Метафизика астрологии в философии Древней Стои

Метафизика астрологии в философии Древней Стои Курсовая работа Содержание ВВЕДЕНИЕ I. ОБЩИЙ ОБЗОР СУЩНОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 3 МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОСМОСА 3 Ионийская философия 3 Италийская философия 4 Афинская философия 5 ВЗГЛЯД А. Ф. ЛОСЕВА НА ГЕНЕЗИС АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Мифология 8 2. Классика (VI – IV вв. до н. э.) 3. Ранний эллинизм (IV – I вв. до н. э.: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм) 4. Поздний эллинизм (I – VI вв. н. э. Неоплатонизм: III – VI вв.) II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ФИЗИКИ И ЭТИКИ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ СТОИ 10 ФИЗИКА 11 ЭТИКА 17 III. О СТАТУСЕ ГАДАНИЙ, МАНТИКИ, ПРОРИЦАНИЙ. КАТЕГОРИЯ СУДЬБЫ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ СТОИ 20 Промысел 20 Мантика 20 Судьба, рок, фатализм 23 Причинность и случайность 24 Свобода воли и необходимость 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «АСТРОЛОГИЯ» КАК СИНТЕЗ ФИЗИКИ И ЭТИКИ 28 ЛИТЕРАТУРА 32 Основная литература 32 Дополнительная литература 32 Введение Целью данной работы является проследить именно метафизическую представленность астрологии в философии древних стоиков, то есть вне обращения к астрологической конкретике, не углубляясь далеко в ее содержание и тем более ее историю, а лишь взяв ее главный принцип, содержащийся в самом определении того, что такое «астрология». Тем более что для философского анализа имеют значения именно принципиальные (сущностные) положения, то есть те самые метафизические основания. «Астрология (от греч. astron – звезда и logos) – учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), определявшемся через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени…». (Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. М 1998). Астрология есть представление о связи «небесных» и «земных» явлений, материально-космических явлений с явлениями психически-духовными. В частности, одно из свойств: астрология – такой вид знания, который по необходимости утверждает влияние сверхчувственного мира на мир материальный, поскольку без допущения этой связи астрологическое знание бессмысленно (теряет свою предпосылку). Таким образом, астрология в качестве материального основания и предпосылки имеет космос, а, в качестве философского – космологизм, «комичность» мышления.

Исходя из этого, прежде чем приступить к анализу стоического космологии, а затем и стоического мышления на предмет «космичности», следует провести краткий обзор сущности всей предшествовавшей античной философии (по крайней мере, основных ее направлений) для понимания роли и значения «космического» начала, показать, так сказать, общую степень античного космоцентризма.

I. Общий обзор сущности античной философии

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОСМОСА

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КОСМОСА. Космос во всей античности занимал важное, если не главное, место в опи... «Основная античная проблематика имеет своим содержанием чувственно-мат... [1] Первая философия зародилась именно в форме натурфилософии, где осн... Приведем несколько кратких примеров (из периода античной философии, ко...

Ионийская философия

Ионийская философия. Все ионийские мыслители были натурфилософами, которые брали за субстан... В познании этого единства ионийские философы видели сущность философии. [2] Вода Фалеса, первоначало всего, – это не просто вода, а вода «разу... [3] Те же функции приписывал своему огню Гераклит. И космос тоже возни...

Италийская философия

«Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлен... Бог Ксенофана подобен шару и тождествен космосу. Богокосмос Ксенофана ... [6] Эмпедокл, сочетавший в себе ионийскую и италийскую традиции, прини... Мироздание Эмпедокл представляет как вечно повторяющуюся смену четырех... Смена фаз происходит по «воле судеб».

Афинская философия

Гомеомерии бесконечно делимы. Тезис Анаксагора: «все во всем» или «во всем есть часть всего», то ест... Космос возникает из первобытного хаоса в результате действия этот миро... Индивидуальный человек и все общество есть только подражание вечным и ... «…Нам следует считать, что причина, по которой бог изобрел и даровал н...

ВЗГЛЯД А. Ф. ЛОСЕВА НА ГЕНЕЗИС АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Отличие элемента от начала заключено в том, что начала не являются по ... [34] «…Сущность – это первовещество всего существующего; как целое она... «…Что же в таком случае мешает считать весь мир одушевленным и разумны... [43] Из учения стоиков о благе, зле и «безразличном», о судьбе вытекае... Познание связи между вещами и явлениями (осуществляемое с помощью мант...

Причинность и случайность

Хрисипп ввел различие между судьбой, или тем, что не в нашей власти, и... Поэтому, когда мы говорим, что все происходит согласно судьбе в силу п... Хрисипп подчеркивая объективный характер этих вспомогательных причин, ... Тем самым Хрисипп отрицал поглощение необходимости причинностью. Чем ниже выбранный нами уровень, тем жестче его императивы, тем фаталь...

Свобода воли и необходимость

Человек как микрокосм является неотъемлемой частью природы как макроко... А поскольку человек есть творение и часть природы (огня-бога-логоса), ... Они, в отличие от стоиков, не одушевляли космос (см. выше раздел 1 и указанную работу А. Астрология же есть не что иное, как оккультная дисциплина [62].

Основная литература

История философии. Киев, 1997. 6. – (SVF I) 7. Фрагменты ранних стоиков. Том 2, ч. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.

Дополнительная литература

Дополнительная литература 1. 1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М 1998. 2. 2. Истоки тайноведения.

Заказное справочное издание по оккультизму. Симферополь: «Таврия», 1994. 3. 3. Платон.

Филеб, Государство, Тимей, Критий.

М 1999. 4. 4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М 1990.