рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Функции философии

Функции философии - раздел Философия, Кандидатский минимум по философии - билеты, ответы-шпаргалки Функции Философии. Мировоззренческая - Заключается В Выработке Мировоззрения ...

Функции философии. мировоззренческая - заключается в выработке мировоззрения системного взгляда на мир 2. теоретико-познавательная - выработ-ка категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей 3. ценностно-ориентационная - выработка, изучение ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы.

Методологические функции Ф. 1. функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук 2. критическая функция - суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов 3. интегративная - обобщение всех форм человеческого опыта и знаний т.е. практического, познавательного, ценностного опытов 4. прогностическая реализуется в построении моделей будущего 6. Ф и наука тождество и различие Является ли Ф наукой? Взаимоотношение философии и науки Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Ф постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания.

В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Ф - это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание - деятель-ность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания. Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям 1. объективность изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности 2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается 3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта 4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям 5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику Ф не удовлетворяет только 5 критерию не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику, поэтому Ф - это наука, но особого рода. 7. Античная Ф досократиков общая характеристика периода, основные идеи первых натурфилософов.ю Пифагора, элеатов, Эмпедокла и Анаксагора, атомистов смысл и значение деятельности софистов.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Древнегреческая античная Ф охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

Отличительные особенности античной философии 1. античное философское мировоз-зрение носит космологическо-онтологический характер в центре космос - всемирный закон, разумный порядок , 2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности человек в античной философии понимается как вещь, тело - сома , 3. присущ пантеизм отождествление Бога и природы , 4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные. В античной философии выделяют следующие периоды 1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса природа, первооснова и космоса строй, порядок, украшение Вселенной. К этому периоду относится Милетская школа Гераклит , Элейская школа Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит , 2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека, 3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля, 4. эллинистический - появление ряда философских школ кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека , 5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация, 6. зарождение христианской мысли. Элейская школа Представители Парменид, Зенон. Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности.

Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид 7-6 в до н.э. говорил, что мыслить и быть - одно и то же. Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно.

Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно.

Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум. Зенон доказывал неподвижность бытия апориями логическими парадоксами. Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория летящая стрела если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится. Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет бытие. Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории основные операционные единицы философии, предельно общие понятия бытие, небытие, движение. Софисты Следующие представители древнегре-ческой ф. Буквально софист - это тот, чьей профессией является мудрость. Вся деятельность софистов привела к тому, что под этим понятием стали считать людей, которые учили других одерживать победу в споре.

За обучение они брали деньги. Протогор 5 в до н.э основатель софистики. Его основной тезис - человек - мера всех вещей. Истина относительна болезнь - зло для больного, а для врача - благо. Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным. Другая особенность софистики - агностицизм это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира. Горгий Классическое выражение агностицизма учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира - триада Горгия 1. ничто не существует, 2. если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека, 3. если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому.

В триаде Горгия также есть проблема коммуникации - принцип несообща-емости знания другому истина субъективна и непередаваема. Софисты известны своими логическими неправильностями Софизм Рога. Вопрос то, что ты не терял, ты имеешь? Ответ да, имею. Если ты не терял рога, значит они у тебя есть! Значение деятельности софистов 1. переориентировали ф с космоса на человека, 2. подняли искусство спора на качественно высокий уровень, 3. стимулировали развитие риторики и логики.

ЭМПЕДОКЛ из Агригента на о. Си-цилия ок. 490-30 до н. э древне-греч. философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. В своей философской поэме О природе сводил все многообразие вещей к четырем корням земле, воде, воздуху и огню. Это учение о четырех элементах или стихиях природы в течение мн. вв. удерживалось в античной и средневековой философии.

Соединение н разделение элементов Э. объяснял действием двух противо-борствующих сил притяжения и отталкивания дружбы и вражды. Преобладание той или др. силы определяет различные стадии циклически происходящего развития вселенной. Большое историческое значение имела высказанная Э. догадка о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний.

АНАКСАГОР из Клазомен в Малой Азии ок. 500-428 до н. э древ-иегреч- философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. По обвинению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи семена вещей, позже названных гомеомериями, из различных сочетаний к-рых образуются все существующие вещи. Движущей силой, обусловливающей соединение и разделение элементарных частиц, считал нус ум, к-рый понимал как легчайшее и тончайшее вещество.

Космогония А. объясняет возникновение системы небесных тел нз первичного беспорядочного смешения частиц вещества- в результате их внхреоб-разного вращения. 8. Жизнь и философствование Сократа. В 5 вднэ на смену полит. власти аристократии и тирании во мн. городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений нар.собрания и суда, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит. красноречия, умеющих убеждать.

Однако нерасчлененность тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть софистами т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.

Сократ. Афинянин 469-399днэ. С. собрал вокруг себя много учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие. Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников Ксенофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля.

Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Фил.по С учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. самопознание. Познание природы невозможно агностицизм, возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Родоначальник диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.

Его метод диалектических споров заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Знание - это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.

Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора - метод вопросов, ирония. В этике С. отождествляет добродетель со знанием.

Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. счастье человека - когда его душа полна добродетелями. Сократ 469-399 гг до н.э Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Знание - это не механическая передача знаний от человека к человеку. Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением. Истина рождается в диалоге коммуникации. Алгоритм ведения продуктивного спора, предложенный Сократом 1. сомнения - вступая в диалог, Сократ говорил я знаю, что я ничего не знаю, т.е что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь, 2. ирония над знанием человека, 3. майевтика - метод, помогающий собеседнику родить истину.

Сократ помогал человеку самому дойти до истины истины , 4. индукция от фактов к общим положениям, 5. дифиниция - окончательное определение исследуемого предмета.

Методом Сократа была диалектика как искусство спора. Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу - знания, т.е. человек совершает неблагие деяния, т.к. не знает о том, что они неблагие. В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм. 9. Ф Платона теория идеи, теория познания, онтология и космология, этика и учения о государстве. Платон - основатель первой философской системы объективного идеализма.

Впервые дал обоснование примата превосходства идеи над материей. Идея эйдос - центральная фигура философии Платона. Всякое физическое тело - воплощение идеи. Идея - это первообраз, оригинал, а вещь - это копия причем некачественная. Любой материальный объект можно разрушить, а идея останется. Идеи Платон называл парадигмами - образцами, по которым из бесформенной материи организуются реальные вещи. Важная заслуга Платона - в разделении вещи как материального тела от идеи вещи. Платон первым осознал конструктивную роль идей. Учение о идеях - метафизическая часть его Платона.

У Платона есть также социально - политическое учение. Учение Платона о бытии проблема статуса идей-эйдосов, душе и познании. До конца 5 в. днэ основным типом древнегр. Фил. был материализм. 427-347, Государство, законы. Платон - основатель объективного идеализма.

Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен и тождественен себе и приходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматривает само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно.

Поэтому бытие содержт в себе противоречия оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

В космогоническом учении П утверждает, что последними элементами всех вещей явл. неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П. считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала.

Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е. искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания.

Чел. душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл. к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Раз части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников.

Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правителей и воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос. воспитании детей. Под ОНТОЛОГИЕЙ или первой философией, в домарксистской философии понималось учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов.

В этом смысле О. равнозначна метафизике - системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья католические философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, к-рое бы служило философским доказательством истин религии. КОСМОЛОГИЯ греч. kosmos - вселенная, logos - слово, учение - раздел астрономии, наука о вселенной как едином связном целом и о всей охваченной астрономическими наблюдениями области вселенной как части этого целого.

Первые наивные космологические представления зародились в глубокой древности в результате стремления человека осознать свое место в мироздании. Накопление данных наблюдений и подсказанная античной философией уверенность в том, что за видимым запутанным движением планет должны скрываться закономерные истинные движения, привели к созданию геоцентрической системы мира, к-рая в результате ожесточенной борьбы с церковью и схоластикой сменилась гелиоцентрической. 10. Ф Аристотеля категории форма и материя, теория познания, логика, онтология и космология, натурофилософские и естественно-научные представления, этика, учение о государстве. Аристотель - ученик Платона.

Центральная категория учения Аристотеля - эйдос заимствована у Платона с дополнениями. У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Гиперурания - за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее. Учение Аристотеля демократично у каждой вещи - своя идея, а в социально-политическом учении Платона можно увидеть зачатки тоталитарного государства с единой идеей.

У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона - да. Аристотелевская материя двояка 1. бесформенное вещество первоматерия , 2. то, из чего вещь состоит. Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму эйдос. Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение.

Причины вещей любая вещь обязана своим существованием четырем причинам 1. материальная из чего ,2. формальная форма , 3. деятельная мастер , 4. целевая ради чего. Мировоззрение Аристотеля телеологично - все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенции-альной завершенностью. н критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Ар. признавал объективное существование материи.

Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе она инертна и пассивна. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос Что есть вещь? и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар. делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона - это первичный материал, потенция вещей.

Придает же материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т.о Ар. понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Ар. считает чистую, лишенную материи форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса.

Усматривает причинную зависимость явлений сущего все имеет причинное объяснение. В соответствии с учением о сущности, Ар. проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть. Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей.

Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы Почему? и Для чего Ар. всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией целеустремленная энергия, движ. сила превращающая возможность в действ-ть Ар. понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по Ар. содержит в себе внутренние цели. Т.о понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер т.е. наличие сверхразумного творца. Душа явл-ся формой по отношению к материи.

Однако, по Ар присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животные и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения - общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар. определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает.

Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного - это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики - добродетель. Ар. разделял добродетель на два главных вида дианоэтические интелектуальные и этические волевые. Логика аналитика по Ар наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений.

Ар. главное значение придает достоверным и необходимым выводам. На первый план выдвигает движение мысли от общего к частному дедукция, а на индукцию обращает мало внимания. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог перводвигатель. Одним из важнейших принципов является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на все бытие и даже на бога. А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии. Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия. 11. Ф эллинистическо-римского периода.

Общая хар-ка периода, основные школы и идеи кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, Филон Александрийский, гностицизм. Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом.

Перелом IV и III в. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее 338 до н. э. и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э. Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии.

Усилия, направленные на познание объективного мира Ф Аристотеля, активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской Ф. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур.

Его философское мышление восприняло материалис-тические элементы предшествующей греческой философии. Доминантную роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомис-тическая система Демокрита. КИНИЗМ, философское учение, согласно которому наилучшая жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей существование, подобное жизни собаки.

В период между 350 до н.э. и 500 н.э. кинизма в той или иной форме придерживались многие мыслители. От слова собака греч. кюон, по-видимому, и происходит название кинической школы. Самый известный ее представитель, Диоген Синопский ок. 412 - ок. 323 до н.э который, вероятно, ее и основал, имел прозвище собака. Недавние исследования опровергли традиционные представ-ления, что основателем школы был ученик Сократа афинянин Антисфен, а Диоген у него учился, и что свое название школа получила от обыкновения Антисфена преподавать в гимнасии Киносарге.

Сколько можно судить, Антисфен умер примерно за 16 лет до появления Диогена в Афинах по взглядам он стоял гораздо ближе к философии Сократа, нежели киники. Киники кормились подаянием, презирали собственность, опрятность, вежливость, сексуальные ограничения, они без уважения относились к общественным институтам и условностям. В своем отрицании всего этого они не ведали никакого стыда. Возможно, киники вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа, его практически полным бескорыстием, а также его учением о том, что пристрастие к роскоши препятствует добродетели.

Большей зрелостью отличаются восходящие также к Сократу воззрения стоиков, утверждавших, что добродетельна подчиненная уму умеренная жизнь, свободная от пристрастий и антипатий. ЭПИКУРЕИЗМ - одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателя Эпикура ок. 341-270 до н.э В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом носит ярко выраженную практическую направленность.

Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию ее цель - излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.

СКЕПТИЦИЗМ - это течение, возникшее в конце 4 века дон. эры. Основатель - Пиррон из Элиды. он не писал трактатов, так как считал, что истина не достижима, а мудрость состоит в том, что бы вождерживаться от всякого суждения - и отрицания чего-либо и утверждения. Во 2 веке до н. эры скепт. как условие свободы в суждениях отстаивали философы Платоновской академии. Позже идеи скептицизма систематизировал Энесидем, который сформулировал 10 тропов опровержений, отрицающих достоверное знание.

Наиболее полное представление об античном скептицизме дают трактаты Секста Эмпирика, который противостоял скептиц-му необходимость исследования познания. Средневековая Ф и С. были средствами утверждения религиозной веры. теологи доказывали, что истинность знания, даже, если она опирается на опыт и подтверждается доводами разума, относительна. На всякий тезис можно найти антитезис. Представитель Пьер Абеляр 12 век. Ф возрождения рождается как выражение безграничного гносеологического оптимизма, а в конце пути все более проникается идеями скептицизма.

Все в мире противоречиво и изменяется и превращается в свою противоположность, поэтому любознание о нем является относительным. Предст Эразм Роттердамский, Мишель Монтень. в 18 веке философский скептицизм перерождается в агностицизм Юнг, Кант. Сомнения остаются спутником познания, но теперь они не осознаются как непреодолимое препятствие для достижения истинного знания.

В истории С. играл двоякую роль - с одной стороны он способствовал продолжению догматизма, формированию диалектического понимания относительного хар-ра истинного знания, с другой - был источником агностицизма, неоправданного сомнения в самой возможности достоверного познания. Стоики Стоицизм - представители Ф. Учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической культуры в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники, на основе матем. знаний.

Представители Зенон, Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой того, кто хочет судьба ведет за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно. Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений. Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля.

Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой. Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом- теплым дыханием. ГНОСТИЦИЗМ - религиозно-философское течение периода поздней античности. Возник в 1 в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских, иранских, египетских, иудейских и др. религиозно-мифологических представлений и культов, греч. философии и христианских идей. Наиболее значительные представители - Василид, Иосиф, Гераклеан, Карпократ, Валентин.

Расцвет Г. приходится на середину 2 в когда он стал гл. соперником христианства. Различают христиан-ский и языческий Г. Общими почти для всех гностических систем являются дуализм борьба света и тьмы, добра и зла, духа и материи, в большинстве систем преодолеваемый идеей единого духовного первоначала плерома учение об эманации представление об иерархической организации бытия идея вечности мира против креационизма Ветхого завета учение о человеке как центре мирового процесса дуализм души и тела или признание трехчастного состава человека - дух, душа, плоть концепция гносиса, знания через аскетическое возвышение духа человек преодолевает свою разорванность, познает свое внутреннее Я, тем самым восстанавливая разрушенную мировую гармонию. Г. присущи, с одной стороны, социально-интеллектуальный аристократизм не все люди способны к гносису, и с др эгалитарные тенденции единения людей в гносисе.

В конце 2 в. формирующаяся христианская церковь отвергла Г. и стала вести с ним борьбу, однако влияние Г. прослеживается в течение всего средневековья. Филон Александрийский около 25 до нашей эры - около 50 нашей эры, иудейско-эллинистический религи-озный философ.

Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего - стоическим платонизмом пытался примирить ветхозаветное учение о Творении с верой в мировую душу и монотеизм с астрологией, развивал концепцию о мистическим значении чисел.

Исходя из абсолютной трансцендентности Бога и из стоическо-платонического учения об идеях, Ф.А. учил о Логосе как самом высоком и совершенном творении Бога, благодаря которому Бог творит сначала существа, более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф.А. выдвинул теорию экстатического восхождения к Богу. В космологии развивал теодицею стоиков.

Ф.А. указывал, что звезды - не первопричина вещей и событий, они были созданы лишь на четвертый день, и им нельзя поклоняться. Однако при этом Ф.А. считал, что звезды - это разумные существа, полностью добродетельные и неспособные ко злу тогда как люди способны и к добру, и ко злу, а звери неспособны ни к тому, ни к другому. Ф.А. признавал возможность астрологических предсказаний и концепцию природной симпатии между различными частями вселенной в этом смысле он считал, что все вещи на земле зависят от звезд. Он интерпретировал 11 звезд из сна Иосифа как соотносящиеся со знаками Зодиака, тогда как сам Иосиф символизирует 12-й знак. Ф.А. оказал большое влияние на авторов Нового Завета и на теологию раннего христианства. 12.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кандидатский минимум по философии - билеты, ответы-шпаргалки

С.Л.Франк , русский марксизм Г В.Плеханов, В.И.Ленин , евразийство Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, Г.В.Флоровский, Л.П.Карсавин и др… Проблема искусственного интеллекта, 43. Познание познавательные способности,… Проблема соотношения культуры и цивилизации. 52. Этнос проблема соотношения социального и биологического, культурного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функции философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура философского знания
Структура философского знания. Структура фил. знания 1 Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2 Гносеология теория познания - наука о то

Неоплатонизм основные имена и идеи
Неоплатонизм основные имена и идеи. НЕОПЛАТОНИЗМ - заверша-ющий этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии. Основоположником Н.

Риккерт школ
Риккерт школ. Марбургская школа. Зарождение неокантианства связано с провозглашением и обоснованием лозунга Назад к Канту. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - одно из направлений неокантианства. Гл.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги