рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жилища, строительные традиции Урарту

Жилища, строительные традиции Урарту - Лекция, раздел Архитектура, Архитектура Урарту   Археологические Исследования На Территории Армении Дали Богат...

 

Археологические исследования на территории Армении дали богатый материал для реконструкции домов местных жителей. Коренные жители Араратской долины обычно сооружали свои строения не на насыпном грунте, а на материковой скале, но предварительно выровненной. Здание возводилось из необработанного камня и глины с примесью щебня и дерева (рис. 7.29).

 

 

Рис. 7.29. Общий вид урартского города (г. Эребуни)

 

Полы покрывались глиной и обмазывались известью. Дома имели глиняные пороги. Сколоченные из деревянных досок, двери открывались при помощи поворотного камня, имеющего специальное углубление для вращения дверной оси. Плоские перекрытия домов состояли из жердей и циновок. Внутренние стены обычно обмазывались глиной и известью (рис. 7.30).

 

Строения состояли из двух частей: собственно жилых комнат и хозяйственных помещений. В жилых комнатах находился очаг, хозяйственные помещения не отапливались.

 

 

Рис. 7.30. Руины урартского дома (г. Эребуни)

 

Жилые дома в южных областях Урарту возводили из сырцового кирпича двух типоразмеров: 51,8×51,8×14 см и 51,8×35×14 см (51,8 см – урартский локоть). Как и в странах Двуречья, кирпичи здесь изготавливались в деревянных формах. На поверхности некоторых кирпичей сохранились клейма мастеров, их изготовивших. Строительные работы были сезонными. Июль (Сиван) назывался «Месяцем изготовления кирпича», сентябрь (Аб) – «Месяцем, укрепляющим фундамент» (начало строительных работ). Каких либо инженерных расчетов зодчие не вели, строительство вели с повышенным запасом прочности. Иногда изготавливали глиняную или деревянную модель будущей постройки или чертили на глиняных плитках план постройки с указанием основных размеров.

Учитывая высокую сейсмичность района строительства, перекрытия строились «гибкими», демпфирующими. В роли строительного материала использовались камыш, земля, деревянные решетки.

 

Известно три разновидности урартских жилищ:

 

1. Одноэтажные усадьбы с хозяйственным двором (площадь до 100 м2);

2. Блокированные дома с внутренней галереей (площадь до 550 м2);

3. Дома типа «мегарон».

 

Одноэтажный жилой дом усадебного типа содержал два-три помещения и двор с навесом на деревянных столбах. Навес использовался для хозяйственных нужд и, в частности, для размещения мелкого рогатого скота. Двор являлся центром хозяйственной жизни дома.

Под навесом в углу стоял ли сосуды для воды. Очаг в центре двора представлял собой окаймленный камнями квадрат 90×90 см. Очаги были и в жилых помещениях дома. Небольшие отверстия в потолке служили для освещения и вытягивания дыма от очага. Общая площадь дома составляла около 100 м2, из которых половину занимал двор. Плоское покрытие во многих помещениях поддерживалось деревянными столбами, стоящими на каменных базах.

Блокированный жилой дом с центральным залом был обнаружен в г. Тейшебаини. Общая площадь дома из 11 помещений составляла 550 м2. Перекрытие главного зала поддерживалось четырьмя столбами, между которыми находился центральный световой проем.

По всей вероятности, комнаты отапливались переносными очагами, представлявшими гладкую базальтовую плиту 40×60 см или глиняную жаровню. Такие дома объединялись вместе в единый многосекционный жилой комплекс, состоявший из нескольких идентичных по плану домов или секций. Дома, почти вплотную прилегающих друг к другу, формировали густую сеть городской застройки (рис. 7.31).

 

 

Рис. 7.31. Жилой квартал урартского поселения. Раскопки 1950 года близ крепости

Тейшебаини на Кармир-Блуре.

 

Влияние других стран сказалось на появлении архитектуре Урарту чужеземных мотивов – бит-хилани (Сирия), ападана (Мидия, Иран), мегарон (Греция) и др.

Мегарон из Тейшебаини (площадь – около 150 м2) представлял собой здание с портиком по продольной оси. За портиком, опирающемся на два анта (продолжения продольных стен), располагалось жилое помещение – мегарон. Оно имело очаг в центре. Перекрытие опиралось на два столба.

В северной части Эребуни был обнаружен аналогичный дом. К стене его, выходящей во внутренний двор, примыкали три круглые туфовые базы, расположенные на равном расстоянии друг от друга. Каждая база была около 50 см в диаметре. На базах стояли деревянные столбы, поддерживавшие навес.

 

Основанные на опыте предшествующего времени, строительные традиции урартского жилища оказали заметное влияние на развитие жилищ Древней Армении.

4. Храм бога Халди в Мусасире (IX век до н. э.)

 

О внешнем виде урартских храмов можно судить по ассирийскому изображению храма в Мусасире, сооруженного, веро­ятно, в конце IX в. до н. э. Остатки храма на Топрах-кала подтверждают реаль­ность ассирийского изображения и {помогают представить себе храм Мусасира в двуцвет­ном материале. Двускатная крыша, увенчанная копьем, отличает этот храм от современных ему зданий Месопотамии. На фасаде храма по­казано шесть столбов или колонн (возможно даже пилястр) без капителей и баз, но с делящими их на несколько частей горизонтальными ва­ликами. На столбах, как и на стенах храма, изображены декоративные щиты с сильно выступающими головами животных. Фасад храма был украшен бронзовыми ста­туями воинов с копьями, стоявшими по сторонам входа. Перед фасадом находилась скуль­птурная группа, изображавшая корову, кормя­щую теленка.

Архитектура этого храма представлена фрагментом ассирийского рельефа, найденного при раскопках дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Храм стоял на искусственной прямоугольной платформе высотой 4,5-5,0 метров. Платформа была облицована темно-синими, почти черными базальтовыми плитами. Побеленные стены были расписаны в верхней части ярко-красным и синим орнаментом. Перекрытие зала поддерживали стройные деревянные колонны, опирающиеся на каменные базы. Внутренняя поверхность стен была покрыта многокрасочными росписями, прославляющими подвиги царя. Синий потолок украшали золотые звезды (рис. 7.32).

 

 

 

Рис. 7.32. Храм бога Халди в Мусасире (фрагмент ассирийского рельефа, конец VIII в. до н. э.)

 

Высокий фронтон венчал огромный наконечник в виде бронзового копья. Главный фасад был украшен шестью колоннами или пилястрами, не имеющими баз и капителей. Пилястры были расчленены по высоте горизонтальными поясами. В промежутках между поясами висели круглые щиты из огненно-красного золота. В центре каждого щита – изображение оскаленной собачьей или львиной морды.

По обе стороны от входа стояли две медные статуи воинов-копьеносцев, фигуры быка и коровы с теленком работы мастера Сардури. У подножия храма стояла большая медная чаша объемом 80 мер, которую во время жертвоприношений наполняли вином. Дверь в храм запиралась на позолоченный запор весом в 66 кг.

В целом архитектурные памятники Урарту отличаются рядом характерных черт. Громад­ные гладкие поверхности стен монументальных урартских крепостных и дворцовых сооруже­ний, симметрично расчлененные башнями и контрфорсами, производят впечатление огром­ной мощи и величия. Это впечатление усили­вается выбором места их расположения на стратегически выгодных естественных холмах, как бы заменяющих искусственные террасы Месопотамии. В архитектуре же храмов под­черкивались основные элементы, связанные с конструктивным решением: подий, опоры, фронтон. В этом смысле храм Мусасира был новым словом в кругу сопредельных с Урарту стран, хотя в странах, лежавших дальше к западу, эти достижения были известны. Сви­детельствуя о больших достижениях строите­лей, памятники Урарту указывают на преем­ственность последующей архитектуры народов Закавказья от древнейшего зодчества.

В 714 году до нашей эры город Мусасир был захвачен ассирийцами. В победной реляции Саргона II говорилось о том, что из города было вывезено более 2 тонн золота, 10 тонн серебра, 100 тонн меди в слитках, не считая изделий из меди, бронзы, железа (оружие, посуда, светильники), мебель из ценных пород дерева, украшенная золотом и слоновой костью, оправленные в золото и серебро рога горных туров, драгоценные опахала и т. п. Все это говорит об огромных богатствах урартских царей и жрецов.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектура Урарту

Лекция... Архитектура Урарту Наступательная и оборонительная...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жилища, строительные традиции Урарту

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архитектура Урарту
План лекции:     1. Наступательная и оборонительная политика Урарту, классификация урартских крепостей. 2. Градостроительство Урарту. 3

Градостроительство Урарту
  Исключительное значение в жизни урарт­ского военно-рабовладельческого государства имели города-крепости, ядром которого являлась резиденция царя или правителя – цитадель. Как

Особенности монументально-декоративного искусства Урарту
  Из произведений монументально-декоративного искусства Урарту наиболее знаменита разноцветная каменная инкрустация пола из крепости Топрак-кала близ озера Ван (VII-VI вв. до н. э.).

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги