Человек в дискурсе власти : на материалах современной философии

Белорусский Государственный Университет факультет философии и социальных наук кафедра философии и методологии наук Курсовая учебно-исследовательская работа по теме Человек в дискурсе власти на материалах современной философии.Подготовил студент 3-го курса отделения философии Корольков Александр Научный руководитель Хомич Е. В. Минск 2005 Содержание. Введение3 Глава 1. Понятие власть в философском и политологическом значении.5 Глава 2. Воля к истине и дискурсивная природа власти Мишель Фуко10 Глава 3. Симулякры власти и Потребитель Ж. Бодрийар 3.1 Функционально- инструментальный статус человека в системе вещей 3.2 Симулякры повседневности и перспективы культуры потребления 20 3.3 Субъект-шизофреник как продукт симулякра 24 Заключение.28 Библиография 29 Введение Проблема власти во всех ее аспектах продолжает занимать умы, как профессиональных политиков, так и теоретиков - философов, социологов, политологов, ученых самых разных специальностей.

Без преувеличения можно сказать, что любая социально-политическая доктрина отводит проблеме власти и механизмам ее реализации центральное место.

Это одна из основных категорий и одна из самых дискуссионных проблем политической философии и политической науки. Тайна власти порождает небывалое многообразие подходов и теорий, пытающихся ответить на вопрос о генезисе, сущности, формах властных отношений в обществе.

Концепции власти простираются от проблем рассмотрения этого феномена в рамках коллективного социального действия до акцентирования отдельных сторон неравного обмена санкциями и ресурсами в условиях классического двухстороннего взаимодействия между двумя индивидами в обществе. Многие теории представляют собой большой интерес, но вопрос об их актуальности и применимости на современном этапе развития общества встат вс более и более остро.

Власть уже не принадлежит одному человеку или группе людей, она уже представляет собой как отмечает Фуко не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е. отношение отношений, неперсонифицированное и неовеществлнное, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил. Происходит растворение властных отношений их символизация. Следуя этому утверждению, я ставлю своей целью определить специфику и формы воздействия власти на человека в культуре постмодерна. Реализация этой цели предполагаеи решение следующих задач исследования проследить смену механизмов власти в современном обществе по сравнению с традиционными культурами Показать символическую природу власти в современной социокультурной ситуации Проанализировать статус человека в структуре современных властных отношений.

В качестве основных источников выступают работы Мишеля Фуко Воля к истине , Жана Бодрийяра Система вещей , Символический обмен и смерть , Жиля Делза и Ф. Гваттари Капитализм и шизофрения Анти-Эдип , Тоффлера Метаморфозы власти, а также критическая литература и электронные интернет- статьи. Глава 1.

Понятие власть в философском и политологическом значении

В своем общем значении понятие власть означает право и возможность одн... Прямо или косвенно власть в обществе воздействует на развитие всех дру... Так, согласно Г.Лассуэллу и А.Каплану, уделявшим большое внимание проб... на реляционном аспекте - характерная черта веберианской традиции, подр... Согласно обобщенному реляционному определению, власть - это такие отно...

Воля к истине и дискурсивная природа власти Мишель Фуко

Этот языковой дискурсивный характер знания и механизм его превращения ... Напротив, она непрестанно увеличивает риск, порождает опасности повсюд... Нет непосредственно данных субъектов борьбы с одной стороны пролетариа... 27. Власть как таковая приобретает смысл в терминах субъекта, поскольку ли...

Симулякры власти и Потребитель Ж. Бодрийар

Симулякры власти и Потребитель Ж. Бодрийар 3.1

Функционально- инструментальный статус человека в системе вещей

Горька участь этого разрастающегося персонала, которому суждено перейт... Нет индивидуальных желаний и потребностей, есть машины производства же... Эту работу проделывает знак, однако при этом он сам производит свои ре... В результате непрерывной эксплуатации языка кода в качестве инструмент... Восшествие симулякра стирает и сам механизм революции, а взамен симуля...

Симулякры повседневности и перспективы культуры потребления

Наслаждение знаками вины, отчаяния, насилия и смерти заменяет, по мнен... transe - оцепенение 13 Вся культура превращается Ж.Бодрийяром в симуля... Все бесполо констатирует Бодрийяр зато все сексуализировано. Бодрийар называет это гиперреальностью. Здесь реальные объекты растворяются и всасываются симулякрами.

Субъект-шизофреник как продукт симулякра

Смерть субъекта термин полемически направлен против представления о св... Шизосубъект атом молчаливого большинства масс гипертрофирует свое част... Поэтому здесь мы существуем как адресаты, терминалы сетей, тогда как с... Шизофрения не оставляет выбора в нашем распоряжении только одна страте... Эта фатальная стратегия следует принципу Зла, который находится вне ло...

Заключение

Заключение. Отмеченное Мишеле Фуко в работе Воля к истине по ту сторону знания, власти и сексуальности смещение властных стратегий от политики меча меч как символ несущий смерть и в тоже время дарующий право на жизнь к био-политике, био-власти культивирующей жизнь и включение тела человека в аппарат производства продиктовано необходимостью развития капитализма, накоплением знаний о человеке, относительным благополучием. Что вызвало в свою очередь изменение способа взаимодействия субъекта права и регулятивно - судебного аппарата, его интеграцию в общество.

Власть уже не выполняет карательную функцию, ей все более и более присуща нормализирующая и направляющая функции. Процесс экономического и общественного развития, по мнению Жана Бодрийара, на сегодняшнем этапе утратил свой первоначальный смысл уже не Труд воспроизводит Капитал, а Капитал бесконечно воспроизводит Труд Не потребности являются основанием для производства товара, а наоборот машина производства и потребления производит потребности.

В акте потребления потребляются не товары, а вся система объектов как знаковая структура. Вне системы обмена и потребления нет ни субъекта, ни объектов. Вся культура превращается Ж.Бодрийяром в симулякр, в е подделку, в е иллюзию, в е симуляцию. Классов больше нет, есть только молчаливые массы, атомом которых является субъект-шизофреник. Он инертен, безмолвен, бесконечно пролонгирован в пространстве за счет гиперреальности своего бытия. Все краски сгущены до предела и приближены вплоть до слияния с субъектом.

Гипертрофированность, невозможность идентификации ценностей, превращение объектов в модельные серии вызывает потерю предметом своей объектности. Человек становится Потребителем знаковой системы совершая, по Бодрийяру, бессознательное и управляемое принятие всей социальной системы норм в акте покупки, как единственной свободы доступной ему.

Библиография

Библиография 1. Автономова Н. С. Фуко. Современная западная философия Словарь Сост. Малахов В. С Филатов В. П. М 1991. С. 361-363. 2. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарньк науках.

М 1977. 271 с. 3. Барт Р. Избранные работы М. Прогресс, 1989 4. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург. 2000 5. Бодрийяр Ж. Город и ненависть httpwww.ruthenia.rulogosnumber1997-9.htm 6. Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб 2000. 7. Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть. М 2000. 8. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть Социология политики. М. Sociologos, 1993 9. Вербицкий М. О симуляции постмодернизма и умственной недостаточности.

Вторжение 6 апрель 2000 7507 10. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М 1986. 11. Делез Ж Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения Анти-Эдип. М 1990. 107 с. 12. Деррида Ж. Эссе об имени. Спб. Алетейя, 1998. 13. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства истоки и современность. С П 2000 httpanthropologia.spbu.rurutextsdianovap pa10.html 14. Ильин И. П Постструктурализм.

Деконструктивизм. Постмодернизм. М 1996 256с. 15. Ильин. И. П ПОСТМОДЕРНИЗМ от истоков до конца столетия эволюция научного мифа. М Интрада 1998. 16. Ильин И. П. Постструктурализм и диалог культур. М 1989. 60 с. 17. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М 1997. 183 с. 18. Лиотар Ж Ф. Состояние постмодерна. М 1998. 19. Лиотар Ж Ф. Ответ на вопрос что такое постмодерн Ad Marginem 93. M 1994. 20. Рорти Р Хабермас и Лиотар о постсовременности Ступени, 1994, 2. 21. Рорти, Ричард Случайность, ирония и солидарностьпер. с англ. И. Хестановой , Р. Хестанова Москва Русское феноменологическое общество. 1996. 219 с. 22. Тоффлер Э. Шок будущего Пер. с англ. Э. Тоффлер.

М. ООО Издательство ACT, 2002. 557 23. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Пер. с англ. Э. Тоффлер. М. ООО Издательство ACT, 2003. 669 24. Фуко М. Воля к истине По ту сторону знания, власти и сексуальности. М 1996. 448 с. 25. Фуко, Мишель Порядок дискурса Воля к истине.

Москва. 1996 г. с. 49 96 26. Фуко М. Слова и вещи археология гуманитарных наук. СПб. A-cad. 1994г. 27. Фурс, Вероника Владимировна Философия Мишеля Фуко и проблема человека во французском постструктурализме Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук 09.00.03 Белорус. гос. ун-т. Минск. 1997г. 15 с. 28. Foucault M. Language, counter-memory, practice Sel. essays a. interviews. Ed pref a. introd. by Bouchard D. F. Oxford, 1977. 29. Foucault M. PowerKnowledge Sel. interv. a. other writings, 1972-1977. Ed. with an afterword by Gordon C. N.Y 1980 Научное приложение Актуальность исследования Понятие власть в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах.

При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие власть не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть.

Однако, проблема власти является также и философской проблемой- в классических философских концепциях это особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиционно интерпретация власти проходит в двух терминах- воли субъективной или коллективной и дихотомии господин раб, что восходит к Платону и Аристотелю. Но я не ставлю своей целью проследить эволюцию интерпретации этого понятия в рамках философской рефлексии начиная с древности и заканчивая современностью.

Эта задача может и не являлась бы непосильной, но несла бы для меня чисто археологический интерес. Многие теории представляют собой большой интерес, но вопрос об их актуальности и применимости на современном этапе развития общества встат вс более и более остро. Власть уже не принадлежит одному человеку или группе людей, она уже представляет собой как отмечает Фуко не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е. отношение отношений, неперсонифицированное и неовеществлнное, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил. Происходит растворение властных отношений их символизация.

Следуя этому утверждению, я ставлю своей целью проанализировать смену механизмов власти в современном обществе и определить характер, особенности и формы ее воздействия на человека в культуре постмодерна. Реализация этой цели предполагаеи решение следующих задач исследования проследить смену механизмов власти в современном обществе по сравнению с традиционными культурами Показать символическую природу власти в современной социокультурной ситуации Проанализировать статус человека в структуре современных властных отношений.

Эмпирическая база исследования В качестве эмипирической базы исследования выступают работы, посвященные характеристике ситуации постмодерна в современной философии и культуре Бодрийяр Символический обмен и смерть, Лиотар Состояние постмодерна, и др. Тексты, посвященные природе власти в классическом и современном дискурсах Бодрийяр Забыть Фуко, Фуко Воля к истине По ту сторону знания, власти и сексуальности, Тоффлер Метаморфозы власти, Бурдье Социальное пространство и символическая власть произведения, воспроизводящие характеристики человека, его статуса и природы в современной практике Барт Смерть автора, Фуко Слова и вещи, Что такое автор, Деррида Философия имени, Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность и др. а также критическая литература по данной проблематике работы Автономовой, Ильина, и др Обращение к анализу именно постмодернистской традиции в рамках данного курсового исследования обусловлено несомненной актуальностью данного интеллектуального течения, его апелляцией к очевидным больным вопросам современности, оригинальностью и перспективностью его позиций и решений. В качестве основных методов исследования выступают метод историко-культурной реконструкции, метод критического анализа.