рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Интегрирующая функция

Интегрирующая функция - раздел Философия, Функции философии как науки Интегрирующая Функция. Термин «Интеграция» (От Латинского Integratio —...

Интегрирующая функция.

Термин «интеграция» (от латинского integratio — восстановление, восполне-ние) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.

Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к ка-кому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирую-щих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относи-тельной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недос-тающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функ-ционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т. е. повышает степень ее упорядоченности, организованности.

Мы будем применять термин «интеграция» в смысле, противоположном понятию «дезинтеграция». В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философ-ский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное от-ражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания.

В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки мо-гут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин.

По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим факто-ром в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегратив-ной и интегративной). Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов.

Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от дру-га наук (пример — кибернетика, социальная экология), а также недавно появивший-ся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движе-ния материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример — онкология, решающая проблему опу-холевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

Все три типа наук представляют собой средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования — «интеграция по методу». К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или «математизация» и «философизация» науки). На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необхо-димых факторов интеграции научного знания.

Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В резуль-тате выявляется такая их иерархия: закон — метод — принцип — теория — идея — метатеория — конкретная наука — метанаука — смежная наука — комплексная наука — научная картина мира — философия.

Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности законо-мерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому лю-бой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы. Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредст-венно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских ка-тегорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о един-стве природы и т.п.), с другой — опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, про-блемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.). К настоящему времени в науке действует множество интегрирующих факто-ров, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образова-нием; в этом отношении наука вышла из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности.

В совре-менных условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их даль-нейшему разобщению, а, наоборот, — к их взаимному цементированию.

Однако ра-зобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу на-ук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей. 2.4. Логико-гносеологическая функция.

Эта функция заключается в разработке самого философского метода, его нор-мативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов все-общего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования.

Будучи приме-ненными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включа-ются в состав их логических (или гносеологических) оснований. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логи-ческие категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью вы-работки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на вре-мя от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление.

Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей ме-тодологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика. Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватно-го научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной ло-гикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изме-няющейся сущности объекта.

Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различ-ных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших дос-тижений методологии естественных наук, придает практическую значимость обще-методологической функции философии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Функции философии как науки

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу… Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в сис-теме «мир —… Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Интегрирующая функция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объяснительно-информационная функция
Объяснительно-информационная функция. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответст-вующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям ч

Эвристическая функция
Эвристическая функция. Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги