Функции философии как науки

ПЛАН Введение 1. Мировоззренческие функции философии. 1. Гуманистическая функция. 2. Социально-аксиологическая функция. 3. Культурно-воспитательная функция. 4. Объяснительно-информационная функция. 2. Методологические функции философии. 1. Эвристическая функция. 2. Координирующая функция. 3. Интегрирующая функция. 4. Логико-гносеологическая функция. Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в це-лом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, на-туралистское, обыденное.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый сово-купный опыт развития человечества.

Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в сис-теме «мир — человек». Ответ на этот вопрос – основные функции философии, заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действитель-ности.

Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как все-общий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические. 1. Мировоззренческие функции философии Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, соци-ально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная. 1. Гуманистическая функция. На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца.

Такие размышления не-редко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечно-сти, невозможность примириться с временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, — свидетельствует Н.А. Бердяев, — меня сопровождала тоска.

Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сто-рон мира к миру смысла». Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к само-убийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, раз-мышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин.

Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди силь-ные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из че-го, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний. На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продук-тов своей деятельности.

Человек оказывается порабощенным и физически, и духов-но. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человече-скую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание.

Она низ-вергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества Она делает человека вполне человеком Фило-софия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, вели- ким и для всего мира полезным». К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого от-чуждения обращались многие философы XX столетия.

Одним, из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое уси- ление темпов развития общественной жизни.

Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость со-временного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье ста-ло для человека второй натурой.

Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действи-тельный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относить-ся друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализа-ции во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного зна-ния, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала.

Политизация общественной жизни и осо-бенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет челове-ка, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.

Таково существо гуманистической функции философии. Я обратился к соот-ветствующим рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера не случайно: все они — представители гу-манистической линии в философии, лучше других, как мне кажется, представляю-щие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое предназначение философии. 1.2. Социально-аксиологическая функция. Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критиче-ская подфункции.

Содержание первой из них заключается в разработке представле-ний о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же отно-сится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. Коснемся лишь одного момента — общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений фи-лософии и политического режима.

На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политиче-ский режим — следствие. Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концеп-циях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробны- ми рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социаль-ного равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного по-лицейского надзора). Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логич-ным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие пробле-мы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти про-блемы относительно самостоятельны, постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь.

В резуль-тате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находя-щимися вообще за пределами философии. Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философско-го знания, но и отношению философии к другим общественным наукам, например, политэкономии и политологии.

Известно, например, что марксизм как политэконо-мия был принят не только В. И. Лениным, но многими другими политическими дея-телями, в числе которых был и Г. В. Плеханов; политические же выводы из мар-ксизма у Ленина и Плеханова, т. е. политологические построения, были различны-ми. Если теперь взять философию, то с политэкономией К. Маркса оказались свя-занными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и неокантианство.

Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от философии к политике.

Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера — за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия. Общественный идеал, как отмечал П. И. Новгородцев, имеет свои корни в жи-вой человеческой личности.

Этот идеал устанавливается философией в связи с ос-новной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. «В силу безусловного своего значения личность представляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель про-гресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна быть она рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели». Если исходить из конкретного рассмотрения личности во всей полноте ее нравст-венных определений, то в ней тогда обнаружится и стремление к общему и сверхин-дивидуальному.

Тогда открывается возможность и установить связь отдельных лиц между собой, и вывести основания общественного идеала. Общество — это не ни-велировка личностей, но именно связь различий.

Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Жизнь ее колеблется между двумя полюсами, — стремлением к индивиду-альному самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному. Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет нам достаточно четко уяснить себе то значение, какое имеет философия для индивида и общества в своем социально-аксиологическом аспекте. 1.3. Культурно-воспитательная функция.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует форми-рованию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпириче-ские понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противо-речивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнона-учную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятель-ность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных проти-воречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический ха-рактер. Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, со-мнение.

Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции.

Наоборот. Фило-софия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для по-следовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более пол-ных, глубоких, объективных истин. Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначи-мые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации. 1.4.

Объяснительно-информационная функция

Объяснительно-информационная функция. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответст-... Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная сист... Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение ... В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам л...

Методологические функции философии

Методологические функции философии Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логи-ко-гносеологическую. 2.1.

Эвристическая функция

К последним в сфере физического знания относятся принципы наблю-даемос... М. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или... Философско-методологические принципы (движения познания от явления к с... В предпосылки, содействующие успешному ре-шению задачи исследователем,...

Интегрирующая функция

Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе... е. Поскольку мир един, постольку и его адекватное от-ражение должно предс... Такие «пограничные» науки мо-гут быть сложносоставными, характеризующи... Поэтому лю-бой из конкретных интеграторов имеет свои определенные гран...

Заключение Нет, и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила од¬нозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому "поворачивают" устояв-шиеся представления и казалось бы давным-давно исчерпавшие себя проблемы.

Вот поче¬му философия несводима ни к одной из своих разновид¬ностей, сколь бы разра-ботанной и всесторонней ни была какая-либо из них. Философия, как говорил Ге-гель, это история философии. Это все ее наследие за много веков. К этому наследию человечеству приходится обращаться вновь и вновь. Именно на такую перспективу рассчитывали и осно¬воположники диалектико-материалистической филосо¬фии, когда устами Энгельса высказали надежду на то, что поколения, идущие после них, будут намного умнее их и будут критиковать их с высоты нового понимания новых — и старых проблем.

В том, что эта надежда только начинает сбываться, большая трагедия маркси¬стской философии, а также внушительный урок на бу¬дущее. Литература 1) Алексеев П.В Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 2) Н. А. Бердяев: «Философия свободного духа». М 1994. 3) Философия, Учебное пособие/ Авт.кол. под рук. Ю.В.Осичнюка -К.: Фіта, 1994. 4) Мостепаненко М.В. «Философия и физическая теория». Л 1969. 5) Жуков В.Н. М.Бубер. Я и Ты//Вопросы философии, 1994, N 7/8. 6) Хайдеггер М. Что это такое - философия?//Вопросы философии,1993 N8.