Философско-культурная концепция науки Кассирера

Введение 1. Философско-культурная концепция науки Кассирера 2. Роль и место культуры в концепции науки Кассирера 3. Роль и место истории в концепции науки Кассирера 12 Заключение 17 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 Введение Рассмотре¬ние науки как исторического и социально-культурного образования нашло свое отражение не только в широком развертывании исследований исторического (или историографического) направления в методоло¬гии науки, но и в оживлении интереса к социологии науки, психологии научного исследования, а также к философско-историческим и философско-культурным кон¬цепциям науки.

Новая концепция науки именно как концепция, учитывающая влияние на науку исторических и социокультурных факторов, которое изучается в ряде дисциплин (например, социология науки) в философских трудах представляется как отрицание бытовавшей ранее логико-эмпиристической концепции, потому что она, социология науки, исследует влияние социальных факторов на науку. Качественно новый под¬ход к науке, пришедшем на смену логико-эмпиристи¬ческой концепции подразумевает прежде всего изменение точки обозрения науки, в результате которого она предстает в некотором новом качестве.

А именно—как историческое социально-культурное образование. В этом случае внутренние — гносеологические и логико-методологические — характеристики науки не просто до¬полняются указаниями на исторические и социально-культурные факторы, извне влияющие на развитие науки; но и сами эти гносеологические и логико-методологические характеристики приобретают особенности, обусловленные исторической социально-культурной природой науки.

Представление о науке как о культурном образо¬вании глубоко коренится в неокантианской концепции, развитие которой представлено в учении немецкого философа Кассирера (1874-1945). В настоящей курсовой работе мы рассмотрим основные положения философско-культурной концепции науки Кассирера. 1.

Философско-культурная концепция науки Кассирера

помимо субъективной достаточности, имеет объ¬ективное основание; и пот... Хотя Кант не исключает, что возможно и рассмотрение математики только ... Кантом сформулированы теории научности: научное знание непременно соде... Эту же проблему Канта Кассирер излагает в терминах «объективации»: это... имеет объектив¬ное содержание, потому что существование всех этих «сущ...

Роль и место культуры в концепции науки Кассирера

3. Другая важная особенность форм культуры заключается в том, что каждая ... е. е. .

Роль и место истории в концепции науки Кассирера

Важно отметить, что согласно Кассиреру, объективно история возможна бл... Что же касается различий в методах наук, то они, по Кассиреру, относят... Кассирер считает, что историческое событие есть нечто большее, чем рез... произво¬дить особого рода синтез. Между тем историческая действительность сведена Кассирером к культуре ...

Заключение

Заключение Анализ показал, что, поскольку Кассирер принадлежал к марбургской школе неокантианства, в его концепции естественным образом нашла выражение кантовская идея о совпадении объек¬тивного содержания знания с процессом познания—с мысленным построением предмета познания.

В философии Кассирера находит дальнейшее развитие кантовская идея о заданности форм восприятия и мыш¬ления как условий возможности опыта и познания. Рассмотренный материал позволяет видеть, что главная особенность концепции Э. Кассирера состоит в том, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ее форм. Отсюда Кассирер развивает идею о культурном созна¬нии: наука (научное знание) есть только одна из форм объективации сознания; искусство, религия и нравст¬венность также являются формами, в которых снят, «элиминирован», отчужден отдельный субъект.

Это все общие формы объективированного сознания обществен¬ного человека, и в них осуществляется общественная жизнь человека. Характерные особенности критического идеализма Кассирера можно обобщенно сформулировать следующим образом: 1) расши¬рение области применения критического анализа; 2) по¬пытка построить на основании философии Канта (и да¬же вывести из «критического, или трансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведения форм культурного созна¬ния к логическим основаниям науки; и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.

Важно подчеркнуть, что концепция Кассирера сохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научному осознанию; и вообще они не ограничивают¬ся духовной сферой, аферой сознания человека, сфе¬рой «культурного сознания»; объективированные от человека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлинную действитель¬ность, которая непосредственно дана человеку.

Важно отметить также, что согласно Кассиреру, объективно история возможна благодаря тому, что существует историческое сознание.

Задача реконструкции прошлого, задача воссозда¬ния подлинной жизни, получившей внешнее выраже¬ние в символических системах своего времени, выпол¬няется историей благодаря особому научному методу, характерному только для истории—методу интерпре¬тации. Интерпре¬тация как историческое понимание у Кассирера — научный метод, рационально представимый и рацио¬нально применимый. Таким образом, основные идеи философско-культурной концепции науки Кассирера представляют безусловную ценность для развития современной науки.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. М. Малкей. Наука и социология знания. М Прогресс, 1983 2. Э. Кассирер. Познание и действительность. СПб 1912. 3. Г. Гегель. Наука логики, т. 3. М.: Мысль, 1972 4. И. Кант. Критика чистого разума. Соч т. 3, 5. Г. Геворкян. Очерки истории и методологии науки.