Техника Антара Кумбхаки - раздел Ядерная техника, ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ A) Не Пытайтесь Задержать Дыхание После Вдоха (Антара Кумбхака) До Тех Пор По...
a) Не пытайтесь задержать дыхание после вдоха (антара кумбхака) до тех пор пока не овладели техникой глубоких вдоха и выдоха (пурака и речака) Не пытайтесь задерживать дыхание после выдоха (бахья кумбхака), пока не овладеете антара кумбхакой.
b) Овладение означает артистическое регулирование путем упорядоченного усовершенствования и контроля дыхательных движений. Уравняйте длительность вдоха и выдоха перед тем как приступить к практике кумбхаки. Внимательно прочитайте гл. 13 о бандхах перед тем как начать кумбхаку.
c) Изучайте антара кумбхаку постепенно. Начинайте с удерживания дыхания лишь на несколько секунд, не теряя сжатия внутренних мышц. Наблюдайте за состоянием тела, нервов и ума Потребуется определенное время, прежде чем вы сможете понимать, испытывать и удерживать надлежащим образом внутреннее сжатие межреберных мышц и диафрагмы в кумбхаке.
Фото 77
|
d) Начиная изучать внутреннюю задержку (антара кумбхака), позвольте себе немного отдохнуть после каждой кумбхаки. Это даст легким возможность вернуться в нормальное, естественное и свежее состояние перед выполнением следующей кумбхаки. Например, за одним циклом кумбхаки должны следовать три или четыре цикла глубокого или нормального дыхания, пока не завершите полный цикл.
e) Если начинающий выполняет внутреннюю задержку после каждого вдоха, это вызовет напряжение в легких и мозгу и перегрузку в нервной системе; прогресс будет исключительно медленным.
f) По мере усовершенствования укорачивайте интервалы между циклами нормального дыхания и антара кумбхакой.
g) Увеличивайте продолжительность задержки дыхания в антара кумбхаке, не превышая своих возможностей.
Фото 78
|
h) Если ритм вдоха и выдоха нарушен удерживанием дыхания, это указывает на то, что вы превысили ваши возможности; следовательно, уменьшите длительность внутренней задержки. Если ритм не нарушен, это свидетельствует о правильности выполнения.
i) Знание бандх существенно для правильной практики кумбхаки. Они действуют, как предохранительные клапаны для распространения, регуляции и абсорбции энергии, и предотвращают ее рассеяние Электрический мотор сгорает, если напряжение слишком высоко Аналогично, когда легкие наполнены и энергия в них не контролируется бандхами, они будут повреждены, нервы — истощены, и мозг будет порождать избыточное напряжение. Всего этого не происходит, если практиковать джаландхара бандху.
j) Никогда не делайте антара кумбхаку стоя, так как можете потерять равновесие и упасть
k) Если вы выполняете пранаяму лежа, положите под голову подушку, чтобы держать ее выше туловища, и не испытывать в ней напряжения (фот. 77).
l) Начинающим нужно обратить внимание на уддийяна банд-ху и мула бандху, пока они не овладеют ритмом дыхания. Подвижные ученики должны делать все бандхи после овладения ими индивидуально, задерживая дыхание.
т) Не поднимайте переносицу во время внутренней задержки. Если она поднимется, мозг в этот момент заблокирован, он не может наблюдать за туловищем (фот. 78).
n) На протяжении всей практики Пранаямы наклоняйте голову и шейный отдел позвоночника вперед и вниз и держите спинной отдел позвоночника и грудину прямо (фот, 76). Это помогает мозгу и шейному отделу спинного мозга двигаться вперед к грудине и расслабить лоб. Это заставляет энергию мозга спускаться к Самости.
о) На протяжении каждой внутренней задержки сохраняйте прочное сжатие диафрагмы и абдоминальных органов. Существует тенденция, непроизвольная или намеренная, сжимать и расслаблять их с тем чтобы подольше задержать дыхание. Избегайте этого, так как это рассеивает энергию,
р) Если в легких или сердце ощущается напряжение, выдохните и сделайте несколько нормальных или глубоких дыханий.
Это освежит легкие перед тем как снова начать ангара кумбхаку. Если, почувствовав напряжение, вы будете продолжать занятия, вы расстроите гармоничную работу тела и ума„ Это ведет к умственной неуравновешенности.
q) Когда вы сможете удерживать дыхание во внутренней задержке по меньшей мере десять-пятнадцать секунд, можно ввести мула бандху. В начальной стадии выполняйте мула бандху в конце вдоха и сохраняйте ее на протяжении всей задержки.
r) Во внутренней задержке подтяните органы брюшной полости внутрь и вверх и одновременно подайте вперед нижнюю часть позвоночника (фот. 69). Держите туловище прочно, а голову, руки и ноги расслабленными на протяжении всей задержки.
s) Сохраняйте позвоночник поднятым на всем протяжении от крестцово-поясничной области и основания печени и желудка.
t) Продвигайте внешнюю и внутреннюю части позвоночника вперед и вверх ритмично и равномерно. По мере того как позвоночник движется вперед, стремитесь подтянуть кожу на нем в направлении торса.
u) Если кожа грудной клетки провисает на ребрах, это указывает на то, что происходит бессознательная утечка дыхания из легких.
v) He растягивайте слишком сильно грудную клетку, но и не позволяйте ей становиться впалой. Поднимите ее равномерно спереди, сзади и с обеих сторон Сохраняйте внутренний каркас ребер прочным, а внешнюю часть тела - легкой. Это уравновесит тело и увеличит продолжительность кумбхаки.
w) Следите за тем, чтобы спинные и фронтальные части межреберных мышц, а также внутренние и наружные плоские мышцы двигались независимо и единообразно
х) Отрегулируйте правильное положение кожи подмышек от спинной до передней сторон. Не сдавливайте кожу вокруг подмышек на груди, а поднимите ее вверх. Если кожа подмышек или плеч движется вверх, это указывает на присутствие напряжения. Расслабьте и опустите ее.
у) В конце вдоха (пурака) и начале задержки (кумбхака) садха-ка испытывает проблеск божественности. Он ощущает единство тела, дыхания и самости. В этом состоянии не существует осознания текучести времени. Садхака испытывает свободу от причины и результата. Ему следует удерживать это состояние на протяжении всей кумбхаки.
z) Жидкое содержимое хорошо запечатанной бутылки не выльется, даже если ее трясти. Жизненная энергия садхаки не ускользнет, если кумбхака выполняется вместе с бандхами. Тело запечатано в своем основании сокращением ануса и промежности и поднятием их вверх от Муладхары. Тогда садхака становится полон мощи (теджас) и славы (оджас).
Все темы данного раздела:
Молитва
Я приветствую Господа Ханумана,
Господина Дыхания, Сына Бога Ветра —
Имеющего пять лиц и обитающего внутри нас
В форме пяти ветров или энергий.
Т. Кригинамачарья
1. «Взгляд на Пранаяму», написанный Б. К. Сундара Раджа Айенгаром, — это свежее, современное представление древней науки йоги.
2. Этот труд относитс
Иегуди Минухина
Б К С Айенгар проделал в области столь трудной для понимания Пранаямы, представляющей собой движение дающего жизнь живущим на Земле воздуха, такой же груд, какой он посвятил физичес
Пранаяма
16. Пранаяма — это сознательное продление вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох — это акт получения-первичной энергии в виде дыхания, а задержка — это процесс, когда дыхание задерживается, чтобы в
Дхарана, Дхьяна и Самадхи
18. Дхарана — это концентрация в одной точке или тотальное внимание, сосредоточенное на процессе деятельности, когда ум неподвижен и спокоен. Она стимулирует внутреннее осознавание, с тем чтобы инт
Читта и Прана
8. Читта и прана находятся в постоянном взаимодействии. Где есть читта, там сосредоточена прана; где находится прана, там — средоточие чипы. Читта похожа на машину, приводимую в движение двумя могу
Пранаяма
10. «Прана» означает воздух, дыхание, жизнь, витальность, энергию или мощь. Используемая во множественном числе, она означает определенные витальные дуновения или потоки энергии (прана-вайю), «аяма
Почему существует так много пранаям?
4. Множество асан возникло с целью тренировки различных частей тела — мышц, нервов, органов и желез, и в результате весь организм был здоровым и гармонично работал. Окружающая среда человека, его к
Четыре ступени Пранаямы
5. В третьей главе «Шива Самхита» описывается четыре ступени (авастха) пранаямы. Это: а) начальная стадия (арамбха), б) настойчивое стремление (гхата), в) сокровенное знание (пари-чайя) и г) достиж
Дыхательная система
7. Чтобы дать возможность читателю ясно представить себе, как пранаяма улучшает работу человеческого тела, важно иметь некоторые знание о респираторной (дыхательной) системе. Они будут обсуждаться
Грудная клетка
22. Грудная клетка сформирована ребрами» в ней расположены легкие и сердце. Форма ее напоминает усеченный конус, узкий вверху и расширенный внизу. Верхняя часть грудной клетки заканчивается
Легкие и Бронхиальное Дерево
Диафрагма
Рис. 16. Диафрагма, поднимающая плавающие ребра во время
Позвоночник
30. Позвоночный столб следует держать прочно, подобно стволу дерева Спинной мозг защищен тридцатью тремя позвонками. Семь позвонков шеи называются шейным отделом. Ниже располагаются двенадцать дорс
Грудина
31. Грудина состоит из трех частей В процессе дыхания вершина и основание должны находиться перпендикулярно земле Используйте их как поддержку при поднятии ребер, движущихся подобно ручкам корзины,
Нади, начинающиеся с точки под пупком
4. Двенадцатью пальцами выше ануса и гениталий и прямо под пупком расположен яйцеобразный сосуд, называемый канда. В текстах говорится, что от него берут начало 72000 нади и распространяются далее
Нади, начинающиеся в сердце
7. Согласно Катхо Упанишаде (VI, 16, 17) и Прасно Упани-шаде (III, 6), Атма, о которой говорится, что она имеет величину большого пальца руки, пребывает в сердце, от которого отходят лучами
Дхамани и Сира
11. Нади, дхамани и сиры, представляют собой трубчатые органы или каналы внутри физического и тонкого тел, проводящие энергию в разных формах. Слово «дхамани» произошло от «дхамана», означающего па
Нади и циркуляция
13. Шива Самхита (V, 52 — 55) гласит, что когда пища переваривается, лучшая ее часть проходит по нади для питания тонкого тела (сукшма шарира), средняя часть поступает в плотное тело (стхула шарира
Кундалини
18. Кундалини — это божественная космическая энергия. Слово это происходит от «кундала», означающего кольцо или виток спирали. Покоящаяся энергия символизируется спящей змеей, свернутой спиралью в
Характеристики пригодности
6. Мастерство в овладении алфавитом ведет к мастерству в овладении языком. Пранаяма — это корень духовного знания, знания Самости (Атма джнана).
7. Мастерство в Пранаяме — это следующая ст
Позвоночник
27. Позвоночник человека можно сравнить с индийской лютней - - виной Корпус вины (тыква) - это голова, которая порождает звук. Нос • это мост, который контролирует звуковые вибрации, вызванные вдох
Глаза и уши
33. Пранаяму следует выполнять с закрытыми глазами, а асаны - - с открытыми.
34. Закрывайте глаза мягко, и смотрите вовнутрь вниз на сердце, не напрягая глазные яблоки. Это внутреннее набл
Пранаяма для женщин
60. В период беременности женщина может выполнять все виды пранаямы, кроме капала-бхати, бхастрики, висама вритти пранаямы, антара кумбхаки с длительной задержкой и бахья кум-бхаки с уддийяной. Сле
Как нужно сидеть
1. В Бхагавад-Гите (VI, 10-15) Кришна объясняет Арджуне, какую практику следует выполнять йогину, чтобы очиститься:
'10 «В тайном месте, в одиночестве, пусть йогин постоянно будет в
Падмасана
16. Сядьте на основание таза после выполнения падмасаны. Обе ягодицы равномерно расположите на полу. Если вы опираетесь на одну из ягодиц сильнее, позвоночник не будет ровным. Прижмите бедра к полу
Туловище
18. Туловище, или торс, играет наиболее важную роль в практике пранаямы. Сохраняйте энергичную активность тела, ноги и руки - пассивными, как во сне, область от шеи до макушки - в чистом состоянии
Три важнейшие области
25 Запомните три важнейшие области тела:
1) промежность между анусом и гениталиями;
2) крестец и первый поясничный позвонок;
Кожа туловища
26. Подобно птице, расправляющей крылья в полете, держите лопатки опущенными и расправленными по обе стороны позвоночника. Затем кожа на лопатках движется вниз, и спинная сторона подмышек оказывает
Онемение ног
35. Сидение в любой позе для пранаямы вызывает онемение в ногах, гак как сидение в одной и той же позе ограничивает кровоток. Однако это легко исправить Выполните шавасану в течение двух-трех минут
Руки и плечи
Фото 46
36. Разверните плечи в направлении
Голова и горло
Фото 47
Глаза и уши
42 Глаза контролируют движения мозга, уши контролируют движения ума Это реки, несущие мозг и ум к морю души. Пранаяму следует практиковать с закрытыми и неподвижными глазами и ушами, восприимчивыми
Джаландхара бандха
5. Первая бандха, которой должен овладеть садхака; джа ландхара бандха, джала означает сеть, сплетение или петлю, Ею овладевают при выполнении сарвангасаны и ее цикла, где грудина давит на подбород
Техника
а) Сядьте в удобной позе, например, сиддхасане, свастикасане, бхадрасане, вирасане, баддхаконасане или падмасане (см. фот. 3 -4).
б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть
Результаты
Солнечное сплетение расположено в центре туловища. Согласно йоге, это местопребывание пищеварительного огня (джа-тарагни), который сжигает пищу и порождает жар Лунное спле-тение находится в центре
Техника
Сначала овладейте уддийяной в положении стоя, как будет описано ниже. Только затем вводите ее в практику Пранаямы, сидя и выполняя бахья кумбхаку (интервал между полным выдохом и началом вдоха). Ни
Результаты
Говорят, что посредством уддийяна бандхи великую птицу прану вынуждают взлететь через сушумну, главный канал нервной энергии, который расположен внутри позвоночного столба (меру-данды). Это - лучша
Мула Вандха
Мула означает корень, начало, источник или причину, базис, основание. Это относится к основной области между анусом и гениталиями Сократитемышцы этой области и поднимите их вертикально по направлен
Техника Бахья Кумбхаки
а) Бахья кумбхака (задержка дыхания после полного выдоха) бывает двух видов: «задумчивая» и динамическая. Первая практикуется без уддийяны. Она выполняется для того, чтобы сохранять спокойствие сад
Что такое Джапа?
1. Хотя душа и свободна от причины и следствия, радости и печали, она захвачена турбулентной активностью ума. Назначение мантра джапы — контролировать и концентрировать возбужденный ум на единствен
Самавритти Пранаяма
3. «Сама» означает равный, идентичный или одинаковый способ. В самавритти пранаяме делается попытка достичь одинаковой продолжительности всех четырех процессов дыхания: вдоха (пу-раха), задержки (а
Висамавритти Пранаяма
13. Висама означает неравномерный, несимметричный. Висамавритти пранаяма называется так потому, что продолжительность пураки, антара кумбхаки, речаки и бахъя кумбхаки варьируют. Это ведет к прерыви
Техника
Фото 90
1. Расстелите одеяло, сложи
Техника
1. Лягте, следуя инструкциям, данным в пунктах 1 и 2 ступени I (фот. 89)
2. Закройте глаза, не напрягая при этом глазные яблоки, сохраняйте их пассивными и восприимчивыми и обратите взгляд
Техника
1. Лягте, как это описано в ступени I, пунктах 1 и 2. Затем следуйте инструкциям, данным в ступени II, пунктах 2 и 4.
2. Расслабьте диафрагму и растяните ее в стороны во время вдоха, не ра
Техника
1. Сядьте в падмасану, сиддхасану, свастикасану или вирасану, или же в любую другую удобную позу.
2. Посидите немного спокойно, прочно удерживая позвоночник и спину прямымии, но спинные мы
Техника
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1-7 ступени V и выдохните (фот. 96)
2. Тщательно вдохните через нос - - медленно и глубоко, следуя технике, описанной в пун
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя техникам, данным в пунктах 17 ступени V и выдохните из легких весь воздух (фот. 96),
2. Сделайте глубокий, медленный, равномерный вдох через нос.
Техника
1. Сядьте в любой удобной позе, следуя техникам, данным в пунктах 1 — 7 ступени V, и выдохните (фот. 96)
2. Вдохните и задержите дыхание. Держите туловище устойчиво и будьте внимате
Результаты
Практика сахита антара кумбхаки развивает гармонию между дыханием и легкими, между нервами и умом. Если выполнять ее правильно, она вызывает динамическое состояние, в котором тело ощущается как до
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 - - 7 ступени V, и выдохните весь воздух, находящийся в легких (фот. 96).
2. Вдохните нормально и выдохните равномерно и
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1-7 ступени V, и выдохните из легких весь воздух (фот. 96).
Техника
фото 103
1, Сядьте в любую удобную позу, с
Техника
1. Сперва выдохните (фот. 96).
2. Глубоко вдохните. После полного вдоха задержите дыхание (аятара кумбхака) на десять секунд (фот. 101),
3. Глубоко выдохните. После полного
Техника
1. Полежите спокойно несколько минут, как в ступени I удджайи, желательно используя дощечки или подушки, как описано в начале Главы 19.
2. Следуйте техникам, данным в пунктах 2, 3 и 4 уддж
Техника
1. Спокойно полежите несколько минут, как в удджайи, ступень I, затем следуйте технике, описанной в пунктах 2, 3, 4 удджайи, ступень П. Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 91).
Техника
1. Полежите спокойно несколько минут, как в ступени I удджайи, затем следуйте технике, данной в пунктах 2, 3, 4 ступени II удджайи, и выдохните (фот. 91).
2. Теперь начинайте прерывистый в
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните без напряжения (фот 96).
2. Теперь начинайте прерывистое дыхание следующим образом. Вдых
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните без напряжения (фот. 96).
2. Сделайте глубокий долгий вдох без перерывов, за один прием.
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи Выдохните без напряжения (фот. 96).
2. Теперь начинайте прерывистый вдох, следуя технике пункта
Техника
1 Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Выдохните глубоко, без напряжения (фот 96)
2. Начинайте прерывистый вдох, как описано выше в пун
Техника
1. Посидите некоторое время, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 ступени V удджайи. Медленно выдохните до совершенного опустошения легких, но без напряжения (фот. 96).
2. Сделайте гл
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких, не напрягаясь (фот. 96).
2. Начинайте прерывистый вдох, описа
Техника
Фото 105
Искусство расположения пальцев
Фото 109
7. Тренировку, необходимую
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V. Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 96).
2. Сделайте короткий сильный вдох и вытолкнит
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике пунктов 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните из легких весь воздух (фот. 96).
2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22
Техника
1. Сядьте- в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните из легких весь воздух (фот. 96).
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пун
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните весь воздух из легких (фот. 96).
2. Поднимите правую руку к носу, как описано в пунктах
Капалабхати пранаяма
Некоторые называют кападабхати пранаямой, другое — крийей (капала означает череп, а бхати — свет иди блеск). Капалабхати аналогична бхастрике, но мягче ее. В капалабхати вдох медленный, выдох сильн
Техника
Фото 143
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, описанной в пунктах I — 7 удджайи, ступень V Выдохните весь воздух из легких (фот, 96)
2. Теперь вдохните, следуя технике пунк
Техника
1. Сядьте в любую удобную позу, следуя технике, данной в пунктах I - 7 удджайи, ступень V, Глубоко выдохните (фот. 96).
2. Теперь вдохните, следуя технике пунктов 2 — 6 ступени I (фот 144)
Ситкари
Ступень
Пурака
Антара Кумбхака
Речаха
Голова
Прямая
Техника
1. Сядьте в любой асане, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V, Выдохните из легких весь воздух (фот. 96).
2. Глубоко вдохните через обе ноздри, пока легкие не напол
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96).
2. Вдохните, следуя технике, описанной в пунктах 2 и 3 ступени 1а (фот 98)
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1— 7 удджайи, ступень V. Выдохните из легких весь воздух (фот 96)
2. Вдохните, следуя технике, описанной в пункте 2 ступени 1а (фо
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Глубоко выдохните (фот. 96).
2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот. 98).
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя такой же технике, как в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96).
2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2, ступени 1а (фот. 98).
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1
— 7 удджайи, ступень V, и выдохните (фот. 96).
2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2, ступени 1а (фот 98).
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните (фот. 96).
2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот. 98).
Техника
1. Сядьте в любую удобную асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните (фот 96).
2. Вдохните, следуя технике, данной в пункте 2 ступени 1а (фот 98)
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96).
2. Приведите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 Главы 22 о пальце
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96).
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальц
Техника
Фото 145
1. Сядьте в любую асану, следуя т
Техника
1. Сядьте в любую удобную асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96).
2. Поднимите правую руку к ноздрям. Теперь вдохните, следуя технике,
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96),
2. Поднимите руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаям
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V Выдохните весь находящийся в легких воздух (фот. 96)
2. Поднимите правую руку к носу, как описано в пунктах
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот. 96).
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцево
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V. Выдохните (фот 96)
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V Глубоко выдохните (фот 96)
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл 22 о п
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 уд-джайи, ступень V. Глубоко выдохните (фот. 96)
2. Вдохните через правую ноздрю, медленно, глубоко и полностью, следуя технике
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 уд-джайи, ступень V Выдохните весь воздух из легких (фот 96)
2. Вдохните через правую ноздрю, медленно, глубоко и полно, следуя техник
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике пунктов 1 — 7 удджайи, ступень V Выдохните из легких весь воздух (фот 96)
2. Вдохните, следуя технике, описанной в пунктах 2 и 3 ступени II (фот 145
Чандра Бхедана Пранаяма
Эта пранаяма была описана в Йога Чудамани Упанишаде (95 — 97), без упоминания названия чандра бхедана, а только дан метод ее выполнения.
« Чандра» означает «луна» В чандра бхедана п
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V.
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме, и сузьте
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1—7 удджайи, ступень V
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V
2. Вдохните, следуя технике, данной в пунктах 2 — 4 ступени 1а(фот 110)
3. Закройте обе ноздри п
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах I — 7 удджаии, ступень V.
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано в пунктах 12 — 22 гл. 22 о пальцевой пранаяме.
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V
2. Поднимите правую руку к ноздрям и сузьте оба носовых прохода кончиками пальцев, выдохните через обе
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 7 удджайи, ступень V.
2. Поднимите правую руку к ноздрям, как описано выше, и вдохните, следуя технике, данной в пунктах 3
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, описанной в пунктах 1 — 4 ступени 1а
2. Когда почувствуете, что легкие совершенно наполнены, закройте обе ноздри и выполните внутреннюю задержку с
Техника
1. Сядьте в любую асану, следуя технике, данной в пунктах 1 — 6 ступени 16, сохраняя закрытой левую ноздрю (фот. 111).
2. Когда легкие наполнятся до предела, закройте обе ноздри и выполнит
Результаты
Практика мула и уддийяна бандх во время задержки очищает и укрепляет нервную систему садхаки, делая ее способной противостоять превратностям жизни, подготавливает его к дхьяне.
В яади садх
Свобода и блаженство
Глава 29. Дхьяна (Медитация)
1. Дхьяна означает погруженность Это искусство самоисследования, размышления, тонкого, осторожного наблюдения или поисков Безграничного внутри
Сабиджа или Сагарбха дхьяна
15. В медитации начинающим часто дается повторение мантры, с тем чтобы успокоить их блуждающий ум и удержать их на расстоянии от мирских желаний. Сперва мантру следует повторять вслух, затем — в ум
Техника
1. Медитация — это техника взаимопроникновения пяти оболочек (кош) садхаки, направленная на то, чтобы соединить их в единое гармоничное целое.
2. Тело известно как город Брахмы (Брахмапури
Регулирование положения тела
8. Не выполняйте джаландхара бандху,а в остальном следуйте инструкциям, данным в гл II об Искусстве Сидения
9. Поднимайте переднюю и заднюю части тела равномерно, внимательно и ритмично, б
Глаза и уши
15. Закройте глаза и смотрите внутрь Закройте уши для внешних звуков Вслушивайтесь во внутренние вибрации и следуйте за ними, пока они не растворятся в своем источнике Всякая рассеянность или недос
Результаты медитации
1. В медитации ум находит свой источник и успокаивается, как ребенок отдыхает на коленях у матери. Йогин, открыв место своего успокоения и духовные небеса, видит всеначальную реальность вокруг и вн
Ступени Сознания
Техника
1. Необходимо описать во всех деталях технику практики шивасаны Однако новичков не должно смущать овладение деталями Когда впервые учатся водить машину, обычно ошибаются. Даже с помощью инст
Время и Место
Регулирование положения тела
5. Шавасана представляет собой положение лежа, вытянувшись в длину на спине, на расстеленном на полу одеяле Обозначьте на нем прямую линию, чтобы правильно расположить тело (фот 151). Сядьте на про
Туловище
9. Прижмите верхушку каждой лопатки к полу (фот- 163 и 164), Расправьте кожу верхушки грудной клетки от ключиц к лопаткам и отрегулируйте положение спины, так чтобы правильно расположиться на подст
Снятие Напряжения
13. Сначала научитесь расслаблять заднюю часть тела от туловища до шеи, руки и ноги. Затем расслабьте переднюю часть тела от лобковой кости до горла, где собираются эмоциональные вибрации, а затем
Чувства
17. Глаза. В шавасане садхака обращает свой взгляд вовнутрь и смотрит внутрь себя. Такая интроспекция подготавливает его к пратьяхаре, пятой из восьми ступеней Йоги, где чувства обращены внутрь, и
Дыхание
22. Следите за тем, чтобы дыхание совершалось равномерно через обе ноздри Начните с нормального вдоха, а выдохните мягко, глубоко и за большее время. У некоторых людей глубокий вдох порождае
Особые предостережения
Люди, страдающие от высокого кровяного давления, гипертонии, болезней сердца, эмфиземы или беспокойства должны лежать на деревянных дощечках и класть под голову подушки (фот. 80—82).
Курсы Пранаямы
Курс Пранаямы здесь разделен на пять ступеней: подготовительную, начальную, промежуточную, продвинутую и высокоинтенсивную Эти ступени Пранаямы даны для ежедневной прак гики с указанием времени, ко
ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели
Пранаяма
Ступени
Время в минутах
1 и2
Удджайи
I и II
7-8 каждая
ВТОРОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ) КУРС.
Недели Пранаяма
Ступени
Вречя в минутах
с 26 до 28
Удджайи
VII
 
ТРЕТИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) КУРС.
Недели
Пранаяма
Ступени
Время в минутах
с 63 до 67
Вилома
III
Б. К. С. Айснгар
Если анулома, сурья бхедана и нади содхана выполняются в первый день, то остальные пранаямы делайте на второй и т. д.
с 81 до 85 Закрепление результатов практики В третьем курсе особое вни
ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС
Недели
Пранаяча
Ступени
Время в минутах
с 121 до 125
Сурья бхедана
ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС
Недели
Пранаяма
Ступени
Время в минутах
с 171 до 175
Нади содхана
НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Понедельник
Нади с одхана
Ib
15 — 20
Удджайи
XI
15—20
Глоссарий
А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие».
Абхайя (abhaya) — свобода от страха.
Абхинивеша (abhinivesa
Новости и инфо для студентов