рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль и место истории в концепции науки Кассирера

Роль и место истории в концепции науки Кассирера - раздел Философия, Философско-культурная концепция науки Кассирера Роль И Место Истории В Концепции Науки Кассирера. Важно Отметить, Что Согласн...

Роль и место истории в концепции науки Кассирера. Важно отметить, что согласно Кассиреру, объективно история возможна благодаря тому, что существует историческое сознание.

Задача реконструкции прошлого, задача воссозда¬ния подлинной жизни, получившей внешнее выраже¬ние в символических системах своего времени, выпол¬няется историей благодаря особому научному методу, характерному только для истории—методу интерпре¬тации. Интерпре¬тация как историческое понимание у Кассирера — научный метод, рационально представимый и рацио¬нально применимый.

Кассирер полагает, что всякое понятие и рассуждение содер¬жит моменты и универсальности, и индивидуальности; общие понятия и общие законы (правила), открываемые познанием, должны применяться к частным, осо¬бенным случаям. Образование поня¬тий и суждений, формы рассуждения и аргументации, метод гипотез и подтверждений должно быть использовано в истории в таком же смысле, как во всякой другой науке. Логическое единство науки истории и естествознания дополняется указанием на то, что историк так же, как и естествоиспытатель, име¬ет дело с эмпирической реальностью и должен иссле¬довать и описать эту реальность.

И действительно, мы можем сказать, что исторические закономерности, устанавливаемые историческим исследованием, эмпирич¬ны в том смысле, что они обнаружены в эмпирическом материале и обнаруживают себя в опыте. Что же касается различий в методах наук, то они, по Кассиреру, относятся к способу, по которому они производят интеллектуальный синтез эмпирических яв¬лений, таким образом, что они, эти явления, будучи включены в некоторую целостность, в некоторое си¬стематическое .целое, получают объяснение, интерпре¬тацию, смысл.

История, как и всякая наука, включает в себя знание общих законов: Однако историю составляют исторические со¬бытия, которые нельзя уже дедуцировать из общих законов. Кассирер считает, что историческое событие есть нечто большее, чем результат совокупности причин. Описать и понять явление не значит най¬ти и указать всю совокупность причин, приведших к нему. Понять явление—значит интерпретировать его; в истории же—это значит включить его в ту целост¬ность, в которой оно функционировало, т, е. произво¬дить особого рода синтез. Опытное основание исторической науки—это осо¬бого рода физические объекты—исторические докумен¬ты и исторические памятники.

Вся работа историка зависит от этих документов и памятников, данных ему в виде материальных вещей: письмен, надписей, книг, статуй, построек и т. д. Он не только собирает эти фрагменты, он должен восполнить и синтезировать их, привести их в согласованный порядок, показать нам их единство и логическую последовательность. Этот интеллектуальный и воображаемый синтез и есть то, что мы называем историей [наукой истории], точно так же, как синтез частных материальных феноменов в пространстве и времени согласно общим законам на¬зывается естествознанием.

Этот «интеллектуальный и воображаемый синтез», составляющий суть работы историка, хорошо иллюст¬рируется аналогией с расшифровкой неизвестных пись¬мен: отдельные знаки и их сочетания представляются в качестве символов, за которыми скрывается целый человеческий мир; с самого начала они мыслятся как элементы некоторой системы, в которой только они ос¬мыслены и через которую только могут быть поняты; воссоздав эту систему, эту целостность, мы можем ус¬лышать чуждую нам речь и войти в неведомый нам человеческий мир. Эта аналогия хороша тем, что иллюстрирует имен¬но рациональный, логически эксплицируемый, характер кассиреровского метода «исторического понима¬ния», «интерпретации» и, тем самым, его качествен¬ное отличие от других концепций понимания, противо¬поставляющих понимание научным, рациональным ме¬тодам и связывающих его с интуицией, «вживанием», «вхождением» в иную культуру и в иное время и т. п. Работа историка, по Кассиреру, в зна¬чительной части состоит именно в осуществлении «ин¬теллектуального синтеза», т. е. в воссоздании «под¬линной человеческой жизни», в восстановлении опре¬деленного исторического явления в своей целостности, на основании приведения в систему исторических па¬мятников, через них, через их истолкование, понимание.

По Кассиреру, исторические памятники, через ко¬торые воссоздается историческая действительность, являются лишь средством познания исторической действительности, лишь теми предмета¬ми, через которые просвечивает подлинная история.

А этой самой подлинной исторической действительно¬стью оказываются лишь формы культуры—язык, миф, искусство, религия, наука,—в которых отложилась жизнь человека.

Вопреки этому воззрению, для исторической науки памятники истории не просто средства, а сами по себе составляют часть историче¬ской действительности, и когда восстановлена—воссозда¬на их систематическая целостность, то она принадле¬жит к исторической действительности так же, как и формы культуры, нашедшие предметное выражение («отложившиеся») в ней. Между тем историческая действительность сведена Кассирером к культуре (формам культуры), а эта последняя—к духовной сфере жизни человечества, которая и названа «подлин¬ной жизнью человечества.

Метод «исторического понимания»—интеллектуаль¬ного синтеза, восстановления целостности историче¬ской действительности на основании приведения в систе¬му и истолкования исторических памятников—никоим образом не противоречит методу исторического объ¬яснения, т. е. нахождения закономерностей, осущест¬вляющихся в историческом процессе и обеспечиваю¬щих единство истории.

При опи¬сании и обосновании метода «исторического понима¬ния» Кассирер прямо отвергает философско-исторические си¬стемы, предполагающие наличие общеисторических закономерностей, на основании которых обеспечивает¬ся единство истории.

Для такой позиции Кассирера существуют два основания. Во-первых, историческая действительность сведена Кассирером к культуре, а «культура не может быть определена и объяснена в терминах необходимости, она должна быть определена в тер¬минах свободы, которая должна быть понята в нравственном, а не в метафизическом смысле. Во-вторых, Кассиреру представляется, будто бы всякая общеисторическая закономерность может быть введен в историю лишь извне, умозрительно, а это противоречило бы антиметафизической природе истории, опирающейся, как и всякая наука, на опыт, исходящей из опыта и вы¬водящей закономерности, «работающие» в опытном материале.

Кассирер отказывается сводить формы культурного сознания к логическим основаниям нау¬ки. По Кассиреру, рациональное и эмоциональное, логическое и мифологическое суть различные, но рав¬ноценные характеристики различных модификаций мира культуры Учение Кассирера нельзя отнести в разряд теорий, мифологизируюших рациональные формы освоения мира. Уче¬ние Кассирера низлагает науку с пьедестала высшей формы сознания, включает науку в целостность культуры как одну из возможных форм видения, чувствования, представления, понимания мира, как одну из форм объективации человека в мире культуры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философско-культурная концепция науки Кассирера

Новая концепция науки именно как концепция, учитывающая влияние на науку исторических и социокультурных факторов, которое изучается в ряде дисциплин… А именно—как историческое социально-культурное образование. В этом случае… Представление о науке как о культурном образо¬вании глубоко коренится в неокантианской концепции, развитие которой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль и место истории в концепции науки Кассирера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философско-культурная концепция науки Кассирера
Философско-культурная концепция науки Кассирера. Главная особенность концепции Э. Кассирера в том и состоит, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ее форм. Рассматривая ко

Роль и место культуры в концепции науки Кассирера
Роль и место культуры в концепции науки Кассирера. Отношение не миру самому по себе, а к миру как он дан нам в со¬зерцании,—эта мысль обобщается Кассирером таким образом, что она относится не тольк

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги