рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взаимовлияние и взаимные функции политики и церкви

Работа сделанна в 2006 году

Взаимовлияние и взаимные функции политики и церкви - раздел Политика, - 2006 год - Религия и политика. Правовое государство: теории и принципы. Взаимовлияние И Взаимные Функции Политики И Церкви. Влияние Политики На Религ...

Взаимовлияние и взаимные функции политики и церкви. Влияние политики на религию может проявляться в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства.

Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Плохо знакомые атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров.

Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политически мотивы. Другие противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутренне противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его. Это основные направления влияния политики на религию.

Но прежде чем перейти к рассмотрению влияния религии на политику, хотелось бы остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к ней. 1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осаждает власть, ее идеи или действия.

Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу. 2. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики. 3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа. 4. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии.

Известный французкий социолог Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланитарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны.

Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям в том числе и политическим. Результат осуществления этих функций обуславливает наличие соответствующего направления религии на политику. Какие же существуют основные направления такого влияния 1. Влияние на сознание людей. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание.

Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. 2. Идеологическая поддержка или противоборство.

Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространения какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства. 3. Политическая деятельность религиозных организаций.

Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан. Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция 78-79гг ходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе. 4. Проблемная интеграция.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются, все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для подержания своего престижа. 5. Политическая интеграция.

Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. 6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.

Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, получили международное признание, со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в религиозное сообщество исламских государств Организацию экономического сотрудничества. 7. Учет религиозного фактора во внешней политике.

Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене.

В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалось. Лишь со времен советское руководство начало понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом. 8. Религиозный экстремизм.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии исламского порядка. Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией Мусульманские братья, представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам.

Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Таиланде движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии. 9. Косвенное влияние.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента.

Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры. Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающие их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации.

К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумная политика. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия и политика. Правовое государство: теории и принципы.

Иногда эти ориентации совпадают, а иногда нет. Например, экономика и педагогика имеют совершенно разный взгляд на деньги и материальные… Первый аспект заключается в проявлении причинно-следственных связей в бытии… Второй аспект проявляется в функциональной частичной или полной замене специфических функций одной сферы другой, когда…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимовлияние и взаимные функции политики и церкви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Взаимоотношения религии и политики
Взаимоотношения религии и политики. Очень долгое время самая распространенная точка зрения на этот вопрос заключалась в том, что в течение всей человеческой истории служителя культа всячески старал

Структура взаимоотношений религии и политики
Структура взаимоотношений религии и политики. Можно выделить 4 основных типа взаимоотношений государства и религии 1. Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было типичн

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ТЕОРИИ И ПРИНЦИПЫ
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ТЕОРИИ И ПРИНЦИПЫ. Теории. Идея правового государства зародилась в глубокой древности и имеет давние идейно-теоретические истоки. Еще в трудах греческих философов утверж

Функции правового государства
Функции правового государства. Правовое государство выполняет определенные функции 1 Экономическая функция сводится к определенному регулированию со стороны государства рыночных отношений, п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги