рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Риккерт школ

Риккерт школ - раздел Философия, Кандидатский минимум по философии - билеты, ответы-шпаргалки Риккерт Школ. Марбургская Школа. Зарождение Неокантианства Связано С П...

Риккерт школ. Марбургская школа.

Зарождение неокантианства связано с провозглашением и обоснованием лозунга Назад к Канту. МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - одно из направлений неокантианства.

Гл. представителями этого направления были Коеен, П. Наторп, Кассирер, Р. Штам-млер. Отбросив материа-листическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма.

Согласно учению М. ш Ф не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук. Отрицая объективную действии-тельность, философы М. ш. стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали его как чисто логический процесс конструирования понятий. При этом методология М. ш. неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемых частным наукам.

Гл. из этих принципов считался т. наз. принцип долженствования, к-рый был распространен представителями М. ш. и на область социологии.

Отрицая объективные закономерности общественного развития, представители М.ш. рассмат-ривали социализм исключительно как нравственное явление, как надклассовый этический идеал. Представители М. ш. призывали дополнить марксизм кантианством.

Социологические идеи М. ш. оказали влияние на легальный марксизм в России и стали основой ревизии марксизма теоретиками II Интернационала Бернштеин, Каутский. М. Адлер и др Герман КОГЕН стал основателем и руководителем философской школы неокантианства, которая получила название марбургской - по имени городка, в университете которого Коген начал свою преподавательскую деятельность, а с 1875 г. занял освободившуюся по смерти Ланге кафедру философии. Основные работы Когена Теория опыта Канта и трилогия - Логика чистого познания , Этика чистой воли , Эстетика чистого чувства На русский язык работы Когена не переводились Вторым видным теоретиком марбургской школы неокантианства, труды которого относятся к сфере истории философии, логики, психологии и социальной педагогики был Пауль НАТОРП - последователь Когена, немецкий философ-неокантианец, с 1885 г профессор философии Марбургского университета.

В истории философии Наторп изучал системы античной и новой философии, в которых он находил философское предварение кантовского критицизма. В логике основная работа Наторпа - Логические основания точных наук, в числе работ по социальной педагогике выделяется Социальная педагогика. Итак, главными представителями марбургской школы - одного из основных направлений неокантианства конца XIX - начала XX веков - были Г.Коген, П.Наторп и Э.Кассирер.

Представители марбургской школы не считают правомерной попытку философии стать учением о мире или метафизикой.

Сближаясь в этом отношении с позитивистами, они утверждают, что познание того мира, в котором мы живем, есть дело частных наук. Ф же имеет другую задачу исследовать сам процесс научного познания, быть своего рода наукой о науке или наукоучением. Итак, в соответствии со взглядами марбургской школы неокантианства, Ф должна быть наукой. Ф для марбургжцев выступает прежде всего как ЛОГИКА. Логика говорит Наторп - охватывает не только теоретическую философию, как логика возможности, но и этику, как логика формирования воли, а также эстетику, как логика чистого художественного формирования. Ф у марбуржцев является не только научной по своему методу, но она должна быть и может быть также и по своему предмету только философией НАУКИ, а именно логикой науки.

Образцом науки для марбуржцев является МАТЕМАТИКА и математизированное естествознание, преимущественно физика. Уже Кант утверждал, что во всяком отдельном учении о природе собственно науки заключается лишь настолько, насколько содержится в ней математики. Коген математику считает основой всех точных наук, а основой математики - число, вернее понятие числа.

У Канта любое научное знание состояло из двух разнородных частей содержания, которое носило эмпирический характер и давалось посредством чувств, и формы, которая давалась рассудком в виде априорных категорий и основоположений. Неокантианцы, по сути дела, отбрасывают чувственный элемент познания. С точки зрения их концепции, научное знание не содержит в себе ничего чувственного.

Чувственное восприятие в лучшем случае может играть роль внешнего толчка, побуждения, стимула, но ничто чувственное не входит в состав научной теории. У неокантианцев процесс познания целиком сводится к логическому процессу. Кант считал, что посредством чувств вещи нам даются, а посредством рассудка они мыслятся. Марбуржцы не считают возможным говорить о чем-либо данном сознанию, как это делал Кант. Для марбуржцев предмет познания - не вещь, а задача познания, решение которой возможно только как уходящий в бесконечность ряд приближений.

В более узком смысле процесс познания отождествляется с процессом логического конструирования объектов науки. В более широком смысле метод состоит в никогда не завершающемся творчестве культурной жизни человека. В область науки, полагают марбуржцы, не проникает ничего из чувственного мира. Наука есть от начала до конца порождение мышления. Все научные понятия представляют собой творения духа. У марбуржцев критика данности по сути превращается в критику также и объективной истины.

Понятие истины релятивизируется, окончательно теряет черты отражения объективной действительности. Истина целиком растворяется в процессе ИСКАНИЙ того, что принципиально будто бы никогда не может быть найдено. Как утверждает Коген, истина состоит единственно в искании истины. Для Когена ЭТИКА - это вторая рядом с логикой основная философская наука. Подобно Канту, Коген переходит от теории познания к этике.

Истину Коген понимает как связь и согласие теоретической и этической проблемы. В то время как Логика чистого познания опирается, или как выражается Коген, ориентируется на математику и математическое естествознание, Этика чистой воли ориентируется на учение о праве и государстве. Этика Когена обосновывает понятие и учение так называемого ЭТИЧЕСКОГО социализма. Понятие этики Коген сводит к понятию права. В области права Коген абсолютизирует понятие государства. Марбургский философ всецело растворяет человека в правовом общении, сложившемся в формы государства.

Истинный в смысле Когена человек может быть только членом общения людей и только в форме юридического лица. Этическая личность сводится у Когена к абстракции юридического лица. В свою очередь высшая форма юридического лица - юридическая абстракция государства. От понятия государства Коген переходит к понятию социализма. Он развивает теорию социализма, которая не есть ни экономическая, ни политическая, ни социологическая, ни педагогическая, но есть учение чистой этики. Для Когена понятие социализма - это идея о таком общежитии, движение к которому совершается как движение бесконечное, а цель которого, по мере приближения, в свою очередь уходит в бесконечность.

Как методическое понятие этики, понятие социализма предполагает вечное движение. Цель социального движения, по Когену, есть только метод поэтому она никогда не может стать вещью. Вечность - важное понятие теории социализма Когена.

Она - не что иное, как точка зрения для не находящего себе покоя, бесконечного стремления вперед чистой воли. Вечность означает, следовательно, вечную задачу, задачу вечности. И именно такой вечной задачей является, по Когену, движение общества к социализму. В бесконечном и вечном прогрессе он остается и должен навсегда остаться бесконечно удаленной точкой. Коген, опираясь на Канта, выводит необходимость социализма из формулы КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА Поступай так, чтобы человечество - как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда было бы для тебя вместе и целью и никогда не было только средством. В этом смысле человек сам по себе есть цель, или самоцель, конечная цель. Фрейбургская Баденская школа неокантиантства.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА-одна из влиятельных в начале 20 в. школ неокантианства. Название получила вследствие того, что учения Б. ш. излагались профессорами Виндельбандом и Рик-кертом в ун-тах земли Баден - в Гей-дельберге и Фрейбурге. Осн. идея Б.ш противопоставление метода истории методу естествознания история - якобы наука об индивидуальных фактах развития, представляющих культурную ценность естествознание - наука о повторяющихся и общих закономерностях явлений природы.

И в тех и в др. науках понятия - не отражение реальности, а ее преобразование в мысли, подчиненное априорным принципам в естествознании - установке на познание общего, в истории - на познание индивидуального. Б. ш. исходит, опираясь на Канта, из противопоставления бытия, или сущего, должному. Характерное для нее отрицание исторической закономерности связывается с т. наз. теорией ценностей, исходным пунктом к-рой явилось одно из значений вещи в себе у Канта. Учения эти были развиты Г. Мюнстер-бергом 1863-1916 , Э.Ласком 1875- 1915 , в применениях к эстетике- И. Коном 1869-1947 и Б. Христиан-сеном, а в применении к социологии - Вебером.

В немарксистской социологии 60-х гг. 20 в. идеи Б. ш. развивались в духе субъективизма и волюнтаризма. Представители этого направления в ФРГ - В. Таймер и Г. Риттер.

Вильгельм ВИНДЕЛЬБАНД - один из наиболее видных представителей фрейбургской школы неокантианства. Систематическое развитие его взгляды получили в работах другого неокантианца - Генриха Риккерта - работах, предназначенных развить логику неокантианского понимания исторической науки. 29. Иррационализм А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше. ИРРАЦИОНАЛИЗМ лат. irrationa-lis - неразумный . 1. Философские учения, настаивающие на ограни-ченности познавательных возмож-ностей разума, мышления и признающие осн. родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п. И. считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняю-щейся игре случая, слепой воле. КЬЕРКЕГОР Серен 1813-55 - датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма.

НИЦШЕ Фридрих 1844-1900 нем. философ, один из основоположников совр. иррациона-лизма в форме философии жизни. ШОПЕНГАУЭР Артур 1788- 1860 - нем. философ-идеалист снискал себе славу прежде всего как блестящий эссеист.

К середине 19 века в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг - на передний план выступают иррационалистические концепции. Так же как и рационализм, иррационализм, как философское направление, начинает формироваться еще в античную эпоху. Иррационалистические элементы можно зафиксировать в учениях платонизма, неоплатонизма, позднего стоицизма, в христианской философии средневековья и вплоть до второй половины 19 века, когда иррацио-нализм получает полное и всестороннее развитие, и его определяющее влияние на историко-философский процесс ощущается на протяжении всего 20 века. Утверждение философского иррационализма проис-ходит по мере разочарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал философский рацио-нализм.

К середине 19 века люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества, Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума.

Неверие в конструктивно-созида-тельные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - таковы основные черты умонастроения второй половины 19-20 вв которые легли в основу иррационализма как философского направления. Под влиянием этого умонастроения происходит переосмысление рациона-листической концепции человека к окружающей действительности, изменение представления о смысле, цели и назначение человеческой деятельности и познания, пересмотр самого способа истолкования человеческого мышления и сознания.

Если рационализм мистифицирует рационально-целесообразные формы человеческой активности, то в иррационализме духовное отождеств-ляет со спонтанными, бессознатель-ными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практи-ческими структурами субъекта. Все формы рационального отношения к миру объявляются в иррационализме производными от первоначальной до сознательной основы. В зависимости оттого, какое конкретное начало объявляется сущностной характерис-тикой субъекта, и какая дается интерпретация этому началу, в философии возникают различные системы и школы иррационализма Ф воли Шопенгауэр и др Ф жизни Ницше, Дальтей и др экзистенциализм Хайдеггер, Сартр и др Ф философской теории иррационализм выступает против установки рационализма, что окружающий мир является родственным человеку, что природа доступна мыслящей субстанции, и познание может дать целеуказание и ориентиры для человеческой деятельности.

Неустойчивость социаль-ного бытия индивида превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания.

Иррационализм отрицает упорядо-ченное, законообразное устройство мира. С точки зрения его представителей, основание бытия неразумно. У Шопенгауэра основополагающим началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная, ничем не предопределяемая Мировая Воля. Воля понимается в его системе как бесконечное стремление. Она безосновна, вне причинности, времени и пространства У Бергсона такие функции выполняют жизненный порыв - необузданный поток инстинктов, которому дается то натуралистическая, то социальная интерпретация.

Экзистенциализм сущностной характеристикой бытия объявляет пульсирующий процесс индивидуального переживания - экзистенцию. В объективно-идеалистических разновидностях иррационализма производится онтологизация эмоцио-нально-волевых структур человеческого бытия. так, Шопенгауэр наделял Волю универсально-космическимифункциями Воля это внутренняя сущность мира. Все сущее природа, человек, социальные институты и предметные формы культуры представляют собой лишь ступени объективации Воли. У Бергсона жизненный порыв проходит через различные материальные образования и завершает свое движение, воплотившись в человеке.

В субъективно-идеалистической разно-видности иррационализма человеческая субъективность, индивидуальное созна-ние рассматривается как особый вид бытия. Так, в системе Дальтея жизнь, рассматриваемая как основа мира, истолковывается как внутренний опыт переживания человеком своего существования в мир, придающие миру смысловые характеристики.

С отрицанием законообразности и причинной обусловленности в иррационалистических учениях тесно связано отрицание как познавательной, так и деятельно-преобразовательной активности субъекта. Поэтому основную задачу философии они видят не в познании законов объективности мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности, утверждении ее внутренней духовно-нравственной жизни, т.е. нравственно-практическому отношению к жизни.

Свои усилия иррационалисты направляют на выработку эмоционально-нравственных установок, которые служат для ориентировки человека в межличностных ситуациях, т.е. на субъективно-субъективные отношения. Человек рассматривается, как субъект общения коммуникации. В философской теории иррацио-нализм противопоставляет гносеоло-гическому подходу рационализма аксиологический. Понять истинную ценность того или иного явления, рассуждают иррационалисты, может только человек.

Человека отличает от животного не разум, не способность к понятийному мышлению, а способность к нравственной оценке. Человек это не бесстрастно-теоретическое существо, а субъективно-заинтересованное в целях и задачах своей деятельности, поэтому важными для него являются ответы на вопросы что означает эта вещь, какой цели она служит. Человек становится мерилом всего бытия, а гносеологический подход уступает место аксиологическому, в основе которого лежат установки антропологизма.

При решении гносеологических проблем решающее значение придается субъективно-психологическим, подсознательным факторам человеческого познания. В качестве наиболее адекватных средств постижения сущности реальности принимаются интуиция, вера и т.д Отсюда в наиболее крайних формах иррационализма на передний план выступают понятия, которые не могут дать образов внешнего мира, а лишь отражают субъективные переживания личности страх, отчаяние, тоска, забота, любовь и т.д При построении философской системы рационализму свойственно стремление снять все иррациональные остатки, уложить все знания в строго определенные логические формы, а все, что в них не укладывается, отбросить как незнание.

В своей гносеологии иррационализм акцентирует внимание именно на рациональных остатках, заявляя, что только они являются подлинным знанием, а значит требуют иных нерациональных форм выражения образов, символов, аллегорий, метафор и т.д Начиная с Ницше, иррационализм приводит форму изложения в соответствие с содержанием и начинает изъясняться с миром на языке пророчеств. 30. Американский прагматизм Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи. ПРАГМАТИЗМ греч. pragma - дело, действие - широко распространенное субъективно-идеа-листическое течение в совр. немарксистской философии.

В центре философии П. находится т. наз. принцип прагматизма, определяя-ющий значимость знания его практическими последствиями Пирс. В работах Джемса П. формулируется как метод разрешения философских споров путем сравнения практических последствии, вытекающих из той или иной теории, и как теория истины истина есть то, что лучше работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Субъективистское понимание практики и истины приводит П. к определению понятия идеи как инструмента действия Дьюи, а познания - как совокупности субъективных истин гуманизм Ферд. Шиллера. Под практической полезностью, однако, П. понимает не подтверждение объективной истины критерием практики, а то, что удовлетворяет субъективно-личные интересы индивида.

В объяснении действительности П. стоит на позициях радикального эмпиризма, родственного эмпириокритицизму.

Объективная реальность отождествляется в П. с опытом, а разделение субъекта и объекта познания производится только внутри опыта. Исходя из радикального эмпиризма и понимания истины как практически полезного, П. выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики Ленин В. И. Т. 18. С. 363 . В логике П. ведет к иррационализму в открытой форме - у Джемса, в замаскированной призывами к созданию логики научного исследования - у Дьюи. Законы и формы логики П. рассматривает в качестве полезных фикций. В этике П. придерживается мелио-ризма, т. е. надежды на постепенное улучшение существующих порядков.

В социологии П. варьируется от культа великих личностей Джеме и апологии буржуазной демократии Дьюи до прямой защиты расизма и фашизма Шиллер. В последнее время П. выступал в форме экспериментального натурализма, соединяющего субъективный идеализм с антимарксизмом и антикоммунизмом С. Хук, или в форме неопраг-матизма, объединяющего П. с неопозитивизмом и семантическим идеализмом семиотика Ч. Морриса, операциона-лизм Бриджмена, прагматистская интерпретация формальной логики К. Льюисом, И. Гудменом и У. Куайном. П. длительное время господствовал в духовной жизни США, лишь после 2-й мировой войны уступив свои позиции др. концепциям.

ПИРС Чарлз Сандерс 1839-1914 - амер. философ и логик, основатель прагматизма, проф. в Кембридже, Балтиморе, Бостоне.

В статье Как сделать наши идеи ясными 1878 ввел т. наз. принцип Пирса значение идеи состоит в ее практических последствиях. Отождествив последние с ощуще-ниями, П. встал на позиции, берклианства. Понимая познание как закрепление веры , П. разработал три метода прагматизма метод упорства, метод авторитета и научный метод, основанный на гипотетическом допущении реальности мира. В противоречии с субъективно-идеалистической гносеологией П. разрабатывал объективно-идеали-стическую теорию развития, основанную на принципах случайности и любви как направляющей силы развития.

Своими работами по теории значения стимулировал становление семиотики и оказал значительное влияние на математическую логику и совр. позитивизм. Занимался также теорией вероятностей и логикой отношений. ДЖЕМС Уильям 1842-1910 - амер. психолог и философ-идеалист, крупнейший представитель прагматизма.

Проф. Гарвардского ун-та США 1889-1907 . Сознавая несостоятельность метафизического метода, свойственного рационализму, Д. противопоставляет ему не диалектику, а иррационализм. В анализе психики, к-рую Д. рассматривал как поток сознания, подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. Заменяя объективное понятие истины прагматическим принципом полезного действия, соответствия интересам, Д. признавал существование верований, недоступных доказательству и научному обоснованию.

Радикальный эмпиризм Д. есть на деле субъективистское сведение реальности к чистому опыту, к сознанию, а его нейтральный монизм рассматривает материальное и духовное как два различных аспекта того же опыта. Д. активно участвовал в созданной им в Нью-Йорке специальной организации по изучению мистического опыта. Историю философии рассматривал как манифестацию различных темпераментов и субъективных установок мыслителей. Осн. соч Принципы психологии 1890 , Многообразие религиозного опыта 1902 , Прагматизм 1907 . ДЬЮИ Джон 1859-1952 -амер. философ-идеалист, оказавший большое влияние на зап. философию, социологию, эстетику, педагогику США основатель чикагской школы прагматизма.

Начав с гегельянства и пройдя через эволюционистский позитивизм, Д. разработал новую версию прагматизма, названную им инструментализмом, или гуманистическим натурализмом. Согласно этой версии, идеи суть не формы отражения действительности, а лишь инструменты манипулирования с сырым опытом, исходя из задач данной ситуации. В своих социологических работах Д. выступает как поборник либерализма регулируемой свободы и равных возможностей и индивидуализма.

Классовой борьбе и социалистической революции он противопоставляет сотрудничество классов и улучшение об-ва путем педагогических реформ. Экспериментальный метод педагогики Д. основан на воспитании индивидуальной инициативы и предприимчивости, понятых как постоянная черта человеческой природы. Соч. Школа и общество 1899 , Демократия и воспитание 1916 , Реконструкция в философии 1920 , Логика, теория исследования 1938 , Человеческие проблемы 1946 и др. 31. Феноменология Э.Гуссерль и герменевтика М. Хайдеггер, Г. Гадамер. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - основан-ое Гуссерлем и его учениками Л. Ланд-гребе, Э. Финк и др. субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на совр. немарксистскую философию.

Центр, понятие Ф интенциональность сознания его направленность на объект - предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа нет объекта - без субъекта. Осн. требованиями феномено-логического метода являются I феноменологическая редукция, т. е. воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы чистого т. е. субъективного опыта 2 трансцендентальная редукция, т. е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как чистого сознания.

Ф, как наука о чистых сущностях эйдетика, противопоставляется познанию реальных фактов.

Идеи Ф. в преобразованном виде послужили философской основой экзистенциализма Хайдеггер, Сартр и отчасти философской герменевтики. В русле Ф. разработаны учения Шелера, Мерло-Понти и Гадамера. Католические философы Де Веленс, Ван-Бреда синтезируют Ф. с неотомизмом. Идеалистические

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кандидатский минимум по философии - билеты, ответы-шпаргалки

С.Л.Франк , русский марксизм Г В.Плеханов, В.И.Ленин , евразийство Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, П.П.Сувчинский, Г.В.Флоровский, Л.П.Карсавин и др… Проблема искусственного интеллекта, 43. Познание познавательные способности,… Проблема соотношения культуры и цивилизации. 52. Этнос проблема соотношения социального и биологического, культурного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Риккерт школ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура философского знания
Структура философского знания. Структура фил. знания 1 Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2 Гносеология теория познания - наука о то

Функции философии
Функции философии. мировоззренческая - заключается в выработке мировоззрения системного взгляда на мир 2. теоретико-познавательная - выработ-ка категорий, отражающих наиболее общие связи и отношени

Неоплатонизм основные имена и идеи
Неоплатонизм основные имена и идеи. НЕОПЛАТОНИЗМ - заверша-ющий этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии. Основоположником Н.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги