ИСКУПЛЕНИЕ И ОБОЖЕНИЕ

 

ИСКУПЛЕНИЕ И ОБОЖЕНИЕ

Поскольку в учении отцов Воплощение Слова столь тесно связывается с нашим конечным обожением, можно было бы спросить: совершилось ли бы оно в том…

Против ересей, V, пред. (Р. G., t. Col. 1120).

2 Первое слово против ариан, гл. 54 (Р. О., t. 25, col. 192 В). ,

Догматические поэмы, X, 5—9 (Р. G., t. 37, col. 465).

знаем иного человеческого состояния, кроме того, которое по-1 следовало за первородным грехом, состояния, в котором наше обожение — выполнение… Однако когда мы желаем рассматривать догмат об Искуп­лении отдельно, изолируя… 2. Св. Ансельм Кентерберийский с его трактатом «Сиг Deus homo», несомненно, первый попытался развить догмат об…

Первое слово против ариан, гл. 20 (Р. О.. t. 25, col. 129 D—132 A).

расстраивающей козни диавола 10, и т. д. Наконец, образ, встречающийся чаще всего и заимствованный апостолом Пав­лом из Ветхого Завета, относится к… Заблуждение Ансельма заключалось не столько в том, что он развил юридическую… Невозможность рационально выразить необходимость иску­пительного подвига, используя юридическое содержание тер­мина…

Quot;Слово 45, на Святую Пасху, $ 22 (Р. О., t. 36, col. 656).

Действие Духа Святого неотделимо от действия Сына. 'Чтобы иметь возможность сказать вместе с отцами: «Бог со-^ делался человеком, дабы человек смог… '? 3. На Западе современная богословская мысль делает боль-' woe усилие… Поскольку первый Адам изменил своему призванию— добровольно достигнуть соединения с Богом, это соединение двух природ…

Дух присутствует в каждом, кто Его принимает, как если бы Он сообщался ему одному, и однако Он изливает на всех полноту благодати» (Св. Василий. Книга о Святом Духе, XI. 2: Р. G.. t, 32. col. 108-109).


минизму. Напротив, если мы будет особо выделять субъектив-* ную сторону, то утеряем вместе с понятием Тела Христова «логосную» почву Истины и запутаемся в блужданиях «инди­видуальной» веры.

Мы хотим сказать, что Воплощение и искупительный под­виг Христа, взятые отдельно от Домостроительства Святого Духа, не могут обосновать личной множественности Церкви, столь же необходимой, как ее природное единство во Христе. Тайна Пятидесятницы так же важна, как и тайна Искупления. Искупительный подвиг Христа есть необходимое условие для обожения, совершаемого действием Святого Духа. Господь Сам утверждает это, говоря: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). Но, с другой стороны, можно сказать, что дело Духа Свя­того, в свою очередь, подчинено делу Сына, ибо, только при­нимая Духа, могут человеческие личности с полным сознанием свидетельствовать о Божестве Христа. Сын стал подобен нам через Воплощение; мы становимся подобными Ему через обо-жение, приобщаясь к Божеству во Святом Духе, Который Его сообщаеткаждой человеческой личности в отдельности. Ис-' купительный подвиг Сына относится к нашей природе; обо-жение, совершаемое Духом Святым, предназначается для наших личностей. Но оба эти действия нераздельны, немысли­мы одно без другого, ибо они взаимно обусловливают друг друга, присутствуют одно в другом, являясь, в конечном счете, единым Домостроительством Пресвятой Троицы, совершаемым двумя Божественными Лицами, посланными Отцом в мир. Это двойное Домостроительство Слова и Утешителя имеет целью соединение твари с Богом.

Рассматриваемая с точки зрения нашего падения эта цель Божественного Домостроительства называется спасением, или искуплением. Это негативный аспект конечной цели, рассмат­риваемой по отношению к нашему греху. Рассматриваемая же с точки зрения конечного призвания твари, она называется обо-' жением. Это положительное определение той же тайны, кото­рая должна совершаться в каждой человеческой личности в Церкви и полностью раскрыться в будущем веке, когда, сое­динив все во Христе, Бог станет всем во всем.