ – 371–289 гг. до н. э.) был продолжателем Конфуция, защищал конфуцианство от нападок со стороны других тогдашних школ. В рамках развития конфуцианства Мэн-цзы выработал кон

Сюнь-цзы
Сюнь-цзы, настоящее имя – Сюнь Цинь (Ш в. до н. э.), полемизируя с Мэн-цзы, выдвинул противоположные взгляды на сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Сюнь-цзы был виднейшим

Конфуцианство и религия
Поскольку основная часть поучений Конфуция касается чисто светских вещей, многие западные исследователи утверждают, что конфуцианство является не религией, а лишь моральным ученьем. Действительно,

Главная жизненная задача человека
Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жизненной задачей. Недеяние или, скорее, деятельность без нарушения этой меры (у вэй) является не поощрением к деструктивной пассивности, но об

Развитие синтонизма
Первые мифологические памятники Японии, относящиеся к VII-VIII в. н.э., - Кодзики, Фудоки, Нихонги - отразили сложный путь формирования системы синтоистских культов. Значительное место в этой систе

Уровни синтонизма
В синто различают несколько уровней, которые определяются объектами и субъектами культа. Династийный синто является достоянием императорской семьи. Существуют боги, к которым могут обращат

Происхождение и догматика иудаизма
Авраамистическая религия (праотец еврейского народа, который первый заключил договор Богам.). Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названия еврейского племенного

Иудаистская обрядовость
Культовость: Культовые обряды, молитвы, посты, обряд обрезания. Праздники: пасха, судный день (иом-кипур), Новый год (рош-гашана), суббота. Не имеют храмов. Синагоги - молельные д

Основные направления иудаизма
Каббала ("предание") - модификация учения иудаизма, возникшая во 2 в. и окончательно сформировавшаяся в 13 в. Главные сочинения Каббала - "Сияние" ("Зогар"), написанно

Тема № 7. Буддизм
Цель: Показать место буддизма в системе мировых религий: основания и причины; Дать анализ деятельности Будды и его место в мировой истории; Ознаком

Происхождение буддизма. Личность Сиддхартхи Гаутамы
Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии» (Бартольд). В настоящее время 6% населения мира испов

Особенности буддийской религиозной доктрины
Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий после возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизн

Направления и школы буддизма
Сравнительно быстро начинают формироваться различные направления и школы буддизма, которые развивают исходное учение и стремятся ответить на вопросы, оставшиеся без ответа. В то же время некоторые

Возникновение Христианства
Христианство возникло в Палестине, которая входила тогда в состав Римской империи, в первом веке нашей эры среди иудеев. В средиземноморье иудеи были единственной монотеистической религией. К момен

Иисус Христос как основатель Христианства
В современной науке уже достаточно оснований считать Иисуса Христа исторической личностью. Об Иисусе осталось много письменных свидетельств, больше, чем, например, о Сократе. Основные сведения о жи

Гонения на христиан
Проповедь Апостолов была очень успешной, но христиан стали гнать. И первые три века распространения Христианства – это время гонений, мученичества за Христа. Если иудеям можно было исповедовать сво

История Христианства, начиная с 4 века
Четвертый век явился переломным в истории Христианства. При императоре Константине Великом Христианство стало дозволенной религией благодаря Миланскому эдикту 313 г. При Константине состоялся Первы

Священное Писание
Библия - Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами. Христиане признают Священ

Главные догматы Христианства
1. Бог один по существу. 2. Бог троичен в Лицах. 3. Бог воплотился в Деве Марии по наитию от Святого Духа, став Иисусом Христом. 4. Иисус Христос был распят, умер и на тр

Церковь
Понятие «Церковь» имеет два значения, одно – широкое, другое – узкое. В широком смысле, Христос основал на земле Свою Церковь, обещав, что она прибудет в мире до конца времен, и врата ада ее не одо

Богослужение
Богослужение Церкви формировалось под воздействием синагогального богослужения. Однако с течением времени оно видоизменялось. Были периоды расцвета в Христианстве гимнографии. Центром христианского

Основные христианские течения
Христианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается на множество различных течений. Этот процесс дробления Христианства шел на протяжении многих столетий его существования. В

Как принимают ислам
Исламский полный символ веры называется акида (арабск. «вера, догма»). У суннитов есть несколько сводов догматов: наиболее популярный приписывают Абу Ханифе (УШ в.), затем свод ХШ в. и конца XV в.

Молитвенный канон ислама
В сравнении с христианством и особенно православием, мусульманское богослужение может показаться почти аскетически простым и однообразным. Оно жестко регламентировано, в нем нет таинств, песнопений

Тема № 10. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм
Цель: Дать представление об атеизме как особом безрелигиозном восприятии мира; Анализ современных цивилизационных процессов и кризиса религии в глобализирую

Господство официозного атеизма в Советском Союзе.
Еще в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практически недоступна. В обществе властвовал воинствующий атеизм: большинс

Внутренняя и внешняя духовная свобода
Теперь внешней свободы стало больше. А вот прибавилось ли свободы внутренней, свободы в духовном мире каждого из нас?! Ведь разрыв между внешней и внутренней свободой даже опаснее, чем относительно

Современный цивилизационный кризис
Между тем, в условиях крушения марксистско-ленинского мировоззрения в образовавшееся «пустое» духовное пространство хлынули мировоззренческие концепты самого разного толка, прежде всего религиозные

Поиск путей преодоления кризиса современной цивилизации
Тревога за будущее заставила западных гуманистов выдвинуть ряд концепций, которые быстро сменяют друг друга, – от идеи «нулевого роста», «догоняющего развития» и дальше, вплоть до нынешнего ориенти

Сикхизм
Северная Индия (Пенджаб), Пакистан. Перевод с санскр. - ученик. Основатель гуру Нанак (1469-1538). Священная книга «Али Грантх» («Изначальная книга», которая содержит сочинения сикхистских гуру, по

Домусульманские верования
Как и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до появления ислама. Нам немного известно о религии,

История проникновения ислама
Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханифитского толка. Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале

Религия в современном Казахстане
Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу совести, свободу отправления религиозных культов. В Казахстане, по статистическим данным, функционирует 1 503 религиозных объединения и общины,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги