рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАОИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

МАОИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - раздел Политика, Крушение маоистской модели общественного развития и экономические реформы КНР. Маоизм Как Общественно-Политическое Течение. Этапы Эволюции Маоизма Научная К...

МАОИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ. Этапы эволюции маоизма Научная критика маоизма требует не только анализа его концепций, политической практики и истоков, но и выяснения процесса эволюции - от его предыстории до настоящего времени.

Маоизм прошел в своем развитии ряд этапов, причем определяющим и направляющим моментом его эволюции был национализм, переросший в конечном итоге в великоханьский социал-шовинизм.

Именно национализм являлся тем стержнем, на который нанизывались прочие вторичные, элементы маоизма. Национализм в виде великодержавного шовинизма всегда служил фундаментом, поддерживающим весь каркас теоретических построений маоизма. Сказанное не означает, что маоизм сводится только к политической идеологии - он имеет и свою методологию, и определенные экономические концепции. Однако душу маоизма, его суть составляет именно политическая идеология, в то время как все прочие концепции маоизма, в том числе и его мировоззренческие построения, носят чисто служебный, подчиненный политической доктрине характер.

Учет этой особенности маоизма, выделение его сущности, главной несущей конструкции - политической социал-шовинистической идеологии - позволяет правильно подойти к процессу его эволюции, увидеть определяющее ее направление 8, c.72 . Поскольку маоизм развивался внутри коммунистического движения Китая и был связан с деятельностью Мао Цзэ-дуна и его группы в КПК, а затем и в КНР, он выходит за рамки чисто идеологического течения и может быть охарактеризован и как политическая практика, которой непосредственно подчинена вся теоретическая деятельность.

В этом смысле эволюция маоизма как идеологии обусловлена политической практикой Мао Цзэ-дуна, его фракционной борьбой за власть - сначала внутри Коммунистической партии Китая, а затем и в международном коммунистическом и национально-освободительном движении.

Поэтому процесс возникновения, эволюции и окончательного оформления маоизма в идейно-политическое течение, глубоко враждебное марксизму-ленинизму и противостоящее мировому революционному движению, может быть правильно понят лишь с учетом общей борьбы двух линий в истории КПК и революционного движения в Китае - марксистско-ленинской, интернационалистической, с одной стороны, и мелкобуржуазной, националистической - с другой. Только на этом фоне политической истории Китая в новейшее время возможно выявление действительных причин формирования тех или иных теоретических концепций маоизма.

В своей эволюции маоизм прошел четыре этапа 1. 1917-1939 гг предыстория маоизма, период зарождения и формирования взглядов Мао Цзэ-дуна на мелкобуржуазной шовинистической основе 2. 1940-1949 гг период оформления идей Мао Цзэ-дуна в особое идеологическое течение, политической платформой которого явилась концепция новой демократии 3. 1949-1957 гг время становления особых маоистских взглядов на проблемы развития КНР в условиях проведения глубоких социально-экономических преобразований и перехода маоизма от теории новой демократии к попытке приспособить идеи социализма к осуществлению своего великодержавно-шовинистического курса 4. 1958-1976 гг этап завершения оформления идей Мао Цзэ-дуна в великодержавно-шовинистическую доктрину.

В этот период, особенно начиная с 60-х годов, маоизм полностью раскрывает свою реакционную националистическую сущность, открыто противопоставив себя теории и практике научного коммунизма, международному коммунистическому и рабочему движению и вступив в открытый союз с империализмом 8, c.73 . Внутри указанных периодов, естественно, существовали и более мелкие, частные этапы эволюции маоизма, которые в основном обусловливались политическими интересами деятельности Мао Цзэ-дуна и его тактикой в борьба за власть.

Политическая идеология маоизма была открыто объявлена в Пекине вершиной марксизма-ленинизма, а политическая практика маоизма - исторически неизбежной и необходимой для всех народов мира. Определение идей Мао Цзэ-дуна как марксизма-ленинизма современной эпохи, данное на IX съезде КПК в 1969 г явилось новым шагом на пути националистической эволюции маоизма. И хотя в документах X съезда КПК этот тезис прямо не повторяется, тем не менее они, по существу, утверждают ту же мысль.

Действительно, поскольку, как говорится в отчетном докладе X съезду КПК, ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции, а Мао Цзэ-дун унаследовал, отстоял и развил марксизм-ленинизм в эту новую эпоху, то его идеи, следовательно, и составляют все ту же вершину развития марксизма-ленинизма, о которой маоисты говорили ранее, в период культурной революции. Камуфляж, более обтекаемые формулировки материалов X съезда КПК призваны лишь смягчить категоричность и навязчивость этого определения, но отнюдь не меняют его основного смысла.

Маоизм, таким образом, как бы деперсонифицируется, полностью отождествляется с марксизмом-ленинизмом, более того - выдается за высший этап его развития в современную эпоху.

В этот же период 1960-1975 маоизм переходит от идеологической борьбы против научного коммунизма к прямой политической борьбе с социалистическим содружеством, выступает откровенным пособником наиболее реакционных империалистических кругов. Для теоретического прикрытия этой борьбы маоизм изобретает новое определение характера современной эпохи, пытаясь обосновать им свои великодержавно-шовинистические гегемонистские претензии.

Объявив нашу эпоху эпохой империализма и пролетарской революции, маоисты тем самым ревизовали документы московских Совещаний 1957, 1960 и 1969 гг. 12, c.115 . Эта новая ревизия теоретических положений документов международных Совещаний коммунистических и рабочих партий и содержащегося в них определения современной эпохи как эпохи перехода от капитализма к социализму понадобилась маоистам, как видно, для того, чтобы таким путем вывести якобы исторически, объективно неизбежную авангардистскую роль маоизма в революционном процессе, изобразить себя единственными выразителями интересов пролетарской революции. Пытаясь теоретически оправдать гегемонизм и великоханьский шовинизм, маоисты изобретают далее еще одну новейшую концепцию - об основном противоречии современной эпохи, которым объявляется противоречие между всеми странами и народами мира и странами социалистического содружества.

Именно такой смысл вкладывается маоистами в их доктрину одной-двух сверхдержав, которая направлена на теоретическое оправдание их борьбы против Советского Союза, всего социалистического содружества.

Согласно этой доктрине, главной объективной тенденцией развития современной истории объявляется борьба стран и народов мира против гегемонизма одной сверхдержавы - Советского Союза, ибо вторая сверхдержава - США - уже ослабла и повергнута со своей вершины. Прикрываясь такими теоретическими измышлениями, маоизм пытается сколотить под эгидой Китая единый мировой фронт для борьбы против сил мира, демократии и социализма. Анализ эволюции политических взглядов Мао Цзэ-дуна и оформления их в особое идеологическое течение показывает, что маоизм на всем протяжении своего развития представлял и представляет собой мелкобуржуазную шовинистическую идеологию, в корне враждебную теории и практике научного коммунизма.

Та идейная и политическая трансформация маоизма, которая привела его к прямому смыканию с самыми реакционными силами мирового антикоммунизма, была уже в прошлом заложена в его антимарксистских националистических концепциях и политической практике.

Антисоциалистическая платформа маоизма, навязанная КПК и китайскому государству, не могла не вызвать поэтому глубокий идейно-политический кризис в Китае, вступив в принципиальное противоречие с социалистическими завоеваниями китайских трудящихся, с марксистско-ленинской теорией и практикой научного коммунизма. Это противоречие обусловливает в конечном итоге историческую обреченность маоизма 9, c.28 . 1.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Крушение маоистской модели общественного развития и экономические реформы КНР.

Считается официальной доктриной Коммунистической партии Китая, хотя начиная с реформ Дэн Сяопина с 1978 идеологические установки партии заметно… В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой… Сами китайские коммунисты и большинство маоистских групп на Западе предпочитают употреблять термин не маоизм , а…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАОИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социальные условия возникновения маоизма
Социальные условия возникновения маоизма. Причины возникновения и развития маоизма нельзя понять в отрыве от социальных условий Китая в первой половине XX в сделавших возможным появление этого обще

Критика экономических взглядов Мао Цзе-дуна
Критика экономических взглядов Мао Цзе-дуна. С конца 50-х годов китайская экономика стала ареной разгула экономического волюнтаризма, субъективизма и левого экстремизма. Народное хозяйство К

Экономическая политика маоистов в период Большого скачка
Экономическая политика маоистов в период Большого скачка. Период осуществления в КНР большого скачка и создания народных коммун 1958-1960 достаточно широко и обстоятельно освещен в работах китаевед

Экономическая политика маоистов в период Урегулирования
Экономическая политика маоистов в период Урегулирования. На IX пленуме ЦК КПК, состоявшемся в январе 1961 г был провозглашен курс на урегулирование, закрепление, пополнение и повышение. Пленум умол

Основные направления экономической политики маоистов в период Культурной революции и после нее
Основные направления экономической политики маоистов в период Культурной революции и после нее. Важнейшим моментом в экономической политике маоистского руководства на этапе культурной революции был

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги