рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политические теории Нового времени

Политические теории Нового времени - раздел Политика, Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин В Период Формирования Национальных Государств Перед Политической Теорией Вста...

В период формирования национальных государств перед политической теорией встали совершенно новые задачи. В культурно- историческом плане новые проблемы были предопределены Возрождением и Реформацией. Гуманистический идеал самодовлеющей личности в области политической мысли выражается в решительном разрыве со средневековой традицией, в поиске новых принципов обоснования государственной власти и деятельности правителя. Ярким подтверждением этих ориентации является твор чество Н. Макиавелли (1469- -1527), до сих пор вызывающее множество споров и интерпретаций.

Макиавелли часто называют основателем реалистического направления в политической теории, создавшим концептуальную базу прагматического подхода к политике. Проблема интерпретации основного произведения итальянского мыслителя “Государь” (1520- -1525) далеко не так однозначна, как это часто представлялось.

Объявленный сторонником чистой политики, Макиавелли рассматривается в литературе как мыслитель, отделивший политику от этики и религии, как защитник принципа “цель оправдывает средства”. Такого рода определения являются справедливыми лишь отчасти. Речь должна идти прежде всего о совершенно новом, не средневековом понимании государства как типа политической организации, осуществляющей власть над людьми. Упадок в эпоху Воз рождения идеала христианского государства выдвинул на авансцену политиков типа Чезаре Борджа (в известном смысле прототипа макиавеллевского государя), беспринципные методы которого были необычны даже для светски образованных современников. В произведениях Макиавелли отражен характер политических процессов в Италии, не имеющий аналогов в других европейских странах.

Выдвигая программу объединения Италии, раздираемой борьбой бесчисленных политических группировок, он выводит величие правительства прежде всего из его способности объединить максимально обширную территорию, обеспечить порядок. О том, что поиск наиболее эффективных средств для достижения стабильности составляет важнейшую часть политической теории Макиавелли, свидетельствует его более раннее произведение - “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия” (1513--1516). И в этой работе, и в “Государе” рассматриваются, по существу, аналогичные вопросы - стабильность и единство государства. Но если в спокойные времена стабильность и единство достигаются в ходе постепенного развития с участием всего гражданского коллектива (как это было в республиканском Риме), в чрезвычайных ситуациях необходима “сильная рука”.

В обоих произведениях Макиавелли развивает мысль о том, что общественное и частное благосостояние взаимосвязаны. Но если в спокойное время постепенное просвещение граждан посредством обучения участию в управлении приводит к укреплению гражданского духа без всякой опасности для прочности государства, во времена анархии и распада общественное и личное благосостояние должны быть связаны применением жестких мер, возможных только с установлением диктаторского режима.

Осуществляя спасительные меры, государь не связан никакими моральными нормами или правилами поведения. Но в то же время государь - это диктатор во имя общественного блага, а не деспот, который действует для собственного удовольствия и выгоды. Действия государя зависят от общественной потребности, и он может выжить только если признает этот факт и построит в соответствии с ним политику. Считая оправданным применение в надлежащий момент правителем силы и хитрости, реалистически оценивая природу человеческого эгоизма, Макиавелли, вместе с тем, конечно, не желал признавать развращающей природы диктаторской власти (например, он не рассматривает процедуру сложения с себя правителем диктаторских полномочий после преодоления кризиса).

Реализмом проникнута и концепция свободы, разработанная Макиавелли. Свобода недопустима в период кризиса, ибо она противоречит безопасности. В спокойные времена она, напротив, тождественна безопасности, поскольку способствует развитию и укреплению духа гражданственности. В этом случае управление без нее невозможно, поскольку только в свободном состоянии люди могут принимать участие в политической жизни.

Важно отметить, что Макиавелли считает закон и право основой свободы. Поэтому при стабильном положении дел народные режимы имеют высшую силу. В исключительной ситуации немедленный рас чет и принятие решений, на которые способен только наделенный чрезвычайными полномочиями правитель, являются более ценными, чем формальная и медлительная процедура народовластия.

Анализ идей Макиавелли показывает, что в ренессансную эпоху теоретическая защита монархических принципов правления является вполне индивидуалистической по своим ориентациям. Именно это свойство позволило быстро продвигать политическую теорию вперед. Свидетельством ее стремительного развития является и учение другого выдающегося политического мыслителя Возрождения - Жана Бодена (1530- 1596), а в более позднее время теория другого защитника монархической власти - Томаса Гоббса (1588-1679).

Будучи юристом по образованию, а во многом и по складу ума, Боден развивал свои политические идеи в теснейшей связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права. Изучение права связано с тем, что человеческий закон основывается на универсальных принципах. В бесконечной изменчивости законов выявляются рациональные принципы справедливости. Вместе с тем Боден отвергает идею, согласно которой универсальные принципы могут применяться непосредственно, составляя конкретную систему права. История учит тому, что нельзя забывать о различиях в ситуациях: различается не только образ жизни людей, но и окружающие их обстоятельства. В этом аспекте своей теории Боден является предшественником не только Монтескье и Верка, но и исторической школы права XIX в. Боден предвосхитил также многие идеи Монтескье о влиянии климата на государственное устройство у различных народов.

Свои политические идеи он развил в работе “Шесть книг о государстве” (1577). Отвергая аристотелевскую концепцию возникновения государства путем перерастания семьи в селение и, наконец, в полис, Боден утверждает, что, при всем сходстве с семьей, государство, формируя обширное сообщество, основано не на инстинкте, а на силе. Оба объединения сходны в обладании авторитетом. В семье - это власть отца семейства, первоначально возникающая из почитания старших. В государстве авторитет называется суверенитетом, который является продуктом силы.

Власть - естественный атрибут силы. Она основана на неравенстве людей. Поэтому, если цель существования государства заключается в достижении блага, ее реализация требует централизованной и мощной власти, призванной достичь и поддерживать единство.

В этом смысле суверенитет - это высшая власть над обществом, не ограниченная законом. Суверенитет вечен и неделим. Будучи постоянным атрибутом власти, он по праву принадлежит существующей в данный момент королевской семье и должен передаваться по праву наследования. Следовательно, узурпатор или бунтовщик не могут стать легитимными суверенами и требовать подчинения у сообщества.

Заинтересованный в создании теории законного лидерства, опирающегося на традицию, Боден, однако, допускает логическое противоречие, возвращаясь к идее фундаментальности права, несовместимого с идеей абсолютного суверенитета как единственного источника закона.

Стремясь избежать такого противоречия, Т. Гоббс в политическом трактате “Левиафан” (1651) выступил как защитник чистого принципа абсолютности единоличной власти, отождествляющей себя с государством. Свои идеи он обосновывал, прибегая к математическим понятиям, и в некотором смысле стал предшественником точных методов исследования в общественных науках.

Потребность в государстве Гоббс выводит из свойств человеческой природы, эгоизм и безрассудство которой ввергают людей в состояние беспрерывной борьбы и анархии. Еще одним свойством человека является постоянное стремление к удовлетворению собственных (преимущественно физиологических) желаний. Из этого стремления вырастает жажда власти, которую Гоббс определяет как способность индивида обеспечить себе максимально возможную сумму благ. В таком “природном состоянии” мир полон людей, соперничающих в борьбе за счастье, поэтому шансы каждого удовлетворить свои прихоти невелики. Но поскольку стремления к выживанию и к постоянному наслаждению - самые сильные в человеке, борьба становится непрерывной. Это - “война всех против всех”. Выход из нее только один в создании Левиафана, или единственной власти, всегда превышающей власть индивидов.

Такая власть возможна только в организованном сообществе, равнозначном миру. Но мира можно достичь только путем отказа от прав. Если люди хотят безопасности, они должны отказаться от возможности направлять свои склонности куда им вздумается, не обращая внимания на других. Реализация принципов государственности на практике возможна только путем общественного договора, который должен быть всеобщим и взаимным. Власть как бы соединяется в единую массу и передается одному человеку или корпорации правителей, которые используют ее для общественного блага.

Использование власти предполагает ее обеспечение силой. Никто отныне не может рассматриваться как равный перед наделенным абсолютной властью правителем. Его подданные не могут его контролировать, они не имеют никаких преимущественных прав, поскольку монарх сосредоточивает в своей персоне все то, чем люди когда-то владели в природном состоянии. Вследствие этого природная власть устремляется к общим целям и теряет анархический характер.

Отстаивая принцип полного и всеобщего повиновения как цели договора, обеспечивающего безопасность, Гоббс впадает в логическое противоречие. Например, как должен поступать индивид в ситуации, когда суверен приказывает ему делать такие вещи, которые ставят под угрозу его безопасность. Гоббс признает, что в таких “экстремальных ситуациях” подданный как бы вновь обретает все свои прежние природные права и может действовать вопреки монаршей воле. Но в обычном состоянии он должен неукоснительно соблюдать условия договора.

Таким образом, существует постоянная угроза сохранения “природного состояния” внутри самого Левиафана. Гоббс преодолевает явное противоречие при помощи следующего постулата: если правитель обладает неограниченной властью над всеми индивидами, любое одиночное выступление против его власти ведет к уничтожению самого ослушника. Но ведь вполне допустима возможность возникновения организованной оппозиции монарху со стороны больших групп. Конфликт оппозиции с монархом неизбежен, поскольку последний не связан договором и поэтому может прибегать к репрессиям на “законном основании”, игнорируя любые групповые интересы. Но в таком случае следует признать, что правление монарха (кем бы он ни был, его, по Гоббсу, следует поддерживать в любом случае) определяется только пределами силы, которой он в данный момент располагает.

Развивая учение о монархическом суверенитете, Гоббс сделал выбор в пользу принципа силы под влиянием опыта первой английской революции, потрясшей до основания политическую систему в этой стране и завершившейся реставрацией старой династии после недолголетнего диктаторского правления Кромвеля.

Младший современник Гоббса - Джон Локк (1632--1704) сделал иной выбор. Разработав теорию конституционных ограничений абсолютной власти, он подвел итог “Славной революции” 1688 г., закрепившей путь постепенного эволюционного развития британской политической системы. В своих основных политических работах - “Два трактата о правлении” (1690) и “Письма о терпимости” (1685) - Локк выступает как теоретик парламентского правительства и демократии, оппозиционно настроенный к любым попыткам ущемления прав народных представителей со стороны любой династии.

Развивая свою политическую теорию, Локк, как и его предшественник, использует фикцию природного состояния, правда, в смысле, диаметрально отличном от гоббсовского. По Локку, это было дополитическое, а не досоциальное состояние, в котором люди жили в мире, были счастливы, разумны и добры. Природному состоянию свойственно равенство, поскольку разум сам по себе не дает никакого оправдания для неравенства. “Первобытные люди” обладали неотъемлемыми правами, прежде всего, правом на жизнь, на невмешательство в жизнь окружающих, свободой (понимаемой Локком как добровольное признание каждым своих обязательств перед ближним и уважение других к его собственным притязаниям) и, наконец, правом на собственность. Государство и власть возникают, следовательно, не в качестве антиподов при родному состоянию, но как логическое его развитие, как результат стремления людей устранить при помощи справедливых законов, беспристрастного суда и правительственного авторитета свойственные этому состоянию недостатки.

Люди создают государство путем заключения двойного договора каждого индивида со всеми остальными на индивидуальной основе о передаче своих природных прав сообществу; б) с самим государством о сохранении за индивидом его естественных свойств и прав - жить свободно, наслаждаться собственностью. Следствием договора является установление “правила большинства”, гарантирующего защиту индивида от любой тирании путем создания соответствующей процедуры принятия законов на основе мажоритарного согласия.

Сам принцип консенсуса создает возможность для эффективных коллективных действий. По Локку, формы правления различаются в зависимости от того, кому принадлежит законодательная власть: всему народу, его представителям или более ограниченной группе. Наиболее безопасной (а потому наилучшей) является представительная демократия, поскольку правление при ней осуществляется при помощи законодательной деятельности народных избранников, периодически в ходе выборов дающих отчет избирателям и находящихся, следовательно, под их контролем.

Предоставляя избирателям право контроля над законодателям и, Локк стремился также к созданию механизма надежных гарантий против возможности узурпации со стороны исполнительной власти. С этой целью он разрабатывает теорию разделения властей, в рамках которой должно быть обеспечено верховенство законодатель ной ветви управления, представляющей большинство, т.е. верховенство парламента. Вместе с тем законодательная власть не должна стремиться непосредственно к осуществлению своих предписаний. Исполнительная же власть существует только для реализации законов, а не для навязывания собственных правил, независимых от воли парламента. В случае возникновения расхождений приоритет должен принадлежать парламенту. Создав основу концепции разделения властей, Локк даже не затронул проблемы, которая в более поздний период приобрела фундаментальное значение - независимость судебной власти. Вероятно, он предполагал, что традиционная независимость английских судов гарантируется укреплением принципа парламентского суверенитета.

Окончательный теоретический вариант концепции разделения властей, получивший всеобщее признание, был разработан Ш.Л. Монтескье (1689--1755). В 1748 г. он издал сочинение “О духе законов”, признанное современниками самым выдающимся произведением XVIII в.

Теория разделения властей разрабатывалась Монтескье в на правлении поиска механизма обеспечения свободы человека. Этой цели отвечает правление закона, а не людей, неоправданная концентрации власти недопустима. Законодательная, исполнительная и судебная функции не могут осуществляться одним и тем же лицом. Человек не может быть судьей в собственном деле или выполнять решение, которое он сам же принял.

Тот же принцип применим и в отношении государства. Носители отдельных видов власти должны быть независимы в своих действиях. В то же самое время функции трех ветвей власти по необходимости интегрированы и взаимосвязаны. Поэтому независимость становится основой для взаимного сдерживания, создается система противовесов, препятствующая какой-либо одной ветви власти навязывать свою исключительную волю.

Образцом подобного разделения властей Монтескье считал современную ему политическую систему Англии, которую он, конечно, идеализировал, недооценив, например, теснейшего альянса аристократического парламента и правительства при отсутствии у населения реальных возможностей контролировать законодательную власть. Но независимо от степени адекватности теории Монтескье реальным историческим условиям, она была воспринята почти буквально отцами-основателями США и легла в основу американского конституциализма.

Развитие теории демократии в XVIII в. было отнюдь не однолинейным, равно как и оценка британской парламентской системы. Ее решительным противником был Жан Жак Руссо (1712- -1778), изложивший в трактате “Об общественном договоре” (1762) концепцию, которую условно можно назвать теорией корпоративной демократии.

Разрабатывая свою политическую философию, Руссо отталкивается от предшествующей традиции, которую в дальнейшем ставит с ног на голову. Речь идет прежде всего о концепции природного состояния. В произведении Руссо природное состояние столь же анархично как у Гоббса, и столь же возвышенно-прекрасно как у Локка. “Все люди от природы добры и только из-за общественных институтов они становятся дурными”, - утверждал французский мыслитель. Цивилизация, будучи продуктом интеллекта, приносит людям только зло, разрывая узы взаимопомощи и порождая погоню за собственностью и своекорыстие.

“Общественный договор” представляет собой попытку установить, каким образом люди, вынужденные жить в государстве, могут воспользоваться его преимуществами, соединяя их с добродетелями первобытного человека. Ответ прост: путем повиновения законам, которые необходимо заново создать. С этой целью люди заключают договор, по которому каждый индивид уступает целому все природные права и становится таким образом подданным этого целого. При этом индивид остается свободным, поскольку он включен в это целое, которое по самому характеру договора без него не может быть таковым.

Руссо определяет целое как всеобщую волю. Эта воля и является государством. Она защищает и воплощает в себе индивидуальную свободу. Она является неделимой и неотчуждаемой и поэтому не может быть делегирована кому-либо без того, чтобы не стать отчужденной. Иными словами, народ не может передать законодательную власть какому-либо индивиду или группе индивидов, действующих в его интересах. Тем самым Руссо решительно выступает против представительной демократии, защищая принцип прямого народного правления.

В связи с этим возникает законный вопрос, как обеспечить учас тие каждого без исключения индивида в принятии законодательных решений?

В поисках ответа на него Руссо производит своеобразный акт отчуждения всеобщей воли от интересов отдельных индивидов и групп. Воля является всеобщей не потому, что каждый индивид ее поддерживает, но потому, что она направлена на благосостояние целого. Следовательно, она является интегрирующей, “математической” волей и ни в коем случае не является волей большинства. Ведь последнее, сколь бы оно ни было велико, может иметь собственные своекорыстные интересы.

Логически следуя этой посылке, Руссо признал, что в случае возникновения разногласий между двумя партиями, обе могут выражать только отдельные воли. Более того, в этом случае даже отдельный бескорыстный индивид, находясь в стороне от борющихся партий, в принципе может стать выразителем всеобщей воли. Таким образом, пытаясь ответить на вопрос: кто может и должен сказать что является всеобщей волей в огромном количестве случаев, когда единство недостижимо, автор “Общественного до говора” попал в логический тупик.

В поисках выхода Руссо вынужден видоизменить свою аргументацию и утверждать, что, даже если общая воля и воля всех различаются концептуально, тем не менее, во многих реальных ситуациях воля большинства может рассматриваться как всеобщая или, по крайней мере, максимально к ней приближенная. Проницательно отметив, что в прославляемом Локком правиле большинства скрывается возможность тирании, Руссо в конечном итоге был вынужден принять это правило полностью. И тем не менее в теории Руссо скрываются многие опасности. Например, всеобщая воля не допускает неповиновения отдельных индивидов, имеющих собственное, отличное от всех мнение, принуждая их к послушанию посредством наказания. Более того, после авторской модификации учение Руссо превращается в откровенную апологию именно тирании большинства, поскольку в конечном итоге только оно и может стать в действительности судьей в своем собственном деле, узурпировав тем самым право трактовать цели общественного договора. Таким образом, начав с крайнего индивидуализма, Руссо заканчивает полным коллективизмом, безоговорочно подчиняя индивида государству. Учение Руссо пользовалось большой популярностью у современников. Оно оказало непосредственное воздействие на идеологию и политическую практику Французской революции 1789 г., особенно в период якобинской диктатуры. Влияние руссоизма испытали все без исключения направления политической философии либо слепо подражая и заимствуя его аргументы, либо подвергая позицию Руссо резкой нелицеприятной критике.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин

Международный университет МИТСО... Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин... ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Составители Давидюк...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политические теории Нового времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»   Составители: Давидюк П.Г., доцент кафедры истории права и гуманитарных дисциплин, кандидат и

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.
  Учебная программа «Политология» составлена на основе типовой учебной программы, для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла по­литология занимает свое особое место. Изучение политологии по­зволяет студенту понять мир политики, совокупность властных от­ношений как и

ТЕМА 1. Политология – наука и учебная дисциплина.
Политика и политическая власть как объекты политологического изучения.Функции политологии: описательная, объяснительная, прогностическая, инструментальная, воспитательная, познавательная. Структура

ТЕМА 5. Политическая власть.
Власть – основная категория политической науки. Природа власти, ее социально-психологические основы и источники. Сущность политической власти и других форм власти. Соотношение экономической, полити

ТЕМА 8. Государство как политический институт.
Политический институт как организационная структура системы политических отношений. Институционализация политических отношений. Государственные и негосударственные политические институты.

ТЕМА 9. Институты государственной власти Республики Беларусь.
Конституция – правовая основа политической системы белорус­ского общества. Закрепление основ конституционного строя. Поли­тико-правовой статус личности. Основные институты власти: Пре­зидент, парла

ТЕМА 10. Политические партии и общественные объединения.
Понятие политической партии, её признаки, функции. Основные направления политологического анализа партии. Классификации партий. Политические партии и электоральный процесс. Парламентская деятельнос

ТЕМА 12. Политическая деятельность.
Понятие и сущность политической деятельности. Субъекты и объккты политической деятельности. Типы политических позиций личности: активность, индиффе­рентность, пассивность. Способы политической деят

ТЕМА 14. Представительство и выборы.
Основные функции выборов в политической системе общества. Избирательное право. Ключевые принципы избирательного права: всеобщность, равенство избирателей, свободное волеизъявление. Активное и пасси

ТЕМА 15. Политическая коммуникация.
Понятие, функции и структура политической коммуникации. Методы политической коммуникации. Политический маркетинг как совокупность методов и приемов воз­действия на людей. Политическая реклама, техн

ТЕМА 16. Политическая культура и социализация.
Взаимодействие политики и культуры. Принципы и цели культур­ной политики в Республике Беларусь. Концепции и типология полити­ческой культуры Г.Алмонда, С.Вербы и др. Особенности полити­ческой культ

ТЕМА 19. Приоритеты государственной политики.
Государственная политика и управление как категории полити­ческой науки. Основные цели государственного управления в Республике Беларусь. Основные элементы структуры государственного управления. Ос

ТЕМА 20. Идеология государства и социальное управление.
Роль идеологии государства в управлении обществом. Структура идеологии государства. Основные направления теоретической разработки и практическая реализация идеологии государства. Государст

ТЕМА 22. Система международных отношений.
Субъекты и важнейшие черты международных отношений. Виды международных отношений: политические, военно-стратегические, экономические, научно-технические, культурные, социальные. Типы международных

ТЕМА 23. Глобальные проблемы современности.
Возникновение, сущность и динамика глобальных проблем современно­сти. Типологизация глобальных проблем человечества. Суперглобальные (общемировые) проблемы. Общепланетарные (ресурсные) глобальные п

Становление политологии как науки и учебной дисциплины
«Политика» одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: “Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все”.

Объект, предмет, закономерности и категории политической науки
Политология – это наука о закономерностях развития политического процесса, о функционировании политической системы и власти, о сущности, формах и методах деятельности субъектов политики.

Функции и методы политологии
Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций в обществе научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Во-первых, это гносеологическая, познавательн

Политология в системе общественных наук
К изучению и исследованию проблем политики в силу их сложности и многогранности имеют отношение не только политология, но и другие социальные и гуманитарные науки - философия, социология, психологи

Основные направления современной политологии
Под современными направлениями политологии будем понимать проблемы политической науки, поставленные в различные периоды XX века и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоя

Многообразие определений понятия политики
В практической жизни человека ни­какие исторически устойчивые фор­мы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразн

Структура и функции политики
Политика – сложное структурное образование, отражающее различные процессы и явления общественной жизни. Она включает в себя множество взаимосвязанных между собой элементов объективного и субъективн

Границы политики в обществе
Хотят того политологи или не хотят, но политика не безгранична и имеет свои пределы. При этом есть несколько ответов на вопрос, где эта граница находится, если она вообще есть. Тоталитарная концепц

Взаимоотношения политики с другими общественными сферами
Целостность и поступательность общественного развития достигается при взаимодействии политики с другими сферами жизнедеятельности человека, в которых он удовлетворяет свои потребности. Характер и с

Природа и структура власти
Политику отличает от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и т. д.) то, что ее основой служит власть. Она выступает главным объектом вожделений и взаимодействий гру

Ресурсы власти. Способы ее реализации
Власть, по определению, есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. С их помо

Легитимность и легальность. Типы легитимности
Если власть опирается только на принуждение (физическое, материальное, психологическое), то возможности ее достаточно ограниченны. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи пр

Понятие и структура политической системы общества
Представить политическую жизнь в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики позволяет понятие

Институциональный и системный подход к анализу политической системы
Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотри две из них. А) Институциональный подход рассма

Типология политических систем
Существует множество типологий политических систем в зависимости от критерия или основания. 1. По характеру политического режима: · Демократические · Авторитарные

Функции политических систем
Политическая система – это не столько совокупность структурных элементов, сколько система управления. Именно в процессе управления раскрывается содержание всех ее подсистем. И в этом процессе реали

Политический режим как функциональный аспект политической системы
Политический режим является неотъемлемой характеристикой государства, политической системы в целом. Он раскрывает их функциональную сторону. Под политическим режимом пр

Авторитарный политический режим
Термин “авторитаризм” (лат. auctoritas власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или

Исторический опыт и формы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии
В научной литературе термин "демократия" имеет множество значений, среди которых можно выделить три основных. Первое связано с этимологией этого термина и означ

Модели (концепции) демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структу­ру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматрива­ется ли он как совокупность самостоятельных, свободных

Предпосылки и пути демократизации
Хотя идея демократии получила в современном мире широ­чайшее распространение и признание, в условиях этой формы правления живет все еще меньшинство населения земли. Во многих странах демократия слу

Понятие государства. Основные концепции происхождения государства
Государство является основным институтом политической системы общества. Это обусловлено той социальной ролью, которую оно выполняет в структуре политических отношений. Государство концентрирует в с

Признаки, структура и функции государства
Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений), оказывающих существенное влияние на общество.

Функции государства.
Внутренние: · Экономическая или хозяйственная. Государство выступает как организатор, предприниматель и координатор экономических процессов; · Соци

Формы государственного правления. Формы государственного устройства
Несмотря на общие признаки государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации. Это относится к таким элементам и сторонам деятельности государства,

Правовое государство: понятие и признаки
Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства ро

Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.
Надо подчеркнуть, что само по себе правовое государство не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отноше

Гражданское общество
Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к эпохе Античности. В тот период гражданское общество и политическое общество (или государство) рассматривались по сути как взаимозаменяемые т

Политическая партия: определение понятия
Партия –политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти, либо участие в ее осуществлени

Партийные системы. Структура партийных систем
Логика действий партий диктуется характером ее связей со своей средой, т. е. другими партиями. В каждой стране партии, их окружение, союзы и стратегии образуют совокупность относительно стабильных

Базовые концепты и типы политических процессов
Исследование политического процесса позволяет рассмотреть политическую систему общества, ранее проанализированную в статическом состоянии, уже в аспекте функционально-динамическом, выявляющем прежд

Структура и акторы макрополитического процесса
Политический процесс относится к числу сложных, синтетических феноменов, природа которых связана с функционированием динамичных систем, обладающих изоморфной и инвариантной структурой. Чаще всего п

Политическое развитие: понятие и критерии
Проблемы политического развития разрабатываются в рамках общесоциологического направления, получившего название “социология развития”. Ее методологическая основа заложена концепциями Ф. Тенниса, М.

Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
В центре теории политической модернизации - обоснование обшей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному общес

Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Третья волна демократизации
В середине XIX в. французским ученым и общественным деятелем Алексисом де Токвилем был сформулирован “золотой закон” политического развития, согласно которому: “самый быстрый путь к свободе ведет к

Основные типы избирательной системы
Результаты выборов, определяющие победителей и побежден­ных, во многом зависят от типа избирательной системы. Сущест­вуют два ее основных типа: мажоритарная и пропорциональ

Политическая культура: понятие, структура, функции
Термин “политическая культура” ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Разрабатывая модель политическ

Типы идеологий
Современная политическая карта мира отличается разнообразием конкретных форм организации социальной жизни, политического правления, способов преобразования общества. Разнообразие социальных, эконом

Либерализм
Исторически первой политической идеологией была идеология либерализма, родоначальники которой - Д. Локк, Т. Гоббс, А Смит. Либерализм обосновал процесс обо

Консерватизм
Исходные ценностиконсервативной политической доктрины - порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проис

Коммунизм
В середине XIX в. в Западной Европе зародился марксизм. Он стал идеологией пролетариата, появившегося вследствие промышленного переворота. Марксизм представлял собой крайне радикалистскую идеологию

Типы политического поведения и участия
Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подраздели

Теории политического участия
В политологии выделяются следующие теории политического участия. 1. Теория рационального выбора. Основное положение данной теории сводится к утверждению, согласно к

Конфликт как социальное явление
Социальные конфликты - активно развивающаяся область знания. Ее истоки восходят к работам К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. В настоящее время взгляды на природу и формы конфликтов настолько много

Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политические кризисы
Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. Понятие политичес

Международная политика
До сих пор политика рассматривалась нами в границах отдельных государств, где ее субъектами выступают личности, социальные группы (классы, слои), партии, движения, преследующие индивидуальные и гру

Природа международной политики
Международная политика является наиболее важной частью международных отношений, она способна обеспечивать прогресс и развитие. Но почему же человечество большую часть времени провело в войнах, а не

Теория и практика международных отношений
Отношения между государствами на международной арене никогда не были равноправными. Роль каждого государстваопределялась их экономическими, технологическими, военными, информационными возможностями

Особенности современного этапа международных отношений
Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдерживании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство во имя

Генезис геополитики
В 1990-е г. геополитика пережила свое возрождение. Это направление политической науки вышло за рамки академической дисциплины и сферы деятельности профессиональных политиков. В наши дни геополитиче

Теоретические основы геополитики
Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основным объектом геополитических исследован

Наглядный материал к конспекту лекций.
Тема 5. Политическая власть Рис. 1

ТЕМА 10. Политические партии и общественные объединения.
Рис. 1    

Тема 16. Политическая культура и социализация
Рис. 1    

Тематический план учебной дисциплины для очного отделения юридического факультета.
  №№ темы Темы занятий Виды занятий лекции семинары УСРС   всего &nb

Тематический план учебной дисциплины для очного отделения факультета международных экономических отношений и менеджмента
№№ темы Темы занятий Виды занятий лекции семинары УСРС   всего  

Тематический план учебной дисциплины для заочного отделения.
  №№ темы Темы занятий Виды занятий лекции семинары УСРС   всего &nb

Тема 5. Политическая власть.
1. Природа власти: объект и субъект власти, основные функции власти 2. Источники и ресурсы политической власти. 3. Легитимность и легальность политической власти. 4. Демо

Тема 8. Государство как политический институт
1. Признаки, структура и функции государства. 2. Формы государственного устройства. 3. Формы государственного правления. 4. Правовое государство. 5. Гражданское

Тема 9. Институты государственной власти Республики Беларусь.
1.Республика Беларусь – демократическое правовое социальное унитарное государство. 2. Президент – гарант Конституции Республики Беларусь. 3. Органы законодательной власти.

Тема 13. Политические изменения в переходных обществах
1. Критерии и условия позитивной динамики политического развития. 2. Сущность, средства, методы и модели политической модернизации. 3. Перспективы и проблемы политической модерниз

Тема 15. Политическая коммуникация
1. Понятие политической коммуникации. 2. СМИ в системе политической коммуникации. 3. Коммуникационная политика государства. 4. Политическое манипулирование и общественное

Тема 16. Политическая культура и социализация
1. Политическая культура: структура, функции и типы. 2. Объекты, факторы и условия политической социализации. 3. Политическое поведение. 4. Политическая идеология: поняти

Тема 18. Политические конфликты и кризисы.
1. Природа политического конфликта, его признаки и стадии. 2. Типы и виды политических конфликтов. 3. Технологии управления политическими конфликтами. 4. Типы и формы пол

Тема 19. Приоритеты государственной политики в Республике Беларусь.
1. Стратегические цели и направления государственной поли­тики. 2. Особенности белорусской модели развития. 3. Тенденции и проблемы социально-экономических изменений. 4.

Тема 21. Внешняя политика Республики Беларусь.
1. Цели иприоритеты внешней политики государства. 2. Политическая и экономическая интеграция со странами СНГ. 3. Союзное государство: тенденции, проблемы и решения. 4. Ме

Тема 22. Система международных отношений
1. Субъекты и важнейшие черты международных отношений. 2. Факторы, влияющие на развитие международных отношений. 3. Глобальные проблемы современности, средства и методы их решени

Тема 5. Политическая власть.
5. Природа власти: объект и субъект власти, основные функции власти 6. Источники и ресурсы политической власти. 7. Легитимность и легальность политической власти. 8. Демо

Тема 9. Институты государственной власти Республики Беларусь.
1.Республика Беларусь – демократическое правовое социальное унитарное государство. 2. Президент – гарант Конституции Республики Беларусь. 3. Органы законодательной власти.

Тема 13. Политические изменения в переходных обществах
3. Критерии и условия позитивной динамики политического развития. 4. Сущность, средства, методы и модели политической модернизации. 3. Перспективы и проблемы политической модерниз

Методические указания по их выполнению.
Управляемая самостоятельная работа студентов выполняется по темам учебного плана «Этапы становления и развития политической науки» (3 часа), «Институционализация политической науки в Беларуси» (3 ч

II. Тема – «Институционализация политической науки в Беларуси».
1. Политическая мысль Беларуси в XI-XIX вв. (Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. 2. Политическая мысль Беларуси периода Великого Княжества Литовского (Франциск Скорина, Микола Гусовский

III. Тема – «Идеология государства и социальное управление».
1. Идеология белорусского государства и социальное управление. 2. Роль идеологии государства в управлении обществом. 3. Политика государства видеологической сфере. 4. Пон

Тест 1. Модули–0–1 – «Ведение в политологию. Теория и методология политической науки».
1. Политология – наука, изучающая (1): 1.1 Общество 1.2 Человека 1.3 По

Тест 2. Модуль–2 – «Политические институты в Республике Беларусь и в мире».
1. Суверенитет политический – это… (1) 1.1 Форма правления 1.2 Абсолютная власть закона

Тест 5. Модуль–5– «Международные политические отношения и геополитика».
1. Деятельность государства за пределами своей суверенной территории для реализации своих национальных интересов называется …… политикой (1) 1.1

ГЛОССАРИЙ.
Абсентеизм (лат. Absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонение избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Автократия– сист

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги