рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общее и особенное в истории русского и западного феминизма

Общее и особенное в истории русского и западного феминизма - раздел Политика, Гендерное неравенство женщин Общее И Особенное В Истории Русского И Западного Феминизма. В Истории Русског...

Общее и особенное в истории русского и западного феминизма. В истории русского и западного феминизма было немало общего. 1) У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев.

Например, М.И. Вернадская происходила из зажиточной городской семьи, имевшей собственный дом в Петербурге на Моховой улице.

Сестры Трубниковы, которые в 1860-е годы основали в Петербурге издательство, книжный магазин и швейную мастерскую для женщин, были родственницами декабриста В. Ивашева и К. Ледантю, владелицами большого состояния.

А.П. Философова принадлежала к древнему и богатому роду Дягилевых (и была теткой С. Дягилева, инициатора "Русских сезонов" в Париже). Н.В. Стасова родилась в семье придворного архитектора. 2) Эти небедные представительницы "образованного общества" добровольно жертвовали свои средства на общественные нужды. 3) Социальный состав участниц женского движения в России постепенно модифицировался - от зажиточных к беднеющим и бедным. " Новых женщин" отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. "Все пошло в переборку" - популярное выражение тех лет. 4) Возрастной состав - молодежь, которая мечтала избавиться от родительской опеки, от "ига семьи". 5) Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного, самобытного. 1) Правовое, в том числе имущественное положение россиянок - в отличие от их западноевропейских современниц - было после реформы 1861 весьма прочным.

Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против "адских мучений немилого брака" Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по "понятиям" и обычаям, а не по законам). 2) Значительные собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина 19 в эпоха зарождения женского предпринимательства в России. 3) Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма.

Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами. 4) Русские женщины, приобщившиеся к феминистскому движению, не могли поставить вопроса о политических правах женщин, т.к в самодержавной России политически бесправными были многие слои населения, и в этом смысле женщины были в социальном смысле "равны мужчинам". Когда в 1881 - в условиях реакции - были запрещены женские организации, запрет этот коснулся их вместе со многими иными общественными объединениями. 5) Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянное давление на власть, лоббировать. 6) Бесспорное своеобразие социальным движениям в России придавала тесная связь литературы и публицистики с жизнью.

Феминистское движение не стало исключением: после выхода в свет романа Н.Г. Чернышевского "Что делать? " был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и "коммун", а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения. 7) Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток. 8) Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М. Цебрикова, Е. Конради). В Украине женское движение 1860-1900 вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская, О. Кобылянская и др.) 9) Почитание женщины как воплощения женственности на Западе было несравненно большим, чем в России.

Это почитание русские феминистки считали "духовным гетто" (А. Тыркова), "шелковыми силками" (М.Н. Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому "освобождение женщины" прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы 20 в). Девиз "Помощь трудом! ", начертанный на "Доме трудолюбия для образованных женщин" (создан в 1896 в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России XIX - начала XX вв. 10) Иным, по сравнению с Западом, было и благотворительное направление российского женского движения. "Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи" утверждал созданный в 1900 журнал "Женское дело". Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались более обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки. 11) Наличие связи с революционно-демократическим движением также отличает феминизм в Росси. Женщины-"шестидесятницы" (Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М. Трубникова, Н. Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. "Семидесятницы" (С. Перовская, В. Засулич, В. Фигнер, С. Бардина, А. Ободовская) оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительной борьбы; 18 женщин входило в состав "Земли и воли". В 80-е гг. и позже, когда разошлись пути российского феминизма и марксизма, идеалы либерального понимания вопроса об освобождении женщин отстаивали Е. Чебышева-Дмитриева, А. Шабанова, А. Тыркова, О. Буланова-Трубникова; они же стояли у истоков создания на рубеже XIX и XX веков первых законченно феминистских объединений - "Женского просветительного общества" (1898), и "Московского общества улучшения участи женщин" (1899). Благодаря их активности в России в 1900-1904 начали регулярно выходить в свет журналы "Женское дело", "Женская гигиена" (1902), а также самый известный - " Женский вестник" (1904), просуществовавший до запрета большевиками (1918) более 14 лет.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гендерное неравенство женщин

Так, например, словосочетание "женщина и политика" вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на… Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общее и особенное в истории русского и западного феминизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предпосылки возникновения феминистических идей
Предпосылки возникновения феминистических идей. Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарожде

Рождение феминизма и феминистского движения
Рождение феминизма и феминистского движения. Начало XVIII века - период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегиро

Психоаналитический феминизм
Психоаналитический феминизм. Психоанализ в его феминистской трактовке, в отличие от других идеологий, не стал основанием для отдельного направления феминистской борьбы, за исключением Франции. Одна

Антирасистский феминизм
Антирасистский феминизм. Критика радикального феминизма задавалась вопросами о том, к кому и к чему реферируют радикальные феминистки, когда они говорят о женщине, опыте и политиках личности? Фемин

Постмодернистский феминизм
Постмодернистский феминизм. Большая часть дебатов в современном феминизме посвящена тому, должен ли, и если да, то в какой степени, феминизм объединяться с теорией, культурой и политиками постмодер

Предыстория русского феминизма
Предыстория русского феминизма. Русский феминизм берет начало в XVIII в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русс

Российское женское движение
Российское женское движение. Было зрелым феминистки подготовленным и идейно, и организационным. Революционная волна 1905 подняла женщин, выступавших ранее лишь за доступ к высшему образовани

Возрождение феминизма в конце
Возрождение феминизма в конце. х гг. Женщины в правозащитном движении Как реакция на Советскую эмансипацию середине 1970-х в СССР началось возрождение феминизма. Часть жительниц крупных, пре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги