рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века

Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века - раздел Политика, Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики Расширение Гласности И Оживление Периодической Печати После Цензурной Реформы...

Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865г. стимулировало процесс национального самопознания посредством общественно-политической мысли и литературы. Центральную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция, формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е годы XIX в. она обрела имя (термин "интеллигенция" ввел писатель П. Д. Боборыкин) и оформилась как слой просвещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикальной революционности). Социокультурная миссия интеллигенции необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы культуры — от нравственной и художественной до политической. Это — образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба, а в результате — непонимание народа и неприятие властями. "Жизнь интеллигенции, — писал русский философ Г. П. Федотов,—... расплющенной между молотом и наковальней народа, ужасна... Целое поколение живет в тени, отбрасываемой Шлиссельбургской крепостью. Оно подавлено идеей мученической смерти: не борьбы, не подвига, не победы, а именно смерти". В России, по существу, никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философом либерализма можно считать Б. Н. Чичерина (1828-1904 гг.), бывшего, скорее, либеральным консерватором. Умеренный либерал К. Д. Кавелин (1818-1885 гг.) исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. "Не тот народ имеет будущность, - писал он, — который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу". При всей умеренности либеральной печати ("Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль" и др.) именно благодаря ей происходило формирование нового политического сознания и радикализация русского либерализма, особенно земского движения. Земская интеллигенция явилась питательной средой для различных направлений общественной мысли — либеральной, культурнической, революционной. Наиболее мощное революционное направление в форме народнической идеологии в 60-70-е годы распадалось на несколько течений. "Апостолами" русского анархизма были, по иронии судьбы, три аристократа: родовитый дворянин М. А. Бакунин (1814-1876 гг.), князь П. А. Кропоткин (1842-1921 гг.) и граф Л. Н. Толстой (1828-1910 гг.). Бакунин и его сподвижник С. Г. Нечаев (1847-1882 гг.) считали главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя ("Катехизис революционера "). Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия, включая "сопротивление злу насилием". Вступив на путь религиозной мистики (хотя сам он и не признавал мистического характера своих идей), Толстой абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел к мистическому анархизму. Экономический строй, социальные отношения, судебные установления — все это в его представлении было лишено всякого смысла и оправдания. Толстой был страстным поклонником Руссо в критике культуры и в воспевании "естественных движений души", с беспощадностью относился он и к науке, если она не подчиняла себя этическому началу. Основную беду современности, всей культуры он видел в распаде ее на ряд независимых сфер. Отсюда - своеобразный поворот к теократии и антиисторизм Толстого, его возврат к идее религиозной культуры, единственно способной дать синтез исторической стихии и вечной правды, раскрыть в земной жизни Царство Божие.

15. В России анархизм начал распространяться в 60-е годы XIX в. и особенно пышно расцвел в последующеедесятилетие, когда был воспринят народничеством. Русский анархизм содержал в себе протест мелкобуржуазного крестьянства против господства помещиков-крепостников. Он культивировал веру в близкую победу социальной революции в результате всеобщего крестьянского бунта. Однако надежды анархистов на крестьянскую революцию не оправдались. Волна анархистского движения пошла на убыль, и до конца века оно ничем не проявило себя.

Новый этап развития анархизма открывается в начале XX в. В условиях общего революционного подъемапроисходит активизация его приверженцев. Анархизм претендовал на роль «истинно пролетарского» учения, хотя и не переставал быть разновидностью мелкобуржуазного утопического социализма. В годы первой русской революции влияние анархистов расширяется. Однако, по свидетельству Е. М. Ярославского, они «не проявили себя ни одним сколько-нибудь значительным, серьезным революционным актом». Своими экспроприациями и террористическими действиями анархисты лишь вносили дезорганизацию в ряды борцов против царизма. Дискредитировав себя перед массами, анархистское движение вновь пошло на спад и возрождается после Февральской буржуазно-демократической революции. В период между Февралем и Октябрем 1917 г. деятельность анархистских групп оживляется, число их приверженцев увеличивается. Но в то же время начинаются расколы в анархистском движении.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции наступил новый, завершающий этап развития анархистского движения, который можно расчленить на три периода.

Первый период (с 25 октября 1917 г. до апреля — мая 1918 г.) характеризуется кратковременным расширением влияния анархизма на массы. Но это не укрепило его положения. Часть анархистов заняла откровенно враждебную по отношению к Советской власти позицию, создала собственную вооруженную силу — «Черную гвардию» и предприняла первые атаки против диктатуры пролетариата. Одновременно в .анархизме идет дальнейший раскол, начавшийся до Октября.

Второй период развития анархистского движения — годы гражданской войны и иностранной интервенции. Анархизм становится оружием белогвардейской контрреволюции. Влияние его идеологов на массы неуклонно падает. В анархистском движении происходят перманентные расколы, что свидетельствовало о процессе глубокого его разложения.

Третий период относится к 1921—1922 гг. В начале его мелкобуржуазная анархическая стихия усиливается, активизируется деятельность анархистских групп. Но после провала кронштадтского мятежа, в котором анархисты выступили союзниками белогвардейского генерала Козловского, наступила агония анархизма как политического течения. В конце периода сохранившиеся анархистские группы превращаются в мелкие секты, не связанные с массами.

Таков результат развития анархизма в России, и он был не случайным, а закономерным следствием его идеологии, политики и практики. Анархизм как система мировоззрения зиждется на отрицании государства, государства вообще, а государства диктатуры пролетариата в особенности. Он отказывается от использования объединяющей и организующей силы власти в борьбе за построение социализма и коммунизма, проповедует абсолютную свободу личности, противопоставляя личные интересы общественным, выдвигая интересы отдельной личности на первый план и игнорируя общие интересы социалистического общества. Анархизм отрицает значение политической борьбы в освободительном движении

16. Возникновение марксистского учения о государстве связано с именами его основоположников – К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820–1895), а также их последователей – Г.В. Плеханова (1856-1918), В.И. Ленина (1870-1924), А. Гранши (1891-1937) и др.
К. Маркс, создав учение об общественно-экономических формациях, интерпретировал всемирно-исторический процесс как последовательную смену одной общественно-экономической формации другой (известная марксистская 5–ти-членка). В основе формации, по Марксу, лежит способ производства материальных благ, который определяющим образом влияет на форму политической власти. В основе способа производства материальных благ лежит форма собственности – частная или общественная. Частная собственность порождает классы, между которыми складываются антагонистические противоречия, состояние классовой борьбы. Классовая борьба является движущей силой истории. Государство, по Марксу, является аппаратом насилия, господства одного класса над другим. Развитие капиталистических отношений приводит к концентрации капиталов в руках буржуазии и все большей пролетаризации населения. Пролетариат является исторически прогрессивным классом в отличие от буржуа, которые живут за счет эксплуатации наемного труда. Историческая миссия пролетариата состоит в том, чтобы уничтожить буржуазное господство – диктатуру буржуазии – и взять власть в свои руки, образуя диктатуру пролетариата. Выражая интересы большинства общества, диктатура пролетариата преобразует частную собственность в общественную, ликвидирует тем самым эксплуатацию человека человеком.
Маркс разработал учение о двух фазах коммунистической формации – социализме и коммунизме – и отмирании государства в будущем коммунистическом обществе.
Среди многочисленных работ К. Маркса, отметим «Манифест коммунистической партии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Капитал», «Классовая борьба во Франции», «Немецкая идеология».
В.И. Ленин – не только теоретик, но и практик марксистского направления политологии, вождь первого в мире пролетарского государства, автор многочисленных работ по проблеме политической организации пролетариата в ходе строительства социалистического государства. В своей важнейшей работе «Государство и революция» Ленин развивал учение о диктатуре пролетариата, которая должна опираться на союз рабочего класса и крестьянства с целью разрушения буржуазных отношений и создания социалистических. Он сформулировал также основные задачи диктатуры пролетариата – это уничтожение частной собственности на средства производства, учреждение государственного, социалистического распределения материальных благ по труду, а не по капиталу, обеспечение равенства и социальной справедливости. Диктатура пролетариата, по Ленину, должна создать более высокий тип демократии – демократию для трудящихся, которая в то же время предполагала «изъятие из демократии» эксплуататорских классов, применение по отношению к ним революционного насилия, подавления, включая экспроприацию собственности, лишение избирательных прав и т.п. Конкретная форма этой диктатуры в России – власть Советов, которые должны были соединить законодательную и исполнительную власти, быть органами власти самого народа, осуществляемой под руководством Коммунистической партии. После прихода последней к власти именно политическая доктрина В.И. Ленина стала государственной идеологией и в качестве таковой осталась на протяжении семи десятилетий.
О марксизме можно и должно говорить, анализируя его лишь конкретно - исторически, с учетом тех условий, в которых он зарождался, утверждался и применялся в общественной практике различных стран. Только при таком условии становятся понятны как его сильные, так и слабые стороны.
Среди идей К.Маркса, сохраняющих свое значение и сегодня, можно выделить следующие:
· понимание политических отношений как разновидности социальных отношений, трактовка власти как социального явления;
· объяснение сущности политики и всей духовной жизни, исходя из их обусловленности социально-экономическими отношениями в обществе и одновременно как относительно самостоятельной сферы жизни общества;
· противоречивость политической власти, государства в классовом обществе;
· высокая оценка значения теоретических знаний, духовной зрелости общества. «Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами» [см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-ое Т. 1, с. 428].
Идея Маркса о закономерных связей и взаимообусловленности общественных явлений, выведенный им закон соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил, разработанная им теория прибавочной стоимости оказала огромное влияние на развитие общественно-политической мысли. В современных условиях они составляют основу концепции структурно-функционального анализа.
Однако сегодня многие положения марксизма подвергаются критическому пересмотру. Он объявляется экономикоцентризмом (А.С. Панарин), однолинейной теорией прогресса (Г. Шахназаров) и т.д. С высот современного знания понятно, что при всей значимости марксизм не сумел преодолеть определённых элементов утопизма. Парадоксально, но утопичность ряда положений марксизма проистекала из того, что они отражали реальности своего времени.
Отсюда вовсе не следует, что марксизм-ленинизм сегодня утратил свою ценность. Надо объективно оценивать как его несомненные достоинства (теоретические концепции), так и его слабые стороны (идеологические построения). Идеологи СДПГ Г. Вуте и Х. Юнкер пишут по этому поводу: «Существенные элементы творения Маркса входят в настоящее время в состав современного социально-научного знания. И кто пытается объяснить современные общественные явления и общество в целом без Маркса, тот невежда. Но кто пытается объяснить общество только на основе Маркса, тот тоже является таковым [см. Драма обновления, 1990, с. 118].

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме, основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.).

Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин.

Основные идеи марксизма:

– общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;

– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;

– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;

– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;

– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;

– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.

Маркс создал теорию общественно-экономических формаций, различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства.

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность.

В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.

 

17.

Диссиде́нты в СССР (лат. dissidens — «несогласный») — граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики, за что многие из них подвергались преследованиям со стороны властей.

В рамках исследовательской программы, начатой в конце 1990 г. НИПЦ «Мемориал» для изучения истории диссидентской активности и правозащитного движения в СССР, предложено следующее определение диссидентства (диссента):

· совокупность движений, групп, текстов и индивидуальных поступков, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам, но весьма близким по основным принципиальным установкам:

· ненасилие;

· гласность;

· реализация основных прав и свобод «явочным порядком»;

· требование соблюдения закона,

· по формам общественной активности:

· создание неподцензурных текстов;

· объединение в независимые (чаще всего — неполитические по своим целям) общественные ассоциации;

· изредка — публичные акции (демонстрации, распространение листовок, голодовки и пр.)

· и по используемому инструментарию:

· распространение литературных, научных, правозащитных, информационных и иных текстов через самиздат и западные масс-медиа;

· петиции, адресованные в советские официальные инстанции, и «открытые письма», обращённые к общественному мнению (советскому и зарубежному); в конечном итоге петиции, как правило, также попадали в самиздат и/или публиковались за рубежом[1].

Особое место внутри диссидентского мира занимало правозащитное движение, которое объединило разрозненные проявления независимой гражданской и культурной инициативы в единое целое. Правозащитники создали единое информационное поле, поддерживавшееся самой диссидентской активностью, что радикально отличало ситуацию 1960-х — 1980-х от разрозненных попыток создать политическое подполье в 1950-е гг. С середины 1960-х по начало 1980-х гг.) данное направление независимой гражданской активности абсолютно доминировало на общественной сцене[1].

Большинство жителей СССР не имели информации о деятельности диссидентов. Диссидентские издания были по большей части недоступны для большинства граждан СССР, западное радиовещание на языках народов СССР до 1988 г. подвергалось глушению.

По свидетельству Якова Кротова, описывающего прихожан Александра Меня,[27]

<…> отказ от участия в политической оппозиции у многих прихожан перерастал в агрессивное, высокомерное, презрительное отношение к «диссидентам». Начинал ходить миф о том, что они — бездуховны, что оппозиционность ведёт к ослаблению моральных устоев и т.п.

Деятельность диссидентов привлекала внимание зарубежной общественности к нарушениям прав человека в СССР. Требования освобождения советских политических заключённых выдвигались многими зарубежными политиками, включая даже некоторых членов зарубежных коммунистических партий, что вызывало обеспокоенность советского руководства.

Известен случай, когда сотрудник 5 Управления КГБ СССР Виктор Орехов под влиянием идей диссидентов стал сообщать своим «курируемым» сведения о готовящихся обысках и арестах[28].

Как бы то ни было, к началу 1980-х годов, по свидетельству самих бывших участников диссидентского движения, с диссидентством как более или менее организованной оппозицией было покончено.

В середине 1980-х годов в СССР были начаты демократические реформы, приведшие в конечном итоге к распаду СССР и началу выстраивания демократических форм государственного устройства в большинстве из вновь образованных государств постсоветского пространства.

В 1986—1987 гг. по инициативе М. С. Горбачёва из заключения и ссылок были освобождены большинство диссидентов, включая академика Сахарова. Некоторые диссиденты после освобождения эмигрировали, но другие (Л.Алексеева,К.Любарский) возвратились в СССР из вынужденной эмиграции. Ряд диссидентов включились в политическую жизнь, становятся народными депутатами СССР (А. Д. Сахаров), РСФСР (С. А. Ковалёв, Р. И. Пименов, М. М. Молоствов), УССР(Вячеслав Черновол), возобновилась деятельность правозащитных организаций (МХГ).

Крушение тоталитарного режима в СССР, обретение населением некоторых политических прав и свобод — таких, как, например, свобода слова и творчества, привели к тому, что значительная часть диссидентов, признав свою задачу выполненной, интегрировалась в постсоветскую политическую систему.

Ряд советских диссидентов ведет активную легальную политическую деятельность в современной России — Людмила Алексеева, Валерия Новодворская, Александр Подрабинек и др.

Вместе с тем, некоторая часть советских диссидентов либо категорически не приняла постсоветский политический режим —Адель Найденович, Александр Тарасов, либо не была реабилитирована — Игорь Огурцов, или даже вновь подверглась репрессиям за свою оппозиционную деятельность — Сергей Григорьянц[29], Владимир Осипов[30], Андрей Деревянкин[31].

[править]

18.VIОсновные идейно-политические течения в России в 19-20 вв.

Характерные черты российской политической мысли:

 


  • Преобладание крайностей

  • Однородность, категоричность и нетерпеливость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма

  • Тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций

  • Своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов

  • Чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого – консерваторами, будущего – радикалами)

  • Недостаточная экономическая и политическая обоснованность выдвигаемых идей и путей их практической реализации


Представители:

 


    • Либерализм (идеология западничества): классический – Б.Н. Чичерин, социализированный – П.И. Новгородцев

    • Консерватизм (славянофильство): реакционное славянофильство – С.С.Уваров, К.П. Победоносцев; реформаторское славянофильство – А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, В.С.Соловьев

    • Радикализм (Н.П.Огарев, А.И.Герцен и др.): большевизм – В.И.Ленин, И.В.Сталин, анархизм – М.А. Бакунин

    • Социал-реформизм – Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов

В советский период понимание политики было подчинено политическим партиям, разрабатывалось на базе марксизма. Однако с 1989 года эта зависимость была преодолена. В этот период господствовало 2 процесса: усвоение западной политической мысли и развитие собственной.

19. Понятие власти является одним их центральных в политологии. Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Большинство учёных в настоящее время считают, что власть - исключительно общественное явление. Другие (их меньшинство) полагают, что власть есть и у животных. Последнее вряд ли верно, поскольку, во-первых, так называемая ”власть“ у животных основывается на инстинктах и, во-вторых, она не использует такой метод достижения своих целей как убеждение (о методах ниже).

Таким образом, на наш взгляд, следует придерживаться следующей базовой предпосылки: власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми.

Каково предназначение, необходимость власти?

Власть, прежде всего, необходима для организации общественного производства, которое не мыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и единства общества (эту мысль в разной форме высказывали Аристотель, Гегель, Вл. Соловьёв).

”Ни обойти, ни отодвинуть вопроса о власти нельзя, - считал В.И. Ленин, посвятивший всю свою жизнь завоеванию политической власти, - ибо это основной вопрос, определяющий всё в развитии революции, в её внешней и внутренней политике“.

Политика как социальное явление характеризуется её прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Отношения между классами могут носить идеологический, экономический, социально-политический и т.п. характер. Политика же есть такая сфера взаимоотношений между классами и другими социальными группами, которая касается главным образом проблем власти и управления. Если в центре внимания политики находится классовое понятие власти, то оно же, естественно, оказывается и в центре науки о политике (политологии).

Что же такое политическая власть? Политическая власть - это политическое господство, политико-правовая гарантия определенного типа экономических, социальных отношений, один из видов авторитета, собственно, политического авторитета Политическая власть - одно из важнейших проявлений власти, характеризуется реальной способностью определенной социальной общности (класса, казнь, нации или иной социальной общности), а также индивидов, как ки отражают ее интересы, осуществлять, реализовать свою волю посредством политики и правовых нормПолитическая власть - это политические отношения, которые соответствуют социально-структурным интересам, вытекающие из отношений собственности на средства производства, обуславливающих социальные преимущества и авторитет собственности сника, а, следовательно, приводят к созданию субъект и объекта власти, т.е. к отношениям господства и подчинения

Полная тождественность власти и авторитета присуща первоначальном обществу, с усложнением и развитием на отдельных этапах росла различие между властью и авторитетом Чем больше непримиримости между управляя ими и управленцами, тем более принуждения, насилия, тем больше падает авторитет управленца В ряде определений власть характеризуется как целенаправленное воздействие социальной общности, слои, индивида (носителя власти) с помощью определенных средств (орудий власти) на подвластных (классы, лица, общности), в результате чего подвластна сторона вынуждена выполнять власть носителя В прямом смысле власть - одна из функций правительства и его органов, общества и его органов, главы семьи й и т.д., которая заключается в принудительной согласии деятельности лиц, входящих в одну и ту государства, общества, семьи и и др. Власть действует в пределах ф ормальних структур, определяет поведение людей с помощью стимулов и санкций, системы статусов, должностей, престижа и иа ін.

Естественно, определение политической власти как организованного насилия одного класса для подавления другого касается политической власти в антагонистическом, непримиримом обществе, потому что здесь есть насилие над д другим классом и социальными слоями Политическая власть как насилие, принуждение отсутствует в обществе, где отсутствуют классы, отсутствуют непримиримые отношения Политическая власть является всякая основанная на насилии, принуждении и власть одной группы людей над другой группой или другими группами людей в условиях антагонистического общества Для осуществления политической власти необходимы все те элементы, которые вообще необходимы для осуществления я власти, а также общественного разделения между группой (группами), осуществляющих власть, и группой (группами), по которой власть осуществляется, и организованный принуждение как основа осуществления властейади.

Функции политической власти определены их содержанием: формирования политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, ассоциациями, полет ческими институтами, аппаратами и органами государственного управления, политическими партиями, гражданами и и., управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими, а также неполитическими, процессами, контроль политических и иных отношений и наконец - создан ния определенного, характерного для того или иного общества типа управления, политического режима и государственного строя (монархического, республиканского), открытого или закрытого, замкнутого, отгороженного в от государства (автократического) общества, свойственной определенному государству политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик командования и исполнение - два равных универ сальных принципы властей. Они неотделимы и взаимодействуют, как и два человека, - склонна властвовать (властная) подчиняя и воспринимающая власть Оба типа общественно необходимые, воспроизводятся в форме крупных политических структур и отно Осин между ними - государство и общество, правительство и массы и ин.

Власть - это реальная возможность осуществлять свою волю в социальной общественной жизни, окружающей "связывая ее, если необходимо, другим Согласно средств власти, на которых строится, выделяются виды власти: экономическая, социальная, духовно-информационная, принудительная (которую часто называют политической) и политическая В зависимости от субъектов объектов, власть делится на государственную, политическую, профсоюзную и др.

Виды власти:

 


  • Верховная власть

  • Законодательная власть

  • Исполнительная власть

  • Судебная власть

  • Политическая власть

  • Управленческая власть

  • Публичная власть

  • Символическая власть

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности политики

Политика возникла более тыс лет назад Впервые термин политика был употреблен в Древней Греции для обозначения государственных или... Существуют различные подходы в современной политологии к пониманию сущности... политика как способ управления обществом...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественно-политическая мысль России второй половины 19 века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политические учения эпохи возрождения
Часть 1 | 2 | 3 | 4 | 5

Франция
во многом определяет развитие политологии на Западе. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, она прошла 2 этапа: 1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй ми

Политическая власть
[править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение гра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги