рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные условия возникновения маоизма

Социальные условия возникновения маоизма - раздел Политика, Крушение маоистской модели общественного развития и экономические реформы КНР. Социальные Условия Возникновения Маоизма. Причины Возникновения И Развития Ма...

Социальные условия возникновения маоизма. Причины возникновения и развития маоизма нельзя понять в отрыве от социальных условий Китая в первой половине XX в сделавших возможным появление этого общественно-политического течения и предопределивших его многие черты.

В конце XIX-начале XX в. в Китае ускорился процесс разложения феодализма и становления капитализма. Однако феодальные отношения еще прочно держались в деревне, зачастую сохранялись в городе в промышленности и торговле.

Становление капитализма в стране осуществлялось не посредством революционной ломки феодализма, а через длительное и болезненное вытеснение последнего. Поэтому капиталистические общественные отношения развивались медленно, преимущественно в приморских областях - зоне наибольшего воздействия иностранного капитала, а в глубинных районах пробивались с большим трудом. В первой половине XX в. Китай оставался земледельческой, отсталой страной с низким уровнем развития производительных сил, особенно в сельском хозяйстве, где орудия производства находились на уровне средневековых.

Трудный и противоречивый процесс вытеснения феодальных отношений капиталистическими осложнялся все большим подчинением китайской экономики интересам империалистических держав и превращением Китая в полуколонию. Экономическим отношениям в китайском обществе была свойственна консервация феодальных форм эксплуатации как в городе, так и в деревне, причем к феодальным и полуфеодальным методам эксплуатации охотно прибегали новые полубуржуазные и буржуазные элементы.

В деревне и городе была широко распространена внеэкономическая эксплуатация, осуществлявшаяся с помощью прямого насилия, запугивания, террора и т.д. 6, c.19 . В китайской деревне фактически господствовали докапиталистические формы эксплуатации сдача земли в аренду, ростовщичество и т.д Их применяли не только помещики, но и нарождавшаяся в результате развития товарно-денежных отношений сельская буржуазия.

Гнет полуфеодальной эксплуатации в результате развития товарного хозяйства и товарно-денежных отношений в китайской деревне не только не уменьшался, а, наоборот, увеличивался. Организация хозяйства полукапиталистического типа соответствовала еще мануфактурной стадии развития производства. Эти хозяйства применяли старую, средневековую технику и ручной труд. Таким образом, в экономике китайской деревни в первой половине XX в. тесно переплетались многочисленные пережитки феодализма и патриархальных отношений с элементами развивающегося капитализма.

Экономическая жизнь китайской деревни отмечал V съезд КПК май 1927 г все еще в значительной степени основана на феодальных взаимоотношениях. Наибольшая часть всей земли, приблизительно 66 , принадлежит помещикам, сдающим ее в аренду. Китайская деревня продолжала сохранять феодальную структуру, на которую опирались как национальный милитаризм, так и иностранный империализм. В конце 20-х - начале 30-х годов в Китае примерно 56 млн. семей включая помещиков проживало в деревне.

Средняя китайская семья состояла из 6 человек, следовательно, население китайских деревень равнялось в то время примерно 336 млн что составляло 80 всего населения страны, насчитывавшего 420 млн. 3, c.62 . Анализ социальной структуры китайского общества первой половины XX в. свидетельствует, что развитие новых общественных классов было сильно затруднено как в городе, так и в деревне. Расслоение крестьянства на кулачество и сельский пролетариат происходило очень медленно, причем кулачество, по существу, лишь условно может быть связано с капиталистическими производственными отношениями, фактически же оно стояло ближе к классу помещиков, чем к сельской буржуазии.

Сельские пролетарии также не являлись таковыми, ибо подвергались не капиталистической, а полуфеодальной эксплуатации, были связаны с кабальными формами найма или просто превращались в люмпенов и бродяг. Вследствие слабого развития в Китае современных условий производства как в городе, так особенно и в деревне классы современного общества находились там еще на этапе своего становления и соответственно недостаточно еще осознавались классовые антагонизмы.

По этой же причине в общественном сознании китайцев старые идеи и чувства продолжали сохраняться и играть очень значительную роль, притупляя классовое сознание, чему способствовали конфуцианский патернализм и провиденциализм вера в судьбу - тяньмин, даоский призыв к пассивному следованию за ходом событий, буддизм.

Классовые различия между крестьянством и помещиками объективно были огромны, но субъективно затушевывались сильным семейно-родовым сознанием с его принципом Поднебесная - одна семья. Многоукладность китайской экономики приводила к тому, что классовые противоречия в стране были запутанны и сложны 7, c. 59 . Вызреванию классовых антагонизмов в Китае препятствовали его полуколониальная зависимость и все большее закабаление страны империалистическими державами, что вело к превалированию идей национальной борьбы над идеями борьбы классовой.

В связи с этим тот протест, который переполнял китайских трудящихся в городе и деревне, приобретал в первую очередь не классовую, а главным образом национальную направленность или выражался в беспощадных, но лишенных политического смысла бунтах. Главное, определяющее социальное противоречие - противоречие между помещиками и широкими слоями крестьянства - дополнялось и усугублялось в деревне противоречиями между возникавшими капиталистическими элементами и бедняцко-батрацкой массой.

Китайский город в первой половине XX в. был, по существу, большой деревней. Широкое распространение в нем имели землячества, объединявшие выходцев из одной провинции, и профессиональные цехи. Связи внутри этих землячеств и цехов были чрезвычайно устойчивыми. Разумеется, в первой половине XX в. такие портовые города, как Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, значительно отличались по своей социальной структуре и организации от старых китайских городов в них уже были рабочий класс и буржуазия.

Однако небольшие провинциальные и уездные города продолжали во многом сохранять свои старые черты. В них по-прежнему преобладали ремесленники, мелкие торговцы, рикши, кули, бродяги с присущей им социальной организацией и психологией. Большинство из них было бедняками, едва сводившими концы с концами. Китай в первой половине XX в. был по преимуществу страной мелких собственников, полулюмпенов и люмпенов. Китайская мелкая буржуазия представляла собой довольно сложный социальный конгломерат.

Кроме крестьян-собственников, т.е. владельцев земли, значительное число которых 44 составляли бедняки, в нее входили кустари и ремесленники, владевшие мелкими предприятиями, основанными главным образом на примитивном, ручном труде, мелкие торговцы, низшие слои интеллигенции преподаватели средних и начальных школ, мелкие чиновники, конторские служащие, мелкие адвокаты и т.д Таким образом, основным в общественно-экономической жизни Китая первой половины XX в. было противоречие между новой, капиталистической тенденцией и сохранявшими еще значительную силу и устойчивость феодальными и полуфеодальными отношениями.

Это противоречие неизбежно вело к возникновению революционно-демократического движения и революционно-демократической идеологии, которая в условиях полуколониального закабаления Китая не могла не быть и революционной национально-демократической 4, c.23 . Маоизм возник и утверждался в Китае на мелкобуржуазной почве, однако его социальные связи, разумеется, не ограничивались мелкой буржуазией, но охватывали также и китайскую среднюю буржуазию.

Не случайно она после 1949 г. заняла определенное место в системе политической власти и в экономической жизни страны. Со всем этим в значительной мере связана двойственная природа маоизма - его левая, революционаристская форма и правое, оппортунистическое содержание. Становление китайской мелкой буржуазии происходило в эпоху общего кризиса капитализма, т.е. в то время, когда шел процесс краха капитализма во всем его масштабе и рождения социалистического общества.

Как известно, капитализм на рубеже XIX-XX вв когда ускорился процесс развития китайской буржуазии, претерпел качественные изменения, состоявшие в смене свободной конкуренции господством монополий, т.е. достиг высшей фазы своего развития - империализма. К этому времени особенно отчетливо проявились отрицательные стороны капитализма - безудержный рост богатства одних и нищеты других, периодические кризисы, безработица, империалистическая экспансия, разорение и поглощение монополиями мелких фирм и предприятий и многое другое.

Развивавшаяся мелкая китайская буржуазия ощущала на себе все это, видела в монополистическом капитализме, в империализме своего врага, страшилась его и искала возможность избежать его гнета. Все черты, типичные для китайской мелкой буржуазии, так или иначе оказали воздействие на маоизм еще в период его зарождения и первоначального развития. Характерно, однако, то, что в условиях нового общественного строя, уже после 1949 г мелкобуржуазная сущность не только не была утрачена маоизмом, но, наоборот, проявилась во всей своей полноте в нем не только усилилось стремление направить развитие Китая по некоему третьему пути, но и появилась тенденция играть роль третьей, промежуточной силы в международных отношениях в нем возросли непоследовательность, колебания и авантюризм, великодержавный шовинизм и претензии на мировую гегемонию, еще более обострилась его противоречивость и двойственность.

Из сказанного следует, что маоизм во время своего зарождения и становления в первую очередь отражал субъективные интересы и социальную психологию мелкой буржуазии 4, c24 . Связи маоизма с национальной буржуазией, в том числе и с эмигрантской, привели к тому, что он отразил и часть ее требований - предоставления ей участия в политической власти, известной охраны ее экономических интересов, а также воспринял ее экспансионистскую великодержавную политическую программу и враждебность научному социализму.

После победы китайской народной революции в 1949 г. в социальной структуре китайского общества произошли значительные изменения.

Был ликвидирован сначала класс помещиков, а затем в середине 50-х годов как класс была уничтожена буржуазия в городе и деревне. Безземельные крестьяне получили землю и из крестьян-единоличников превратились в крестьян - членов сельскохозяйственных кооперативов. Особенно заметные перемены произошли в китайском рабочем классе, который не только значительно вырос количественно в 1949 г. в Китае насчитывалось 3 млн. производственных рабочих, а в 1958 г 25,6 млн но и стал изменяться качественно, все более становясь рабочим классом, связанным с современной крупной промышленностью.

Эти процессы, безусловно, сужали социальную базу маоизма и вызывали у маоистов беспокойство, поскольку они могли помешать реализации их великодержавных целей. В связи с этим Мао Цзэ-дун и его сторонники взяли курс на сокращение численности рабочего класса, раскол его рядов и ослабление позиций в обществе.

В результате к 1966 г. число промышленных рабочих в Китае сократилось до 12-13 млн в их среде усилилась социальная дифференциация, а позиции рабочего класса в политической жизни были основательно подорваны 3, c.91-92 . Кроме того, в Китае продолжает существовать специфический слой бывшей национальной буржуазии, хотя и не владеющий более средствами производства, но получающий за них весьма значительный выкуп, имеющий свои политические партии и тесно связанный с китайской эмигрантской буржуазией.

Логика развития маоизма привела к тому, что он вынужден был не только считаться с этим слоем, но и все больше отражать его интересы на международной арене. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Крушение маоистской модели общественного развития и экономические реформы КНР.

Считается официальной доктриной Коммунистической партии Китая, хотя начиная с реформ Дэн Сяопина с 1978 идеологические установки партии заметно… В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой… Сами китайские коммунисты и большинство маоистских групп на Западе предпочитают употреблять термин не маоизм , а…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные условия возникновения маоизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МАОИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ
МАОИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ. Этапы эволюции маоизма Научная критика маоизма требует не только анализа его концепций, политической практики и истоков, но и выяснения процесса эволюци

Критика экономических взглядов Мао Цзе-дуна
Критика экономических взглядов Мао Цзе-дуна. С конца 50-х годов китайская экономика стала ареной разгула экономического волюнтаризма, субъективизма и левого экстремизма. Народное хозяйство К

Экономическая политика маоистов в период Большого скачка
Экономическая политика маоистов в период Большого скачка. Период осуществления в КНР большого скачка и создания народных коммун 1958-1960 достаточно широко и обстоятельно освещен в работах китаевед

Экономическая политика маоистов в период Урегулирования
Экономическая политика маоистов в период Урегулирования. На IX пленуме ЦК КПК, состоявшемся в январе 1961 г был провозглашен курс на урегулирование, закрепление, пополнение и повышение. Пленум умол

Основные направления экономической политики маоистов в период Культурной революции и после нее
Основные направления экономической политики маоистов в период Культурной революции и после нее. Важнейшим моментом в экономической политике маоистского руководства на этапе культурной революции был

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги