рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политические аспекты теории Канта

Работа сделанна в 2003 году

Политические аспекты теории Канта - Курсовая Работа, раздел Политика, - 2003 год - Государство и право в работе И. Канта "Метафизика нравов" Политические Аспекты Теории Канта. Правовое Государство Представления О Госуд...

Политические аспекты теории Канта. Правовое государство Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.

Мыслители античности Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Немецкую теорию правового государства философски обосновали И. Кант и затем Г. Гегель. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом. Правовое государство часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.

По мнению И.Канта. Центральное место в теории правового государства занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Строго говоря, у Канта речь идт не о правовом государстве, а о правовом обществе, ведь государство он понимал в античном духе Государство это объединение множества людей, подчиннных правовым законам, т.е. государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с читыми принципами прав, причем идея эта служит путеводной нитьюдля любого действительного объединения в общностьИ.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.354 , т.е. государство для общего блага, где действует принцип, согласно которому законодательство может решить относительно народа то, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану позитивных законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан.

Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности.

В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Правовую организацию Кант, так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Кант четко отделяет государство от совокупности его государственного аппарата, посредством которого осуществляется процесс управления.

При этом, следуя Монтескье, он выделяет три основные власти законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная коллективная воля народа, исполнительная у правителя, подчиненного законодательной власти, судебная назначается исполнительной властью. Можно предположить, что Кант настаивал на разделении властей из-за того, чтобы исключить деспотизм. Деспотизм появляется там, где не обеспечена достаточная независимость одной власти от двух других. Противоположность деспотизма - республика.

Если в условиях конституционной монархии осуществлен принцип разделения властей, то это, республика, говорит Кант. Монархия автократия, это наиболее простая, и поэтому удобная форма правления, но она открывает, широки возможности для возникновения деспотизма, но от него не гарантирована и демократия. Форме правления Кант вообще не придает особого значения. Главное, чтобы страной правили не люди, а законы, и каждая из трех властей не преступала бы своих полномочий, но все же он выделяет такие формы государственного правления как автократия абсолютизм, аристократия и демократия.

Существует республиканская и деспотическая формы правления. В республике исполнительная власть отделена от законодательной, в деспотии они находятся в одних руках. Кант признает, как уже говорилось что монархическая форма власти может быть республиканской, если законодательная и исполнительная власть раздельные, а демократия может превратиться в деспотизм и даже совмещаться с ним. Кант был сторонником конституционной монархии.

Всякая власть происходит от бога, т.к. боялся, что его воспримут радикально. Кант выступил, простив революции, т.к. она приводит к анархии и преступлениям. Смену политико-юридических учреждений необходимо проводить с помощью реформ. Ни законодатель, ни правитель не могут творить суд, они лишь назначают судей. Кант - решительный противник тирании. Он лишь опасается, что применение насилия в борьбе с ней расшатает правосознание и приведет к еще худшей тирании.

Деспот должен быть низложен, но только легальными средствами. Народ имеет свои неотъемлемые права по отношению к главе государства, хотя они не могут быть принудительными правами И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.369. Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь право, открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществуСвобода печатного слова есть единственный палладиум прав народа Там же. Наказывать главу государства нельзя, можно лишь уйти из-под его власти.

Только во взаимном согласии и соблюдении субординации могут обеспечить процветание государства. Тоже самое касается и революции по Канту, она является внеправовым актом. В рамках права, возможно, лишь пассивное сопротивление власти. Но вне права революция возможна - низложение тирана есть акт справедливости. Признаками правового государства, согласно Канту, являются 1 Отделенность церкви от государства и свобода совести.

Т.е. государство должно существовать отдельно от церкви, и не должно вмешиваться ее дела, другими словами государство не имеет права устанавливать свои законы внутри церкви, оно только имеет негативное право препятствовать влиянию публичных наставников на зримую политическую власть. 2 Правовая не отчуждаемость личности. Не один человек в государстве говорит Кант не может быть совсем без названия, ведь у него есть по крайней мере звание гражданина И.КантМетафизика нравов Спб1995 стр.357. Если это объяснить, то получиться, что никто не может обязать себя к рабству. 3 Ограничение на наказания преступников.

Право наказания - право повелителя причинять страдания преступнику, т.е. как объясняет Кант преступления бывают частными и публичными, в первом случае - растрата доверенных для торговли средств, обман при торговых операциях и т.д т.е. ущерб по отношению к частному лицу, а во втором случае это материальный ущерб, например подделки ценных бумаг, т.е. опасности подвергается общество в целом. В первом случае подвергают суду по гражданским делам, во втором - уголовному суду. Нарушение преступником публичных законов лишает его права быть гражданином, но не позволяет отчуждать его собственную личность.

Это главные принципы правового государства, отмечает Кант. Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил.

Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть осуществляет свои, строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему и избирательный процесс имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Это принцип взаимного контроля, характерный для правового государства Если рассмотреть концепцию правового государства со стороны знаменитого российского ученого П. И. Новгородцева, то основным принципом теории правового государства он видел в обязательности норм права, как для государства, так и для граждан. Что касается разделения властей, здесь речь идт о разделении функций, которое обеспечивает возможность взаимного контроля властей друг за другом, создат правовые противовесы, не позволяющие какой-либо из властей абсолютизировать свои полномочия.

Единая Верховная власть призвана защищать естественные права граждан на жизнь, свободу, независимость и честь. Новгородцев полагал, что сама Верховная власть и конституция являются подзаконными актами, так как над ними существует нравственный суд Высшая нравственная норма П.И.Новгородцев Кант и Гегель в их учениях о государстве и праве Спб2000, гл.2. В пределах данного государства пишет Новгородцев могут уживаться разные веры и могут бороться разные политические воззрения в нм могут существовать рядом разные народности и наречия но для того, чтобы государство представляло собою прочное духовное единство, оно должно утверждаться на общем уважении и общей любви к своему общенародному достоянию П.И.Новгородцев Кант и Гегель в их учениях о государстве и праве Спб2000, гл.2. Мыслитель приходит к выводу, что народ имеет право и способность высказывать свои желания, но он не в состоянии указать, каким способом должны быть исполнены эти желания.

Новгородцев утверждал, что государство существует для человека, а не человек для государства.

Человек должен быть уважаем не только как гражданин, но и как личность. Итак, Новгородцев убедительно показал, что стабильность общества не достигается простым разделением властей и не в меньшей степени зависит от целого комплекса других факторов правовой культуры управляющих и управляемых, исторических традиций, оперативности власти в решении государственных и общественных проблем, от нравственного потенциала народа и его внутреннего духовного единства, т.е. также как у Канта, идет явное указание на взаимосвязанное исполнение всех признаков, только если будет связь обоюдная между государство и народом, это государство будет существовать долго. Философское изучение права позволило П. И. Новгородцеву вслед за Кантом сделать вывод не отметая право как историческое и общественное явление, следует рассматривать его и как явление и закон личной жизни, как внутреннюю ненарушимую, свободную от вмешательства государства абсолютную ценность человека.

Отсюда видно, что в последствии многие ученые отталкивались от Канта, одним из таких философов и был Новгородцев, а именно что касается разделения властей, здесь речь идт о разделении функций, которое обеспечивает возможность взаимного контроля властей друг за другом, можно сказать, что Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

Политика рассматривалась как часть культуры.

Политические воззрения Канта занимают важное место в истории общественной мысли. Он еще раз с позиции разработанной им системы этики и права обосновал основополагающий принцип либерализма о неразрывности равенства и свободы, выдвинул идею нравственно свободной личности, независимо от насилия и несущей бремя моральной ответственности.

Благо и назначение государства, по Канту - в совершенном праве, в соответствии с принципами государства, в тождестве права и его охране. Этот тезис позволяет считать Канта одним из создателей теории правового государства. По вопросам происхождения государства как было написано выше, а именно в первой главе, Кант был сторонником договорной теории. Нравственный долг, уважение к естественному праву побуждает людей перейти к жизни в гражданском обществе.

Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. 2. Международное право В работе Канта есть целая глава о международном праве и праве гражданина мира, эта тема очень актуальна в связи с военными действиями в Ираке. В этой главе просматриваются правила поведения стран во время военного положения, заключения мира, и вообще международный этикет воинствующих стран.

В учении о международном праве Кант выдвинул проект установления вечного мира. Философ мечтал о мире без захватнических войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Кант уже выходил к проблеме международного права, отмечая, что вопрос правомерности реставрации свергнутого революцией монархического режима находится в юрисдикции международного права.

Кант говорит, межгосударственное право это право национальных государств по отношению друг к другу, т.е. право на войну, во время войны, право установления мира и право во время мира также это право включает в себя правовые аспекты отношений отдельных лиц одного государства к отдельным лицам другого государства, и вообще ко всему государству, в общем. Кант говорит, что субъектом международных отношений является национальное государство, но Кант не употребляет термин национальное государство И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.380, но по смыслу применяемой им конструкции он видимо имеет в виду именно это. Нация по кантовской терминологии это общность политическая, а не этическо-родовая Люди, составляющие один народ, могут быть представлены как уроженцы данной страны по аналогии с происхождением от общего рода, хотя они и не таковы однако в интеллектуальном и правовом значении как дети одной матери республики они составляют одну семью natio, все члены которой граждане по происхождению равны между собой и не смешиваютсяс теми, кто жил бы рядом с ними в естественном состоянии И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.269. Кант рассуждает о международном праве аналогично тому, как он рассуждал о гражданском праве международное право представляет собой как бы надстройку над гражданским правом, ступень вверх общей моделью для обоих является переход от естественного состояния, к гражданскому состоянию и правопорядку, гарантирующему каждому свое в условиях социального мира. Обратимся к военному праву, как уже известно, право в естественном состоянии это право сильнейшего, следовательно, в межгосударственных отношениях, это право также является исходным.

Однако после этого утверждения возникает вопрос, а может ли суверен использовать своих подчиненных только как средство, с одной стороны, подданные в обладании ими правами на свое, являются как бы продуктами государства, т.к. поддержание гражданского порядка и мира, а гарантировать справедливость это задача последнего, т.е. отсюда следует, что государство не должно относится к людям как к средству достижения цели. Личность превыше всего.

Поэтому право войны должно выводится из долга суверена по отношению к народу, а не наоборот.

Право войны вступает в силу в тех случаях, когда одно государство считает, что другое государство причинило ему ущерб, этот ущерб нужно рассматривать как глобальную угрозу государству.

С этим связаны и такие права, как превентивное право, право добиваться равновесия сил всех активно соприкасающихся государств если же война начинается без официального объявления военных действий, то образуется право во время войны.

Это право имеет некоторые ограничения 1. Никакая война не может быть карательной или истребительной войной ради порабощения, так как ее целью является моральное уничтожение государства - противника и вместе с этим его гражданской свободы. 2. Средства защиты, которыми пользуется воюющими сторонами, должны исключать такие, которые связаны с невозможностью для их подданных сохранять свой гражданский статус.

Также запрещено использовать своих подданных в качестве шпионов, а шпионов, даже иностранных в качестве убийц, отравителей. Или же для распространения ложных слухов одним словом, нельзя пользоваться такими вероломными средствами, которые могут уничтожить доверие, требующееся для создания будущего прочного мира И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.384. 3. в войне разрешено взимать поставки и контрибуции, но не разрешено грабить народ, т.е. насильно отнимать у отдельных лиц то, что им принадлежит, это было быразбоем И.Кант Метафизика нравовСпб1995 стр.383. Хотя, что касается современного мира, то можно сказать, что эти условия не выполняются, особенно ярко это отразилось на войне с Ираком.

Кант еще в 18 веке перечислил правила поведения государств во время войны, но по неизвестным причинам, сейчас на это внимания не обращают. Значит, право государства на войну и во время войны регулируется и огранивается нравственным суверенитетом личности.

Что касается права после войны, то оно состоит в том, что победитель ставит условия и ведутся переговоры, цель которых перейти к соглашению с побежденным и добиться заключения мира. Этим условия исключают потерю подданными побежденной стороны гражданской свободы и превращение завоеванной страны в колонию. Право мира подразделяется Кантом на 1. право сохранения нейтралитета, когда идет война 2. право требовать гарантий прочности заключения мира 3. право на взаимное объединение ряда государств для совместной защиты от возможного нападения, но не для агрессии.

Т.к. приобретаемое или сохраняемое войной свое лишь временно, то полностью действительным право мира становится только в общем, союзе государств. Лишь на этой основе право мира становится состоянием мира. Такой союз государств Кант называет постоянным конгрессом государств И.Кант Сочинение в 6 томах К 1975 С.278 он является открытым и любое государство может войти в его состав, когда пожелает, и также его покинуть.

Этим данный союз отличается от Американских Штатов, объединение которых основано на конституции и не подлежит роспуску. Исторический прецедент подобного объединения Кант находит в собрании Генеральных штатов в Голландии в первой половине 18 в. на нем министры большинства европейских дворов и даже самых маленьких республик жаловались на враждебные выпады других участников собрания тем самым они мыслилиЕвропу как единое федеративное государство, которое они рассматривали в качестве третейского судьи в этих их публичных спорах И.Кант Сочинение в 6 томах К1975 С.278. Что касается права гражданина мира, то это идея разума- идея мирной, хотя еще не дружеской, общности всех народов земли без исключения И.Кант Метафизика нравов Спб1995 стр.387. Право гражданина мира, Кант рассматривает, прежде всего, как правовой принцип, а не общественный, именно главенство вышеуказанного правового принципа служит источником запрета на применение силы в столкновении интересов народов, принадлежащих к различным стадиям развития различных культур в том числе и внутри одной нации и цивилизаций.

В качестве столкновения интересов Кант рассматривает территориальные проблемы, возникающие при освоении народами новых земель, выбирая отправной точкой для рассуждения колонизацию Америки.

Идея вечного мира - не просто норматив, но и необходимый вектор исторического развития, полученный путем естественного существования человеческого рода, а точнее условиями для его существования.

Это так, поскольку общность земли как территории, на которой проживают различные народы, составляющие собой в совокупности человечество, необходимо ведет к установлению общности между ними в социальном отношении. Кант особенно подчеркивает, что на территории Западной Европы, велика вероятность трудного установления социальных отношений, т.к. все государства находятся в непосредственной близости друг к другу, и поэтому между ними всегда существует как бы соперничество за лидерство, поэтому процесс становления дружеских отношений между этими государствами труден.

Высшее политическое благо - вечный мир, т.е. установление справедливости во всемирном масштабе, политическое мироустроение. Итак, за вечным миром как высшим политическим благом проглядывается моральная цель - свобода от таких политических средств как военная сила война - не правовое средство, никакой войны не должно быть И.Кант Метафизика нравовСпб1995 Заключение. Кант выдвигает проект установления вечного мира, путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо.

Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций. Призывы Канта признать за людьми права всемирного гражданства намного опережали свое время. Заключение. В учении Канта о праве и государстве, об истории и религии все заслуживает одинакового внимания хотя укажем лишь мысли посвященные правовой теории. Необходимым требованием разума Кант считал, чтобы начало права не ограничивалось пределами отдельных государств и народов, а распространялось и на всю совокупность человечества, для достижения вечного мира. В виду этой цели Кант ставил следующие положительные условия 1 гражданское устройство в каждом государстве должно быть правомерным 2 международное право должно быть основано на союзе свободных государств 3 взаимные отношения народов и государств должны определяться всеобщим гостеприимством или космополитическим правом.

Основные взгляды Канта на право и государство образовались под сильным влиянием идей Руссо, но Кант идет дальше его в своих взглядах на историю, которую определяет как развитие человечества в свободе, или прогрессивный переход от естественного состояния к моральному.

Не менее сильно влияние Канта на развитие идей правового государства.

Сам этот термин появился позже, а идея основанного на правах и свободах режима, которому должно быть подчинено и государство, возникла задолго до Канта. Но никто, как Кант, не построил логическую цепь нравственная свобода, составляющая сущность человека, требует внешних условий ее реализации, которые создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеобщую свободу из необходимости права следует существование государства, не имеющего иной цели, кроме поддержания и охраны свободы и равенства людей.

Из всех этих логических построений следует, что если уж людьми надо управлять, ограничивая их свободу, то пусть это делает не государство, а равное для всех право, которому должно быть, подчинено и само государство. Глубоки и не исчерпаны последующим развитием политико-правовой идеологии и другие теоретические построения Канта. Много говорилось об утопизме мечты Канта о вечном мире, но осуществление этой мечты в наше время стало настоятельнейшей необходимостью, условием выживания человечества. Не до конца осмыслен и пресловутый реформизм Канта, его осуждение революций.

Что касается цели работы исследование становления права и правового государства в работе Канта Метафизика нравов, то данная работа полностью охватывает весь период работы Канта над такими понятиями как государство и право. И отсюда, мы смогли проследить, что же подвигло Канта углубиться в политические проблемы, и как это повлияло на дальнейшее развитие политико-правовой мысли.

Философская мысль Канта, подготовила почву для появления таких направлений, как либерализм, позитивизм и марксизм, в истории теории политических учений. В XX в. Кантовская методология оказала воздействие на возникновение структуралистских, интуитивных и экзистенционалистких концепций власти, на формирование концепции социального действия М.Вебера как либерал Кант оказал большое влияние на Вильгельма фон Гумбольдта, который подходил к рассмотрение государства как и Кант с позиции гуманистического индивидуализма, он также считал, что цель существования государства это служение обществу, т.е. отсюда мы видим сходство с Кантом который говорил, что государство должно существовать на благо общества. Также заметно влияние на Гегеля, хотя он конечно и опровергал многие кантовские постановки проблем и пути их решения, но в тоже время был с ним и солидарен в некоторых областях.

Так, например в политико-правовой идеологии их объединяют ненависть к рабству, произволу, к феодальному гнету, идея свободы человека и человечества, уважение к законности, уверенность, что государство может и должно стать разумным, если обратится к современности, то заметно влияние Канта на Новгородцева, который подробно рассматривал проблемы немецкой политико - правовой мысли Германии, и написал докторскую диссертацию по проблеме права и государства в понимании Канта и Гегеля.

Для некоторых молодых философов Кант стал устойчивой доктринальной опорой при отходе от марксизма на позиции моралистического и религиозно-нравственного мировоззрения С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк, П. Струве.

Мы знаем, что на философию Канта очень повлияли события того времени, прежде всего, это революция во Франции, восстания ткачей в Германии. Кант был сторонником идей свободы и исполнения государством тех прав, которым его наделило общество. Исходя из этого понятно, почему Кант отошел от своих космогонических идей и обратился к государству и праву. Иммануил Кант оставил глубокий след в развитии политико- правовой мысли в мире. Он хорошо знал, что живет не в том государстве, идею которого разработал в Метафизических началах учений о праве.

На самом себе он испытал, насколько призрачна и непорочна была свобода мысли в прусском королевстве, насколько далеки были взгляды и действия властей от Правовых действий согласно закону свободы. Метафизика нравов И.Кант Спб1995 стр.119

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Государство и право в работе И. Канта "Метафизика нравов"

Выбор темы, можно объяснить, прежде всего, двумя мотивами. Во-первых, потому что, правовое государство в трактовке Канта есть идеальная… При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политические аспекты теории Канта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кант о свободе
Кант о свободе. Для того чтобы понять происхождение кантовской философии права, обратимся к событиям того времени. События во Франции, а именно великая французская революция, и на Европейском конти

Кант об общественном договоре
Кант об общественном договоре. Если мы обратимся к Кантовской теории общественного договора, то мы также проследим связь между этими двумя понятиями. На основе категорического императива был

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги