Вычленение мысли из мифа в осевое время. Начало философии

ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ - 2

 

Вычленение мысли из мифа в осевое время. Начало философии

Эпоху[1], когда индивидуализация сознания становится уже исторически заметной и значимой, это время - примерно от 800 до 200 г. до Р.Х. - немецкий философ Карл Ясперс (Jaspers, 1883 –1969) называл «осевым временем» (Axenzeit). Ясперс подчеркивал не только уникальность громадных духовных сдвигов, произошедших в тот период, но и исключительность и необъяснимость того, что они произошли, если мерить время всемирно-историческими масштабами, почти одновременно в самостоятельно развивавшихся культурах, как правило совершенно не знакомых друг с другом. Действительно, примерно к 600 г. до Р.Х. относитеся не только проповедь библейских пророков, но и деятельность Заратустры в Персии, Будды в Индии, Конфуция и Лао Цзы в Китае. По Ясперсу, “осевое время” высветлило словом и мыслью тяжеловесные массы безличных культур и создало идею личностной, экзистенциальной ответственности пред лицом анонимного бытия-в-мире; тем самым оно создало для будущих поколений всечеловечески-общезначимый завет, подготовивший почву для всемирного приятия христианства. Поистине, Господь промышляет не только об избранном своем народе, но и о всех язычниках, «ибо, что можно знать о Боге, … Бог явил им» (Рим. 1, 19). Как сказал апостол Павел в своей речи в афинском ареопаге, «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Дн. 17, 26-27). Именно к этим, - “осевым”, - временам относятся и первые попытки дать рациональный (т. е. уже не мифологический) ответ на вопрос о месте человека в мире. Наиболее значимые из них были предприняты в древней Греции, - и не случайно именно греческая философская традиция оказала определяющее влияние на формирование новоевропейской рациональной цивилизации. Именно в греческой культуре человек, едва ли не впервые осознав свое само-стояние, оказался способен поставить вопрос о внешнем мире как о “космосе” – законосообразной упорядоченной структуре[2]. «По-видимому, - говорит Ю. А. Шичалин, - открытие внешнего мира как внешнего и осознание того, что мир человеческой культуры обладает автономным бытием и самостоятельностью, ... происходят одновременно»[3]. Такое видение мира стало тем семенем, из которого выросла новоевропейская наука. «Греки, если позволительно так выразиться, извлекли из жизненного потока явлений неподвижно-самотождественную сущность ... и начали с этой сущностью интеллектуально манипулировать, положив тем самым начало философии, - поясняет суть “афинейского” подхода к миру С. С. Аверинцев. - Они высвободили для автономного бытия теоретическое мышление ... В их руках оно впервые превратилось из мышления-в-мире в мышление-о-мире»[4]. Это мышление-о-мире становится возможным лишь тогда, когда человек выходит из непрестанной текучести феноменального бытия и начинает рассматривать его со стороны. “Афинский” рассудок, от-страянясь от мира, подобно скальпелю расчленяет его на составные части, “категоризируя” мир[5]. Для эллина, - и, шире, для “афинского” сознания, - познать значит увидеть, суметь от-cтраниться от всего случайного и о-хватить познаваемое умственным взором и рас-смотреть его[6]. Стремление расчленить все сущее на умозримые сущности а затем вновь сложить их в единую структуру, руководствуясь определенными логическими категориями порождает то, что позднее получает наименование “философии”. Таким “философствованием” и занимался легендарный мудрец Пифагор, которого считают основателем так называемой пифагорейской школы. Именно он, по преданию, впервые употребил слово kovsmoÇ в современном смысле.

По преданию, сохраненному приверженцами пифагореизма, Пифагор родился ок. 570 г. до Р.Х. на о. Самос в Эгейском море, расположенном недалеко от побережья Малой Азии, где находится г. Эфес. Его имя puqagorhÇ некоторые считали прозвищем, состоящим из двух корней puq - от puqiva и agorhÇ - от *agoreuvw - «обращаться с речью»; т.о. Пифагор - «Пифовещатель», или, может быть, «Аполлоновещатель», «Уста Аполлона», поскольку Аполлон после победы над змеем Пифоном получил прозвище Аполлон Пифий.

По традиции, достигнув возраста эфеба (около 20 лет; *evf-hboÇ от *evf – «почти», hvbovÇ - возмужалый) Пифагор отправляется в Египет, считавшийся «страной мудрецов». Затем, если верить преданию, уже по возвращении домой он был взят в плен персидским отрядом и отправлен в Вавилон, незадолго до того (в 539 г.) взятый персами (см.: Дан. 5). Таким образом, промыслом Божиим Пифагор знакомится с двумя древнейшими и мощнейшими традициями языческой культуры – с культурой египетской и культурой вавилонской.

После возвращения из Вавилона уже в возрасте зрелости акмэ Пифагор возвращается на Самос, находившийся под властью тирана Поликрата, но вскоре покидает его, - покидает, по всей вероятности, по причинам политическим, ибо поскольку Поликрат был просвещенным тираном, то будь Пифагор лишь философом, для него нашлось бы место, как нашлось оно для знаменитых поэтов Ивика и Анакреонта, врача Демокеда, строителя самосского тоннеля Евпалида. Покинув Самос, Пифагор около 532 г. переезжает в Кротон - греческую колонию в Италии. Вокруг него возникает широкий круг приверженцев, скорее всего, из кругов аристократической молодежи. Через некоторое время начинается война с г. Сибарисом. В битве, произошедшей около 510 г., кротонское войско во главе с пифагорейцем Милоном наголову разбило сибаритов и разрушило их город. Победа над Сибарисом сделала Кротон самым сильным из городов Южной Италии, - и, вместе с тем, эта победа привела к вспышке антипифагорейского движения. В конце концов Пифагор вынужден был уехать в г. Метапонт, где и умер около 497 г.

 

Пифагор осуществлял свою деятельность в противостоянии двум основным традициям греческой мысли: предшествующей ему (рубеж VII-VI вв. до Р.Х.) традиции семи мудрецов (к которым относились: Биас из Приены, советовавший понийцам при вторжении персов переселиться в Сардинию; Питтак, бывший в 600 г. тираном в Митиленах; Солон - афинский законодатель и гномический поэт; Фалес - основатель милетской философии, предложивший понтийцам образование федеративного государства с общим союзным советом в Теосе; имена остальных трех меняются) и современный ему традиции ионийской iJstorivh. В противоположность мудрецам (к которым, как уже было сказано, относился и Фалес Милетский, порою воспринимаемый в качестве первого “ученого”, чуть ли не “естество-испытателя”), Пифагор утверждал, что мудр один лишь Бог, человек же может лишь «любить мудрость», т.е. быть «философом» - “любомудром”. В противоположность представителем ионийской «науки» (к которым относятся и Александр и Анаксимен), Пифагор утверждал. что не следует полностью отвергать авторитеты и целиком полагаться лишь на «установление фактов» (чем, собственно, и занималась ионийская iJstorivh, естественное развитие которой приводит в конце концов к возникновению истории Геродота - последнего из писавших в традиции понийской iJstorivh собирателя достоверных сведений практического, этнографического и географического характера, почти не затронутого софистическим влиянием), ибо на почве такого рода методологии исследования развиваются рационалистические представления о мире, носящие, в значительной степени деструктивный характер по отношению к предшествующей традиции[7]. Эта деструктивная понийская традиция порождает ответную реакцию пифагореизма, стремящегося защитить сферу традиционных авторитетов, подлежащих, однако, рациональному толкованию на основании тех новых «научных» представлений о строении и происхождении мира, которые были сформированы понийцами. «Это новое отношение к мудрости, - отмечает Ю. А. Шичалин, - получает названиефилософии и вкючает в себя благочестивое отношение к традиции в сочетании с культивированным многознанием, многоученостью. При этом рационалистические концепции лишаются их деструктивной силы и получают свое законное место в пределах этого философского взгляда на вещи: это место - педагогический процесс, включающий в себя формирование общего благочестивого отношения человека к миру и божеству, культивирование священных текстов и отдельных областей знания, освященных тем, что они входят в круг забот обособленных кружков, блюдущих свою социальную, религиозную и нравственную исключительность»[8]. Приятно, что именно Пифагору традиция приписывает изобретение термина filo-sofiva; “любо-мудрие” как критическое сравнение мнений и фактов. Ключевое же утверждение философии Пифагора - «все есть число» - утверждение, сыгравшее громаднейшую роль в истории взаимодействия человека с миром.

 

Пифагорейское учение о гармонии

  Приписываемое пифагорейцам утверждение «все есть число» кажется нам сегодня… Выше уже говорилось о том, что мир представлялся грекам как космос - законо-сообразная члено-раздельная структура,…

По Цицерону По Никомаху

си - Меркурий до - Венера ре - Солнце

Попытки преодоления кризиса: атомизм, софистика

  Один из путей разрешения вопросов, поставленных Зеноном, был предложен… Атом, согласно Демокриту, не содержит в себе пустоты, а потому он неизменяем по своей природе, но нельзя ни разрезать,…