рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философско-культурная концепция науки Кассирера

Философско-культурная концепция науки Кассирера - раздел Философия, Философско-культурная концепция науки Кассирера Философско-Культурная Концепция Науки Кассирера. Главная Особенность Концепци...

Философско-культурная концепция науки Кассирера. Главная особенность концепции Э. Кассирера в том и состоит, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ее форм. Рассматривая кон¬цепцию Кассирера о науке как форме культуры, сле¬дует начать с истоков — с некоторых основных исход¬ных положений философии Канта, а также учения Когена о культуре и «культурном сознании», с его поисков «логических оснований культуры». Особенность теории познания, как она сформули¬рована Кантом, заключается в том, что теория позна¬ния исследует способ познания предметов.

Различные виды постижения мира—научное знание (математика, естествознание) и философия (теоретическая и практи¬ческая) оказываются разделенными друг от друга в самом основании—потому, что в них нашли выраже¬ние различные способности души и различные формы познания.

По этой причине различны их объекты. Так, различие между математическим и философским ви¬дами познания (равным образом опирающимися на чистый разум) заключается в «их форме, а не осно¬вывается на различии меж¬ду их материей, или предметами.

Форма математиче¬ского познания есть причина того, что оно может быть направлено только на количества » . По той же при¬чине различен характер их объективности. И наука, и фи¬лософия—метафизика, этика, эстетика, религия—по со¬держанию своему объективированы от отдельных субъ¬ектов познания. Однако философское познание в этой объективации может достичь лишь общезначимости, философское суждение не может быть безусловно от¬несено к самому предмету (данному в созерцании априорно или как предмет возможного опыта), ибо оно «не основывается на понятиях об объекте», ибо вообще «философия держится только на общих поня¬тиях» и т. п. Но философское суждение тем самым не обесценивается: философия есть познание из прин¬ципов, и благодаря им она обеспечивает единство зна¬ния в науке, этике, эстетике, религии, единство, без которого не может обходиться наш разум.

Только научное знание обладает достоверностью, т.е. помимо субъективной достаточности, имеет объ¬ективное основание; и потому только оно не просто общезначимо, но и претендует на то, что его содержа¬ние относится к предмету познания.

Научное знание возможно благодаря определенным формам мышле¬ния (чистым рассудочным понятиям, категориям) и основоположениям. Они обеспечивают объективность знания в смысле отчужденности его от познающего субъекта: всякое утверждение, сообразное с этими формами, может быть понято (и обсуждено, принято или отвергнуто) «всяким, кто только обладает разу¬мом». Но эта внутренняя определенность научного знания имеет одно очень важное дополнение, благо¬даря чему объективированное, отчужденное от субъек¬та знание становится объективным знанием. Это дополнение заключается в том, что научное знание непременно должно быть применимо к предметам воз¬можного опыта.

Это относится, равным образом, и к. естествознанию, и к математике. У Канта имеется одно очень важное замеча¬ние о предметной содержательности математики.

Математика, естествознание и даже эмпирические знания человека. имеют высокую ценность как средства главным образом для слу¬чайных целей, а если они в конце концов становятся средством для необходимых и существенных целей человечества, то это дости¬гается не иначе как при посредстве познания разума на основе од¬них лишь понятий, которое есть не что иное, как метафизика. Хотя Кант не исключает, что возможно и рассмотрение математики только как некоего формального построе¬ния, однако он отвергает эту возможность.

Все математические понятия, по его мнению, сами по себе не знания, если только не предполагать, что существуют вещи, ко¬торые могут представляться нам только сообразно с формой чистого чувственного созерцания. Но в прост¬ранстве и времени вещи даются лишь постольку, по¬скольку они суть восприятия (представления, сопровож¬дающиеся ощущениями), стало быть, посредством эм¬пирических представлений». Кант формулирует это положение о пред¬метной содержательности знания в отношении естест¬вознания, непременным условием которого является применение рассудочных форм к «эмпирическому созерцанию», к опы¬ту. Кантом сформулированы теории научности: научное знание непременно содержит в себе два момента—оно построено сообразно с правила¬ми и принципами мышления, и его понятия относятся к предметам, данным в чувственном созерцании.

Эти формулировки одновременно являются внутринаучными. критериями объективности.

И, соответственно, умопо¬стигаемым сущностям, полагаемым в идеях разума, не¬возможно приписать объективность, потому что они не могут быть даны в чувственном созерцании (для естест¬вознания—в эмпирическом чувственном созерца¬нии, в опыте); этим умопостигаемым сущностям (по сути дела, не только философским, но и всяким обще¬теоретическим обобщениям) можно приписать лишь гипотетическое существование. Уже Гегелем была по¬казана ограниченность такого понимания объективно¬сти (Гегель так и называл ее—«кантовская объектив¬ность») . Эту же проблему Канта Кассирер излагает в терминах «объективации»: это, так сказать, «научная объективность»—неко¬торая абстракция, которая успешно работает в весьма узких рамках общей методологии науки; между тем как философские трудности, встающие перед научным познанием, требуют доказательства то¬го, что научная картина мира имеет объективное содер¬жание в смысле отражения в ней независимой от поз¬нающего субъекта действительности, того, что действи¬тельность такова, как она представлена в научной кар¬тине мира. Но доказательство этого не может быть по¬лучено средствами логико-методологического и теоре¬тико-познавательного анализа, как это пытались сде¬лать Кант и кантианцы.

Вопрос о том, свойственна ли человеческому мышлению предметная истина, говорил Маркс, вовсе не есть вопрос теории, а вопрос практи¬ческий.

Внутринаучные критерии объективности дейст¬вительно способны вывести наше знание из пределов субъективности в объективный мир предметов, явлений и их сущности (и на эти критерии опирается «каждо¬дневная» работа естествоиспытателя), но это не есть имманентная нашему мышлению способность; это про¬исходит потому, что сами эти критерии (научные спосо¬бы экспериментирования и теоретизирования) сложились исторически, на основе общественно-исторической практики.

В неокантианстве же был подмечен факт «научной объективности», и превращен был в само¬довлеющий факт. А этот факт можно проиллюстрировать следующим образом: наше знание об атомах, элементарных частицах, двойной спирали, гипотетических чер¬ных дырах, кварках и т. п. имеет объектив¬ное содержание, потому что существование всех этих «сущностей» доказано (или может быть обсуждено, до¬казано или опровергнуто) в научном познании, теми средствами экспериментирования и теоретизирования, которые сложились в науке и которые составляют суть «научности». И наоборот, утверждения о дьявольской силе и пр. в принципе находятся за пределами этих средств и, соответственно, знания, и именно поэтому эти сущности не обладают существованием.

B марбургской школе неокантианства, к которой принадлежал Кассирер, нашла выражение кантовская идея о совпадении объек¬тивного содержания знания с процессом познания—с мысленным построением предмета познания.

Так, «закон нау¬ки» и «закон природы» в определенном смысле употребля¬ются как синонимические. В изложении Кассирера, именно проблема доступности или способа данности нам, должна предшествовать проблеме объективности Вместо того чтобы сравни¬вать материю и дух или противопоставлять их друг другу, мы должны сравнить и противопоставить спо¬собы физического и метафизического мышления.

Отсюда Кассирер развивает идею о культурном созна¬нии: наука (научное знание) есть только одна из форм объективации сознания; искусство, религия и нравст¬венность также являются формами, в которых снят, «элиминирован», отчужден отдельный субъект. Это все общие формы объективированного сознания обществен¬ного человека, и в них осуществляется общественная жизнь человека.

Эти формы, взятые конкретно, вполне самостоя¬тельны; присущий каждой из них свой способ видения мира («данности своего предмета») обеспечивает внут¬реннее ее единство (синтез) и ее отличие от других форм. Однако самосознание каждой из них происходит в соответствующей науке—в юрис¬пруденции, в науке о прекрасном (эстетике), в теоло¬гии, и потому исследование логических оснований науки оказывается достаточным для обоснования всего куль¬турного сознания.

Более того, при этом исследовании в качестве идеала науки имеется в виду «точное естест¬вознание». В философии Кассирера находит дальнейшее развитие кантовская идея о заданности форм восприятия и мыш¬ления как условий возможности опыта и познания. По¬добно тому, как кантовские априорные формы восприя¬тия и мышления определяют «мир для нас», так и «формы культуры» Кассирера суть единственно возможные фор¬мы существования «мира для нас»; потому и они суть формы именно культуры, т. е. мира, созидаемого общественным человеком.

Характерные особенности критического идеализма Кассирера можно сформулировать следующим образом: 1) расши¬рение области применения критического анализа; 2) по¬пытка построить на основании философии Канта (и да¬же вывести из «критического, или трансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведения форм культурного созна¬ния к логическим основаниям науки; и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.

Эти формы, «содержащие в себе систему символов, призваны не просто отображать мир, в них отложились различные основные способы мышления, понимания, представления, вооб¬ражения и описания» мира человеком; они (каждая из них) составляют тот целостный мир, в которых осу¬ществляет себя человек и в которых он живет. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философско-культурная концепция науки Кассирера

Новая концепция науки именно как концепция, учитывающая влияние на науку исторических и социокультурных факторов, которое изучается в ряде дисциплин… А именно—как историческое социально-культурное образование. В этом случае… Представление о науке как о культурном образо¬вании глубоко коренится в неокантианской концепции, развитие которой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философско-культурная концепция науки Кассирера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Роль и место культуры в концепции науки Кассирера
Роль и место культуры в концепции науки Кассирера. Отношение не миру самому по себе, а к миру как он дан нам в со¬зерцании,—эта мысль обобщается Кассирером таким образом, что она относится не тольк

Роль и место истории в концепции науки Кассирера
Роль и место истории в концепции науки Кассирера. Важно отметить, что согласно Кассиреру, объективно история возможна благодаря тому, что существует историческое сознание. Задача реконструкц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги