рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Три модели развития России

Три модели развития России - раздел Государство, Смута и формирование идеи Государства   Утверждено К Печати Ученым Советом Института Философии Ра...

 

Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН

Художник: В.К.Кузнецов
Технический редактор: Н.Б.Ларионова

Корректоры: Ю.А.Аношина, Т.М.Романова

 

Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.98 г.

Подписано в печать с оригинал-макета 00.00.2000.
Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 0,00. Уч.-изд. л. 11,74. Тираж 500 экз. Заказ № 029.

Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН
Компьютерный набор: Т.В.Прохорова
Компьютерная верстка: Ю.А.Аношина

Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119842, Москва, Волхонка, 14


Примечания

[i] Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

[ii] Питер Бергер, Томас Лукман. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 9, 13. Современную интерпретацию этой программной для нас работы см.: Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии “естественной установки”. М., 1997.

[iii] Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971. С. 7-8.

[iv] Питер Бергер, Томас Лукман. Социальное конструирование реальности. С. 111.

[v] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1894. Ч. 1. С. 60-62.

[vi] Там же. С. 133, 134.

[vii] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1908. С. 210, 211.

[viii] Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. С. 27.

[ix] Градовский А.Д. Начала русского государственного права. С. 186.

[x] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 77.

[xi] Вернадский Г.В. Начертания русской истории // Очерк русской философии истории. М., 1996. С. 202.

[xii] Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. С. 579.

[xiii] Цит. по: Ильин И.А. О монархии и республике. С. 470.

[xiv] Леонтьев К. Избранное. М., 1993. С. 19-20.

[xv] Дулов А.В. Географическая среда и история России. Конец XV — середина XIX в. М., 1983, с. 60-61.

[xvi] Кавелин К.Д. Краткий взгляд на русскую историю // Он же. Наш умственный строй. М., 1898. С. 159.

[xvii] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 135; см.: Ричард Пайпс. Россия при старом режиме. М., 1993.

[xviii] Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Он же. Соч. В 18 кн. Кн. I, т. II. М., 1988. С. 512.

[xix] Там же. С. 514.

[xx] Ключевский В.О. Курс русской истории // Он же. Соч. В 9 т. Т. II. М., 1988. С. 19.

[xxi] Там же. С. 20.

[xxii] См.: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993: Московский период А.

[xxiii] Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1857. Сл. 13.

[xxiv] Дьяконов М. Власть московских государей. СПб., 1889. С. 97, 101.

[xxv] Послание старца Филофея к великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. С. 441.

[xxvi] Кириллов И. Третий Рим. Очерк исторического развития русского мессианизма. М., 1914. С. 27. Исследователи 40—50-х гг., критически настроенные к идее влияния византизма на русскую историю и справедливо подчеркивающие сопровождавшую его идейную борьбу, в частности в связи с намерениями светской власти секуляризации монастырских земель, не отрицают, однако, влияния данной концепции на формирование господствующей идеологии. См., напр.: Масленникова Н.Н. Идеологическая борьба в псковской литературе в период образования Русского централизованного Государства // ТДРРЛ. М.-Л., 1951. Т. VIII.

[xxvii] Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979. С. 122.

[xxviii] Технологии власти и тогда были разработаны, хотя и в духе своего времени, но достаточно профессионально. См. сцену выборов царя Бориса в трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов”.

[xxix] Платонов С.Ф. Очерки по истории русской Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. СПб., 1899. С. 565.

[xxx] Там же. С. 568.

[xxxi] Соловьев С.М. Исторические письма // Он же. Соч. В 18 кн. Кн. XVI. С. 379.

[xxxii] Ключевский В.О. Курс русской истории // Он же. Соч. В 9 т. Т. III. М., 1988. С. 62, 63.

[xxxiii] Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. I. Сергиев Посад, 1909. С. 161.

[xxxiv] Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. М., 1994. С. 54.

[xxxv] См.: Каптерев Н.Ф. Цит соч.

[xxxvi] Соловьев В.С. История и будущность теократии // Он же. Собр. соч. Т. IV. СПб., 1914. С. 249.

[xxxvii] Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.

[xxxviii] Сыромятников Б.И. “Регулярное” государство Петра Первого и его идеология. М.-Л., 1943. Ч. 1. С. 152.

[xxxix] См.: Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1986. С. 428.

[xl] Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. М., 1996. С. 72.

[xli] Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. С. 25.

[xlii] Соловьев В.С. Владимир Святой и христианское государство // Он же. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

[xliii] ПСЗРИ (1649 г.). Т. V (1713-1719). С. 1830.

[xliv] Кара-Мурза А.А., Поляков Л.В. Русские о Петре I. Опыт аналитической антологии. Иваново, 1994. С. 14.

[xlv] Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. С. 203.

[xlvi] Там же. С. 206.

[xlvii] Ключевский В.О. Литературные портреты. М., 1991. С. 452.

[xlviii] Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. С. 312.

[xlix] Кизеветтер А.А. Россия // Энцикл. словарь /Брокгауз и Эфрон. СПб., 1899. Т. 23. С. 473.

[l] Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1882. С. 23.

[li] Екатерина. Наказ. В издании Чечулина. СПб., 1907. В скобках указаны номера статей “Наказа”.

[lii] См.: Каменский З.А. Философские идеи русского просвещения. М., 1971; Русские просветители (от Радищева до декабристов). В 2 т. М., 1966.

[liii] Мемуары князя Адама Чарторыйского. Т. 1. М., 1912. С. 235.

[liv] Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л., 1961. С. 56.

[lv] Там же. С. 147, 154, 222.

[lvi] Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях. М., 1991. С. 48.

[lvii] Там же. С. 90.

[lviii] Пресняков А.Е. Апогей самодержавия. Николай I. Л., 1925.

[lix] Маркиз де-Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990. С. 92.

[lx] Шильдер Н.К. Император Николай Первый. Его жизнь и царствование. Т. I. СПб., 1903. С. 147.

[lxi] Пресняков А.Е. Апогей самодержавия. С. 57.

[lxii] Цит. по: Барсуков Н. Жизнь и труды Н.П.Погодина. Кн. 4. СПб., 1891. С. 82-83.

[lxiii] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2, ч. 2. С. 30.

[lxiv] Маркиз де-Кюстин. Николаевская Россия. С. 215.

[lxv] Погодин М.П. Историко-политические письма и записки в продолжении Крымской войны. М., 1874. С. 317, 336.

[lxvi] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. С. 203.

[lxvii] Полярная звезда. 1855. Кн. 1.

[lxviii] Захарова Л.Г. Александр II // Российские самодержцы (1801-1917). М., 1993. С. 177.

[lxix] Голоса минувшего. 1916. № 5-6. С. 393.

[lxx] Колокол. Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарева. № 9, 15 февр. 1858.

[lxxi] Чернышевский Н.Г. О новых условиях сельского быта // Современник. 1858. № 2. С. 393.

[lxxii] Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905. С. 158-159.

[lxxiii] Эйдельман Н. “Революция сверху” в России. М., 1989. С. 123, 128.

[lxxiv] Литература социально-революционной партии “Народной воли”. Лейпциг, 1905. С. 155, 159.

[lxxv] Ильин И.А. О монархии и республике. С. 520-21.

[lxxvi] Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991. С. 254.

[lxxvii] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 543. См. также: Т. 21. С. 197; Т. 35. С. 148.

[lxxviii] Ключевский В.О. Русская историография. 1861-93 // Он же. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 183, 184.

[lxxix] Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1. М., 1960. С. 188-189, 408.

[lxxx] Русский архив. 1913. № 1. С. 108 и далее.

[lxxxi] Твардовская В.А. Александр III // Российские самодержцы. М., 1993. С. 273, 274.

[lxxxii] Толстой Л.Н. Собр. соч. Т. 19. М., 1984. С. 392.

[lxxxiii] К.П.Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. М.-Пг., 1923. Т. 1, № 518.

[lxxxiv] Плеханов Г.В. Царствование Александра III // Он же. Соч. Т. XXIV. М.–Л., 1927. С. 165.

[lxxxv] Там же. С. 168.

[lxxxvi] Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1. С. 413-414.

[lxxxvii] Там же. С. 436.

[lxxxviii] Богданович А.В. Дневник. — Три последних самодержца. Пг., 1924. С. 240.

[lxxxix] Боханов А.Н. Николай II // Российские самодержцы (1801—1917). М., 1993. С. 356.

[xc] Полн. собр. речей императора Николая II. 1894—1906. СПб., 1906. С. 7.

[xci] Переписка Н.А.Романова и П.А.Столыпина // Красный архив. 1924. № 5. С. 115.

[xcii] Витте С.Ю. Воспоминания. Т. III. М., 1960. С. 3,4.

[xciii] Полн. собр. речей императора Николая II. С. 74-75.

[xciv] Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. Гл. “На пути к катастрофе”.

[xcv] Ильин И.А. Почему сокрушился в России Монархический строй? (8 статей) // Он же. Собр. соч. в 10 т. М., 1993. Т. II.

[xcvi] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 109, 110.

[xcvii] Аристотель, правда, называет первым человеком, задумавшим говорить о лучшем государстве, — Гипподама Милетского, составившего схематический проект политического переустройства.

[xcviii] См.: Взгляд сквозь столетия. Русская фантастика XVIII и первой половины XIX века. М., 1947; Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1971; Коган Л.А. Идея равенства в русском народном свободомыслии второй половины XVIII — начала XIX века // Филос. науки. 1964. № 1; Парамонов Ю.А. Социальные утопии в России последней трети XVIII — второй четверти XIX в. Свердловск, 1971; Святловский В.В. Русский утопический роман. Пг., 1922; Чечулин Н.Д. Русский социальный роман XVIII века. СПб., 1900; Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв. М., 1967 и др.

[xcix] Святловский В.В., издавший свой “Каталог Утопий” в 1925 году, свидетельствовал, что число произведений “типа утопии” только экономического, социально-философского и политического содержания к тому времени доходило почти до двух тысяч. См.: Святловский В.В. Каталог Утопий. М.-Пг., 1926. С. 3.

[c] Шацкий Ежи. Утопия и традиция. М., 1990. С. 34.

[ci] Фойгот А. Социальные утопии. СПб., 1906. С. 17.

[cii] Свентоховский А. История утопии. М., 1910. С. 61.

[ciii] Там же.

[civ] Шацкий Ежи. Утопия и традиция. С. 198-199.

[cv] Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопр. философии. 1990. № 10. С. 87.

[cvi] Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982. С. 28.

[cvii] Манхейм К. Идеология и утопия // Он же. Диагноз времени. М., 1994. С. 165.

[cviii] Фойгот А. Социальные утопии. С. 6-7.

[cix] Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопр. философии. 1990. № 10. С. 84.

[cx] Там же. С. 83.

[cxi] Там же. С. 84.

[cxii] Валицкий А. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. Вып. 1. М., 1991. С. 13.

[cxiii] Там же.

[cxiv] Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. С. 19.

[cxv] Свентоховский А. История утопии. С. 410.

[cxvi] Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопр. философии. 1990. № 10. С. 86.

[cxvii] Там же. С. 23

[cxviii] Уэллс Х.Г. Современная утопия. СПб., 1906. С. 16.

[cxix] Свентоховский А. История утопий. С. 410.

[cxx] Сен-Симон. Взгляд на собственность // Он же. Избр. соч. М.-Л., 1948. Т. II. С. 363.

[cxxi] В 1829 г. ученики Сен-Симона (Базар, Анфантен) изложили его учение в виде лекций, оформленных в книгу, которую назвали “Учение Сен-Симона. Изложение”. Эта книга соединила Сен-Симона с социалистами-утопистами следующего поколения. В России представителями этого нового поколения стали А.И.Герцен и Н.П.Огарев, не только воспринявшие идеи сенсимонизма, но и давшие ему новую жизнь — с учетом реалий середины XIX века.

[cxxii] Сен-Симон. Взгляд на собственность. Т. I. C. 355.

[cxxiii] Там же. С. 416.

[cxxiv] Сен-Симон. О промышленной системе // Он же. Избр. соч. Т. II. C. 39.

[cxxv] Сен-Симон. Взгляд на собственность // Там же. T. I. C. 78.

[cxxvi] Там же. C. 126.

[cxxvii] Черткова Е. Утопизм // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. C. 528.

[cxxviii] Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Филос. науки. 1990. № 5. C. 84.

[cxxix] Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990. C. 57, 63.

[cxxx] См.: Черткова Е. Указ. соч. С. 531.

[cxxxi] Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1, ч. 1. С. 17.

[cxxxii] Лавров П.Л. Исторические письма // Он же. Избранные произведения. Философия и социология. Т. 2. М., 1965. С. 54.

[cxxxiii] См.: Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Он же. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 69.

[cxxxiv] Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопр. философии. 1990. № 10. С. 88, 89.

[cxxxv] Во всяком случае, думается, есть немалая доля истины в следующем суждении П.Б.Струве: “Русская интеллигенция, как особая культурная категория, есть порождение взаимодействия западного социализма с особенными условиями нашего культурного, экономического и политического развития. До рецепции социализма в России русской интеллигенции не существовало” // Вехи. М., 1990. С. 173.

[cxxxvi] Весь земельный фонд предлагалось разделить на две части: — общественную, создающуюся за счет отторжения части помещичьих владений, и частную. Первая предназначалась для бесплатной раздачи в пользование всем нуждающимся. Вторую предполагалось сделать предметом купли-продажи.

[cxxxvii] Володин А.И. Начало социалистической мысли в России. М., 1966. С. 26.

[cxxxviii] См. об этом: Экштут А.С. Раздробим монумент Аракчеева. Опыт контрфактического моделирования // Вопр. философии. 1996. № 10.

[cxxxix] Герцен А.И. Былое и думы // Он же. Собр. соч. В 30 т. Т. 8. М., 1954-56. С. 152.

[cxl] Анненков П.В. Литературные воспоминания. СПб., 1909. С. 226.

[cxli] Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Он же. Собр. соч. В 9 т. Т. 3. С. 470.

[cxlii] Герцен А.И. Порядок торжествует! // Он же. Собр. соч. В 30 т. Т. 19. С. 193.

[cxliii] Герцен А.И. К старому товарищу // Там же. Т. 20, кн. 2. С. 593.

[cxliv] Там же.

[cxlv] Герцен А.И. Былое и думы // Там же. Т. 11. С. 253, 249.

[cxlvi] Герцен А.И. С того берега // Там же. Т. 6. С. 34.

[cxlvii] Герцен А.И. Старый мир и Россия. Письма к В.Линтону. Письмо первое // Там же. Т. 12. С. 186.

[cxlviii] Огарев Н.П. Письма к соотечественнику // Он же. Избр. социально-политические и философские произведения. Т. 1-2. М., 1952-56. Т. 1. С. 363.

[cxlix] Герцен А.И. // Он же. Собр. соч. В 30 т. Т. 13. С. 179.

[cl] Герцен А.И. Порядок торжествует // Там же. Т. 19. С. 186.

[cli] Огарев Н.П. Русские вопросы. Крестьянская община // Он же. Избр. соц.-полит. и филос. произведения. Т. 1. С. 162.

[clii] Герцен А.И. К концу года // Он же. Собр. соч. В 30 т. Т. 18. С. 469.

[cliii] Герцен А.И. Старый мир и Россия // Там же. Т. 12. С. 186.

[cliv] Герцен А.И. Письма из Франции и Италии // Там же. Т. 5. С. 12-13.

[clv] Герцен А.И. К старому товарищу // Там же. Т. 20, кн. 2. С. 577.

[clvi] Герцен А.И. Письма к путешественнику. Письмо второе // Там же. Т. 18. С. 357.

[clvii] Герцен А.И. Концы и начала // Там же. Т. 16. С. 346.

[clviii] Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1, ч. 2. Л., 1991. С. 101.

[clix] Огарев Н.П. Частные письма об общем вопросе // Он же. Избр. соц.-полит. и филос. произведения. Т. 1. С. 731.

[clx] Герцен А.И. К старому товарищу // Он же. Собр. соч. В 30 т. Т. 20, кн. 2. С. 592.

[clxi] Огарев Н.П. С утра до ночи // Он же. Избр. соц.-полит. и филос. произведения. Т. 2. С. 199.

[clxii] Огарев Н.П. Письмо к автору “Возражения на статью “Колокола” // Там же. Т. 1. С. 318.

[clxiii] Милютин В.А. Опыт о народном богатстве, или О началах политической экономии // Он же. Избр. произведения. М., 1946. С. 346.

[clxiv] Там же. С. 347.

[clxv] Милютин В.А. Пролетарий и пауперизм в Англии и во Франции // Он же. Там же. С. 162.

[clxvi] Там же. С. 380.

[clxvii] Чернышевский Н.Г. Письмо Г.И. и Е.Е.Чернышевским 22 ноября 1849 г. // Он же. Полн. собр. соч. В 15 т. Т. 14. М., 1948-1950. С. 167.

[clxviii] Чернышевский Н.Г. Подстрочные примечания к переводу Милля // Там же. Т. 9. С. 836.

[clxix] В этой связи, присоединяясь к точке зрения А.И.Володина, отметим, что вряд ли прав был Г.В.Плеханов, считавший, что для Чернышевского главная задача заключалась “не в изучении объективного хода развития нынешнего общества, а в исследовании того, каким должно быть будущее общество” (Плеханов Г.В. Соч. Т. VI. М.-Л., 1925. С. 70). Именно настоящее становится для Чернышевского отправной точкой в экономическом обосновании социалистического идеала. (См.: Володин А.И. Утопия и история. М., 1976. С. 215.)

[clxx] Чернышевский Н.Г. Основания политической экономии // Он же. Полн. Собр. соч. В 15 т. Т. 9. С. 222.

[clxxi] Чернышевский Н.Г. Июльская монархия // Там же. Т. 7. С. 168-169.

[clxxii] Чернышевский Н.Г. Основания политической экономии. С. 222.

[clxxiii] Чернышевский Н.Г. // Там же. Т. 4. С. 860-861.

[clxxiv] См.: Чернышевский Н.Г. Основания политической экономии. С. 334.

[clxxv] Чернышевский Н.Г. Экономическая деятельность и законодательство // Там же. Т. 5. С. 589.

[clxxvi] Чернышевский Н.Г. Основания политической экономии. С. 902.

[clxxvii] Чернышевский Н.Г. Очерки из политической экономии (по Миллю) // Там же. Т. 9. С. 487.

[clxxviii] Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. Т. 1. С. 728.

[clxxix] Там же.

[clxxx] См.: Чернышевский Н.Г. О поземельной собственности // Он же. Полн. Собр. соч. В 15 т. Т. 4. С. 434-436.

[clxxxi] Чернышевский Н.Г. Капитал и труд // Там же. Т. 7. С. 54.

[clxxxii] Напомним, что Маркс в послесловии ко 2 тому “Капитала” называл Чернышевского “великим русским ученым и критиком”, мастерски показавшим в своих работах “банкротство буржуазной политической экономии” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 17-18).

[clxxxiii] Чернышевский Н.Г. Очерки из политической экономии (по Миллю). С. 854.

[clxxxiv] См.: Черткова Е. Указ. соч. С. 531.

[clxxxv] Чернышевский Н.Г. Очерки из политической экономии (по Миллю). С. 421-422.

[clxxxvi] См.: Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. М.,1986.

[clxxxvii] Там же. С. 237.

[clxxxviii] Бакунин М.А. Наша программа // Народническая экономическая литература. Избр. произведения. М., 1958. С. 121.

[clxxxix] Федотова В.Г. Анархия и порядок в посткоммунистической России // На перепутье. М., 1999. С. 126.

[cxc] Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Он же. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. М., 1975. С. 971.

[cxci] Герцен А.И. К старому товарищу // Он же. Собр. соч. В 30 т. Т. 20, кн. 2. С. 590.

[cxcii] См.: Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15; Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995; Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995; Либерализм в России. М., 1996; Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997; Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.

[cxciii] Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1999. С. 3.

[cxciv] Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 152.

[cxcv] Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней Руси // Он же. Наш умственный строй. С. 22.

[cxcvi] Кавелин К.Д. Задачи психологии // Он же. Собр. соч. СПб., 1899. Т. 3. С. 643, 644.

[cxcvii] Кавелин К.Д. Краткий взгляд на русскую историю // Он же. Наш умственный строй. С. 168.

[cxcviii] Кавелин К.Д. Философия и наука в Европе и у нас // Там же. С. 289.

[cxcix] См.: Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984; Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Либерализм в России: модель Чичерина // Власть. 1997. № 4.

[cc] Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2, ч. 1. С. 153.

[cci] Чичерин Б.Н. Воспоминания. Москва сороковых годов. М., 1929. С. 74.

[ccii] Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 2, ч. 1. С. 159.

[cciii] Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 1. М., 1882. С. V-VI.

[cciv] Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1901. С. 24.

[ccv] См.: Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995; “Полемика с Вл. Соловьевым”.

[ccvi] Чичерин Б.Н. Собственность и государство. С. 34.

[ccvii] Там же. С. 154.

[ccviii] Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 225.

[ccix] Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. СПб., 1906. С. 7.

[ccx] Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII веке. М., 1856. С. 575-576.

[ccxi] Анонимная бесцензурная статья Чичерина // Записки С.П.Трубецкого. СПб., 1907. С. 131.

[ccxii] Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия. Берлин, 1901. С. 147.

[ccxiii] Чичерин Б.Н. Вопросы политики. СПб., 1901. С. 81.

[ccxiv] Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 1. С. 414.

[ccxv] Там же. С. 405.

[ccxvi] Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века. Т. 1. СПб., 1888.

[ccxvii] Из записки Н.И.Тургенева, направленной в адрес императора Александра I, цит. по: Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века. Т. 1. СПб., 1888. С. 449.

[ccxviii] Записка сенатора А.Я.Соловьева о крестьянском деле // Русская старина. 1881. Кн. 2.

[ccxix] Там же. С. 217.

[ccxx] Там же. С. 221.

[ccxxi] Сыромятников Б.И. Константин Дмитриевич Кавелин // Освобождение крестьян. Деятели реформы. М., 1911. С. 178.

[ccxxii] Кавелин К.Д. Записка об освобождении крестьян в России // Он же. Собр. соч. Т. 2. СПб., 1904. Стб. 6.

[ccxxiii] Там же. Стб. 34.

[ccxxiv] Там же. Стб. 42.

[ccxxv] Письма К.Д.Кавелина и Ив.С.Тургенева Ал.Ив.Герцену. Женева, 1892. С. 39.

[ccxxvi] Кавелин К.Д. Записка об освобождении крестьян в России. Стб. 51-52.

[ccxxvii] Кавелин К.Д. Две речи о крестьянской реформе // Он же. Собр.соч. Т. 2. Стб. 649.

[ccxxviii] Сыромятников Б.И. Цит. соч. С. 199.

[ccxxix] Чичерин Б.Н. О крепостном состоянии // Голоса из России. Кн. 2. Лондон, 1856. С. 130-131.

[ccxxx] Чичерин Б.Н. О современном состоянии русской жизни // Там же. С. 112.

[ccxxxi] Там же. С. 115, 119, 121, 124, 125.

[ccxxxii] См.: Зайончковский П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861. М., 1958.

[ccxxxiii] Воспоминания Б.Н.Чичерина. Московский Университет. М., 1929. С. 251.

[ccxxxiv] Кизеветтер А. Император Александр II и реформа 19 февраля 1861 г. // Освобождение крестьян. Деятели реформы. М., 1911. С. VIII.

[ccxxxv] Воспоминания Б.Н.Чичерина. Московский университет. С. 131.

[ccxxxvi] Записка А.И.Левшина // Русский архив. 1885. Кн. 2. С. 504, 499.

[ccxxxvii] Еленев Ф.П. Первые шаги освобождения крестьян // Русский архив. 1886. № 2. С. 59.

[ccxxxviii] Богословский М. Яков Иванович Ростовцев // Освобождение крестьян. Деятели реформы. С. 223-224.

[ccxxxix] Записка А.Унковского, принятая в качестве официального документа большинством Тверского комитета, была в сокращенном варианте опубликована в “Колоколе”, № 39 от 1 апреля 1859 г., позже в развернутом виде она опубликована в кн.: Джаншиева Г.А. А.М.Унковский и освобождение крестьян. М., 1894.

[ccxl] Джаншиев Г.А. А.М.Унковский и освобождение крестьян. М., 1894. С. 61.

[ccxli] См.: Колокол. 15 июня 1859.

[ccxlii] См.: Голоса из России. Кн. 9. Лондон, 1860. С. 16-17.

[ccxliii] Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. М., 1990. С. 48.

[ccxliv] Пыпин А.Н. М.Е.Салтыков. СПб., 1900. С. 89-90.

[ccxlv] Никитенко А.В. Дневник. Т. 2. М., 1955. С. 177.

[ccxlvi] Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. М., 1954. Далее ссылки на статьи “общего положения” даются в тексте.

[ccxlvii] Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995. Гл. “Законы об освобождении и их позднейшее толкование”.

[ccxlviii] Корнилов А.А. Крестьянская реформа. СПб., 1905. С. 158-159.

[ccxlix] Барсуков Н. Жизнь и труды М.П. Погодина. СПб., 1904. Т. XVIII. С. 15.

[ccl] См.: Безобразов В.П. Государство и общество в России. СПб., 1881. С. 424.

[ccli] Кавелин К.Д. Злобы дня // Он же. Наш умственный строй. М., 1991. С. 489.

[cclii] См.: Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX веков // Вопр. философии. 1991. № 8. С. 29.

[ccliii] Маклаков В.А. Из прошлого // Соврем. записки. Париж, 1930. № 41. С. 231.

[ccliv] Новгородцев П.И. Общий взгляд на развитие политической мысли во второй половине XIX столетия // Новый мир. 1991. № 12. С. 215.

[cclv] См.: Либерализм в России. М., 1996. С. 223.

[cclvi] Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. М., 1977. С. 3.

[cclvii] См.: Аврех А.Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопр. истории. 1989. № 2.

[cclviii] Кизеветтер А.А. Партия народной свободы и ее идеология. М., 1917. С. 5.

[cclix] См.: Вебер М. О буржуазной демократии // Социол. исслед. 1992. № 3.

[cclx] Либерализм в России. С. 227.

[cclxi] Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 4.

[cclxii] Освобождение. 1904. № 20. С. 346.

[cclxiii] Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 514.

[cclxiv] Там же. Сс. 516.

[cclxv] Валицкий А. Цит. соч. С. 31.

[cclxvi] Соловьев В.С. Собр. соч. Т. VII. С. 509-511.

[cclxvii] Там же. С. 382.

[cclxviii] Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.Соловьева // Он же. Об общественном идеале. С. 536.

[cclxix] См.: Либерализм в России. С. 397.

[cclxx] Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. Соловьева. С. 527.

[cclxxi] Новгородцев П.И. Кризис правового сознания. М., 1909. С. 387-388.

[cclxxii] Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма. М., 1902. С. 251.

[cclxxiii] Там же.

[cclxxiv] См.: Медушевский А.Н. Французская революция и политическая революция русского конституционализма // Вопр. философии. 1989. № 10.

[cclxxv] Гессен С.И. Проблема правового социализма // Соврем. записки. Париж, 1924. Т. 22. С. 270.

[cclxxvi] Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. С. 403.

[cclxxvii] Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // ОНС. 1993. № 5. С. 127.

[cclxxviii] Гессен С.И. Проблема правового социализма. С. 271-272.

[cclxxix] Там же. С. 279.

[cclxxx] Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. I-II. М., 1882. С. 267.

[cclxxxi] Новгородцев П.И. Право на достойное существование. С. 128.

[cclxxxii] Там же. С. 127.

[cclxxxiii] См.: Гессен С.И. Проблема правового социализма. С. 281-282.

[cclxxxiv] Там же. С. 282.

[cclxxxv] Там же, с. 275.

[cclxxxvi] Там же. С. 341.

[cclxxxvii] Там же. С. 310.

[cclxxxviii] Там же. С. 340.

[cclxxxix] Котляревский С.А. Предпосылки демократии // Опыт русского либерализма. М., 1997. С . 224.

[ccxc] См.: Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1999. С. 39.

[ccxci] Котляревский С.А. Предпосылки демократии. С. 231.

[ccxcii] Гессен С.И. Проблема правового социализма. С. 289.

[ccxciii] Новгородцев П.И. Демократия на распутье // Он же. Об общественном идеале. С. 548.

[ccxciv] Там же. С. 553.

[ccxcv] Гессен С.И. Проблема правового социализма. С. 291.

[ccxcvi] Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 5. С. 39.

[ccxcvii] Карпович М.М. Два типа русского либерализма // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997. С. 63.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Смута и формирование идеи Государства

На сайте allrefs.net читайте: "Смута и формирование идеи Государства"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Три модели развития России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская
ТРИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИИ         Москва ББК 15.5 УДК 300.3 Н-73 Рецензенты: д

Смута и формирование идеи Государства
Важнейшим механизмом легитимации самодержавной власти является наследственный принцип ее передачи. Утверждение его прошло путь долгий и трудный. Он пришел, как мы отмечали, на смену родовому

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги