рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мула Вандха

Мула Вандха - раздел Ядерная техника, Искусство дыхания Мула Означает Корень, Начало, Источник Или Причину, Базис, Основание. Это Отн...

Мула означает корень, начало, источник или причину, базис, основание. Это относится к основной области между анусом и гениталиями Сократитемышцы этой области и поднимите их вертикально по направлению к пупку. Одновременно нижнюю переднюю часть абдоминальной области ниже пупка подтяните назад и вверх к позвоночнику. Нисходящий поток апапа вайю изменяется, его вынуждают течь вверх, чтобы соединиться с прана вайю, пребывающим в области грудной клетки.

Мула бандху следует вначале практиковать с внутренней задержкой после вдоха (антара кумбхака). Существует различие между абдоминальным сжатием в уддийяна и мула бандхе. В уддийяна бандхе вся область от ануса до диафрагмы подтягивается назад к позвоночнику и поднимается. В мула бандхе же только промежность и нижняя абдоминальная область между анусом и пупком сокращаются, оттягиваются назад к позвоночнику и поднимаются вверх к диафрагме (фот 69).

Практика сокращения анального сфинктера (ашвини мудра) помогает овладеть мула бандхои. А шва означает лошадь. Эта мудра называется так потому, что напоминает оправление малой нужды лошадью. Ее следует освоить при выполнении различных асан, особенно тадасаны, сиршасаны, сарвангасаны, урдхвадхану-расаны, устрасаны и пашимоттанасаны (см. «Взгляд на Йогу»).

Существует серьезная опасность при самостоятельном изучении уддийяна и мула бандх. Неверное выполнение уддийяны вызывает непроизвольное излияние семени и потерю жизненности, а неправильное выполнение мула бандхи серьезно ослабляет практикующего, что ведет к утрате мужества. Даже правильное выполнение мула бандхи таит в себе опасность. Оно повышает сексуальную удерживающую мощь, которой практикующий имеет соблазн злоупотребить. Если он уступит этому соблазну, все его дремлющие желания могут проснуться и стать смертельными, подобно спящей змее, потревоженной палкой. Овладев тремя бан-дхами, йогин находится на перепутье своей судьбы, одна дорога которого ведет к бхаге (наслаждению мирскими удовольствиями), а другая к йоге, или союзу с Высшей Душой. Йогин, однако, чувствует большее влечение к своему Творцу. Обычно чувства открыты вовне и привлечены объектами, следуя путем бхаги. Если изменить направление, так, что они обратятся вовнутрь, то они последуют по пути йоги Чувства йогина обращены вовнутрь для встречи с Источником всего Творения. Это происходит, когда ищущий овладел гремя бандхами, при этом руководство гуру наиболее существенно, гак как под надлежащим руководством эта возрастающая мощь направляется к высшим и более благородным стремлениям.

Тогда практикующий становится человеком, давшим обет безбрачия (урдхваретас).

Овладев сексуальной потребностью естественно, без насилия, он перестает растрачивать свою мощь Он полностью сохраняет потенцию, но н то же время он - хозяин самого себя (бхава вай-раги) Затем он достигает моральной и духовной мощи, которая освещает путь вперед, подобно солнцу

Практикуя мула бандху, йогин пытается достичь истинного источника, или мула всего творения. Его цель - полное обуздание или бандха читты, включающей в себя ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара).

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

1. Вдох (пурака) - это поглощение космической энергии индивидуумом для его роста и прогресса. Это путь действия (правритти марга). Это - - Бесконечное, сливающееся с конечным. Оно впитывается с дыханием жизни так же осторожно и мягко, как аромат цветка вдыхается и распространяется по всему телу.

2 При выполнении асан ум и дыхание садхаки подобны уму и дыханию восторженного ребенка, всегда готового изобретать, творить и показывать свое умение, в то время как в пранаяме дыхание подобно грудному ребенку, требующему особого внимания и заботы матери. Как мать любит своего ребенка и посвящает свою жизнь его благополучию, так и сознание должно лелеять дыхание.

3. Чтобы познать это искусство, важно знать его методологию, знать, что верно, а что неверно, что тонко, а что грубо Затем только садхака можеч испытать сущность пранаямы. Полезно будет заметить, что взаимоотношения между сознанием (чит-та) и дыханием (прана) должны быть подобны взаимоотношениям между матерью и ребенком. Но перед тем как это может произойти, легкие, диафрагма и межреберные мышцы должны быть натренированы и дисциплинированы асанами, таким образом, чтобы дыхание было ритмичным.

4. Действие сознания в процессе дыхания подобно действию матери, полностью поглощенной наблюдением за играющим ребенком. Хотя и пассивная внешне, она бдительна; ежеминутно наблюдая за ним, она остается полностью расслабленной.

5 Когда мать впервые посылает ребенка в школу, она сопровождает его, держа за руку и направляя его путь, подчеркивая важность дружественных отношений с будущими школьными товарищами, а также важность изучения школьных предметов. Она полностью растворяет свою личность в заботе о ребенке, пока он не привыкнет к школьной жизни

Так же и сознание должно трансформироваться в такой же поток, как и поток дыхания, следуя ему подобно матери и приводя его к ритмичности.

6. Мать учит ребенка ходить и осторожно переходить улицы. Таким же образом сознание должно руководить потоком дыхания через дыхательные проходы для абсорбции живыми клетками. По мере того как ребенок приобретает уверенность и приспосабливается к школе, мать покидает его, когда он входит в школьные ворота. Подобно этому, когда дыхание движется с ритмической точностью, чипа наблюдает его движения и объединяет его с телом и Самостью.

7 При вдохе садхака пытается трансформировать свой мозг в центр, воспринимающий и распре дел яющий поток энергии (прану).

8. Не наполняйте воздухом брюшную область во время вдоха, гак как это препятствует полному расширению легких. Вдох и выдох не должны выполняться быстро или с усилием, так как результатом такой практики может стать перенапряжение сердца или повреждение мозга,

9. Выдох (речака) дыхание, которое выходит после вдоха Это выдыхание отработанного воздуха или выброс диоксида углерода Исходящее дыхание ощущается как теплое и сухое, и садхака не чувствует его аромата

10 Выдох это исходящий поток индивидуальной энергии (дживатма) для соединения ее с космической энергией. Он успокаивает ум и делает молчаливым мозг Это отказ садхаки от своего эго и погружение в Самость

11. Выдох это процесс, посредством которого энергия тела постепенно соединяется с энергией ума, сливается с душой садхаки и растворяется в космической энергии Это - путь возвращения с периферии тела к источнику сознания, известный как путь само отречения (нивритти марга)

12. С осознанием держите грудную клетку высоко и проводите исходящее дыхание равномерно и плавно.

13. Вдыхайте и выдыхайте систематически с пристальным вниманием к ритму дыхания, как паук симметрично плетет свою паутину и движется вдоль нее взад и вперед.

14.У некоторых людей вдох дольше выдоха, а для других выдох дольше вдоха Это происходит вследствие различных ситуаций, с которыми нам приходится сталкиваться, и наших реакций на эти ситуации, что изменяет поток дыхания и кровяное давление. Цель Пранаямы искоренить эти несоразмерности и волнения в потоке дыхания и кровяном давлении и сделать человека невозмутимым и непривязанным к своей личности.

Техника Вдоха (Пурака)

а) Сядьте в любую удобную позу

б) Выпрямьте позвоночник вместе с грудной клеткой, плавающими ребрами и пупкам и держите его прямо

в) Опустите голову насколько возможно низко (фот. 63 и 64). Когда будет достигнута гибкость задней части шеи, выполните джаландхара бандху (фот 57).

г) Согласно йоге, ум (манас), который является источником эмоций, сосредоточен между пупком и сердцем. Держите спину в постоянном контакте с эмоциональным центром. Вытяните переднюю часть тела вверх и расширьте ее, не теряя контакт с центром сознания.

д) Во время вдоха расширьте грудную клетку и поднимите ее вверх, не наклоняясь при этом вперед, назад или в стороны.

е) Не напрягайте и не дергайте свод диафрагмы, а сохраняйте его расслабленным Начинайте вдох от основания диафрагмы. Ключевая точка для начала глубокого вдоха от уровня пупка, под плавающими ребрами I каждой стороны (фот 70)

Фото 70 Фото 71 Фото 72

ж) Сохраняйте легкие пассивными и несопротивляющимися во время вдоха для того, чтобы получить и впитать всю поступающую энергию Вдыхая, наполняйте легкие совершенно, с полным вниманием. Синхронизируйте движения дыхания с внутренним расширением легких.

з) Как кувшин наполняется от дна до верха, так и легкие наполняются от основания до края, Заполните их до верхушек ключиц и внутренней части подмышек.

и) Особое внимание и осторожность необходимы при тренировке слаборазвитых людей, пока их легкие не смогут получать полный объем воздуха Поэтому тщательно исследуйте ваши возможности, с тем чтобы растянуть нервные волокна легких

к) Бронхиальные ветви, начинаясь от трахеи, доходят до периферии легких, где разветвляются на множество бронхиол. Следите за тем, чтобы каждый вдох достиг самых кончиков бронхиол.

л) Вдыхаемый воздух абсорбируется живыми клетками тела, как вода абсорбируется почвой. Чувствуйте эту абсорбцию и следующее за ней воодушевляющее ощущение просачивания космической энергии (праны).

м) Энергия вдоха входит через нос и достигает причинной оболочки духовного тела. При вдохе сознание (читта) восходит от пупка (манипура чакры) к верхушке груди (вишуддхи чакре). Сад-хака должен поддерживать всеобъемлющий объединяющий контакт между причинной и тонкой оболочками тела (см. гл. 2) и сознанием, восходящим из своего источника. Этот контакт объединяет тело, дыхание, сознание и Самость Затем тело (кшетра) и Атма (кшетраджна) становятся единым целым.

н) Каждая пора кожи туловища должна действовать как око разума (джнана чакшу) для абсорбции.

о) Если вдох слишком четко выражен, на коже ладоней возникает ощущение твердости Регулируйте дыхание таким обра зом, чтобы кожа ладоней все время сохраняла мягкость.

п) Если во время вдоха плечи поднимаются, верхняя часть легких не будет полностью расширяться и задняя часть шеи будет испытывать напряжение. Наблюдайте эту тенденцию восходящего движения и немедленно опускайте плечи (фот. 52). Чтобы сохранить их опущенными, а грудную клетку поднятой, используйте шест или отягощения, как показано на фот 71 74.

Фото 73 Фото 74 Фото 75 Фото 76

р) Расслабьте горло Расположите язык на нижнем небе свободно, не касаясь зубов

с) Сохраняйте глаза закрытыми и расслабленными, а внутреннее видение - - активным (фот. 54). Во время вдоха глаза стремятся обращаться вверх (фот. 95) - избегайте этого

т) Следите за тем, чтобы уши, мышцы лица и кожа лба оставались расслабленными

у) Правильный способ вдыхания устраняет вялость, стимулирует и придает энергию телу и уму.

Техника Выдоха (Речака)

а) Следуйте пунктам а) - - г), относящимся к технике вдоха

б) При вдохе тело действует как инструмент для получения энергии в форме воздуха. При выдохе оно становится динамическим, действуя как инструмент для медленного высвобождения воздуха Сохраняйте сжатие межреберных мышц и плавающих ребер на протяжении всего акта выдоха Без этого устойчивый и плавный выдох невозможен.

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

1. Кумбхака означает кувшин, который может быть и полон, и пуст. Кумбхака бывает двух видов. Это пауза: а) между вдохом и выдохом и 6) между выдохом и вдохом. Это — искусство удержания дыхания в состоянии приостановки

2. Кумбхака также означает отвлечение интеллекта от органов восприятия и действия, с тем чтобы сосредоточить его на местопребывании Атмана (пуруши), источника сознания. Кумбхака удерживает садхаку в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях.

3. Удерживание дыхания в кумбхаке не следует ошибочно интерпретировать как новое усилие мозга, нервов и тела, предпринятое с целью задержать дыхание. Новое усилие ведет к сверхнапряжению. Кумбхаку следует выполнять с расслабленным умом, оживляя таким образом нервную систему.

4. Когда в кумбхаке успокоено дыхание, успокаиваются и чувства, а ум становится молчаливым. Дыхание — это мост между телом, чувствами и умом.

5. Кумбхаки выполняются двумя способами: сахита и кевала. Когда дыхание удерживается намеренно и обдуманно — это сахита. Сахита кумбхака — это пауза в дыхании: а) после полного вдоха перед начинающимся выдохом (антара или пурака кумбхака) или б) после полного выдоха, предшествующая вдоху (бахья или речака кумбхака). Кевала означает «самопроизвольно» или «абсолютно». Кевала кумбхака — пауза в дыхании безотносительно к пураке или речаке, подобная тому, когда художник всецело поглощен своим искусством или поклоняющийся затаил дыхание в обожании своего предмета Этому состоянию часто предшествует дрожь в теле и боязнь, подобные ощущениям, переполняющим человека, который столкнулся с неведомым. Терпение и упорство превозмогут эти ощущения Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии человек полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя, превосходящее понимание. Индивидуальность созвучна с Бесконечным (Хатха-Йога Прадипиха, II, 71).

6. Антара кумбхака — это удерживание Господа в форме космической, или универсальной, энергии, которая погружена в индивидуальную энергию. Это — состояние, где Господь (Парамат-ма) соединен с индивидуальной душой (дживатма).

7. Бахья кумбхака — это состояние, в котором йогин отдает саму свою самость в форме дыхания Господу и погружается в Дыхание Вселенной. Это — самая благородная форма* самоотдачи, когда личность йогина полностью погружена в Господа.

8. В Бхагавад-Гите (IV, 29/30) Кришна объясняет Арджуне различные виды жертвоприношений (яджна) и йог. Кумбхака пранаяма — одна из этих яджней и подразделяется на три категории: вдох — задержка, выдох — задержка (обе относятся к сахита кумбхаке) и абсолютная задержка (кевала кумбхака). Тело йогина — это жертвенный алтарь, входящий поток дыхания (пурака) — это жертва и исходящий поток (речака) — огонь. Кумбхака — это момент, когда жертва пураки поглощается огнем речаки и жертва и пламя становятся единым. Йогин приобретает знание, связанное с контролем дыхания (пранаяма видья). Верхняя часть торса (грудной клетки) — местопребывание входящего дыхания (прана), а нижняя часть служит местопребыванием исходящего дыхания (апана). Когда оба объединяются в акте притяжения дыхания, это состояние зовется пурака кумбхака. Когда апана входит в контакт с праной и истекает наружу вместе с выдохом, возникает состояние пустоты — это речака кумбхака. Впитывая это знание через опыт, йогин делает Пранаяма видью частью своей мудрости (буддхи), которой он в конечном итоге предлагает свои знания, свою мудрость, само дыхание своей жизни и свою самость как жертвоприношение (Атмахути). Это — состояние кевала кумбхаки, или абсолютной сдачи, в котором йогин поглощен обожанием Господа.

9. Как мать охраняет свое дитя от каждого несчастного случая, так сознание (читта) охраняет тело и дыхание. Позвоночник и туловище активны и подвижны, подобно ребенку, а читта бдительна и охраняет, подобно матери

10. В кумбхаке вибрация в теле подобна вибрации неподвижного локомотива, выпускающего пары; его водитель алертен и готов начать движение, но расслаблен. Аналогично, прана вибрирует в туловище, но читта сохраняется расслабленной и готовой позволить дыханию выйти или войти.

11. Чувствительность, сжатие или растяжение кожи туловища подобны дисциплинированному ребенку, который одновременно отважен и осторожен.

12. Продолжительность задержки дыхания можно сравнить с сигналами дорожного движения. Если кто-то поедет на красный свет, может произойти несчастный случай. Так же и в кумбхаке, если кто-либб перешагнет предел своих возможностей, будет повреждена нервная система. Напряжение в теле и мозгу указывает на то, что читта не может удерживать прану в кумбхаке.

13. Не задерживайте дыхание усилием или волей. В момент, когда мозг становится напряженным, во внутреннем ухе возникает тяжесть, глаза краснеют, устают и чувствуют раздражение, человек превышает свои возможности. Следите за этими предостерегающими знаками, которые указывают на близость опасной точки.

14. Цель кумбхаки — удержать дыхание. Когда дыхание задерживается, речь, восприятие и слух находятся под контролем. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, зависти и похоти, гордости и злобы. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке.

15. Кумбхака — это толчок, выявляющий спящую в нашем теле божественность, местопребывание Атмана

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство дыхания

Pranayama Dipika.. В К S lyengar.. Introduction by Yehudi Menuhin..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мула Вандха

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Молитва
Я приветствую Господа Ханумана, Господина Дыхания, Сына Бога Ветра — Имеющего пять лиц и обитающего внутри нас В форме пяти ветров или энергий.

Т. Кригинамачарья
  1. «Взгляд на Пранаяму», написанный Б. К. Сундара Раджа Айенгаром, — это свежее, современное представление древней науки йоги. 2. Этот труд относитс

Иегуди Минухина
  Б К С Айенгар проделал в области столь трудной для понимания Пранаямы, представляющей собой движение дающего жизнь живущим на Земле воздуха, такой же груд, какой он посвятил физичес

Пранаяма
16. Пранаяма — это сознательное продление вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох — это акт получения-первичной энергии в виде дыхания, а задержка — это процесс, когда дыхание задерживается, чтобы в

Дхарана, Дхьяна и Самадхи
18. Дхарана — это концентрация в одной точке или тотальное внимание, сосредоточенное на процессе деятельности, когда ум неподвижен и спокоен. Она стимулирует внутреннее осознавание, с тем чтобы инт

Читта и Прана
8. Читта и прана находятся в постоянном взаимодействии. Где есть читта, там сосредоточена прана; где находится прана, там — средоточие чипы. Читта похожа на машину, приводимую в движение двумя могу

Пранаяма
10. «Прана» означает воздух, дыхание, жизнь, витальность, энергию или мощь. Используемая во множественном числе, она означает определенные витальные дуновения или потоки энергии (прана-вайю), «аяма

Почему существует так много пранаям?
4. Множество асан возникло с целью тренировки различных частей тела — мышц, нервов, органов и желез, и в результате весь организм был здоровым и гармонично работал. Окружающая среда человека, его к

Четыре ступени Пранаямы
5. В третьей главе «Шива Самхита» описывается четыре ступени (авастха) пранаямы. Это: а) начальная стадия (арамбха), б) настойчивое стремление (гхата), в) сокровенное знание (пари-чайя) и г) достиж

Дыхательная система
7. Чтобы дать возможность читателю ясно представить себе, как пранаяма улучшает работу человеческого тела, важно иметь некоторые знание о респираторной (дыхательной) системе. Они будут обсуждаться

Грудная клетка
22. Грудная клетка сформирована ребрами» в ней расположены легкие и сердце. Форма ее напоминает усеченный конус, узкий вверху и расширенный внизу. Верхняя часть грудной клетки заканчивается

Легкие и Бронхиальное Дерево
Диафрагма Рис. 16. Диафрагма, поднимающая плавающие ребра во время

Позвоночник
30. Позвоночный столб следует держать прочно, подобно стволу дерева Спинной мозг защищен тридцатью тремя позвонками. Семь позвонков шеи называются шейным отделом. Ниже располагаются двенадцать дорс

Грудина
31. Грудина состоит из трех частей В процессе дыхания вершина и основание должны находиться перпендикулярно земле Используйте их как поддержку при поднятии ребер, движущихся подобно ручкам корзины,

Нади, начинающиеся с точки под пупком
4. Двенадцатью пальцами выше ануса и гениталий и прямо под пупком расположен яйцеобразный сосуд, называемый канда. В текстах говорится, что от него берут начало 72000 нади и распространяются далее

Нади, начинающиеся в сердце
7. Согласно Катхо Упанишаде (VI, 16, 17) и Прасно Упани-шаде (III, 6), Атма, о которой говорится, что она имеет величину большого пальца руки, пребывает в сердце, от которого отходят лучами

Дхамани и Сира
11. Нади, дхамани и сиры, представляют собой трубчатые органы или каналы внутри физического и тонкого тел, проводящие энергию в разных формах. Слово «дхамани» произошло от «дхамана», означающего па

Нади и циркуляция
13. Шива Самхита (V, 52 — 55) гласит, что когда пища переваривается, лучшая ее часть проходит по нади для питания тонкого тела (сукшма шарира), средняя часть поступает в плотное тело (стхула шарира

Кундалини
18. Кундалини — это божественная космическая энергия. Слово это происходит от «кундала», означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в

Характеристики пригодности
6. Мастерство в овладении алфавитом ведет к мастерству в овладении языком. Пранаяма — это корень духовного знания, знания Самости (Атма джнана). 7. Мастерство в Пранаяме — это следующая ст

Позвоночник
27. Позвоночник человека можно сравнить с индийской лютней - - виной Корпус вины (тыква) - это голова, которая порождает звук. Нос • это мост, который контролирует звуковые вибрации, вызванные вдох

Глаза и уши
33. Пранаяму следует выполнять с закрытыми глазами, а асаны - - с открытыми. 34. Закрывайте глаза мягко, и смотрите вовнутрь вниз на сердце, не напрягая глазные яблоки. Это внутреннее набл

Пранаяма для женщин
60. В период беременности женщина может выполнять все виды пранаямы, кроме капала-бхати, бхастрики, висама вритти пранаямы, антара кумбхаки с длительной задержкой и бахья кум-бхаки с уддийяной. Сле

Как нужно сидеть
1. В Бхагавад-Гите (VI, 10-15) Кришна объясняет Арджуне, какую практику следует выполнять йогину, чтобы очиститься: '10 «В тайном месте, в одиночестве, пусть йогин постоянно будет в

Падмасана
16. Сядьте на основание таза после выполнения падмасаны. Обе ягодицы равномерно расположите на полу. Если вы опираетесь на одну из ягодиц сильнее, позвоночник не будет ровным. Прижмите бедра к полу

Туловище
18. Туловище, или торс, играет наиболее важную роль в практике пранаямы. Сохраняйте энергичную активность тела, ноги и руки - пассивными, как во сне, область от шеи до макушки - в чистом состоянии

Три важнейшие области
25 Запомните три важнейшие области тела: 1) промежность между анусом и гениталиями; 2) крестец и первый поясничный позвонок;

Кожа туловища
26. Подобно птице, расправляющей крылья в полете, держите лопатки опущенными и расправленными по обе стороны позвоночника. Затем кожа на лопатках движется вниз, и спинная сторона подмышек оказывает

Онемение ног
35. Сидение в любой позе для пранаямы вызывает онемение в ногах, гак как сидение в одной и той же позе ограничивает кровоток. Однако это легко исправить Выполните шавасану в течение двух-трех минут

Руки и плечи
Фото 46 36. Разверните плечи в направлении

Голова и горло
Фото 47

Глаза и уши
42 Глаза контролируют движения мозга, уши контролируют движения ума Это реки, несущие мозг и ум к морю души. Пранаяму следует практиковать с закрытыми и неподвижными глазами и ушами, восприимчивыми

Джаландхара бандха
5. Первая бандха, которой должен овладеть садхака; джа ландхара бандха, джала означает сеть, сплетение или петлю, Ею овладевают при выполнении сарвангасаны и ее цикла, где грудина давит на подбород

Техника
а) Сядьте в удобной позе, например, сиддхасане, свастикасане, бхадрасане, вирасане, баддхаконасане или падмасане (см. фот. 3 -4). б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть

Результаты
Солнечное сплетение расположено в центре туловища. Согласно йоге, это местопребывание пищеварительного огня (джа-тарагни), который сжигает пищу и порождает жар Лунное спле-тение находится в центре

Техника
Сначала овладейте уддийяной в положении стоя, как будет описано ниже. Только затем вводите ее в практику Пранаямы, сидя и выполняя бахья кумбхаку (интервал между полным выдохом и началом вдоха). Ни

Результаты
Говорят, что посредством уддийяна бандхи великую птицу прану вынуждают взлететь через сушумну, главный канал нервной энергии, который расположен внутри позвоночного столба (меру-данды). Это - лучша

Техника Антара Кумбхаки
a) Не пытайтесь задержать дыхание после вдоха (антара кумбхака) до тех пор пока не овладели техникой глубоких вдоха и выдоха (пурака и речака) Не пытайтесь задерживать дыхание после выдоха (бахья к

Техника Бахья Кумбхаки
а) Бахья кумбхака (задержка дыхания после полного выдоха) бывает двух видов: «задумчивая» и динамическая. Первая практикуется без уддийяны. Она выполняется для того, чтобы сохранять спокойствие сад

Что такое Джапа?
1. Хотя душа и свободна от причины и следствия, радости и печали, она захвачена турбулентной активностью ума. Назначение мантра джапы — контролировать и концентрировать возбужденный ум на единствен

Самавритти Пранаяма
3. «Сама» означает равный, идентичный или одинаковый способ. В самавритти пранаяме делается попытка достичь одинаковой продолжительности всех четырех процессов дыхания: вдоха (пу-раха), задержки (а

Висамавритти Пранаяма
13. Висама означает неравномерный, несимметричный. Висамавритти пранаяма называется так потому, что продолжительность пураки, антара кумбхаки, речаки и бахъя кумбхаки варьируют. Это ведет к прерыви

Техника
Фото 90 1. Расстелите одеяло, сложи

Техника
1. Лягте, следуя инструкциям, данным в пунктах 1 и 2 ступени I (фот. 89) 2. Закройте глаза, не напрягая при этом глазные яблоки, сохраняйте их пассивными и восприимчивыми и обратите взгляд

Техника
1. Лягте, как это описано в ступени I, пунктах 1 и 2. Затем следуйте инструкциям, данным в ступени II, пунктах 2 и 4. 2. Расслабьте диафрагму и растяните ее в стороны во время вдоха, не ра

Техника
1. Сядьте в падмасану, сиддхасану, свастикасану или вирасану, или же в любую другую удобную позу. 2. Посидите немного спокойно, прочно удерживая позвоночник и спину прямымии, но спинные мы

Техника

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1-7 ступени V и выдохните (фот. 96) 2. Тщательно вдохните через нос - - медленно и глубоко, следуя технике, описанной в пун

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя техникам, данным в пунктах 17 ступени V и выдохните из легких весь воздух (фот. 96), 2. Сделайте глубокий, медленный, равномерный вдох через нос.

Техника
1. Сядьте в любой удобной позе, следуя техникам, данным в пунктах 1 — 7 ступени V, и выдохните (фот. 96) 2. Вдохните и задержите дыхание. Держите туловище устойчиво и будьте внимате

Результаты
Практика сахита антара кумбхаки развивает гармонию между дыханием и легкими, между нервами и умом. Если выполнять ее правильно, она вызывает динамическое состояние, в котором тело ощущается как до

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 - - 7 ступени V, и выдохните весь воздух, находящийся в легких (фот. 96). 2. Вдохните нормально и выдохните равномерно и

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1-7 ступени V, и выдохните из легких весь воздух (фот. 96).

Техника
фото 103 1, Сядьте в любую удобную позу, с

Техника
1. Сперва выдохните (фот. 96). 2. Глубоко вдохните. После полного вдоха задержите дыхание (аятара кумбхака) на десять секунд (фот. 101), 3. Глубоко выдохните. После полного

Техника
1. Полежите спокойно несколько минут, как в ступени I удджайи, желательно используя дощечки или подушки, как описано в начале Главы 19. 2. Следуйте техникам, данным в пунктах 2, 3 и 4 уддж

Техника
1. Спокойно полежите несколько минут, как в удджайи, ступень I, затем следуйте технике, описанной в пунктах 2, 3, 4 удджайи, ступень П. Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 91).

Техника
1. Полежите спокойно несколько минут, как в ступени I удджайи, затем следуйте технике, данной в пунктах 2, 3, 4 ступени II удджайи, и выдохните (фот. 91). 2. Теперь начинайте прерывистый в

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните без напряжения (фот 96). 2. Теперь начинайте прерывистое дыхание следующим образом. Вдых

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните без напряжения (фот. 96). 2. Сделайте глубокий долгий вдох без перерывов, за один прием.

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи Выдохните без напряжения (фот. 96). 2. Теперь начинайте прерывистый вдох, следуя технике пункта

Техника
1 Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните глубоко, без напряжения (фот 96) 2. Начинайте прерывистый вдох, как описано выше в пун

Техника
1. Посидите некоторое время, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Медленно выдохните до совершенного опустошения легких, но без напряжения (фот. 96). 2. Сделайте гл

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких, не напрягаясь (фот. 96). 2. Начинайте прерывистый вдох, описа

Техника
Фото 105

Искусство расположения пальцев
Фото 109 7. Тренировку, необходимую

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V. Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 96). 2. Сделайте короткий сильный вдох и вытолкнит

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике пунктов 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните из легких весь воздух (фот. 96). 2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22

Техника
1. Сядьте- в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните из легких весь воздух (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пун

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к носу, как описано в пунктах

Капалабхати пранаяма
Некоторые называют кападабхати пранаямой, другое — крийей (капала означает череп, а бхати — свет иди блеск). Капалабхати аналогична бхастрике, но мягче ее. В капалабхати вдох медленный, выдох сильн

Техника
Фото 143

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах I — 7 удджайи, ступень V Выдохните весь воздух из легких (фот, 96) 2. Теперь вдохните, следуя технике пунк

Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах I - 7 удджайи, ступень V, Глубоко выдохните (фот. 96). 2. Теперь вдохните, следуя технике пунктов 2 — 6 ступени I (фот 144)

Ситкари
Ступень Пурака Антара Кумбхака Речаха   Голова Прямая

Техника
1. Сядьте в любой асане, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V, Выдохните из легких весь воздух (фот. 96). 2. Глубоко вдохните через обе ноздри, пока легкие не напол

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, описанной в пунктах 2 и 3 ступени 1а (фот 98)

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1— 7 удджайи, ступень V. Выдохните из легких весь воздух (фот 96) 2. Вдохните, следуя технике, описанной в пункте 2 ступени 1а (фо

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Глубоко выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот. 98).

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя такой же технике, как в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2, ступени 1а (фот. 98).

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V, и выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2, ступени 1а (фот 98).

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните (фот. 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот. 98).

Техника
1. Сядьте в любую удобную асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните (фот 96). 2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот 98)

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 Главы 22 о пальце

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальц

Техника
Фото 145 1. Сядьте в любую асану, следуя т

Техника
1. Сядьте в любую удобную асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к ноздрям. Теперь вдохните, следуя технике,

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96), 2. Поднимите руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаям

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 96) 2. Поднимите правую руку к носу, как описано в пунктах

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96). 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцево

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот 96) 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Глубоко выдохните (фот 96) 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл 22 о п

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 уд-джайи, ступень V. Глубоко выдохните (фот. 96) 2. Вдохните через правую ноздрю, медленно, глубоко и полностью, следуя технике

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 уд-джайи, ступень V Выдохните весь воздух из легких (фот 96) 2. Вдохните через правую ноздрю, медленно, глубоко и полно, следуя техник

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните из легких весь воздух (фот 96) 2. Вдохните, следуя технике, описанной в пунктах 2 и 3 ступени II (фот 145

Чандра Бхедана Пранаяма
Эта пранаяма была описана в Йога Чудамани Упанишаде (95 — 97), без упоминания названия чандра бхедана, а только дан метод ее выполнения. « Чандра» означает «луна» В чандра бхедана п

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме, и сузьте

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V 2. Вдохните, следуя технике, данной в пунктах 2 — 4 ступени 1а(фот 110) 3. Закройте обе ноздри п

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах I — 7 удджаии, ступень V. 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V 2. Поднимите правую руку к ноздрям и сузьте оба носовых прохода кончиками пальцев, выдохните через обе

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. 2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано выше, и вдохните, следуя технике, данной в пунктах 3

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 4 ступени 1а 2. Когда почувствуете, что легкие совершенно наполнены, закройте обе ноздри и выполните внутреннюю задержку с

Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 6 ступени 16, сохраняя закрытой левую ноздрю (фот. 111). 2. Когда легкие наполнятся до предела, закройте обе ноздри и выполнит

Результаты
Практика мула и уддийяна бандх во время задержки очищает и укрепляет нервную систему садхаки, делая ее способной противостоять превратностям жизни, подготавливает его к дхьяне. В яади садх

Свобода и блаженство
Глава 29. Дхьяна (Медитация) 1. Дхьяна означает погруженность Это искусство самоисследования, размышления, тонкого, осторожного наблюдения или поисков Безграничного внутри

Сабиджа или Сагарбха дхьяна
15. В медитации начинающим часто дается повторение мантры, с тем чтобы успокоить их блуждающий ум и удержать их на расстоянии от мирских желаний. Сперва мантру следует повторять вслух, затем — в ум

Техника
1. Медитация — это техника взаимопроникновения пяти оболочек (кош) садхаки, направленная на то, чтобы соединить их в единое гармоничное целое. 2. Тело известно как город Брахмы (Брахмапури

Регулирование положения тела
8. Не выполняйте джаландхара бандху,а в остальном следуйте инструкциям, данным в гл II об Искусстве Сидения 9. Поднимайте переднюю и заднюю части тела равномерно, внимательно и ритмично, б

Глаза и уши
15. Закройте глаза и смотрите внутрь Закройте уши для внешних звуков Вслушивайтесь во внутренние вибрации и следуйте за ними, пока они не растворятся в своем источнике Всякая рассеянность или недос

Результаты медитации
1. В медитации ум находит свой источник и успокаивается, как ребенок отдыхает на коленях у матери. Йогин, открыв место своего успокоения и духовные небеса, видит всеначальную реальность вокруг и вн

Ступени Сознания

Техника
1. Необходимо описать во всех деталях технику практики шивасаны Однако новичков не должно смущать овладение деталями Когда впервые учатся водить машину, обычно ошибаются. Даже с помощью инст

Время и Место

Регулирование положения тела
5. Шавасана представляет собой положение лежа, вытянувшись в длину на спине, на расстеленном на полу одеяле Обозначьте на нем прямую линию, чтобы правильно расположить тело (фот 151). Сядьте на про

Туловище
9. Прижмите верхушку каждой лопатки к полу (фот- 163 и 164), Расправьте кожу верхушки грудной клетки от ключиц к лопаткам и отрегулируйте положение спины, так чтобы правильно расположиться на подст

Снятие Напряжения
13. Сначала научитесь расслаблять заднюю часть тела от туловища до шеи, руки и ноги. Затем расслабьте переднюю часть тела от лобковой кости до горла, где собираются эмоциональные вибрации, а затем

Чувства
17. Глаза. В шавасане садхака обращает свой взгляд вовнутрь и смотрит внутрь себя. Такая интроспекция подготавливает его к пратьяхаре, пятой из восьми ступеней Йоги, где чувства обращены внутрь, и

Дыхание
22. Следите за тем, чтобы дыхание совершалось равномерно через обе ноздри Начните с нормального вдоха, а выдохните мягко, глубоко и за большее время. У некоторых людей глубокий вдох порождае

Особые предостережения
Люди, страдающие от высокого кровяного давления, гипертонии, болезней сердца, эмфиземы или беспокойства должны лежать на деревянных дощечках и класть под голову подушки (фот. 80—82).

Курсы Пранаямы
Курс Пранаямы здесь разделен на пять ступеней: подготовительную, начальную, промежуточную, продвинутую и высокоинтенсивную Эти ступени Пранаямы даны для ежедневной прак гики с указанием времени, ко

ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма Ступени Время в минутах 1 и2 Удджайи I и II 7-8 каждая

ВТОРОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма Ступени Вречя в минутах с 26 до 28 Удджайи VII  

ТРЕТИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма Ступени Время в минутах с 63 до 67 Вилома III

Б. К. С. Айснгар
Если анулома, сурья бхедана и нади содхана выполняются в первый день, то остальные пранаямы делайте на второй и т. д. с 81 до 85 Закрепление результатов практики В третьем курсе особое вни

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС
Недели Пранаяча Ступени Время в минутах с 121 до 125 Сурья бхедана

ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС
Недели Пранаяма Ступени Время в минутах с 171 до 175 Нади содхана

НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Понедельник Нади с одхана Ib 15 — 20   Удджайи XI 15—20

Глоссарий
А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие». Абхайя (abhaya) — свобода от страха. Абхинивеша (abhinivesa

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги