Философская религиоведческая концепция психоанализа З Фрейда

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 21. Философские аспекты психоаналитического учения 1. Коперниковский переворот замыслы и итоги 2. Исходные мировоззренческие установки основателяпсихоанализа 3.Психоанализ 3.Фрейда 71.4Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом 102. Происхождение и сущность религии в свете психоанализа 1. Случай и суеверие. Невроз и религии 2. Происхождение религии 162.3. Табу как форма социальной регуляции 182.4 Теория атеизма 20Заключение 21Список литературы 22ВВЕДЕНИЕНаправление, в котором шло развитие этого затянувшегося нанесколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различныхточек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления установитьистину.

Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и ученияоснователя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизмеФрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко выраженноеидеологическое звучание.

Проблема религии занимает особое место в социальной философиипсихоанализа. Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованиях общепсихологического и социально-философского характера. Определив религию как проецированную во внешней мирпсихологию , Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубокихистоков, берущих свое начало в особенностях функционирования человеческойпсихики.

Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основымифов о рае и аде, добре и зле, боге и бессмертии. Таким образом, генеральнуюзадачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратитьметафизику в метапсихологию, т.е. свести учение о сверхчувственной реальностик общей теории человеческой психики. Фрейд считал, что религия - это не просто массовая иллюзия, ноиллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивыхсостояний. Как и невроз, она возникает вследствие подавлении первичныхприродных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий иритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающий людямприспособится людям приспособиться к невыносимым условиям своего существования. Очевидно, здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность.

Емуудалось выяснить интересные параллели между ритуализмом невротика и верующего, а именно символизм, стереотипность, принудительнось совершаемых действий, иллюзорность лежащих в их основе идей. Но, разумеется, главным пороком религиоведческой концепцииФрейда был ее полный антиисторизм.

Она покоилась на сложной цепиисторико-психологических параллелей, в основе которых лежало размывание гранеймежду нормой и патологией, психологическим и социальным. Полагая, что основноеядро человеческой психологии неизменно, Фрейд считал возможным уподоблятьпсихику ребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребенка. Религиоведческая концепция Фрейда, таким образом, представляетсобой крайне запутанное и противоречивое явление.

Собственно здесь исталкиваются с парадоксальным несоответствием между мировоззренческой позициейученого и ее теоретическим обоснованием, между характером поставленных проблеми методами их решения, между субъективными намерениями и объективнымрезультатом его исследовательских усилий.1. ФИЛОСЛФСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ 1.

Коперниковский переворот замыслы и итоги

Фрейда формировалось подвлиянием идей рационализма и естественнонаучно... Особенно поразилего эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипн... Поэтому под гипнозом необходимо заставить больного вспомнить, заново п... Для рассмотрения основных вопросовреферата необходимопровести разграни... Однойиз ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная ф...

Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом

Теоретикипсихоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрей... Напротив, в трактате Страстидуши он предпринял попытку осмысления проб... В противоположность картезианской философии Спиноза выдвинулположение,... Однако, рассуждения Шопенгауэра иНицше о приоритете бессознательного н... Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистыйинтеллект,...

Происхождение и сущность религии в свете психоанализа

В каждом цивилизованном человеке, утверждал Фрейд, сидит дикарь. Суть ее состояла в том, что ребенок впроцессе роста вкратце повторяет ... Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз. Вотличие о... Теорияатеизма Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следуе... Так, например, категорически отрицая идею богодуховенностирелигии, Фре...

Заключение

Заключение Религиоведческая концепция З. Фрейда представляет собой смесьреальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки имифотворчества. Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистическиеаспекты творчества Фрейда.

Среди множества стремлений и желаний, возникающих первоначальнона подсознательном еще уровне, в сфере бессознательного главную роль играет, поФрейду, половой инстинкт.

Социальные нормы, культура в целом, ограничиваютпроизвол индивида, вводя его поведение в определенные границы, нарушениекоторых несет угрозу совместной жизни людей. Подавление мощных природныхвлечений и порождает религию, в которой Фрейд видит общечеловеческий навязчивыйневроз религия есть не что иное, как иллюзорное исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества, которые остаютсянеудовлетворенными и вытесняются в сферу бессознательного.

Религия, такимобразом, выступает как способ защиты индивида от враждебного ему как индивидусоциального начала - той узды, которая сдерживает его природные инстинкты, ограничивает его эгоистические, агрессивные, сексуальные стремления. Но этоспособ, который основывается на создании и использовании иллюзий, когдажелаемое принимается и выдается за действительное. Фрейд полагает, что лучшепрекратить манипулирование символическими масками истины.

Его идеал - человечество, которое отреклось от всех иллюзий и благодаря этому сумелосносно устроиться на земле! Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели нанет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализеФрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма ипессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности. Акцентируя внимание натех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тожевремя фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫЗ. Фрейд. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. М 1980.З. Фрейд. Психология бессознательного. Сборникпроизведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М 1989.З. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ. М 1997.З. Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. М 1998.С. Цвейг. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. М 1990.Белик А.А. Культурология Антропологическиетеории культур М. РГГУ, 1999. Религия и общество Хрестоматия по социологии религии М. Аспект-Пресс, 1996.Попова М.А. Фрейдизм и религия М. Наука, 1985. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. -М. Философия, 1985.П. С. Гуревич.

Бессознательное как факторкультурной динамики Вопросы философии. 2000. 10А. И. Жеребин. О прошлом и будущем однойиллюзии Вопросы философии. 2000. 10.