Философия Канта

СОДЕРЖАНИЕ КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА 2 ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ КАНТА И ЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ РАБОТЫ 3 ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ КАНТА В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 4 УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ 6 УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 7 УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ 8 УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 8 ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА. 9 ЭТИКА КАНТА. 11 ЭСТЕТИКА КАНТА. 13 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТА. 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 15 КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА И. Кант родился в 1724 г. в Кенигсберге, в семье ремесленника.

Здесь же Кант учился, учительствовал, стал профессором университета, а в последствии - и его ректором здесь же он написал все свои труды и здесь же он умер 1804. Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания космогонии, физической географии, антропологии.

В Кенигсбергском университете, кроме философских наук, Кант преподавал ряд естественных наук. Особенно много Кант трудился по вопросам естествознания в первые полтора десятилетия своей деятельности. Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период до начала 70-х годов Кант пытался решать философские проблемы - вопросы о бытии, философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука т.е. без обращения к опытным данным.

В этот период Кант находился под влиянием рационалистической философии Вольфа и его учеников. Знакомство Канта с агностицизмом Юма в 60-х годах поколебало его прежнюю веру в способность разума дать умозрительное познание истинной сущности вещей. Во второй период с начала 70-х годов Кант пытается строго отделить явления от вещей в себе последние, по мнению Канта, не могут быть даны в опыте.

Теперь Кант пытается доказать, будто вещи сами по себе непознаваемы мы-де познаем лишь явления или тот способ, каким эти вещи в себе воздействуют на нас. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его критикой разума. Кант понимал, что это его учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает разуму в способности познания сущности вещей, оставляя за ним только познание явлений.

Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, т.к. оно лишает основания всякого рода логические доказательства бытия бога, потустороннего мира и т.п. Однако Кант все же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примерить требование нравственного сознания с существованием зла. Отсюда видно, что в философском развитии Канта отра- зилась слабость современного ему немецкого бюргерства.

Кант не верит в то, что зло, существующее в общественной жизни, может быть устранено. Он ищет утешения в вере гармония и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а в мире умопостигаемом. Вера в бога - гарантия того нравственного порядка, который не может быть найден в эмпирическом мире. Но если результат, к которому пришел Кант во второй период своего развития, играл на руку вере, ограничивал разум в пользу религии, то путь, по которому Кант шел к этому результату, мотивы, по которым Кант предпринял свою критику разума, имели глубокие гносеологические корни и зачастую находились в противоречии со стремлением подчинить разум вере. На этом пути он пытался 1 выяснить источники различных видов знания - научного и философского 2 выяснить, на чем основывается достоверность знания в математике и в естествознании 3 исследовать формы и категории научного мышления и т.д. Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант признал критику разума и других способностей познания, то впоследствии философию Канта, в период после 70-х годов, стали называть критической, а самый этот период - критическим. А так как до начала 70-х годов критика в философии Канта только еще намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Канта стали называть докритическим.

ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ КАНТА И ЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ РАБОТЫ

ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ФИЛОСОФИИ КАНТА И ЕГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ РАБОТЫ. В работах докритического периода наряду с философ- скими произведениям... Он поставил вопрос о роли приливов и отливов в истории Земли и доказал... Он допускает ряд уступок религии и господствовавшей в школах того врем... Механические законы вместе с тем обнаруживаются в материи, но не вытек...

ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ КАНТА В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

А между тем знание, имеющее всеобщее и необходимое значение, или досто... Это знание лишь о тех сторонах, свойствах, отношениях вещей, к которым... В свою очередь синтетические суждения Кант делит на два класса. В одно... Такие синтетические суждения Кант называет апостериорными. как возможны они в теоретическом естествознании 3.

УЧЕНИЕ О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

В суждения математики синтез субъекта с предикатом основывается либо н... И точно так же, по Канту, время - априорная форма внутреннего чувствен... Это учение о пространстве и времени как об априорных формах чувственно... У Канта пространство и время перестают быть формами существования сами... Они становятся априорными формами нашей чувственности.

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ

Между ними почти нет переходов. Понятия эти не есть отношения содержания, найденного в чувственном опы... Условием возможности априорных синтетических сужде- ний в теоретическо... У Канта категории - не форма бытия, а понятия нашего рассудка. Оно не зависит от конкретного содержания самих чувственных созерцаний ...

УЧЕНИЕ КАНТА О ГНЕСИОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает е... Поскольку Кант пришел к выводу, что познание вещей самих по себе невоз... Отсюда получается вывод, будто вещи сами по себе непознаваемы. Ни форм... Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится - со стор... закону взаимодействия субстанций. Будучи всеобщими и необходимыми зако...

ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАФИЗИКИ . ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА. По мнению Канта, возможна только наука о психических явлениях, всегда ... Он показывает, что все они основываются на логической ошибке существов... Науки эти составляли то, что тогда называли метафизикой. Можно неопровержимо доказать, что материальные частицы, из которых сос...

ЭТИКА КАНТА

Только в преклонном возрасте философу удалось создать труд, где его эт... Моральный поступок выглядит как результат некоего внутреннего императи... Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все прав... В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит ка... Вместе с тем, человек обладает и первоначальными задатками добра.

ЭСТЕТИКА КАНТА

философа интересует не эстетика как таковая, а ее опосредующая роль, и... Таким образом, Кант расчленил эстетическое на две части - прекрасное и... В заключение он снова говорит об эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что эстетическая способность суждения вы целом связан... Что касается связи эстетической способности с разумом - законодателем ...

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТА

Но в то же время в кантовской политической теории имеется четко выраже... У Канта неоднозначность понимания свободы индивида в теоретической и э... СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КАНТА. Кант осуждал деспотизм, правление отеческое, при котором подданные, ка... Здесь - основной пафос кантовской работы..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . 1. Кант И. Трактаты и письма Вступит. ст. А.В.Гулыги - М. 2. Наука, 1980. Памятники философ. мысли. 3. Абрамян Л.А. Главный труд Канта К 200-летию выхода в свет Критики чистого разума - Ереван Айастан, 1981, 4. Баскин Ю.Я. Кант М. Юрид. лит 1984 88 с. 5. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта Опыт совр. прочтения Критики чистого разума.

М. Наука, 1986, 6. Гринишин Д.М Корнилов С.В. Иммануил Кант ученый, философ, гуманист Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, 7. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд М. Мол. гвардия, 1981, Жизнь замечательных людей. 1.