рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МОЛОДЕЖИ

МОЛОДЕЖИ - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА 2.1. Молодежь Как Объект И Субъект Культурно-Досуговой Деятельности ...

2.1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная молодежь вступает в жизнь в условиях перехода страны к рыночным отношениям, к новым социально-экономическим и духовным ценностям, под воздействием которых изменяются ее потребности, интересы, вкусы, в том числе в куль­турно-досуговой сфере.

Объект - обязательный структурный элемент любой социаль­но-культурной и социально-педагогической системы. Без него любая деятельность становится беспредметной, а таковой, по мне­нию А.Н.Леонтьева, просто не существует [109, С. 84]. Объект социально-культурного и социально-педагогического воздействия в значительной мере предопределяет содержание, направленность и технологию воздействия на личность.

Молодежь является одним из важных объектов социально-педагогического воздействия различных культурно-досуговых институтов. Категория «молодежь» в специальной литературе имеет множество определений, каждое из которых выделяет ту или иную грань этого понятия. Существующие научные определения, как правило, гласят, что молодежь - это внутренне неоднородная социально-демографическая группа общества, включающая в себя людей нe моложе приблизительно 14-16 и не старше 25-30 лет. Социологи обычно подчеркивают, что положение молодежи и ее роль в обществе, функции и виды деятельности, а также потребно­сти, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы pi социаль­но -психологические свойства в значительной мере обусловлены характером социально-политического строя, общественными от-ношениями, традициями, конкретной исторической ситуацией. Вместе с тем, молодежь - это значительная часть населения, нахо­дящаяся в стадии социализации, то есть включенная в процесс усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, позво­ляющих молодым людям функционировать в качестве полноправ­ных членов того или иного общества. Известна сложность ее промежуточного положения: «уже не дети, но еще и не взрослые», своеобразное и противоречивое сочетание материальной и психо­логической зависимости от мира взрослых и вместе с тем освобо­жденность от многих жизненных тягот и обязанностей. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита личного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значи­тельной степени формирует образ последующей жизни.

Следует иметь в виду, что сам молодежный возраст имеет опре­деленную временную протяженность (от 14-16 до 30 лет), которая в значительной мере предопределяет социально-педагогическую неоднородность в различных возрастных группах. Все это накла­дывает определенные сложности в изучении молодежи как объекта культурно-досугового воздействия. Психологи, например, свиде­тельствуют о разнохарактерности психофизического развития молодых людей в различные годы - меняется объем памяти и вни­мания, интеллект и эмоции, а это, в свою очередь, влияет на рабо­тоспособность, самочувствие и настроение личности молодого человека. С.Н. Иконникова справедливо замечает, что «несмотря на то, что в социальную категорию молодежи входят молодые люди от 16 до 30 лет, важно выделить внутри этого периода от­дельные стадии, соответствующие ранней, средней и поздней мо­лодости. Совершенно ясно, что возраст 16-19 лет отличается от 25-29 лет в физическом, психическом и социальном отношении. Раз­ные интересы и потребности, уровень образования и достижений делает их различными и даже мало сравнимыми» [66, С. 30].

На молодежный возраст приходятся главные социально-демографические события в жизненном цикле человека: заверше-ние общего образования человека, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы пережива­ют смену своего социально-демографического статуса несколько раз. Юноши и девушки до 18 лет - это в основном учащиеся сред­них школ и профессиональных учебных заведений. Они, как пра­вило, находятся на иждивении родителей, продолжают или завер­шают получение общего или специального образования и не име­ют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак). Молодежь 18-24 лет объединяет молодых работников, сту­дентов и молодых людей, завершающих или завершивших в ос­новном профессиональную подготовку. Часть из них уже отделилась от родителей и живет на собственные доходы. В этом возрас­те начинается активное вступление в брак, формирование моло­дых семей, рождение первых детей. Молодежь 25-29 лет - это лю­ди, которые, как правило, уже сделали свой профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизнен-ный и профессиональный опыт. На молодежный возраст прихо­дится около 90% всех первых браков, а к 30 годам в семьях, как правило, рождаются все запланированные дети.

Независимо от внутривозрастных особенностей молодежного возраста, молодым людям всегда было характерно стремление к социальному единению, консолидации. На эту особенность моло­дежного возраста обращают внимание С.Н. Иконникова и Э.В. Соколов: «Возрастной признак, как и всякий другой, - пишут они, - может в известных условиях стать «группообразующим», способствовать сплочению молодежи. Это происходит тогда, ко­гда данный признак является условием включения в определенную общественную сферу и способствует интенсивному и систематиче­скому общению молодежи. «Сплачивающая» роль возрастных ха­рактеристик молодости еще более усиливается, если они гармонируют с какими-то тенденциями общекультурного развития» [67, С. 98].

Рассматривая молодежь как особую социально-педагогическую группу общества, С.Н. Иконникова справедливо, на наш взгляд, подчеркивает, что приоритетность подходов при ее изучении бу­дет определяться не столько точной внутривозрастной градацией, сколько представлением об основных этапах ее социализации -процесса превращения молодежи в поколение взрослых людей, воплощающих в себе основные черты современного общества. Первый этап социализации - когда молодежь выступает преиму­щественно как объект воздействия старших поколений, передаю­щих ей свой опыт в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в социально-культурной сфере. Второй этап социализации -когда молодежь вступает в мир «взрослых» отношений: начинает трудиться, становясь важным элементом производительных сил и производственных отношений, начинает использовать политиче­ские и гражданские права, начинает активно осваивать социаль­но-культурные ценности, накопленные обществом. И хотя на этом этапе молодежь еще продолжает быть объектом общественных воздействий, она все увереннее начинает приобретать качества субъекта социально-культурного творчества. Третий этап являет­ся завершением процесса социализации, когда молодежь стано­вится полноценным компонентом производительных сил и произ­водственных отношений, начинает воплощать в себе наиболее характерные черты общества в целом, становится активным субъ­ектом социально-культурного творчества.

На каждом этапе социализации молодых людей различна сте­пень их сопричастности с культурно-досуговой сферой. Молодежь в возрасте 16-19 лет, например, не имеющая достаточного жиз­ненного опыта, в большей мере нуждается в регулировании ее культурно-досуговой деятельности не только со стороны родите­лей, системы народного образования, но и со стороны специали­стов культурно-досуговой сферы. Сложность такого регулирова­ния усугубляется целым рядом факторов, к которым можно отне­сти следующие:

- отсутствие сложившихся традиций регулирования культурно-досуговой деятельности молодежи, основанного на апробирован­ных методиках;

- отсутствие у значительной части молодежи сформированной культуры досуга;

отсутствие сложившейся отечественной индустрии досуга;

- недостаток специалистов культурно-досуговой сферы новой
формации, владеющих прогрессивными технологиями организа­
ции досуга молодежи.

Все эти факторы, взятые в совокупности, дают достаточное ос­нование рассматривать культурно-досуговую деятельность моло­дежи, как объект социально-педагогического регулирования. В этой связи вполне обоснованно утверждение Б.А. Трегубова о том, что необходимость регулирования возникает всякий раз, когда содержание управленческой деятельности не соответствует основ­ным тенденциям развития социально-культурных процессов и особенностям их проявления в молодежной среде [197, С. 135].

Регулирование сферой досуговой деятельности молодежи сле­дует, на наш взгляд, включать в управление как его своеобразную функцию. Сложность регулирования свободного времени молоде­жи в значительной мере связана с тем, что далеко не у каждого молодого человека сформированы навыки саморегулирования. Следует подчеркнуть глубокую социально-педагогическую взаи­мосвязь регулирования и саморегулирования, в основе которого лежит диалектика внешнего и внутреннего в процессе человече­ской деятельности. «Преобладание внешнего регулирования, подчеркивает Б.А. Трегубов, - означает, что личность руково­дствуется в своей деятельности социальными ценностями, которые приобретают инструментальный характер, и содержание культур­но-досуговой деятельности становится не результатом свободного выбора, реализацией интересов и потребностей человека, а деятельностью, предпринимаемой под давлением внешних обстоя­тельств. Важнейшими же характеристиками саморегулирования являются добровольность, свобода перемены занятий, ориентация на сам процесс культурно-досуговой деятельности и ее результаты как самоценность» [197, С. 135].

Управление свободным временем - это в преобладающей сте­
пени саморегулирование, ни один из аспектов которого неотделим
от проблемы воспитания. «Умение заставить себя ограничить во
времени ту или иную деятельность или, наоборот, продолжить ее,
как бы это ни было трудно, выражает определенную степень са­
морегулирования, которое должно быть направлено против вар­
варского отношения ко времени. Умение его беречь, рационально
распределить - неотъемлемая черта культуры современного чело­
века. Оказывается, мало иметь время, необходимо еще и уметь им
\ правильно распорядиться, действительно рационально использо-

вать, что очень непросто» [100, С. 212].

Основными объектами социально-педагогического регулиро­вания свободного времени выступают преимущественно условия и институциональные формы, в которых оно развертывается. В этом случае главной целью регулирующего воздействия в куль­турно-досуговой сфере является создание оптимальных условий для саморазвития личности, для диагностирования и реализации ее социально-культурного потенциала.

Одним из важных объектов регулирующего воздействия в культурно-досуговой сфере деятельности молодежи является ба­ланс ее интересов и потребностей. В этом плане мы разделяем точ­ку зрения исследователей во главе с В.А. Ядовым, которые в рам­ках развиваемой ими диспозиционной концепции личности раз­личают ценности ориентации, общий баланс направленности ин­тересов и социальные установки на конкретные объекты и ситуа­ции деятельности. В ходе изучения взаимосвязи этих основных диспозиционных образований выяснилось, что «баланс интересов в отношении профессиональной, семейно-бытовой и досуговой деятельности определенным образом упорядочивает отношение личности к основным целям жизни и средствам их достижения, выполняет роль внутреннего ядра ценностно-ориентационной системы личности и в этом качестве служит ведущей характери­стикой ее общей жизненной позиции» [165, С. 189]. Баланс куль­турно-досуговых интересов и потребностей (пассивно-созерцательных и творческо-созидательных) будет, безусловно, способствовать психологическому комфорту личности и ее само­реализации в социально-культурной деятельности. Однако добиться сбалансированности интересов и потребностей может да­леко не каждый молодой человек. В этой ситуации помочь ему может целенаправленное и корректное регулирование его куль­турно-досуговых интересов и потребностей со стороны социаль­ных педагогов.

Регулирование культурно-досуговой деятельности молодежи невозможно без четкого выявления ее внутренней структуры, ее дифференциации по ряду социально-демографических и социаль­но-культурных признаков. Такой же точки зрения придерживаются исследователи Г.М. Бирженюк и А.П. Марков: «Определяя социаль­ную базу культурной политики, - пишут они, - необходимо выделить те социальные группы, которые являются приоритетными при разра­ботке социально-культурных программ. Критериями классификации в данном случае выступают различные социально-демографические и социально-культурные характеристики» [12, С. 26].

В молодежной среде можно выделить следующие основные со­циально-профессиональные и социально-демографические груп­пы, которые в известной мере накладывают определенный отпеча­ток на содержание, направленность и стереотипы культурно-досуговой сферы:

- молодежь, занятая в индустриально-промышленном произ­водстве;

- молодежь, занятая в аграрном секторе производства;

 

- молодежь, занятая в сфере обслуживания социальных по­требностей населения;

- молодежь, занятая в малых, кооперативных предприятиях и различных коммерческих структурах;

- молодежь, занятая в сфере духовного производства;

- молодежь, проживающая в небольших городах и районных центрах;

- молодежь, проживающая в больших городах;

- молодежь, проживающая в сельской местности;

молодые специалисты (выпускники высших учебных заведений и средних специальных заведений) со стажем работы до трех лет;

- военнослужащие срочной службы и военнослужащие на кон­трактных условиях;

- студенты, обучающиеся в технических ВУЗах;

- студенты, обучающиеся в гуманитарных ВУЗах;

- учащиеся средних специальных заведений;

- учащиеся профессионально-технических училищ;

- старшеклассники общеобразовательных школ и школ-
интернатов.

Сложные и противоречивые реалии общественной жизни на­ших дней внесли новые коррективы в социальные группы молоде­жи. В зависимости от социальной адаптированности молодых людей можно выделить следующие группы, отличающиеся особой остротой напряженности: мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; «афганцы»; бывшие военнослужащие; лица, вы­шедшие из мест заключения.

Следует иметь в виду и региональные особенности мест рассе­ления и проживания российской молодежи. По данным исследова­ний ученых Института молодежи, почти две трети молодежной группы населения России сконцентрировано в пяти крупнейших регионах: Центральном, Поволжском, Северо-Кавказском, Ураль­ском и Западно-Сибирском. Движение молодежи в этих регионах и определяет в большей степени динамику численности всей моло­дежи России: коэффициенты прироста численности возрастной группы 15-29 лет в этих регионах практически совпадают с обще­российскими [128, С. 26]. В настоящее время 76% молодежи России проживает в городах. На протяжении послевоенных лет уровень ее урбанизации всегда превосходил уровень урбанизации всего насе­ления России. Это объясняется, во-первых, интенсивной миграци­ей молодежи из села в город, во-вторых, возрастными особенно­стями показателей смертности в городском и сельском населении.

Регулирование культурно-досуговой деятельности молодежи в различных регионах России неизбежно должно учитывать сло­жившиеся типы национально-культурного самосознания. В дан­ном случае проблема заключается в национально-культурном самоопределении различных человеческих общностей. В нынешних процессах национально-культурного самоопределения, происходящих в СНГ и России, можно условно выделить два основных уровня:

1. Этническое самоопределение людей, которое заключается в поддержании привязанностей к локальной территории исконного проживания, культу предков и родственников, бытовых обрядов, устойчивости традиционных форм хозяйствования, быта, верова­ний. Эта тенденция проявляется у ряда малочисленных народно­стей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока.

2. Национальное самоопределение - процесс, охватывающий все народы, имеющие дифференцированную социальную структу­ру, общность языка, культурных традиций, историческую память.

Рассмотрение молодежи как объекта культурно-досугового воздействия наиболее продуктивно, на наш взгляд, с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу. При таком под­ходе можно выделить следующие основные типологические группы:

- активно-деятельностный тип, отличающийся избирательным отношением личности к различным формам досуга и имеющий четко обозначенный круг досуговых интересов, которые, как пра­вило, направлены на создание духовных ценностей, на преобразо­вание личностных качеств; этот тип отношения молодежи к досугу при определенных сформированных социально-педагогических условиях зачастую становится активным субъектом культурно-досуговой деятельности;

- молодежь, ориентирующаяся преимущественно на досуг, как время для продолжения работы (учебы); она зачастую переносит свои производственные, учебные, научные занятия в сферу внера­бочего времени, вытесняя все другие виды деятельности; эта груп­па молодежи, как правило, не имеет других досуговых интересов и увлечений, кроме работы, ограничивая себя в общении;

- молодежь, ориентирующаяся на пассивно-потребительские формы досуга (чрезмерное телесмотрение, посещение спортивно-зрелищных мероприятий преимущественно в роли зрителя, посе­щение кафе и ресторанов) в ущерб духовному общению и участию в социально-значимых видах культурно-досуговой деятельности;

- молодежь, не имеющая сформированных навыков рацио­
нального планирования своего досуга и отличающаяся стихийно -
хаотичной направленностью досуга и структурой культурно-
досуговой деятельности.

Характеризуя сущность субъекта культурно-просветительной работы, В.Е. Триодин справедливо отмечает, что «Субъектом культурно-просветительной работы называют лицо или группу лиц (коллективный субъект воспитания), осуществляющих воспи­тательный процесс в клубе. Характерным признаком субъекта культурно-просветительной работы является наличие осознанной воспитательной цели. Поскольку существо культурно-просветительной работы - самодеятельность и инициатива масс, субъектом культурно-просветительной работы выступают прежде всего сами массы, включенные в культурно-просветительную дея­тельность» [198, С. 67]. В самом деле, среди многообразия субъек­тов культурно-досуговой деятельности молодежь в большей мере испытывает воздействие со стороны своих сверстников, друзей, увлеченных конкретными видами досуговой деятельности. Свое­образие культурно-досуговой среды молодежи состоит в том, что она в значительной мере формируется самой молодежью. Иначе говоря, молодежь является творцом и основным субъектом фор­мирования культурно-досуговой среды. Эта особенность подтвер­ждается выводами исследования В.Е. Триодина, который отмечает, что «реальные изменения с клубной аудиторией происходят лишь тогда, когда воспитательные усилия исходят от нее самой и направлены на саму себя, то есть когда воспитание перерастает в самовоспитание, когда в качестве субъекта воспитания выступает каждый посетитель клуба, а клубная аудитория в целом становит­ся коллективным субъектом воспитания» [201, С. 27].

Выводы В.Е. Триодина о важности и педагогическом значении взаимовлияния субъектов различных уровней в процессе совмест­ной деятельности нашли определенное подтверждение и в наших исследованиях. Используя метод стандартизированного интер­вьюирования, нами было опрошено 480 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет с целью выявления наиболее значимых субъектов воздействия на них в социально-культурной сфере. Выборка носи­ла следующий характер: городская работающая молодежь - 160 человек, сельская работающая молодежь - 160 человек, студенты технических и гуманитарных ВУЗов - 160 человек. По регионам Российской Федерации опрошенные распределялись следующим образом: Хабаровский край - 130 человек, Рязанская область - 150 человек, Ростовская область - 200 человек. По возрастному при­знаку: 16-19 лет - 121 человек, 20-22 года - 125 человек, 23-25 лет -119 человек, 26-30 лет - 115 человек.

Нами была сформулирована и предложена респондентам серия вопросов интервью. На вопрос «Рекомендациями каких людей в первую очередь Вы руководствуетесь при выборе книг в библио­теке, при покупке книг, грампластинок, видео- и аудиокассет?» ответы респондентов распределились следующим образом:

У городской работающей молодежи (N - 160):

- рекомендациями близких друзей - 34%;

- рекомендациями сверстников по месту работы, проживания - 30%;

- рекомендациями газет, журналов, радио и телевидения - 11%;

- рекомендациями родителей и родственников - 3%;

 

- рекомендациями библиотечных и клубных работников, лек­торов - 8%;

- рекомендациями продавцов книг, грампластинок, кассет с за­писями - 5%;

- рекомендациями случайных людей - 9%.

Из приведенного перечня ответов видно, что приоритетными источниками информации для городской работающей молодежи при выборе книг, при покупке грампластинок, видео- и аудиокас­сет являются близкие друзья, сверстники по месту работы, прожи­вания. Другие же источники информации занимают более скромное место и не оказывают существенного влияния на принятие решения.

У сельской работающей молодежи (N - 160):

- рекомендациями близких друзей - 36%;

- рекомендациями сверстников по месту работы - 34%;

- рекомендациями газет, журналов, радио и телевидения - 12%;

- рекомендациями родителей и родственников - 4%;

- рекомендациями библиотечных и клубных работников, лек­торов - 6%;

- рекомендациями продавцов книг, грампластинок, кассет с за­писями - 2%;

- рекомендациями случайных людей - 6%.

Как и в предыдущем случае, у сельской рабочей молодежи при­оритетными источниками информации являются рекомендации близких друзей, сверстников по месту работы и проживания.

У студентов технических и гуманитарных ВУЗов (N - 160):

- рекомендациями близких друзей - 31%;

- рекомендациями сверстников по месту учебы, проживания - 31%;

- рекомендациями ВУЗовских преподавателей - 11%;

- рекомендациями газет, журналов, радио и телевидения - 9%;

- рекомендациями родителей и родственников - 4%;

- рекомендациями библиотечных и клубных работников - 6%;

- рекомендациями продавцов книг, грампластинок, кассет с за­писями - 3%;

- рекомендациями случайных людей - 5%.

И для этой социальной группы молодежи основным субъектом формирования ценностно-ориентационных позиций являются близкие друзья, сверстники по месту учебы, проживания, и лишь на третьем по степени значимости месте стоят ВУЗовские препо­даватели.

Эта тенденция нашла свое отражение и в ответах молодых лю­дей на второй вопрос интервью «К кому в первую очередь Вы обращаетесь за помощью и советом при организации и проведе­нии молодежных вечеров отдыха, дискотек, праздников?».

Городская работающая молодежь (N - 160);

- к близким друзьям - 22%;

- к сверстникам по месту работы, проживания - 21%;

- к членам профсоюзного комитета - 13%;

- к клубным и библиотечным работникам, к руководителям
коллективов самодеятельного народного творчества - 18%;

- к бригадирам, мастерам по месту работы - 7%;

- к родителям, родственникам - 5%;

- ни к кому, рассчитывая только на свои силы и возможности - 14%. И в этом случае приоритеты отданы друзьям и сверстникам.

Что же касается других субъектов, то они занимают второстепен­ные позиции.

Сельская работающая молодежь (N - 160):

- к близким друзьям - 24%;

- к сверстникам по месту работы, проживания - 20%;

- к членам профсоюзного комитета - 10%;

- к клубным и библиотечным работникам, к руководителям
коллективов самодеятельного народного творчества - 22%;

- к бригадирам, мастерам по месту работы - 8%;

- к родителям, родственникам - 8%;

- ни к кому, рассчитываю только на свои силы и возможности - 8%.

У сельской работающей молодежи в такой же мере, как и у го­родской, высок рейтинг близких друзей. В сравнении с городской работающей молодежью здесь значительно выше авторитет клуб­ных и библиотечных работников, руководителей коллективов самодеятельного народного творчества как субъектов культурно-досуговой сферы (соответственно - 18% и 22%).

Студенты технических и гуманитарных ВУЗов (N - 160):

- к близким друзьям - 21%;

- к сверстникам по месту учебы, проживания - 26%;

- к членам профсоюзного комитета - 11%;

- к клубным и библиотечным работникам, к руководителям
коллективов самодеятельного народного творчества - 23%;

- к ВУЗовским преподавателям - 5%;

- к родителям, родственникам - 2%;

- ни к кому, рассчитываю на свои силы и возможности -12%.

У студенческой молодежи наибольшим авторитетом пользуют­ся сверстники по месту учебы, проживания (26%). Это объясняется, на наш взгляд, тем, что межличностные контакты в студенческой среде устанавливаются главным образом в учебных группах, в общежитиях. Эти постоянные контакты способствуют выявлению человеческих характеров, способностей и склонностей, в том числе и в культурно-досуговой сфере.

В стимулировании культурно-досуговой активности молодежи, формировании благоприятной культурно-досуговой среды особая роль принадлежит студенчеству - важной социальной группе об­щества. За годы учебы в высших учебных заведениях студенческая молодежь приобретает не только специальные знания, но и неко­торые навыки в организации культурно-досуговых мероприятий. Пополняя ряды интеллигенции, немалое число выпускников ВУ­Зов на местах зачастую являются основными субъектами культур-но-досуговой деятельности (особенно в сельской местности). Часть ВУЗовских выпускников на общественных началах создает и ру­ководит студиями, ансамблями, кружками самодеятельного худо­жественного и технического творчества, декор ативно-прикладного искусства, приобщает молодежь к спорту. Такие выпускники, как правило, являются объектами всеобщего внима­ния людей, им зачастую подражают, с них берут пример, с ними советуются по широкому кругу проблем. Они способны формиро­вать вокруг себя «поле» духовности, оказывать позитивное влия­ние на некоторые социально-культурные процессы. Но нередки и другие случаи, когда ВУЗовские выпускники ограничивают круг своих интересов только узкими производственными вопросами, оставаясь безучастными и равнодушными ко всему другому.

Исследуя особенности формирования качеств субъекта куль­турно-досуговой деятельности у студенческой молодежи в ВУЗов-ском учебном и внеучебном процессах, мы тщательно проанали­зировали степень участия 640 студентов первых, третьих и пятых курсов очной формы обучения в культурно-досуговой деятельно­сти. Выборка носила репрезентативный характер. Исследование проводилось на базе десяти ВУЗов технического, экономического, сельскохозяйственного, медицинского и педагогического профи­лей городов Комсомольска-на-Амуре, Рязани, Ростова-на-Дону, Таганрога, Хабаровска. Основными методами исследования в этом блоке были метод экспертных оценок, анкетирование, интер­вьюирование.

Исследование показало, что только 96 студентов (15%) от об­щего количества опрошенных большую часть свободного от уче­бы времени систематически уделяют насыщенной культурно-досуговой деятельности, общению с искусством (посещение худо­жественных выставок, филармонических концертов классической и эстрадной музыки, спектаклей музыкальных и драматических театров). Именно вокруг этой категории студентов чаще всего формируется своеобразное «поле» духовности в учебных группах, в общежитиях, неформальных молодежных объединениях. Из этих 96 студентов - 38 окончили до поступления в ВУЗы музыкальные школы с семилетним сроком обучения, 26 - художественные шко­лы искусств, 18 - унаследовали любовь к искусству через сложив­шиеся семейные культурно-досуговые традиции, 14 - овладели основами какого-либо вида искусства самостоятельно. Большая часть этой категории студентов (60 человек) систематически чита­ет художественную литературу и следит за ее новинками, из них -24 человека имеют дома (в общежитии) свои библиотеки художе­ственной литературы и литературу по проблемам искусства. Они зачастую выступают инициаторами проведения студенческих дис­куссий и диспутов по наиболее ярким литературно-художественным произведениям, которые, как правило, проходят стихийно в комнатах студенческих общежитий, в приятельских компаниях, что, на наш взгляд, ничуть не снижает их социально-педагогическую значимость. Их рецензии и заметки в вузовских многотиражных газетах на новые грамзаписи, книги, фильмы, спектакли, художественные выставки, на концертные программы пользуются в студенческой среде наибольшей популярностью. На вопрос анкеты: «Какой источник информации по новым книгам, фильмам, концертным программам, спектаклям для Вас наиболее авторитетен и достоверен?» - 32% от 640 опрошенных назвали студенческие рецензии и заметки ВУЗовских преподавателей. Контент-анализ 40 студенческих рецензий и заметок, опублико­ванных в шести многотиражных газетах ВУЗов Хабаровска, Ряза­ни, Ростова-на-Дону и Таганрога, показывает, что их авторами являются преимущественно художественно образованные студен­ты, достаточно много читающие об искусстве pi пропагандирую­щие его доступными средствами и формами. Чем же для самих студентов привлекательно художественно-критическое творчест­во? Причина, на наш взгляд, заключается в искреннем отношении к искусству, лишенном привычных стереотипов оценки, в стремле­нии полнее высказаться и быть понятым в том, что особенно вол­нует в искусстве. Приобретенный ими скромный художественный опыт, практическое участие в конкретном виде самодеятельного творчества, чтение литературы по проблемам искусства являются важным фактором их успешной художественно-критической дея­тельности - столь редко культивируемой в ВУЗах. А между тем, художественно-критическая активность, наряду с художественно-практической деятельностью, позволяет студентам творчески, а не потребительски, осваивать произведения искусства. В художест­венно-критической деятельности студент, во-первых, создает соб­ственную интерпретацию, собственное понимание произведения искусства. Оно, как правило, зависит от его жизненного и художественного опыта, от его идеалов и устремлений, от сформирован­ного общего уровня культуры. Во-вторых, это истолкование про­изведения искусства студент стремится передать своим товари­щам, обсудить с ними наиболее запомнившееся и волнующее в книге, фильме, спектакле. Иначе говоря, он выступает в роли ак­тивного субъекта, формирующего определенные художественно-эстетические вкусы. В ходе естественного диалога с другими сту­дентами с ним соглашаются или полемизируют, дополняют, а иногда и углубляют точку зрения.

Анализ внеучебной культурно-досуговой деятельности этой категории студентов показывает, что она зачастую остается не­востребованной в самих ВУЗах, где они обучаются. Их подвижни­ческая культурно-досуговая деятельность далеко не всегда поощ­ряется и стимулируется ВУЗовскими наставниками и обществен­ными организациями ВУЗов, ибо не является источником плани­рования работы ВУЗовских профсоюзных комитетов, студенче­ских клубов. На вопрос анкеты: «Всегда ли Ваши предложения и инициативы по организации культурно-досуговой работы нахо­дят поддержку в ректорате, профкоме, студенческом клубе?» 96 студентов этой группы дали следующие ответы:

- практически всегда находят поддержку - 18 (18,7%);

- иногда такая поддержка оказывается - 22 (22,9%);

- любые предложения и инициативы формально принимаются, но фактически никакой поддержки не оказывается - 48 (50%);

- уклонились от ответа - 8 (8,3%).

У других 544 студентов (85% от общего числа опрошенных) от­ношение к культурно-досуговой деятельности в целом носит пре­имущественно пассивно-созерцательный, потребительский харак­тер. В структуру их культурно-досуговых интересов зачастую вхо­дят (по степени значимости): просмотр видеофильмов, посещение дискотек и танцевальных вечеров, концертов легкой музыки, чте­ние иллюстрированных журналов. Лишь 20% этой категории сту­дентов от случая к случаю посещают спектакли музыкальных и драматических театров, 15% - художественные выставки, 8% -филармонические концерты классической музыки, 10% имеют дома (в общежитии) свои библиотечки художественной литерату­ры и литературы по проблемам искусства. Столь обедненная структура культурно-досуговых интересов большей части опро­шенных студентов объясняется, на наш взгляд, низким уровнем их общей культуры, неразвитостью их художественно-эстетических вкусов, отсутствием у них должной культуры восприятия произве­дений искусства. В формировании же качеств субъекта культурно-досуговой деятельности у студенческой молодежи искусству при­надлежит особая роль. Воспитание культуры восприятия произве­дений искусства у молодежи - важная и сложная педагогическая задача. Задача эта комплексная, она включает в себя художест­венное просвещение о языке искусства: его видах, жанрах, исто­рии; жизни и творчестве мастеров искусства. Параллельно с этим обязательно, на наш взгляд, должно осуществляться накопление опыта непосредственного общения с искусством. Но все же глав­ным при этом должна быть выработка у молодежи способностей субъективного восприятия, поиска собственного отношения к произведениям искусства, так как без активного, волевого усилия со стороны субъекта не может быть полноценного эстетического обогащения искусством. Поэтому организация встреч студенче­ской молодежи с искусством (особенно с классическим) должна непременно, на наш взгляд, сочетаться с формированием у нее эстетических установок, которые настраивали бы ее на постиже­ние определенного содержания произведения искусства.

Общение со студентами, с деятелями литературы и искусства, с руководителями филармонических организаций, музеев и театров подтверждает мысль о том, что нельзя, ориентируясь на средний, а иногда и на низкий художественно-эстетический уровень культу­ры части студенческой молодежи, предлагать им только легко доступные образцы искусства, не требующие размышлений. Пас­сивность восприятия такого искусства существенно ослабляет его эстетическое содержание, снижает возможности целенаправленно­го формирования эстетического вкуса.

Второй причиной столь обедненной структуры культурно-досуговых интересов студенческой молодежи является весьма со­мнительная, на наш взгляд, стратегия ректоратов, студенческих клубов, направленная на «культурное обслуживание» студентов, а не на стимулирование у них социально-культурной активности. Контент-анализ планов работы 10 ВУЗовских студенческих клу­бов за 1990-1995 гг. названных регионов свидетельствует об их преимущественно развлекательной направленности. В них крайне редко можно было встретить дискуссии и диспуты по острым со­циальным проблемам, волнующим молодежь, встречи с мастерами искусств, журналистами, поэтами, выставки самодеятельных и профессиональных художников, просмотры и обсуждения шедев­ров мирового киноискусства. Практически не спасают положения спецкурсы и факультативы по проблемам культуры и искусства, проводимые кафедрами общественных наук. Их содержание, по мнению большинства опрошенных студентов, зачастую носит абстрактно-теоретический характер. Такие спецкурсы и факуль­тативы далеко не всегда стимулируют у студентов потребность в самообразовании. Значительная часть опрошенных студентов (39%) считают, что к чтению подобных спецкурсов должны при­влекаться не только ВУЗовские преподаватели, но и мастера ис­кусств, преподаватели музыкальных и художественных ВУЗов и училищ. 35% опрошенных студентов выразили желание и готов­ность чаще и глубже знакомиться с шедеврами мирового искусст­ва через учебное телевидение, через специально оборудованные видеозалы, которые, по их мнению, должны быть не только в учебных корпусах, но и в общежитиях.

Узость культурно-досуговых интересов значительной части студентов ВУЗов (в большей мере это касается студентов техниче­ских ВУЗов) рядом философов, социологов и педагогов объясняет­ся недооценкой гуманитарных ценностей в процессе обучения и воспитания студентов. Е.О. Тер-Григорьян, например, справедли­во, на наш взгляд, отмечает: «Нас не может удовлетворить суще­ствующий уровень студентов технических ВУЗов... Подчас узок их кругозор, невысока культура мышления, поведения, общения. Для многих характерна низкая культура речи, слабое владение не только иностранными языками, но и русским языком, неумение четко, грамотно формулировать свои мысли, работать с научной литературой, слабо развита потребность в самообразовании и самовоспитании. Недооценка гуманитарных ценностей проявля-ется подчас в мировоззренческом инфантилизме, в ослаблении интеллектуально-духовного развития, в распространении техно­кратического снобизма» [32, С. 6].

Общение с преподавателями и студентами различных ВУЗов указанных регионов показало, что большая часть студенческих клубов утратила былую славу подлинных центров общения и творчества, а, значит, и центров, способствующих формированию у студентов качеств субъектов культурно-досуговой деятельности. Помещения многих студенческих клубов перепрофилированы под коммерческие кафе, бары, видеосалоны. В ряде ВУЗов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Таганрога, Ростова-на-Дону, Новочер­касска за последние три года значительно сократилось количество студенческих коллективов самодеятельного художественного творчества, любительских клубов по интересам.

Исследуя эффективность работы ВУЗовских наставников по формированию у студентов качеств субъектов культурно-досуговой деятельности, мы проанализировали некоторые осо­бенности их адаптации после окончания ими высших учебных заведений и начала трудовой деятельности. Понятно, что важ­нейшей сферой раскрытия творческих сил, проявления способно­стей и дарований молодых специалистов является производствен­ная деятельность. Однако все духовное богатство человеческой личности, ее своеобразие и неповторимость не могут быть, на наш взгляд, полностью реализованы только в производственной дея­тельности. Для полной и разносторонней реализации личностных задатков выпускники ВУЗов стараются найти дополнительный «полигон» приложения своих сил и находят такие сферы деятель­ности, которые бы отвечали их индивидуальным склонностям и интересам. К таким сферам деятельности зачастую относится культурно-досуговая, которая в структуре свободного времени выпускников ВУЗов за последние годы занимает все более скром­ное место. Причинами тому, на наш взгляд, являются пока еще не столь высокий уровень культуры значительной части ВУЗовских выпускников, отсутствие сформированных навыков организации культурно-досуговой среды. Это подтверждают и результаты про­веденного нами межрегионального исследования. Нам было важ­но выявить взаимосвязь между сформированным уровнем общей культуры студентов в процессе их обучения в ВУЗах и их активно­стью «включения» в социально-культурную жизнь трудовых кол­лективов, поселков и городов, в которые они прибыли на место работы и проживания. Объектом исследования были выпускники 1990-1994 гг. технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов очной формы обучения. Основными методами исследова­ния были интервьюирование, анкетирование, монографическое исследование социально-культурной адаптации выпускников ВУ­Зов различных регионов России, метод экспертных оценок. В со­став экспертной группы были включены хозяйственные руководи­тели, члены профсоюзных комитетов трудовых коллективов, чле­ны жилищно-бытовых советов молодежных общежитий, директо­ра и художественные руководители клубов, Домов и Дворцов культуры, специалисты библиотечного дела. Всего было опроше­но 40 экспертов. Базами исследования были 45 индустриально-промышленных и агропромышленных трудовых коллективов Рос­товской и Рязанской областей, Хабаровского края. Выбор назван­ных баз исследования определялся стремлением не только расши­рить его географические рамки, но и постараться учесть многооб­разие социально-культурных условий бытия молодых специали­стов в различных регионах России. За период исследования было опрошено 470 выпускников ВУЗов указанных регионов, из них -98 производственных стипендиатов. Из общего количества опрошенных молодых специалистов - 260 человек трудились в сфере индустриально-промышленного производства, 210 - в сфере агро­промышленного производства.

Наши исследования показали, что одним из ведущих направ­лений самореализации ВУЗовских выпускников стало их участие в самодеятельном художественном творчестве. 85 выпускников (32,7%), прибывших в трудовые коллективы индустриально-промышленного профиля, в течение первых трех месяцев работы изъявили личное желание принять участие в творческой деятель­ности студий бального танца, вокально-инструментальных ан­самблей, кино-, фотостудий, народных хоровых коллективов, сту­дий пантомимы. Причем 24 человека из них через 8-10 месяцев с момента участия в творческой деятельности этих коллективов сами стали их руководителями. Важно отметить и то, что из этих 85 человек - 24 приехали на место работы уже женатыми (замуж­ними), из них 14 человек имели детей. Примечательно и то, что 32 выпускника из 85 привезли с собой не только литературу по полу­ченной специальности, но и художественную литературу, литера­туру по искусству, 16 человек привезли с собой различные музы­кальные инструменты (гитары, баяны, аккордеоны) и нотные из­дания, 18 человек - привезли с собой магнитофоны, электропро­игрыватели, комплекты грампластинок и аудиокассет, 3 человека - личные филателистические коллекции. Все это, в известной мере, характеризует наличие определенного интереса к социально-культурному творчеству у этой группы выпускников ВУЗов, пока­зывает их готовность к деятельности, не ограниченной только рамками производства. Иначе говоря, эта группа ВУЗовских вы­пускников является активным субъектом социально-культурного творчества, способным формировать вокруг себя культурно-досуговое пространство. Но и эти выпускники не испытывают полного удовлетворения от результата своей подвижнической деятельности. На вопрос анкеты: «Всегда ли Ваши предложения и инициативы по организации культурно-досуговой работы нахо­дят поддержку в администрации, профкоме трудового коллекти­ва?» 85 выпускников этой группы дали следующие ответы:

- практически всегда находят поддержку - 12 (14,1%);

- иногда такая поддержка оказывается - 18 (21,1 %);

- любые предложения и инициативы формально принимаются, но фактически никакой поддержки не оказывается - 50 (58,8%);

- уклонились от ответа - 5 (5,8%).

Из 85 выпускников, избравших сферу реализации своего твор­ческого потенциала в самодеятельных художественных коллективах, 22 человека (25,8%) занимались в период учебы в ВУЗах на факультетах общественных профессий, 41 человек (48,2%) - участ­вовали в студенческих коллективах самодеятельного художествен­ного творчества и любительских объединениях, 30 человек (35,2%) - окончили до поступления в ВУЗы детские музыкальные школы и школы искусств, 50 человек (58,8%) - в период учебы в ВУЗах сис­тематически посещали музеи, филармонические концерты, спек­такли драматических и музыкальных театров.

Другие же 175 выпускников ВУЗов, прибывшие в трудовые коллективы индустриально-промышленного профиля (67%), на первом году их трудовой деятельности проявляли преимуществен­но пассивно-созерцательный интерес к тому, чем занимаются клу­бы, Дома и Дворцы культуры, библиотеки, молодежные центры досуга. В структуре досуга этой группы выпускников преобладали посещения дискотек, танцевальных вечеров, видеосалонов, кафе, спортивных соревнований. В течение первого года их самостоя­тельной работы постоянными читателями библиотек стали лишь 50 человек (28,5%). Около одной трети молодых специалистов этой группы, самокритично оценивших себя, отметили, что за годы учебы в ВУЗах они ни разу не посетили концертов симфони­ческой музыки, художественных выставок, спектаклей музыкаль­ных и драматических театров. Привезли на место работы и про­живания художественную литературу по искусству только 41 че­ловек (23,4%). На факультетах общественных профессий в период учебы в ВУЗах занимались 21 человек (12%), в студенческих кол­лективах самодеятельного художественного творчества и люби­тельских объединениях принимали участие 51 человек (29,1%). Из 175 выпускников этой группы - 43 человека (24,5%) до поступле­ния в ВУЗы окончили детские музыкальные школы и школы ис­кусств, но около половины из них в студенческие годы утратили интерес к музыке и исполнительской деятельности.

30% молодых специалистов этой группы не возражали бы при­нять участие в культурно-досуговой деятельности, но никто, по их словам, из окружающих людей не побуждал их к участию в этой деятельности, не вовлек в нее. 15% молодежи этой группы счита­ют, что их культурно-досуговый потенциал востребован лишь частично.

Пассивно-созерцательные черты досуговой деятельности моло­дых специалистов этой группы зачастую связаны с недостаточным уровнем их общей культуры, с отсутствием у них навыков самоор­ганизации свободного времени, культуры досуга. Не удивительно, что значительная часть выпускников ВУЗов этой группы в течение первого года их самостоятельной трудовой деятельности так и не нашла своего достойного места в социально-культурных про­цессах, протекающих в трудовых коллективах города.

Что же касается выпускников ВУЗов, прибывших на работу в трудовые коллективы аграрного профиля, то процесс их самореа­лизации в самодеятельном художественном творчестве протекал более благоприятно. Из 210 молодых специалистов - 98 (46,6%) активно включились в творческо-исполнительскую деятельность различных коллективов самодеятельного художественного творче­ства, причем руководителями этих коллективов на общественных началах стали 42 человека. Из 50 производственных стипендиа­тов, прибывших в свои агропромышленные трудовые коллективы, - 40 человек (80%) вошли в актив клубных студий, кружков, объе­динений. Из 210 молодых специалистов - 39 привезли с собой к месту работы наряду со специальной художественную литературу и литературу по искусству, 24 человека привезли с собой музы­кальные инструменты (баяны, аккордеоны, гитары), 39 человек -магнитофоны, проигрыватели, 5 - кинокамеры, 4 - личные фила­телистические коллекции, 70 человек через 2-3 месяца с момента начала трудовой деятельности стали постоянными читателями местных библиотек.

За годы учебы в ВУЗах будущие специалисты аграрного про­изводства более целенаправленно и осознанно подходили к по­полнению своих знаний и совершенствованию практических на­выков для предстоящей деятельности в социально-культурной сфере. Подтверждением тому можно считать то, что из этой груп­пы выпускников 63 человека (30%) в период учебы в ВУЗах зани­мались на факультетах общественных профессий, 150 человек (50%) - участвовали в студенческих коллективах самодеятельного художественного творчества, 21 человек (10%) - окончили до по­ступления в ВУЗы детские музыкальные школы, школы искусств и не утратили интереса к музыке. Из 210 человек в период учебы в ВУЗах 52 (24,7%) - систематически посещали музейные выставки, филармонические концерты, спектакли драматических и музы­кальных театров. Тем не менее, 20% молодых специалистов заявили, что их культурно-досуговый потенциал востребован лишь частично.

Столь заметный социально-культурный потенциал молодых специалистов аграрной сферы производства можно, на наш взгляд, объяснить следующими основными причинами. Во-первых, и ВУЗовские наставники, и сами студенты (особенно производст­венные стипендиаты) имели достаточно реальное и полное пред­ставление о пока еще крайне слабой социально-культурной инфраструктуре современного села, о месте и роли сельской интелли­генции в социально-культурных процессах, протекающих в сель­ской местности. Во-вторых, у большей части студентов из сель­ской местности ВУЗовскими наставниками была сформирована позитивная установка на их самореализацию не только в профес­сиональной, но и в культурно-досуговой сфере. В-третьих, руко­водители ВУЗовских общественных организаций справедливо исходили из того, что чем богаче, содержательнее и разнообразнее будет культурно-досуговая среда студентов, тем больше у них откроется реальных возможностей для творчества в их будущей социально-культурной деятельности.

Другие 112 выпускников ВУЗов (54%), прибывших в трудовые коллективы аграрного профиля, не смогли найти своего достой­ного места в социально-культурном творчестве. Структура их досугов ой деятельности не отличалась особой оригинальностью, носила преимущественно пассивно-созерцательный характер. Около 30% этой категории молодых специалистов считают, что их культурно-досуговыи потенциал вполне достаточен для условий села, но совершенно никем не востребован.

Вторым по степени значимости направлением самореализации выпускников ВУЗов в социально-культурной деятельности стало их участие в различных клубах социальных инициатив, в объеди­нениях эколого-культурной направленности, в группах историко-патриотического движения. Процессы духовного обновления на­шего общества, углубление демократизации и расширения гласно­сти оказали позитивное воздействие не только на формирование у. молодежи интереса к политическим, социально-экономическим и социально-культурным проблемам, происходящим в нашем госу­дарстве, но и на формирование у нее практического опыта непо­средственного участия в их решении. Иначе говоря, часть молоде­жи уже не стала довольствоваться ролью пассивного наблюдателя социальных процессов, протекающих в обществе, она нередко становится и активным субъектом, влияющим на эти процессы. Ярким и красноречивым примером, подтверждающим это, явля­ются факты, приведенные в проблемной и полемичной публика­ции журналиста И.Королькова на страницах газеты «Комсомоль­ская правда» [94]. В ней рассказывается о том, что в августе 1988 года 27 молодых людей по предварительной договоренности и собственной инициативе приехали из различных городов страны (Оренбурга, Уфы, Львова, Красноярска) в Таганрог с целью обсу­ждения назревших политических, экономических, правовых про­блем нашего общества. Все 27 человек были членами заочного социально-политического клуба, инициатором создания которого был 23-летний оренбуржец Александр Сухарев - по профессии инженер-механик. По существу это было выездное заседание клу­ба. Дискуссии в Таганроге продолжались четыре дня. Члены клуба не хотели ничего брать на веру. Участники встречи спорили за обедом, по дороге в гостиницу, ложились спать на рассвете, а к девяти утра шли в городской парк культуры - место проведения дискуссий. Какие же вопросы члены клуба сделали предметом дискуссий в Таганроге? К их числу отнесены следующие:

- Что есть бюрократия, где ее корни, как ограничить ее власть?

- Являются ли рабочие собственниками средств производства или они - всего лишь наемная сила?

- Существуют ли в стране антагонистические классы и является ли классом бюрократия?

- Может ли государство быть общенародным, когда еще
Маркс и Ленин утверждали, что государство классово?

В качестве аргументов в ходе острых дискуссий члены клуба использовали не только события и факты, имевшие место в совре­менных социально-политических процессах, но и серьезную науч­ную литературу, которую они привезли с собой и с которой ин­тенсивно работали на встрече. Тексты этих научных работ были тщательно проработаны с карандашом, поля пестрели пометками.

Приведенный пример свидетельствует о том, что среди моло­дежи есть прослойка неравнодушных, социально зрелых и вдум­чивых молодых людей, которые склонны не к пассивно-созерцательным размышлениям, но к активным поискам ответов на острейшие проблемы современности. Самореализация молодых людей в этой сфере деятельности осуществляется через углублен­ное критическое осмысление истории и современности, через вы­работку выстраданных убеждений.

Эпизодический приезд членов заочного социально-политического клуба в Таганрог оказал благотворное влияние на ту часть городской молодежи, которая была неравнодушна к об­щественно-политическим, экономическим, культурным проблемам своего города. Именно эта часть молодежи и стала инициатором создания городского общественно-политического клуба «Гражда­нин». Членами этого клуба являются преимущественно молодые рабочие, учащиеся техникумов и студенты ВУЗов города. В каче­стве основной цели деятельности этого клуба его инициативная группа сочла важным и необходимым формировать у молодежи Города навыки непосредственного участия в общественно-политической деятельности. Основными задачами деятельности клуба являются следующие:

- изучение общественного мнения молодежи по актуальным проблемам жизни города с целью оказания практической помощи государственным и общественным организациям;

- выявление социально значимых инициатив молодежи и ока­зание практической помощи в их реализации;

- стимулирование социальной активности молодежи через во­влечение ее в решение назревших городских проблем.

На заседания общественно-политического клуба «Гражданин» приглашаются лидеры молодежных неформальных групп, члены депутатских комиссий, отдельные хозяйственные руководители, работники культуры. На этих заседаниях клуба обсуждаются ост­рые проблемы молодежного быта, досуга, положение воинов «аф­ганцев», экологические проблемы города. Рекомендации клуба нередко являются поводом для серьезных размышлений хозяйст­венных руководителей города, в общественных молодежных орга­низациях. Работа клуба строится в соответствии с принятым уста­вом, в котором определены цель, задачи, принципы деятельности клуба, права и обязанности его членов.

Из 260 выпускников ВУЗов, прибывших на работу в индустри­ально-промышленные трудовые коллективы, - 47 человек (18%) стали участниками общественно-политических клубов, клубов социальных инициатив, объединений эколого-культурной на­правленности. Более половины из них (29 человек) в период обу­чения в ВУЗах входили в состав студенческих общественных орга­низаций, были старостами учебных групп. Приобретенные ими навыки общественной работы за период обучения в ВУЗах в зна­чительной мере помогали им стать активными субъектами обще­ственной деятельности после окончания ВУЗов. По истечении года с момента начала трудовой деятельности лишь 20% молодых специалистов этой категории были удовлетворены результатами своей общественной деятельности. Другие же 80% ответили, что их потенциал в сфере общественной деятельности по существу остался невостребованным. К основным причинам невостребо­ванности они отнесли следующие:

- равнодушие со стороны хозяйственных руководителей pi ру­ководителей городских организаций ко многим молодежным ини­циативам, вызванное смещением в их деятельности акцентов на производственно-финансовые вопросы;

- инертность молодежи на предприятиях и в городе;

- отсутствие своей личной настойчивости и упорства в реше­нии назревших проблем.

Из 210 молодых специалистов, прибывших в трудовые коллек­тивы аграрного профиля, только 31 человек (14,7%) стали участ­никами общественно-политических клубов, клубов социальных инициатив, объединений эколого-культурной направленности. Около половины из них (14 человек) в период обучения в ВУЗах входили в состав студенческих общественных организаций, были старостами учебных групп. По истечении года с момента начала трудовой деятельности только 16% молодых специалистов этой категории были удовлетворены результатами своей общественной деятельности. Другие же 84% ответили, что их потенциал в сфере общественной деятельности по существу остался невостребован­ным. Причины невостребованности в основном такие же, как у молодых специалистов индустриально-промышленной сферы про­изводства.

Исходя из приведенных результатов исследования, можно сде­лать следующие выводы:

- формирование общего уровня культуры студентов является исходным и основным условием успешной социально-культурной деятельности будущих специалистов (субъектов) независимо от профиля ВУЗов и специальностей;

- формирование у студентов культуры досуга, позитивных ус­тановок на их активное «включение» в социально-культурные процессы должно быть приоритетным направлением работы ВУ­Зовских наставников;

- студенческие клубы (Дома культуры) ВУЗов следует рассмат­ривать не только как базы отдыха и развлечений студентов, но и как организационно-методические центры, деятельность которых служила бы определенным эталоном организации и освоения до-сугового времени;

- приоритетным направлением деятельности общественных ор­ганизаций трудовых коллективов должно быть стимулирование социально-культурной активности молодых специалистов, вовле­чение их в социально значимые виды деятельности.

Формирование качеств субъекта культурно-досугового творче­ства в молодежной среде наиболее продуктивно, на наш взгляд, осуществляется в деятельности и общении. На это обращает вни­мание и В.Е. Триодин: «Степень развития личности, - пишет он, -обусловлена степенью участия ее в деятельности и общении» [201, С. 32]. Социально-педагогическая ценность досуговой деятельно­сти молодежи состоит в том, что она зачастую востребует от лич­ности молодого человека иные непрофессиональные ее свойства и качества, стимулирует у нее развитие других сторон творческих способностей, создает благоприятные условия для самовоспитания (совершенствование характера, укрепление воли). Динамика пре­вращения объекта культурно-досугового воздействия в субъект культурно-досуговой деятельности наиболее полно и ярко прояв­ляется в деятельности молодежных любительских клубов и объе­динений. Например, в деятельности клуба любителей музыки при петербургском Доме композиторов, созданном более 25 лет назад. На первых порах его деятельности создателями ставилась скром­ная задача: организовывать и проводить для молодежной аудито­рии яркие, зрелищные, увлекательные и разнообразные досуговые мероприятия. Эта задача и стала основой содержания первой ста­дии деятельности клуба любителей музыки. Однако организаторы клуба уже на этой начальной стадии его деятельности понимали, что потребительское отношение молодежи к проводимым ими досуговым мероприятиям - это тупиковая ситуация для клуба, что молодежный досуг не может долго оставаться беспредметным. Именно поэтому первая стадия деятельности клуба не была про­должительной по времени. В процессе разнообразной и насыщен­ной клубной деятельности при планомерном педагогическом воз­действии со стороны ее организаторов интересы молодых любите­лей музыки стали постепенно подниматься на новую, более высо­кую ступень. Причем всякий раз изменяющиеся интересы молодых людей неминуемо заставляли организаторов клуба корректиро­вать формы их педагогической деятельности. Организаторы клу­ба, естественно, стремились к тому, чтобы его члены стали актив­ными субъектами, любящими и пропагандирующими музыку все­ми доступными средствами.

В ходе развертывания инициативы и активности членов клуба происходило дальнейшее углубление и активизация их интереса к музыке, что означало новую, более высокую стадию развития и углубления их интересов. Такой постоянный диалектический пе­реход от простых к сложным ступеням развития клуба, вопло­щающийся в непрерывном видоизменении программ и форм дея­тельности, являлся ведущим педагогическим направлением осуще­ствления клубной работы по интересам. На этой стадии заметно возросли требования молодежи к работе своего клуба любителей музыки. Если раньше члены клуба удовлетворялись преимущест­венно развлекательными по форме, но не глубокими по содержа­нию мероприятиями, то на последующих стадиях требования к глубине и содержательности работы заметно возросли. Что каса­ется форм этой работы, то от пассивных, в которых молодой че­ловек выступал как зритель, появилась необходимость перехода к формам, основанным на активном общении молодежи. Если, на­пример, в начале деятельности клуба широко использовалась та­кая форма работы, как лекция-концерт, то с ростом и углублением интереса к музыке появилась необходимость обратиться к форме монографической встречи, основанной на непосредственном ак­тивном общении членов клуба с конкретным композитором (такие встречи прошли с композиторами Г.Свиридовым, А.Петровым, В.Гаврилиным, А.Колкером, В.Биберганом и др.). С постепенным ростом эрудиции и творческой активности членов клуба меро­приятия концертного типа перестали их удовлетворять и перерос­ли в творческие, дискуссионные встречи с музыкантами и испол­нительскими коллективами, превращавшиеся всякий раз в боль­шой взаимоинтересный разговор о музыке. Наиболее распростра­ненной формой работы клуба любителей музыки стал диспут. Требования дискуссионности заседаний, возможности высказаться каждому члену клуба, став всеобщими, превратились в ведущую тенденцию внутриклубной деятельности.

С дальнейшим ростом, углублением и активизацией музыкаль­ных интересов, на их новой высшей стадии развития у членов клу­ба возникла тяга к музыкальному самообразованию и активной общественной деятельности на базе интереса к музыке. Тяга к музыкальному самообразованию у молодежи проявилась в углуб­ленной самостоятельной подготовке к мероприятиям клуба, в практике предварительного чтения специально рекомендованной литературы, в предварительном прослушивании музыки, пере­шедших затем в «малые среды» - подготовительные мероприятия перед регулярными заседаниями клуба, предварявшие диспуты, монографические встречи. Они в значительной мере расширили музыкальный кругозор и критическую активность членов клуба в ходе клубной работы. Новым видом внутриклубной деятельности стали фольклорные экспедиции, в процессе которых их участники собирали и записывали народные песни, напевы и другие произ­ведения самобытного творчества. Одним из результатов этой дея­тельности стала монография «Угличский фольклор» объемом 17 печатных листов, подготовленная к печати членами клуба - уча­стниками экспедиции в издательстве «Музыка».

Приведенный пример свидетельствует о том, что эффектив­ность формирования качеств субъекта культурно-досуговой дея­тельности у молодежи в значительной мере зависит от:

- целенаправленного вовлечения ее в содержательную деятель­ность, носящую социально-значимый характер;

- от целенаправленного социально-педагогического регулирования ее досугов ой деятельности;

- от стимулирования у нее потребностей в интенсивном обще­нии и самообразовании.

2.2. СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

Раскрывая особенности онтогенетического развития человека, М.С. Каган отмечает, что «на каждом этапе человеческой жизни один из видов деятельности является главенствующим, ведущим, и это определяет своеобразие структуры деятельности на данном этапе развития личности» [69, С. 249-250]. М.С. Каган считает, что в юности «на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех нравственных, политических, эстетических идеа­лов» [69, С. 283].

Юношеский возраст является пограничным, потому что он обусловливает меру перехода личности из объекта социокультур­ных отношений в субъект социально полезной деятельности. На­ходясь на пороге социальной зрелости, молодежь характеризуется состоянием поиска и отбора целей, жизненных перспектив и путей, способов их осуществления. Продолжает возрастать роль внесе-мейного общения, средств массовой информации как важных ис­точников знания, ценностей, норм, целей и способов поведения. Семья уже не может обеспечивать резко возросшей потребности в расширении круга информации. Рост образования, расширение круга непосредственного общения, принадлежность к более широ­кому спектру социокультурных ценностей приводит к появлению новых потребностей, ценностных ориентации, целей, связанных с общими социальными условиями.

Абсолютное большинство молодежи, по мнению И.М. Ильинского, еще до конца не рассталось со многими «ста­рыми» ценностями и далеко не освоило ценности «новые». Отсю­да, как он считает, огромная эклектичность, противоречивость ценностного мира и поведения молодежи - как индивидуального, так и группового; отсюда пестрота мировоззренческих и полити­ческих установок, организаций и течений, непримиримость во взглядах, неспособность к компромиссу и согласию [128, С. 198].

В период юности наиболее интенсивно развиваются критич­ность мышления, стремление «все подвергать сомнению», желание дать явлениям жизни, произведениям искусства собственную оценку, требование обоснованной аргументации позиции, поиск оригинальных решений. В молодежной среде зачастую вспыхива­ют дискуссии не только по узкопрактическим проблемам, но и по вопросам, связанным со смыслом жизни, свободой, справедливо­стью, поискам счастья и гармонии. «Эти особенности молодежно­го сознания, - пишет С.Н. Иконникова, - важно принимать во внимание

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

В Я СУРТАЕВ... СОЦИОЛОГИЯ... МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МОЛОДЕЖИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Свободное время занимает важное место в образе жизни моло­дежи. Использование свободного времени является своеобразным индикатором уровня культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретно

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ ДОСУГА
В формировании личности молодого человека значительную роль играет культура, так как именно она, в отличие от генетиче­ских механизмов наследования, выступает средством социального наследования инф

МОЛОДЕЖИ
3.1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОИ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В процессе формирования культурно-досуговои активности молодежи особое значение имеет надежный механизм. Внутренним источ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Настоящие приложения включают в себя лишь часть использо­ванного нами в проведенных исследованиях научного инструмен­тария, выбор которого определялся целью и внутренней логикой исследований.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги