Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция

Нижегородский коммерческий институт Кафедра Истории и Правоведения. Контрольная работа По дисциплине История политических и правовых учений.Вариант 4 Тема Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция.Выполнил Зачетка 990084 Студент группы 2 ЮВЗ Мышова Наталия Владимировна Проверила Макарова Софья Владимировна Н. Новгород 2000г. Содержание Предисловие 3Китайское право . 3 Основные концепции конфуцианства . .5 Совершенный муж .6Конфуцианский гуманизм .9 Ли - надлежащие нормы поведения 12 Заключение 15 Использованная литература . 16 В связи с нахождением и работой в Центре возрождающем культуру и традиции Китая я выбрала наиболее близкую мне тему. А именно учения мудрого политика, философа Конфуция.

Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права. Традиционная для Китая концепция общественного строя, развивавшаяся до XIX века вне какого-либо иностранного влияния, полностью отличается от западной концепции.

Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании космогонического строя, в котором взаимодействуют земля, небо и люди. Земля и небо подчинены неизменным законам, а люди - хозяева своих поступков, поэтому от того, как они ведут себя, зависит, будет в мире порядок или, наоборот, беспорядок. Гармония, от которой зависят равновесие в мире и счастье людей предстает в двух аспектах.

Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. Чтобы избежать эпидемии, неурожая, наводнения и землетрясения, а, также совершая те или иные действия общественного и личного плана, следует учитывать расположение планет, время года и т.п. Правители должны особо подавать пример жизни в соответствии с естественным порядком это их основная задача. Добродетель и мораль более важные качества правителей, чем их практические познания.

Во-вторых, гармония необходима в отношениях людей друг с другом. В общественных отношениях на первом плане должны находиться идея согласия, поиски консенсуса. Следует избегать осуждений, санкций, решений большинства. Несогласия должны как бы растворяться, а не решаться. Предложенный выход должен быть свободно принят участниками, считающими его справедливым, и при этом никто не должен потерять лицо. На переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.

Незначительная роль права. Вследствие таких взглядов китайцы отрицательно относятся к нашей идее права с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого - стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. К юристам китайцы относятся с недоверием. Используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов. Хотят они того или нет, но тем самым они способствуют недостойному поведению, несовместимому с интересами общества.

В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда не должно ложиться непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению. Законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто повел бы себя антиобщественным образом.

Однако речь не должна идти о буквальном следовании законам при их исполнении и применении должна сохраняться большая свобода усмотрения, а идеал в том, чтобы законы вообще не применялись и судебные решения не выносились. Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает при этом, что оно для варваров, для тех, кто не заботится о морали, для неисправимых преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Китайский же народ прекрасно обходится и без права.

Он не интересуется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд и регулирует межличностные отношения так, как ему подсказывает смысл, следуя не праву, а соглашению и гармонии. Эту гармонию легко восстановить благодаря тому, что китайцы воспитаны так, что ищут причины конфликта не в злой воле или неспособности противника, а в своих собственных ошибках, нерадении, оплошности. В атмосфере, где каждый готов признать свои ошибки, людей нетрудно заставить пойти на уступки и согласиться на вмешательство посредника страх перед общественным мнением может придать этому согласию принудительный характер.

Неприязнь к праву усугублялась из-за плохой организации правосудия. Конфуцианство. Тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течение веков, соответствует тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине.

Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание. В этой статичной концепции общества в качестве основных принципов выступали сыновняя любовь, подчинение высшим в иерархии, запрещение любых эксцессов и возмущений. Да и власти остерегались править по произволу они сами были воспитаны в уважении к ритам, а, кроме того, их сдерживали моральные установки, требовавшие сперва объяснить, а потом приказывать, выступить в качестве арбитра, а уж потом судить, предупредить, прежде чем наказать.

Китай в течение веков жил, не зная организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, сдававшие для занятия поста экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами своих чиновников, принадлежащих к наследственной касте.

Людей, сведущих в законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Не было юридической доктрины, и в долгой истории Китая не обнаруживается ни одного крупного юриста, оставившего в ней след. Школа легистов. Этот традиционный подход был оспорен, но весьма своеобразно. В истории Китая выделяется период сражающихся царств. В это смутное время - III век до нашей эры - школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна основываться не столько на добродетели правящих правлении людей, сколько на подчинении закону правлении законов. Взгляды легистов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы.

Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов правитель должен знать их, а подданные - строго исполнять. Это была концепция права и закона, близкая к преобладавшей на Западе, но не лишенная, по выражению Ж. Эскарра, некоторой наивности. Однако взгляды легистов остались чуждыми сознанию большинства китайского населения.

Они слишком отклонялись от укоренившихся представлений и поэтому имели лишь временный успех. Легистам не удалось утвердить в Китае понятие постоянно действующих правовых норм и суверенного закона. При династии Хан 206 г. до нашей эры конфуцианство снова возобладало, и с тех пор его господство было постоянным. Рассмотрим же его концепции, просуществовавшие столь долгое время и актуальные и по сей, день.

Основные концепции конфуцианства

Духовные наследники Конфуция твердо держались того убеждения, что их л... У трех армий - говорил Учитель - можно силой захватить полководца, но ... Поэтому совершенный муж должен был совершать все свои действия, руково... Если же они понимали, что ни о какой всеобщей пользе и речи быть не мо... Основными символами государственной власти являлись алтари Земли и Зла...

Ли - надлежащие нормы поведения

Знаменитая сцена из Лунь юя, известная всем специалистам и изображающа... Другой путь отсутствовал. Так и говорится в сентенции Конфуция, завершающей Лунь юй Не зная веле... Если же управлять народом посредством благой силы Дэ и сдерживать его ... Отсутствие веры, христианской культуры, запрещавшейся в застойные врем...

Использованная литература

Использованная литература 1. Срединное государство. Ермаков М.Е М-98 г. 2. Основные правовые системы современности. Рене Давид, Камилла Жоффре-спинози, М-98 г. 3. Хрестоматия по истории древнего мира. Под.ред. Струве В.В М-50 г. 4. История Древнегомира. Под.ред. Уткина А.И М-85 г.