Политическая культура

Министерство образования и науки Украины Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» Кафедра политологии Реферат по курсу «политологии» по теме «Политическая культура» Выполнила Студентка IV курса Группы ЛА-31 Клименко Т.В. Проверила Лобанова И.В. Киев-2006 Содержание Вступление. 1.Политическое сознание. 2.Тенденции развития политической культуры. 3. Этносы, культура и политика. 4. Анализ политической культуры. 1.Поведенческий подход. 2. Субъективистский подход. 3.Интерпретационный подход. Вывод. Литература.

Вступление Культура охватывает все, что создано человеческим тру­дом, включая материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности. Во-вторых, значение слова «культура» означает улучшение и облагораживание человеческих обычаев и способов поведения. В-тре­тьих, термин «культура» употребляется в более узком значении, включая высшие создания человека, такие как науку, искусство, религию, литера­туру, политические и социальные идеи. Термин «политическая культура» часто встречается на страницах публицистики, где в последнее время она ча­ще всего упоминается в связи с ее дефицитом в повсе­дневной жизни. При этом политическая культура в обы­денном понимании трактуется весьма произвольно.

Не­однозначность ее понимания можно отчасти объяснить происходящими в обществе процессами, переоценкой прежних представлений на многие общественно-полити­ческие явления.

Хотя выявление специфических культурных признаков тех или иных по­литических систем старо, как сама политическая наука, современному упот­реблению термина "политическая культура" около сорока лет. Впервые он был предложен Г.Алмондом в статье "Сравнительные политические системы" , где автор определил политическую культуру как "специ­фический образец ориентаций к политическому действию". Каждая полити­ческая система, утверждал он, функционирует в рамках специфического об­разца такого рода ориентаций, следовательно, для каждой из систем сущест­вуют определенные ограничения, учитывая которые, можно прогнозировать дальнейшее политическое развитие.

Политика как сфера деятельности людей также явля­ется одной из форм культуры, сквозь призму культуры оцениваются многие аспекты политической жизнедеятель­ности. Политическая культура отражает, во-первых, качест­венное состояние политической жизни, уровень ее демо­кратизма, эффективность функционирования политичес­кой системы. Во-вторых, — способ деятельности людей в сфере социально-политических отношений.

В-третьих, — определенный уровень социально-политической актив­ности, степень компетентности граждан, участвующих в политической деятельности. Давая общую характеристику политической культу­ры, можно сказать, что она представляет собой опреде­ленный тип поведения людей в сфере политики, сложив­шиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации.

По своей сути политическая культура разно­родна в различных социальных системах. Политическая культура оценивается не только по вер­тикальному, но и по горизонтальному измерению. Нель­зя представлять социальный прогресс как явление посту­пательного восхождения от одной формации к другой, от одного типа культуры к другому, более высокому: от сре­дневековья к буржуазности, от буржуазности к социализму. Было бы ошибкой утверждать, что средневековье вы­ше античности; это разные типы культуры.

Каждому об­ществу соответствует свой тип политической культуры, обусловленный историческими особенностями. Не вда­ваясь специально в их классификацию, для примера можно назвать три «чистых типа политической культуры»: 1) пат­риархальная политическая культура, в которой у граждан отсутствует интерес к политической системе; 2) подданическая политическая культура, которая отличается силь­ной ориентацией на политическую систему, но слабым участием в ее функционировании; 3) активистская поли­тическая культура, когда граждане заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но так­же и в том, что они могут играть активную роль в этой системе. 1. Политическое сознание. Политическая жизнь общества представляет собой про­цесс и результат политической деятельности различных социальных групп, слоев, личностей и создаваемых ими политических институтов.

Этот процесс, характер пове­дения субъектов в политической жизни определяется мно­жеством факторов, среди которых экономические, соци­ально-классовые, национальные, а также идеологические, социально- психологические, культурные.

Поскольку в философском аспекте общественное со­знание рассматривается как отражение общественного бы­тия, политическое сознание выступает как отражение по­литического бытия, т. е. формируется под воздействием всей системы политической жизни, практики политичес­ких отношений. Кроме этого, характер политического со­знания, как и сама политическая жизнь, во многом пред­определяется складывающимися в обществе социально-экономическими, историческими, национальными, куль­турными и другими предпосылками.

Необходимо отметить, что политическое сознание — не пассивное отражение политического бытия. Оно спо­собно опережать практику, прогнозировать развитие по­литических процессов, а также оказывать огромное воз­действие на политическую жизнь, а через нее — на все другие сферы общественной жизни, определять направ­ленность политической деятельности социальных общнос­тей и индивидов.

Поэтому в практике управления об­щественными процессами важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и от­дельных классов, слоев, групп, стремиться к достижению консенсуса в политических позициях, способствовать фор­мированию такого сознания, которое наиболее полно вы­ражает потребность социального прогресса страны. Политическое сознание — явление весьма сложное, связанное с противоречивым характером развития всех сторон жизни.

В нем можно выделить несколько уров­ней. Оно может выступать на уровнях эмпирического и теоретического, обыденного и научного, идеологическо­го и социально-политического. Неоднородно оно и по социальным функциям. Политическое сознание может быть консервативным или радикальным, реформистским или революционным и др. Политическое сознание необходимо подразделять на эмпирическое (обыденное) и теоретическое. Первое ха­рактеризует непосредственно практический опыт субъ­екта, второе — совокупность идей и взглядов класса, со­циального слоя или группы людей, возникающих непо­средственно из будничной жизни. Оно отличается от пер­вого тем, что в его содержании имеются идеологические и теоретические элементы.

Обоим присущи ярко выра­женные социально-психологические черты: чувства, на­строения, эмоции, импульсивность, острота восприятия политических процессов и действий, что придает им осо­бую динамичность, гибкость, способность чутко реагиро­вать на изменившиеся политические условия.

Политическое теоретическое сознание представляет более высокий уровень. Это совокупность идей, взгля­дов, учений, возникающих на основе научного исследо­вания политических отношений, процессов, институтов и проникновения в их сущность, выявления глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей развития. Теоретическое сознание выступает стержнем поли­тической идеологии. Политическая идеология — целост­ное, систематизированное отражение на теоретическом уровне коренных интересов определенного класса, на­ции, социальной группы, связанных с борьбой за власть и ее осуществление в защиту данных интересов.

Необходимо различать теоретический и идеологиче­ский уровни политического сознания. Наука дает знание о предметах или явлениях действительности, будучи со­вершенно беспристрастной, объективной. Идеология, да­вая знание, вместе с тем выражает определенное социальное отношение к предмету знания. Это обусловлено социальными интересами классов, с позиций которых в идеологии отражается действительность.

Нередко можно встретить термин «массовое созна­ние», который употребляется обычно социологией. Мас­совое сознание — это широкая совокупность самых раз­личных духовных образований на уровнях психологии и идеологии, эмоций и логики, обыденного и теоретичес­кого знания, рациональных и далеких от науки представ­лений. Появление массового политического сознания свя­зано с ростом массы людей, участвующих в политичес­кой жизни, неоднородным составом участников, услож­нением социальных политических отношений в совре­менных условиях.

Политическое сознание является ядром политичес­кой культуры личности. Именно оно определяет содер­жательное богатство политической культуры личности, ее направленность и ценностную ориентацию; направляет политическое действие личности и «указывает» ей на сред­ства и методы политической деятельности, образующие политическую культуру. Политическая культура аккумулирует особый истори­ческий опыт людей и передает его от одного поколения к другому, способствует внедрению его в повседневную практику людей, выражаясь в их политическом сознании и поведении.

Вот почему следует данный феномен рас­сматривать как диалектическое единство политической активности, сознательности и культуры деятельности в области политики. 2.

Тенденции развития политической культуры

Сегодня люди за­интересованно реагируют на происходящие политичес­кие ... В-третьих, для становления новой политической культуры характерна откр... В результате манипуляций сознанием у людей теряется самостоятельная оц... Политическая культура рациональна по своей природе, поэтому она не мож... Конечно, легче, как делают некоторые, перечеркнуть и предать анафеме в...

Анализ политической культуры

В коммунистических обществах, по этой логике, вообще отсутствовали как... К этой методологиче­ской ошибке добавлялась и другая: зачастую реально... Односторонняя приверженность бихевиоризму проявилась и в другом не­дос... Естественное поле . 12).

приложения этой концепции — мир западных демократий, где легко осуществим сбор эмпирических данных, не­обходимых для верификации любой гипотезы относительно степени распространения в обществе тех или иных политических ценностей.

Недостаток ре­альных данных, действительно, стал серьезным препятствием для использо­вания модели гражданской культуры при изучении политической жизни коммунистических стран, но преимущества данного подхода показались сове­тологам все же более значительными. Теоретическая дисциплина может считать себя подлинной наукой только в том случае, если ее принципы имеют универсальное применение, поэтому не стоит удивляться тому факту, что использование политико-культурного под­хода при изучении советского опыта приветствовалось бихевиористами и вы­звало немалый интерес и у части несоветологов.

Субъективистский подход к политической культуре стал общепризнанным в советологии на протяжении 70-80-х годов, постепенно вытесняя господствовавший ранее поведенческий подход. Исследования по советологии, используя, таким образом, большее число источни­ков, стали признанной и весомой частью политической науки. К середине 80-х годов представление о том, что репрессивная ориентация советского го­сударства обусловлена российской политическо-культурной традицией, при­обрело популярность настолько, что Уайт, редактор ведущего в этой области журнала "Советские исследования" (в настоящее время — "Исследования Европы—Азии"), отмечал даже: "едва ли в чем-то еще существует такое ис­креннее согласие ученых" . 4.3.Интерпретационный подход. Хотя доминирующими подходами к политической культуре оставались "поведенческий" и "субъективистский", в науке постепенно получил призна­ние иной подход, называемый "символистским" или "интерпретационным". Его развивали такие ученые, как А.Вилдавский, Л.Диттмер, Х.И.Виарда и Р.Такер. Интерпретивисты давали более широкое определение культуре, чем их оп-поненты-бихевиористы.

Согласно Такеру, такое расширенное толкование 48 призвано было переориентировать науку о политической культуре с анализа политических систем как отражения форм поведения (для бихевиорстов пси­хологические предпочтения граждан могут быть интерпетированы только че­рез анализ образцов их реального политического поведения) к их восприятию как "комплексов реальных и идеальных культурных образцов". Иначе говоря, интерпретивисты предполагали, что образцы политических действий граждан и их настроения оказывают влияние друг на друга, и политическая культура формируется путем их сочетания. Как пишет К.Гиртц: "Веря вместе с Мак­сом Вебером, что человек является животным, опутанным сетями значимо­сти, которые он сам сплел, я считаю культуру этими сетями, поэтому анали­зировать ее должна не экспериментальная наука, занимающуая поиском за­кона, а интерпретирующая наука, ищущая значение". Такое постбихевиористское определение политической культуры восходит к антропологии.

Не ограничивая политическую культуру субъективной ори­ентацией в политике, антропологи исследуют ее как "изученный и передаю­щийся путь жизни". Этот "путь жизни" имеет "откровен­ные" аспекты, например, образцы поведения, наблюдаемые в обществе, и ас­пекты "тайные", включающие в себя те знания, отношения и ценности, кото­рыми обладают члены сообщества и которые они передают из поколения в поколение.

Антропологический подход к политической культуре требует выяснения ценностных детерминант сознания на более длительном интервале времени.

Диттмер рассматривает знание о политической культуре как "раздел политиче­ской науки касающийся контекста значения политического действия" но не "непосредственно действия за исключением тех, которые влияют или некото­рым способом воздействуют на контекст значения". Ученые, рассматривавшие специфическое поведение наиболее существен­ной функцией политической культуры, оценивали интерпретирующий подход как "простую политическую этнографию". Вывод. Концепция "политической культуры" имела в качестве одной из своих за­дач увеличить политическую активность общественной науки, условно гово­ря, легитимизировать экспорт демократической политики с помощью воспи­тания идеально соответствующей ей культуры.

Действительно, многие из по­следующих работ Алмонда и его коллег, С.Вербы и Л.Пая, посвященных "демократической модернизации", способствовали созданию своеобразной формулы, следуя которой западные государства могли бы оказывать поддерж­ку демократическому развитию стран третьего мира. Алмонд признавался, что политическая суматоха, все более захватывающая мир, не позволяет изучать политику в Европе и Азии отстраненно и равнодушно, т.е. лишь "с некото­рым любопытством или как интересную патологию" Хотя политическая культура наполняется сегодня новым содержанием, характеризуется специфическими чертами, но тем не менее она не может рассматриваться вне об­щего понятия «культура», трактовка которого в литерату­ре имеет, как отмечалось выше, много значений.

Интерпретирующий подход к политической культуре открывает новые и лучшие, на мой взгляд, перспективы для оживления в том числе и постсовет­ских исследований, устраняя два основных недостатка господствующего под­хода — представления, а во-первых, об однородной и стабильной, а не мно­голикой и изменчивой политической культуре, во-вторых, о возможности измерить степень распространения тех или иных ценностей в обществе посред­ством количественного анализа образцов поведения.

Литература. 1.Альмонд Г Верба С. Гражданская культура и стабильность // Полис 1992 № 4 С.122-134. 2.Кейзеров Н.М. О соотношении гражданской и политической культуры // Соц полит. науки 1991 № 7 С.121-128. 3.Современные зарубежные исследования политико-правовой культуры России: Сб. обзоров /АН СССР ИНИОН М 1988 134 с. 4.Разумов А. Историческое сознание - политическая культура // Коммунист 1991 № 4 С.6-17. 5.Щегорцов В.А. Политическая культура: модели и реальность М.: ИНИОН, 1990 171 c.