рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гуманизм Ренессанса. Становление индивидуализма

Гуманизм Ренессанса. Становление индивидуализма - Конспект Лекций, раздел Философия, ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций) Человеческая Цивилизация В Эпоху Возрождения Вновь, Как И Во Времена Древних ...

Человеческая цивилизация в эпоху Возрождения вновь, как и во времена древних греков, набирает высокие темпы развития. Обеспечиваются они соединением таких экономических, политических и духовных стимулов, которых не знало средневековье, и главными среди них являются ценностные. Существенный сдвиг, осуществленный возрожденческой мыслью, происходит на уровне мировоззренческих и этико-эстетических, нравственных ценностей и оценок, то есть пересматривается вопрос о человеке:

- о положении человека в мире;

- о его значении;

- о достоинстве человеческой личности;

- о принципах нравственности и поведения.

Легитимизируются потребности тела, именно они в эту эпоху приравниваются к другим и получают "правовой статус" шестого человеческого чувства. Ценностно-моральный акцент философии и литературы Возрождения подтверждается, в частности, обилием сочинений с такими названиями: "О преимуществе и превосходстве человека" (Фацио), "О наслаждении как истинном благе" и "Об истинном и ложном благе" (Л.Валла), "Об алчности" (Браччолини), "О достоинстве" (Манетти), "О средствах против счастливой и несчастной судьбы" (Петрарка) и др.

Философские ориентации и размышления подводятся к наиболее важному для Возрождения вопросу: велик или ничтожен человек? Этим определяется уникальная миссия возрожденческой мысли в истории человеческой культуры. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентристское. Оно должно было изменить господствующее теоцентристское представление о значении, возможностях, достоинстве человека.

Изменение ценностных акцентов имело огромное значение для пробуждения активности человеческой личности, для преобразования ее установок в отношении самой себя и окружающего мира. Тем самым объективно получила выражение и идейное воплощение потребность цивилизации в человеке нового типа – активном, инициативном, свободном, рассудительном, ответственном.

Мысль и культура эпохи Возрождения отражали изменения реального образа жизни, и в то же время они были идейно-ценностным оправданием и духовным стимулом дальнейших перемен. Все это отражено в слове и художественном образе.

"Со времен рождества Христова вся история мира за тысячи лет не могла быть ни в каких отношениях поставлена в сравнение. Таких строений... никогда не было в мире, не было той утонченной и разнообразной еды, тех напитков, которые распространялись сегодня. Одежда также столь прекрасна, что не может быть лучшей. А кто видел такую торговлю..." (Мартин Лютер). Это высказывание именно Лютера, церковника, теолога, приводится для того, чтобы подчеркнуть: жизнь брала свое.

Но церковь не так просто отступала. Официальная католическая церковь впала буквально в идейную агонию, пытаясь подавить новую жизнь и новую культуру. Причиной тому было и то, что сама религиозная идеология не была уже монолитной. Пример тому – Реформация (ХV-ХVI вв.), возглавляемая Лютером и Мюнцером. И хотя субъект Ренессанса – высшие слои городского населения, требующие преобразования общества путем расширения светского образования, а субъект реформации – низшие слои, видевшие путь совершенствования общества и человека в более упрощенном пути к богу как к спасению, направленность и цель у них была одна, а именно антифеодальная.

Содержание эпохи Ренессанса состоит прежде всего в том, что это эпоха стихийно-человеческого самоутверждения. Почему в эпоху Ренессанса возникла идея самоутверждения личности человека, его энтузиазма и творческого начала? Во-первых, этого требовало изменяющееся бытие, вся система объективных потребностей зарождающегося буржуазного общества, потребностей человека. Во-вторых, что более важно, желание иметь совершенное бытие, которое было бы весьма далеким от элементарных и повседневных нужд человека.

Возрожденческому человеку важно было прежде всего утвердить свое самостоятельное существование, но не просто сытно поесть и попить, удовлетворить без предрассудков свои физические потребности (что само по себе уже не грех, как в эпоху средневековья), а так, чтобы это не было изгнанием всякой благородной, высокой, красивой идейности из человеческой мысли, человеческого существования, человеческой деятельности. Важно было не превращать человека в животное. Ибо возрожденческий человек хотел прежде всего (в глубине души) оставаться духовным существом, пусть вне всякого культа и конфессии, но все-таки не вне того духовного благородства, которое античный человек черпал из своего сознания о высшем надчеловеческом идеале истины и красоты (платонизм). Все великие возрожденческие мыслители, в том числе и религиозные, были проникнуты внутренне присущим человеку чувством самоутверждения. Но для этого все высшие начала – Бог, идея – снижались до обыкновенного человеческого понимания, а вся духовность выступала как свобода и творчество мысли.

Эти тенденции в философском мышлении наблюдаются уже в период проторенессанса. (Это относится и к философии Ф. Аквин­ского.)

С начала ХV в. сильная и свободная индивидуальность выступает весьма заметно. При этом выдвинувшаяся на первый план человеческая личность обязательно мыслится всесторонне и духовно, и физически совершенной. Причем телесная индивидуальная субъективность, вплоть до самых глубинных тайн, совершенно по-новому, в сравнении со средневековьем, ориентирует человека и все его жизненное самочувствие. Физическое совершенство было такой же целью, как и духовное. Человек как бы обновляется и начинает находить счастье своей жизни и в красивости материального бытия, и в художественном творчестве, и даже в беззаботности, если не легкомысленной безмятежности.

Вот как рисует возрожденческий индивидуализм французский мыслитель того времени Ф.Монье. Новый век открывается трактатом Дж.Манетти "О достоинстве и превосходстве человека" и заканчивается трактатом "О достоинстве человека" молодого князя Пико делла Мирандола, который представил Европе живое доказательство этого достоинства своею ученостью, своею молодостью, своею красотой. Папа Павел II желал бы называться в качестве первосвященника "красивым человеком". Купец Ручелаи благодарит Бога за то, что тот создал его человеком, а не животным. По мнению Альберти, человек может извлечь из себя все, что пожелает. Природа нашего духа всеобъемлюща, говорит Пальмьери. Мы рождены с тем условием, что мы становимся тем, чем мы можем быть, говорит Пико.

Если всерьез принять такого рода учения о человеке, то можно сказать, что в те времена происходило буквально прямое обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. В последующие века философы будут выводить и сущность, и существование человека из мысли о человеке, из идеи человека. Все это в определенной мере чуждо Ренессансу, который, по крайней мере вначале, исходит просто из человека как такового, из его объективного существования. В последующие века возникнут теории, которые будут выводить сущность человека из его моральной сути. Для Возрождения всякий морализм такого рода просто смешон. Возрожденческий человек исходил и базировался на материальной основе; и поскольку такая жизнь мыслилась личностно-материально, то она была свободна от всяких тяжелых и трудновыполнимых заповедей, норм. Тот же Ф.Монье продолжает: человек живет полной и широкой жизнью, всеми порами и всеми чувствами, без нервности, усталости и горя. Он с удовольствием встает утром и вдыхает "аромат неба"; с удовольствием работает при свече; с удовольствием совершенствует физически свое тело.

Отнюдь не противный самому себе, он живет в мире с окружающей средой и с собой. Он считает, что большего блаженства нет на Земле, как жить спокойно и счастливо. Он гонит горе как нечто, не стоящее внимания, употребляя легкие средства, какие внушают ему его эгоизм и сила. Он нисколько не страдает от разобщенности с людьми; не испытывает грусти от того, что он представляет собой единственное, оригинальное, отличное от других существо. Действия и желания стоят на высоте; сила в гармонии с волей. Можно сказать, что это девственная сила, которой еще никогда не пользовался человек. Эту, никогда не повторявшуюся в жизни европейского человека стихию помолодения, стихию беззаботной и привольной ориентации среди всех традиций жизни, эту яркость, полноту и даже беззаботность ранней юности необходимо учитывать при характеристике Ренессанса в первую очередь.

Тут же, однако, историческая справедливость заставляет признать, что ранняя и безответственная юность Ренессанса кончилась довольно быстро. Очень скоро стала ясной полная невозможность базироваться только на такой беззаботно-привольной личностно-материальной основе. Поэтому вернее считать, что весь Ренессанс представляется борьбой между этой беззаботно и привольно чувствующей себя юностью, с одной стороны, и постоянным стремлением базировать нормы человеческого поведения на чем-нибудь ином, гораздо более солидном, а не просто только на одной изолированной и иллюзорно-свободной человеческой личности. И чем более созревал Ренессанс, тем более интенсивно переживалась трагедия этой иллюзорно-свободной человеческой личности. Это понимали великие личности, "титаны мысли и дела", рожденные этой эпохой и отразившие ее.

Фигура человека-творца, а не только свободного человека, доводящего эту свободу до эгоцентризма, становится символом Ренессанса. Человек должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того. Творческий человек тот, кто творит по своим собственным законам. Следовательно, Ренессанс предполагал идею: "Сотвори себя".

О творце теперь говорят, что он должен быть не только знатоком всех наук, но и индивидуальностью, творчество которой само являло бы критерий красоты и истины. В нем больше всего теперь ценят техническое мастерство, профессиональную самостоятельность, ученость и специальные навыки, острый творящий взгляд на вещи, умение создавать самодовлеющее, неповторимо оригинальное, выражающее удивление и восторг, материальное или духовное произведение. Принцип наслаждения и восторга становится одним из основополагающих в отражении, восприятии и созидании.

Итак, то, что перед нами эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, чувств и дела, по многосторонности и учености, что без нее, без такого Ренессанса не могло быть дальнейшего прогресса – несомненно.

Но можно ли безгранично восхвалять возрожденческий индивидуализм и титанизм и считать его окончательным достижением истории? С одной стороны, сила возрожденческой мысли, культуры, действительно в том, что здесь была осознана необходимость самоутверждения человека, который бурно заявил о своих правах на человеческое достоинство, свою индивидуальность, потребовал своего освобождения – и духовного, и душевного, и телесного, и материального. С другой стороны, философия Ренессанса обладала одним замечательным свойством, которого не было в последующей философии буржуазного общества: она поняла и почувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта. И все это наложило печать трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого индивидуализма. Пример тому – творчество Боттичелли и Микеланджело, черты отчаяния и бессилия у могучего Леонардо, трагедия жизни и творчества Дж.Бруно, их попытка вырваться за пределы всего успокоенного, гармоничного, благополучного. Вся их гениальность и состоит в том, что, изображая до мельчайших физических черт индивидуализм, они в то же время показывали самоизолированность человеческой личности, отошедшей от античных и средневековых абсолютов, но еще не пришедшей ни к какому новому и достаточно надежному абсолюту.

Глубокий анализ трагедии возрожденческого индивидуализма дали и писатели Т.Тассо, Ф.Рабле, М.Сервантес, М.Монтень, В.Шекспир. Их герои полны самоутверждения и жизнеутверждения, но в еще большей мере – бессилия, трагической обреченности. Такая личность-титан (Макбет, Гамлет), с одной стороны, безудержна в своей жажде самоутверждения и желаний покорить себе всех и вся, с другой, наталкивается на себе подобных. Все такого рода титаны гибнут во взаимной борьбе в результате взаимного исключения друг друга из круга людей, имеющих право на самостоятельное существование.

Ренессанс прославился и другим. И ради объективного отражения сущности этой эпохи, ее места в истории человеческой цивилизации необходимо об этом говорить. Возрождение прославилось своими бытовыми типами коварства, вероломства, убийства из-за угла, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и всякого рода страстей, недостойных человека, так как человеческая личность (не теоретическая, а реальная) в своей основе стала аморальной, ибо в своем бесконечном самоутверждении и в своей ничем не сдерживаемой стихийности страстей, аффектов и капризов она дошла до самолюбования, до дикости и зверства.

Таким образом, было бы односторонне четырехвековую философию Ренессанса сводить только на гуманистически-платоновские пути мысли. В этой эпохе была еще и другого рода философия и культура, противоположная гуманизму. Она была аморальной в своем предметном содержании, но она же обладала всеми чертами самодовлеющей значимости, "небывалой целесообразностью без всякой цели" (Кант). Эту область Ренессанса называют обратной стороной. Всякого рода разгул страстей, своеволие и распущенность достигают в возрожденческой Италии, Франции, Испании и других странах Европы невероятных размеров.

Священнослужители содержат игорные и публичные дома, так что приходится издавать декреты, запрещающие им "ради денег делаться сводниками проституток", но все напрасно. Монахини читают "Декамерон", а в грязных стоках находят детские тела как результат монашеских оргий. В церквах пьянствуют и пируют. Папа Александр IV и его сын собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок... В Италии этой эпохи нет никакой разницы между честными женщинами и куртизанками, между законными и незаконными детьми, которых имели и гуманисты, и папы, и князья, и бездомные. Имели незаконных детей папа Пий III, Иннокентий VIII, Юлий II, Павел III. Но... все они – гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Многие из кардиналов сожительствовали со знаменитой куртизанской Империей. Но Рафаэль изображает ее на своем Парнасе в Ватикане.

Широкое распространение получают порнографическая литература и живопись. Такая непристойная книга, как "Гермафродит" была с восторгом принята всеми гуманистами. В Ватикане при папе Льве Х ставятся непристойные комедии Чиско, Ариосто, причем декорации к ним нередко готовил Рафаэль, а при представлении папа стоял в дверях зала, и входящие гости подходили к нему под благословление. Художники наперебой соревнуются в откровенности и неприличии в изображении вакханалий. Причем нередко картины подобного толка выставляются в церквах рядом с ликом Христа и апостолов...

К области обратной стороны Ренессанса следует отнести учреждение инквизиции. Относительно инквизиции у историков часто слабеет память, и они относят ее к средневековью, а ведь это детище исключительно эпохи Ренессанса.

Едва ли все это можно целиком отрывать от стихийного индивидуализма и прославленного титанизма всего Ренессанса. Красивый Ренессанс имел свою обратную сторону, игнорировать которую нельзя во имя справедливого определения места Ренессанса в человеческой цивилизации.

Самое важное – это понимать всю историческую необходимость этой обратной стороны красивого, блестящего титанизма Ренессанса. Средневековье изживало себя. Все большее и большее значение получали города и городские ремесленные коммуны, которые нацеливались на частное предпринимательство. Шло первоначальное накопление, которое было еще далеко от буржуазно-капиталистических методов ведения промышленности и торговли, базирующихся на передовой экономике и культуре. Для этого требовалась ломка всех коренных основ феодализма. Для такой ломки нужны были весьма сильные люди, гиганты мысли и дела – титаны земного самоутверждения человека. Отсюда вытекал сам собой стихийный индивидуализм данной эпохи, примат его субъективных стремлений, его антропоцентризм. Но этот титанизм был в эпоху Ренессанса явлением слишком стихийным, чтобы проявлять себя красиво и целесообразно. Тот же титанизм в эпоху Возрождения имел и свою отрицательную сторону. Но в отличие от других эпох он связывался с принципиальным индивидуализмом, со стремлением к безграничному самоутверждению и, следовательно, к самооправданию в безудержных страстях, пороках, преступлениях. Все это было и ранее. Но в прошлые эпохи люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем. В эпоху Ренессанса наступили другие времена. Совершая самые дикие преступления, люди ни в коей мере в них не каялись. И поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствовавшая себя личность. В этом смысле обратная сторона титанизма была, в сути, все тем же самым титанизмом. Красиво мысливший поэт Ренессанса, бесконечно человечный и бесконечно гуманный, мало отдавал себе отчет в том, что какой-нибудь кровавый преступник или бесстыдный насильник тоже чувствовал за собой право на свое поведение, тоже находил в нем свое самодовлеющее наслаждение и тоже был своего рода свободной личностью.

Значение философии Ренессанса необходимо рассматривать в связи с развитием литературы и искусства. Это единство воплотили в своем творчестве все итальянские представители Ренессанса.

Остановимся на творчестве некоторых из них.

Данте Алигьери (1265 -1321). Данте можно охарактеризовать как последнего поэта средневековья и вместе с тем первого поэта Ренессанса. Его основные произведения – "Божественная комедия", "Пир", "Монархия". Из них видно, что Данте принимает христианскую догматику как неизменную истину, но дает новое изложение отношения божественного и человеческого в человеке. Он утверждает, что человек – поле действия двух сил: Бога и Природы. И к счастью его ведут два пути: разум и дух. При этом разум есть не что иное, как философское поучение, а дух – духовное поучение. Но человек сам ответственен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, а не богатство и положение.

Задачей человечества является реализация возможностей разума, воплощение его в практическую деятельность.

Социальная философия Данте определяется его политической позицией, в том числе антицерковной, которую он излагает в "Монархии": церковь должна заниматься вопросами "вечности", "земные" дела – удел людей.

Петрарка Франческо (1304 -1374). Происходил из небогатой, но старинной семьи. Готовил себя в юристы. Но увлечение литературой, в том числе античной, особенно Цицероном, а через него – философией, особенно философией Платона, меняет его жизненные интересы.

В 1326 г. принял духовное звание, но больше вел частную жизнь. Его духовность характеризуется прежде всего обращением к самому себе, к своим интересам. Его можно назвать первым индивидуалистом. Но имманентизм у него приобретает новый оттенок, который придает Петрарке то исключительное своеобразие, благодаря которому он и выделяется как первый гуманист: именно исключительное внимание к себе, способность к самопознанию сделали Петрарку предельно внимательным и к внешнему миру, к его радостям и соблазнам. Это определило двойственность его нравственного и духовного мира. В нем идет непрерывная борьба с самим собой, и в ней нет победителя: его сонеты говорят о его любви, чувствах, а его трактаты – о власти разума и традиций. Но те же сонеты несут в себе противоречия трактатов. И любовь становится объектом самого "сурового осуждения" в беседах "О презрении к мифу". Тем не менее здесь же он ярко говорит о значении любви для него, называет любовь лучшей радостью и говорит, что без любви светлейшая часть души его будет ввержена во мрак. И в то же время он утверждает, что земная любовь (любовь к Лауре) несомненно побуждает любить Бога:

Свет мысли неземной лишь от нее исходит,

Она того, кто в даль последует за ней,

Ко благу высшему на небеса возводит...

Анализ его лирики позволяет сделать вывод, что, став предметом поэтического вдохновения, Лаура словно вступает за пределы особого Бытия, отличного от земного, но не становящегося Небытием. Именно мир платоновских идей как нельзя лучше помогал создать ему образ любимой. Не случайно Лаура становится отражением космической души:

Сонм светлых звезд, и всякое начало

Вселенского состава, соревнуясь

В художестве и в силе торжествуя,

Творили в ней Души своей зерцало.

Уже из изложенного выше можно видеть, что творчество Петрарки характеризуется тремя основными чертами: обращением к авторитету античности в том случае, когда она подтверждает его мировоззрение, и философское, и художественное; стремлением примирить новые потребности со средневековым христианством; индивидуализмом, прежде всего как призывом человека обратиться к самому себе и в том числе для того, чтобы в глубинах духа найти божество и познать его. То есть чувственность в конце концов у Петрарки теряет свое самодовление. Об этом говорит его диалог "Рассудок и Удовольствие", в котором он утверждает: музыка, произведения живописи, скульптура – важны, но не пустым удовольствием от них, а глубоким содержательным творчеством, возносящим нас к содержанию тех картин природы и жизни, которые созданы Величайшим Художником – Богом.

Таким образом, в мировоззрении Петрарки удивительно тонко переплелись философия, искусство, религия. Петрарка, стоя у истоков индивидуализма, понимает ограниченность этого индивидуализма и невозможность базироваться только на субъективизме индивидуальных переживаний. Если их взять в чистом виде, изолированно и самостоятельно, взять как единственную опору мировоззрения, то они должны привести к безысходным противоречиям, к тоске, к унынию. Эту чисто возрожденческую тоску человеческого субъекта, объявившего себя богом, но тут же увидевшего, что такое обожествление есть вздор, мы находим в сонете Петрарки:

Коль не любовь сей жар,

Какой недуг меня знобит?

Коль он – любовь, то что ж Любовь?

Добро ль... Но эти муки, боже!

Так злой огонь?... А сладость этих мук!

Здесь точно определены все главнейшие антиномии нового миропонимания: любви и боли; блага и мучения; сознания собственной свободы и недовольства собой и другими; жизни и смерти; самоутверждения и самоотрицания.

Джованни Боккаччо (1313-1374). Боккаччо стоит в ряду тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в итальянской культуре, и прежде всего тех, кто утверждал принцип новой нравственности, отдавался власти нового человеческого идеала, сущность которого блестяще изложена в "Декамероне". Этот идеал противоречив, о чем можно судить уже по тому, что элементы платонического учения о любви совмещаются у него со стремлением осмыслить это учение на фактах житейской любви. Тут же христианская мораль, чувство греховности плотской любви, которая при всей мощи духовного порыва не может стать "ступенью к Венере Небесной". Противоречивость идеала Боккаччо определила и процесс эволюции его мировоззрения: общая, абстрактная идея целостного мира постепенно ослабляется, раздробляется, конкретизируется и начинает играть всеми красками реальной обыденной жизни. Идея перестает существовать как целое, перестает уже обнаруживать себя в частностях. К сожалению, обратного восхождения от частного, раздробленного к новому целому, высшему, осмысленному единству мира, к новому идеалу не происходит. За частностями оказалась пустота. Это не удовлетворило Боккаччо и привело к фактическому отказу от творчества. Об этом говорит его последнее произведение "Корбаччо", чтение которого подтверждает, что Боккаччо перестал быть поэтом. Здесь он пытается больше обратиться к абстрактно-философским, научным, религиозным взглядам, но так и не обретает их.

Одним из самых сложных деятелей для понимания эпохи Ренессанса является Лоренцо Валла (1407-1457). Его считают величайшим гуманистом Высокого Ренессанса. Но, во-первых, если под гуманизмом понимать прогрессивное развитие цельного человека, то в основных произведениях (трактатах) Валлы "О наслаждении как истинном благе" и "Об истинном и ложном благе" меньше всего имеется в виду цельный человек, скорее всего это субъект, движимый разнузданными, никем и ничем не сдерживаемыми наслаждениями. Естественно, встает вопрос, что прогрессивного в разнузданных наслаждениях?

Во-вторых, если под гуманизмом понимать учение о светском, мирском человеке, желающем утвердить себя на основе преодоления средневековых традиций проповедью чисто человеческих идеалов всесторонне развитой личности, то такая характеристика также не подходит к Валле, так как в его трактатах очень красноречиво проводятся средневековые христианские теории райского блаженства.

В-третьих, иногда его считают эпикурейцем, что также вряд ли справедливо, судя по проблемам, поставленным в трактатах. В предисловии к трактату "О наслаждении..." Валла прямо заявляет, что удовольствия бывают земные и загробные и что последние и являются главным предметом его исследования.

Чтобы разобраться с мировоззрением Валлы, необходимо отдавать себе отчет в той исторической атмосфере, в которой такие трактаты могли появиться и почему они появились.

Как уже отмечалось, Ренессанс был переходным временем от средневековой ортодоксии к свободомыслию Нового времени. Деятели Ренессанса почти всегда для решения мировоззренческих и социальных проблем, поставленных этой эпохой, брали библейские сюжеты. Но подавали их так, что человек не просто молился на них ради спасения своей души, а любовался ими как самоценностью. Здесь оставалась средневековая сюжетность, но уже не как икона, а как светская картина. Икону созерцали, чтобы спасти свою душу в вечности, то есть чтобы молиться. Картину же – только ради самого созерцания, для удовольствия. Вот так и проповедь наслаждения у Валлы. Критикуя эпикурейство, и прежде всего его искаженный к этому времени вариант, Валла понимает высшее благо и высшее райское блаженство только как удовольствие, которое, поскольку оно райское, уже окончательно освобождено от земных забот и тревог, от земных недостатков и пороков, от земной озабоченности и недуховной бессодержательности. В своих трактатах Валла говорит о таком удовольствии и наслаждении, которое ничем не отягощено, ничем плохим не грозит, которое бескорыстно и беззаботно, которое глубоко человечно и в то же время божественно.

Чтобы точно определить исторический смысл и философское значение трактатов Валлы о наслаждении, необходимо принять во внимание его стиль, которому присуще именно возрожденческое чувство жизни, включая всю человеческую чувственность, но не в ее грубом и пошлом виде, а в виде эстетически преображенного чувства и настроения. Он защищает возвышенное, красоту как таковую. Так, он пишет: "Если ты увидишь лик ангела рядом со своей подругой, то она покажется тебе столь отвратительной и ужасной, что ты отвернешься от нее, как от трупа, и весь устремишься к ангельской красоте, которая не воспламеняет, но гасит страсть и возбуждает в высокой степени святое религиозное чувство".

Есть у него и целая система философских доказательств: Бог есть любовь; следовательно, бог все творит для любви, любовь разлита по всему миру и по всей природе, включая человека, а это значит, что все полно любви и все наследует вечную любовь, если не хочет отказаться от бога.

Новая гуманистическая ориентация Ренессанса определяется деятельностью флорентийской платоновской Академии, наиболее видным деятелям которой является Плетон (мир существует вечно, но зависит от бога; он прекрасен в своем гармоничном единстве, и в этом состоит его божественность. И человек является божественным, если он реализует в себе и в отношении к природе, к миру эту красоту гармонии – это и есть путь его нравственного совершенства).

Пико делла Мирандола (1463-1495). Исходные его мировоззрения: философия Платона и Аристотеля, попытка слить их в единое целое. Более того, Пико сливал образы Христа, Платона, Аристотеля в одно неразделимое целое. Сюда же порой входили и персидский Зороастр, древнегреческий Орфей, Моисей, Авиценна, Аверроэс, Фома Аквинский... Здесь скрывалось у Пико стремление раздвинуть до бесконечности исторические возможности и горизонты философского и религиозного анализа мира, с другой стороны, бесконечно расширить толкование о человеческой личности, личностной активности человека. Человеческая личность выдвигалась на первый план в таких тонах, которые были созвучны возраставшим в те времена волнам Ренессанса. Тонко чувствуя эпоху, Пико выдвигает 900 тезисов, в которых формулирует ультрамонистическое мировоззрение. Многие из них считались еретическими, за что он и преследовался инквизицией.

Его учение о бытии основывалось на его учении о Боге, смысл которого сводился к следующему:

1. Сущность мира определяется сущностью Бога.

2. Сущность Бога не может быть постигнута разумом и не может быть выражена в понятии, на человеческом языке.

3. Доказать бытие Бога можно только мистической интуицией и откровением.

4. Бог имманентен миру, но он существует для себя. Он свободен, он – личность, он – бог в трех лицах.

5. Бог – высшая любовь. Отсюда любовь занимает особое место в мире и в бытии человека. Всеохватывающая любовь пронизывает мир, потому что Бог, который есть любовь, сотворил ее и красоту. В своей философии красоты Пико отвечал глубочайшим потребностям лучших людей своего времени. Он философски продумал и сформулировал то, что было внутренним убеждением великих художников Ренессанса, основой и идеалом их творчества. Кто постигает мир в его красоте, равно как тот, кто постигает его как единство, непосредственно предстоит Богу. Если чистое погружение мыслителя в единство мира есть ближайший путь к познанию существования единого Бога, то погружение в красоту мира в любви есть скорейший путь к соединению с Богом, говорит Пико. Правда, красота у Пико во многом мистическая, умозрительная, в частности, он нигде не говорит о красоте Христа. Пико знает лишь идеальную красоту, "Небесную Венеру".

Учение о личности человека, его личностной активности является предметом особого внимания. Здесь он не просто гуманист, а прогрессивный мыслитель. В своем трактате "О достоинстве человека" Пико доказывает, что человек, представляя собой четвертый и последний мир, мир после поднебесного, небесного и подлунного, в своей сути есть максимальный синтез всех областей бытия, не свойственных никакому из трех названных миров. Счастье человека в том и заключается, чтобы восходить к тому синтезу, который свойственен только божеству. "Счастье – возвращение вещи к своему началу. Счастье – высшее благо, а высшее благо – то, чего желают все, есть начало всего". Пико называет три этапа восхождения к высшему благу: очищение от страстей при помощи этики; совершенствование разума диалектикой и философией природы; познание божественного при помощи теологии.

Но самое главное в философии Пико – учение о творении человеком самого себя. Он согласен с христианскими догматами, что бог создал человека по образу и подобию своему, и что бог – существо, никем не созданное. Но из этих посылок он делает противоположный религиозному вывод: созданный человек должен творить себя как личность, то есть свободно и без всякого принуждения утвердить себя в боге, в мире, в вечности. Пико утверждает, что творец, ставя человека в центр мира, повелел: "не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю". Следовательно, человек должен сотворить себя как личность и быть творцом своего счастья. В период восходящего индивидуализма подобного рода рассуждения Пико служили прогрессу свободомыслия, активно-личностному обоснованию бытия.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Его жизнь такой же талант, как и его произведения. Он сознательно поставил себя несколько в стороне от человечества, которое в грубом своем состоянии внушало ему ужас. Его физическая красота превосходила всякую похвалу. Он обладал талантом столь полным и сильным, что все трудности, встававшие перед его умом, разрешались с легкостью. Он пошел бы очень далеко в знании и культуре, если бы не был столь прихотлив и неустойчив. Так говорили о нем Ф.Ницше и его современник Леонардо А.Вазери.

Не здесь ли его тайна? С одной стороны, он человек свободный до безразличия к окружающим, мудрец, способный одинаково исследовать мир ужаса и мир нежности, мир смерти и мир благости, и который мог сделать себя поразительно неуязвимым для всего, что низко и вульгарно или просто "слишком" человечно. С другой стороны, он постоянно соприкасался с тиранами, королями, наблюдал их циничное отношение к людям, их безудержную погоню за наслаждениями, их полное равнодушие к социальным проблемам и потому испытывал бесконечную горечь и боль и проникался бессильным скепсисом ко всему окружающему. Вот это противоречивое восприятие жизни и формирует его философское видение мира и человека.

Он прошел всю богемно-аристократическую гамму от теодицеи до полного атеизма, от платоно-аристотелевского и пифагорейского идеализма до вульгарного механицизма, от возвеличения самого себя до сознания своего полного ничтожества и даже до покаяния перед презираемым им католицизмом. Это определяется содержанием эпохи, в которой он творил и своих "Мадонн", и "Мону Лизу", и "Тайную вечерю". Именно ввиду слабости изолированной человеческой личности, на которой Ренессанс мечтал базировать все свое мировоззрение, философия Леонардо да Винчи эволюционирует до осознания полного трагизма личности.

Высшим обобщением и осмыслением бытия, по Леонардо да Винчи, является живописное произведение, созерцаемое непосредственно всегда выше, чем любые рациональные построения. Произведение уже само по себе является высшей реальностью, за которой ничего уже не стоит, потому что, несмотря на необходимость подражания, нет надобности в дальнейшем соотнесении истинного живописного произведения с изменяющейся действительностью, ибо в произведении достигается самоудовлетворенное существование воспринимаемого объекта, а сам процесс восприятия и есть высшее осмысление.

Но этим, однако, Леонардо да Винчи не отрицает необходимости подражания природе. Он призывает не поправлять природу, а следовать ей. Из единичных наблюдений создавать целое. В этом – власть человека-творца. Ибо все, что существует по Вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, человек имеет сначала в душе, утверждает Леонардо да Винчи. Художник, таким образом, с одной стороны, волен, по Леонардо, сам породить прекрасное или безобразное, с другой – здесь явное понимание бытия, как единства объекта и субъекта.

В теории познания он скорее сенсуалист. И в науке на первое место он ставит опытный метод. "Опыт не ошибается", – говорит Леонардо. Истинная наука та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства. Но он не отрицает и теории, "бесчисленных оснований", которые никогда не были в опыте. И хотя природа, утверждает он, начинается с причин, а кончается опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину. Наука – капитан, практика – солдаты.

Итак, с одной стороны, у Леонардо полная зависимость от природы, подражание природе, с другой – тесно связанное с первым положение о воле и власти человека-творца над природой.

Трагедия мировоззрения, в основе которой лежит личностно-материальный подход, осознана и другим великим художником Высокого Ренессанса Микеланджело. Причем, эта трагедия имеет у него уже космические размеры. Личность, оставаясь личностью, противостоя всему космосу, уже ощущает беспредельный ужас собственного одиночества и беспомощности перед этим космосом. В своей отъединенности она уже не может опереться и на другую, столь же замкнутую в себе и одинокую личность. И в "Мадонне" (где Мария уже больше провидица трагической судьбы, чем просто кормящая мать), и в "Страшном суде" (где Христос, поднявший в грозном жесте руку, походит больше на Зевса-громовержца, а не на искупителя) Микеланджело показывает тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед Судьбой. Особенно показательна работа "Пьетта Ронданини", где Микеланджело явно отрицает значимость цветущего обнаженного тела (как в "Давиде"), выражавшего сверхчеловеческую мощь и энергию. Он перестает служить ренессансным кумирам. В его сознании они оказываются поверженными, как оказывается поверженным и главный кумир Ренессанса – вера в безграничную творческую силу человека, через искусство становящегося равным богу.

Мнение, что Возрождение принесло человеку земные радости, что оно освободило его от средневековой ортодоксии и что оно прославило земную и якобы уже освобожденную человеческую личность, это мнение, на основе творчества Микеланджело, можно считать больше мечтой, чем реальностью. Ренессанс действительно освободил человеческую личность, но сам же Ренессанс показал и то, как ничтожна эта земная человеческая личность и как иллюзорна мечта о ее полной свободе. Этот крах возрожденческой личностно-материальной философии у Микеланджело уже определен.

На переломе ХV – ХVI вв. гуманистическое мышление Ренессанса не ограничивалось лишь итальянской почвой, но захватило и другие страны. Речь идет о Северном Ренессансе. Во многом он имеет общие принципы и основания с Итальянским. Но многим и отличается: здесь большую роль играли логика, методология, социальная философия. То есть, если Итальянский гуманизм имел скорее литературно-эстетический характер, "северный" тип гуманизма отличался более строгими традициями. Его наиболее полно представляли голландский мыслитель Э.Роттердамский и французский М.Монтень.

Эразм Роттердамский (1469-1536). В своих трудах "Сборник поговорочных оборотов", "Похвала Глупости" и др., как обобщение жизненного опыта, он выразил отвращение к средневековью, к фальшивой морали католической церкви и требовал возврата к подлинной христианской морали, учению Христа.

Аскеза, отказ от земной жизни и ее даров является аморальным, ибо смысл человеческой жизни состоит в использовании жизненных благ. В этом христианство должно учиться у античности. И объектом философии должна быть естественная жизнь человека.

Мишель де Монтень (1533-1592). Характерной чертой мышления Монтеня является скептицизм, но не в духе скепсиса, а как сомнение в однозначном подходе к жизни, к человеку. С одной стороны, скептицизм для него был методом достижения истины при опоре на собственный разум, без подчинения авторитетам, с другой – способом избежать фанатических страстей как единственной цели человеческого бытия.

Этическое учение Монтеня является натуралистическим. Против схоластической модели "добродетельной, благопристойной", но довольно сумрачной жизни он выдвигает гуманистический идеал яркой любвеобильной добродетели. Такая добродетель соответствует природе человека, исходит из познания естества человека и естественных условий его жизни. (Правда, он противопоставляет испорченным нравам народов европейской цивилизации нравственно чистый мир недавно открытых народов – индейцев, подчеркивая их тесную связь с природой и ее законами.)

Таким образом, этика Монтеня является полностью земной; аскеза бессмысленна; человек должен быть свободен от предрассудков. Монтень отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности. Его индивидуализм направлен против конформизма, когда под принципом "жизнь для других" часто скрываются другие эгоистические интересы, в которых "другой человек выступает лишь как средство – быть как все".

И к Богу он относится скептически: бог непознаваем, поэтому и не имеет никакого отношения к делам человеческим.

Ни одна религия не имеет преимущества перед истиной.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций)

На сайте allrefs.net читайте: "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (конспект лекций)"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гуманизм Ренессанса. Становление индивидуализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ И ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Возникновение философии древнего мира относится к середине первого тысячелетия до н.э. Почти одновременно она стала возникать в трех далеко отстоящих друг от друга регионах: в Древнем Китае, в Древ

Философия в Древнем Китае. Начала философии
В Древнем Китае до возникновения философского миропонимания существовало мифологическое объяснение мира, которое было, безусловно, попыткой дать ответ на вопрос о происхождении мира и самого челове

Происхождение сущего
Древнекитайские философы пытались ответить на вопрос о первопричине возникновения всего сущего. При этом большое внимание они уделяли Небу, понятие которого включало в себя и верховного владыку (Ша

Природа человека
Вопрос о природе человека первым поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения. По своей природе, – говорил он, – люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг о

Индийская предфилософия
Первыми источниками информации о жизни древнеиндийского общества является так называемая ведическая литература. Она составлялась примерно с 1500 до 600 гг. до н.э. По своему содержанию она преимуще

Философская проблематика Упанишад
Философская проблематика в Упанишадах еще сохраняет сильную зависимость от религиозно-мифологического воззрения. Но уже на первое место выдвигается обсуждение таких проблем, как место и назначение

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В лекции предполагается остановиться на проблемах бытия, человека, общества и государства, которые являются сквозными для многих теорий, независимо от того, кем и когда они создавались. Др

Проблема бытия. Первоматерия. Атомистика Левкиппа-Демокрита
Следует отметить, что людей всегда интересовали и интересуют так называемые вечные вопросы: откуда есть, пошел мир и все в нем существующее, что такое человек, какова его сущность и предназначение

Зарождение жизни и происхождение человека
Наивность воззрений древнегреческих философов наиболее наглядно проявилась в учениях о происхождении жизни и человека. Уже Анаксимандр полагал, что от апейрона обособляется теплое и холодное, в рез

Некоторые вопросы общества и государства
В дошедших до нас фрагментах Гераклита можно увидеть отношение этого мудреца к политическому состоянию тогдашнего общества. Он считает, что власть должна принадлежать "лучшему" меньшинств

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ БИБЛИИ
Библия – это книги священного писания Ветхого и Нового заветов. Ветхий завет – это священные книги иудаизма. Иудаизм не приемлет Новый завет – священные книги христиан. Христиане же признают Ветхий

Личность Бога
Если опираться только на Библию, а не на последующие богословско-религиозные интерпретации ее, то можно с полным основанием сказать, что бог Ветхого завета – существо антропоморфное со всеми органа

Проблема человека
В Библии однозначно утверждается, что человека сотворил Бог: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и ска

Нравственные нормы
Существование многочисленных представителей рода человеческого требовало регулирования отношений между ними, а поскольку здесь речь идет о Библии, то и отношений между людьми и Богом. Авторы Библии

Библейская концепция исторического процесса
Библия не могла обойти вниманием вопрос исторических судеб народов. Начало истории положено Богом: он сотворил мир и человека – Адама и Еву, с грехопадения и изгнания которых началась история челов

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Христианство вышло на арену исторического развития в Римской империи во второй половине I века нашей эры. Впоследствии оно стало основной официальной религией во всех европейских государствах.

Философские взгляды Августина
Августин родился в 354 г. н.э. в г. Тагасте (Африка). Здесь же он получил и первоначальное образование. Затем он учился в Мадавре и Карфагене, Риме и Милане. В процессе учебы он проявляет интерес к

Средневековая схоластика. Доказательство бытия Бога
Августин Блаженный является одним из первых выдающихся зачинателей христианской философии. После него и в значительной мере под влиянием его философских воззрений в течение примерно тысячи лет суще

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение, или Ренессанс, – целая историческая эпоха, процесс идейного и культурного развития общества от начала разложения феодальной системы до ранних буржуазных революций. Принято счи

Некоторые методические подходы к анализу философии Возрождения
Объективный анализ сути западноевропейского Возрождения сопряжен с многими сложностями. 1. Они касаются периодизации Возрождения. История материальной и духовной культуры не знает резких г

Социальные теории Ренессанса
Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, ф

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Философия эпохи Возрождения сыграла чрезвычайно важную роль в разрушении средневековой системы духовных ценностей и подготовила почву для будущих промышленно-технических и политических революций XV

Ф. Бэкон о теории и практике
Главные сочинения Ф. Бэкона: "Новый Органон" "О прогрессе наук божественных и человеческих", "О принципах и началах", "Новая Атлантида". Основной па

Учение Ф. Бэкона о методах познания
Учение о методах познания начинается с критической его части. Сомнение есть отправной пункт познания. Бэкон раскрывает слабые стороны человеческих познавательных способностей. Эти слабости ведут не

Рационалистический метод философствования Р. Декарта
В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во Франции начал формироваться иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания. Крупнейшим представителем р

Онтология Декарта
Научный метод познания приводит Декарта к беспредельному доверию разуму, но разуму скептическому, сомневающемуся. Именно из сомнения начинается путь к философии. Поэтому подвергать сомнению надо и

Теория познания Т. Гоббса
Основные работы Т. Гоббса: "О теле", "О человеке", "Левиафан". По своим философским идеям Гоббс был духовно близок Ф. Бэкону. Как и Бэкон, он повторяет, что з

Онтологическая теория Гоббса
В области онтологии Гоббс занимает последовательную материалистическую позицию. Он утверждает, что нет никаких нетелесных, то есть нематериальных духов, нет духовных субстанций. Мыслят тела, и поэт

Учение о человеке
Гоббс подчиняет своему механистическому методу не только природу, но и изучение человека. С одной стороны, человек – сложное тело природы, а с другой – создатель искусственных социальных тел (общес

Учение Спинозы об атрибутах и модусах
Наиболее известные работы Спинозы (1632-1677): "Этика", "Основы философии Декарта", "Трактат об усовершенствовании разума". Философия Спинозы глубоко оригинал

Принципы познания в философии Спинозы
В соответствии со своей онтологией Спиноза называет главным объектом познания "бога" – природу. Познание бога как первейшей причины всего сущего невозможно через эмпирический путь. Познан

Философские идеи И. Канта
Докритический период. Иммануил Кант – основоположник классической немецкой философии. Его творческую биографию условно принято делить на два периода: докритический и

И.Г. Фихте и его философские идеи
Философия Фихте немыслима без кантианства. Опираясь на него, Фихте усиливает практически-деятельное отношение сознания к предмету, который оно фактически создает. Можно сослаться, по крайней мере,

Некоторые философские идеи Ф.В.И. Шеллинга
Первоначально Шеллинг выступил продолжателем философии Фихте. Но вскоре замечает несовершенство фихтеанского субъективного идеализма. Он считает, что субъективно-идеалистическое Я не может быть при

Г.В.Ф. Гегель. Истоки и тайна его философии
Некоторые авторы истоком и тайной гегелевской философии считают его "Феноменологию духа" (1807). С таким утверждением надо согласиться, ибо все последующие работы Гегеля оказываются лишь

Л. Фейербах. Антропологический материализм
В 1841 г. выходит в свет книга Л. Фейербаха "Сущность христианства", сделавшая его широко известным мыслителем. Отношение к ней с самого начала было двойственное. Одни видели в ней символ

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Марксизм представляет собой сложную трехчастную систему, все составляющие которой взаимосвязаны, дополняют и обосновывают друг друга. Это – философская, экономическая теория и теория научного социа

Становление марксизма
Марксизм появился как закономерное, логически необходимое продолжение развития интеллектуальной теории Нового времени, начавшейся Ф. Бэконом и Р. Декартом. То обращение к науке, необходимость котор

Материалистическая диалектика
К. Маркс и Ф. Энгельс создали философию диалектического материализма. Диалектика как метод познания и логика развития духа была разработана, как известно, Гегелем, к заслугам которого следует отнес

Материалистическое понимание истории
Как уже отмечалось, К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическое понимание истории, позволившее рассматривать общество с научных позиций. Теперь стало возможным относиться к обществу не идеалис

Учение о практике
Один из главных недостатков домарксовского материализма заключался в его созерцательности, то есть в том, что он стремился лишь к познанию мира, но не к его изменению. Субъект рассматривался как су

Постмарксизм
Историческая судьба марксизма драматична. Сначала его замалчивала западноевропейская буржуазия. Но когда далее замалчивание стало невозможным, на него обрушилась критика буржуазных идеологов. Некот

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в. во Франции. Он появился как реакция части философов на тупиковую ситуацию, в которую зашла классическая философия Запада в поиска

Первая историческая форма позитивизма
Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт (1798 -1857). Позитивистская философия Конта связана с философией Просвещения ХVIII в. Следуя просветителям, Ко

Вторая форма позитивизма
В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и фил

Неопозитивизм. Логический позитивизм
Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в конце 20-х гг. ХХ столетия практически одновременно в Англии, Австрии и Польше. Он был результатом тех превращений, которые соверш

ФИЛОСОФИЯ ВОЛЮНТАРИЗМА
Название "философия жизни", или волюнтаризм, употребляется в философии в различных смыслах: для обозначения совокупности так или иначе приведенных в систему представлений о смысле и ценно

Сущность волюнтаризма
"Философия жизни" в собственном смысле слова имеет свою предысторию. Происхождение ее обычно выводят из анонимного произведения "О морально прекрасном и философии жизни" (1772 г

Философия Фридриха Ницше
Произведения Ф. Ницше (1844-1900) написаны в блестящей афористической литературной форме. По содержанию и социально-философской направленности их можно разделить на три груп

Философия истории О. Шпенглера
Идеи Ницше были продолжены в новых исторических условиях ХХ века во Франции А. Бергсоном, в Германии В. Дильтеем, Г. Зиммелем

ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Упоминание об экзистенциализме (или "философии существования") впервые появилось в конце 20-х гг. ХХ века. Оно казалось бесперспективным, но вскоре выросло в крупное идейное движение. Его

Феноменологический метод М. Хайдеггера
Исходным пунктом эзистенциалистского философствования М. Хайдеггера (1889-1970) является категория "существования". В свете ее рассматриваются социальные отношения

Экзистенциальная философия К.Ясперса
В отличие от Хайдеггера, К. Ясперс (1883 – 1969) считает объективное бытие независимым от человеческого сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя рассматривать ни как завер

Французский экзистенциализм
Французский экзистенциализм как идейное течение сформировался в 40-х гг. ХХ века под непосредственным влиянием М. Хайдеггера и Э. Гуссерля. Он более разнороден, чем немецкий экзистенциализм, более

Проблема свободы и отчуждения в философии Ж.-П. Сартра
Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей, с которым

А. Камю: абсурд и бунт
Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическ

Гносеология экзистенциализма
Всех экзистенциалистов объединяет общее подозрительное и порою враждебное отношение к науке. Они упрекали ее за многие грехи. Во-первых, она охватывает область внешнего мира, не давая представлений

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропологические учения современной буржуазной философии родились в период всеобщего кризиса западного мира. Катастрофы первой мировой войны и драматические события истории последующих десятилетий

Поиск единой идеи человека в философии М. Шелера
При всем единодушии сторонников "антропологизации" и "гуманизации" современной философии в рамках названных нами направлений обнаруживаются весьма существенные расхождения в пон

Философская антропология об отношении к науке
Другая важная проблема – о соотношении научных и ценностных элементов в философии и в философском познании человека – как правило, решается в современной буржуазной философии на двух полярно против

Биологический подход к человеку
Пытаясь преодолеть крайности позитивизма и экзистенциалистского иррационализма и субъективизма, представители философской антропологии развивают своеобразные концепции деятельного человека. Использ

Quot;Культурная" антропология
Преодолеть однобокое определение человека как существа только "открытого", независимого от среды пытается Г. Плеснер. Он понимает, что свободу человека, его способность к культурному твор

ФИЛОСОФИЯ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА
Одним из наиболее влиятельных и распространенных направлений антропологической философии является философия психоанализа. Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом

Культура и личность
Обращаясь к исследованию социальной и культурной жизни общества, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Поэтому принцип психологизации, используемый при рассмотрении природы человека,

Философия неофрейдизма
В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи св

А. Адлер о мотивационной личности
Как и Юнг, разошелся с Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа – Альфред Адлер (1870-1937). Он пересм

Quot;Культурный" психоанализ
Поворот в психоаналитическом движении от биологической обусловленности человеческого поведения к его социальной и культурной детерминации объясняется прежде всего тем бурным развитием антропологии

Философия бессознательного Э. Фромма
Проблема отношения личности и общества, взаимодей­ствия психологических и социальных факторов – центральная тема теоретических работ Эриха Фромма (р. 1900). В отлич

Особенности восточнославянской мифологии
Истоки древнерусской философии находятся в глубоком прошлом культуры восточных славян, живших на территории Восточной Европы во II-I тыс. до н.э. Эту культуру отличало господство языческого мировоз

Влияние христианства на древнерусскую философскую мысль
Однако развитие философского мышления стало по-настоящему возможным с приходом на Русь христианства. Оно стало проникать на территорию, населенную восточнославянскими племенами задолго до официальн

Сопоставление языческой и христианской идеологий
С философской точки зрения языческая и христианская идеология отличаются следующим. Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы, оно было глубоко пантеистическим и, по своей сути, выраж

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
В XIII в. под ударами монгольских войск пала Киевская держава, чему предшествовало все большее обособление от нее отдельных княжеств. Нашествие свирепых, спаянных железной дисциплиной кочевников бы

Древнерусский панэтизм
Живой свидетель тех потрясений епископ Серапион Владимирский (ум. 1275) сравнивает нашествие иноплеменных с разрушительным землетрясением. "Ныне землею трясеть и колебл

Эволюция отечественного самосознания
Если отечественное самосознание домонгольского периода отличал исторический оптимизм, то после разгрома Руси и начала длительной изнурительной борьбы за выживание против "злогорького ига"

Протоимперская доктрина
К ее созданию причастны многие идеологи, основным же считают старца Филофея, монаха Елеазарова монастыря из-под Пскова, который в ряде посланий великим князьям Василию III,

Идеал Святой Руси
Если центральной концепцией политического мышления была доктрина "Москва – Третий Рим" в разнообразии ее вариантов – от великодержавного покровительства до повиннического мессианизма, то

Нестяжательство и иосифлянство
Глава русских исихастов стал вождем нестяжательскогонаправления, полемизировавшего с иосифлянским.Вассиан Патрикеев, Гурий Тишин, Артемий Троицкий

Смутное время
В истории России XVII век называется "бунташным". Начинается он со "Смутного времени" и разорения страны и заканчивается реформами Петра Великого. Тяжкие испытания &quo

Грекофилы и латинофилы
Противоборствующие тенденции в развитии российского общества связываются в XVII в. не только с противостоянием сторонников и противников церковных реформ, но также с полемикой грекофилов и латинофи

Славяно-греко-латинская академия
В XVII в. остро встал вопрос о создании современной системы образования. Возник ряд училищ, в том числе школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, куда были приглашены ученые киевские монахи.

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ХIХ ВЕКА
Конец ХVIII – начало ХIХ вв. – это время, когда происходит становление русской философии как теории. С одной стороны, это был процесс активного освоения и развития западной философии, особенно неме

Социально-философская концепция западников
Философская концепция П.Я. Чаадаева (1794-1856) несомненно самостоятельна, хотя в ней чувствуется влияние немецкой классической философии, особенно Шеллинга. Одна из основны

Славянофильская концепция истории
В определенном смысле Чаадаева можно считать родоначальником того направления в русской идеологии, которое стало называться западничеством. Ему противостояло так называемое славянофильств

РОЛЬ В.С. СОЛОВЬЕВА В УТВЕРЖДЕНИИ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В РОССИИ В ХIХ ВЕКЕ
Философия В.С. Соловьева (1853-1900) занимает особое место в истории русской философии и становлении национального философского самосознания. Это был первый русский философ,

Философская система
Действительно, одной из наиболее существенных особенностей философии Соловьева является ее тесная связь с религией. Собственно говоря, задача философии и задача религии, с его точки зрения, одна, в

Учение о государстве, человечестве и человеке
Учение о творческой эволюции Соловьева находит завершение в его теократической утопии. В основе учения о свободной теократии, которая должна наступить на земле, лежит убеждение Соловьева о том, что

Философия и религия в творчестве С.Л.Франка
С.Л. Франк (1877-1950). Его взгляды эволюционировали от марксизма к идеализму, к религиозно-философским концепциям, которые наиболее полно уложены в его работах: "Философи

Теодицея П.А. Флоренского
П.А. Флоренский (1872-1937) – писатель, богослов, философ. Его основная работа "Столп и утверждение истины" несомненно является памятником русской культуры. Сам он на

Религиозный "материализм" С.Н. Булгакова
Философия С.Н. Булгакова (1871-1944) являет собой сложность и противоречивость путей развития русской философской мысли, реализацию самых разнообразных возможностей, в том ч

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Ф.М. Достоевский (1821-1881) – особое явление в развитии русского философского самосознания; он носитель наиболее характерных его черт в их единстве. Достоевский – философ, наи

Проблема человека в философии Ф.М. Достоевского
В ХIХ веке на первый план выходят идеи и идеалы универсального упорядочения Бытия, жизни общества, основанные на абсолютизации объективных закономерностей развития человеческой истории. Представлен

Проблема добра и зла
Нравственная позиция автора определяет те нравственные принципы, которые предлагаются в социальной теории. А тогда, когда они совсем не предлагаются, открывается путь господству безнравственности.

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО
Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828-1910) одним из главных вопросов человечества считал вопрос о смысле жизни. Драма человеческого бытия, с его точки зрения, состоит

Постановка вопроса о смысле жизни
Человек находится в разногласии, в разладе с самим собою. В нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, что хо

Бог. Свобода. Добро
То бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь только и обретает смысл, называется богом. И ничего другого с достоверностью о боге знать нельзя. Разум может знать, что существует

Отношение Л. Толстого к христианским заповедям
Суть нравственного идеала и своеобразие его роли в жизни человека наиболее полно выражены в учении Иисуса Христа. Так считает Л.Толстой. При этом Христос не является для Толстого богом или сыном бо

Непротивление злу как основной закон любви
По мнению Толстого, центральной заповедью христианства является четвертая заповедь "Не противься злому", налагающая запрет на насилие. Осознание того, что в этих простых словах заключена

Непротивление как закон
Заповедь непротивления соединяет учение Христа в целое только в том случае, если понимать ее не как изречение, а как закон – правило, не знающее исключений и обязательное для исполнения. Допустить

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ
Социально-политический кризис конца XIX-начала ХХ вв. породил великую эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и

Философская направленность символизма
Символизм – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже ХХ столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении действительности посредством символов "в

Принципы символизма Д. Мережковского
Д. Мережковский (1866-1941) не обладал даром первооткрывателя-любомудра, способностью оригинального мыслителя (как близкий ему В.В. Розанов), он принимал уже сложившиеся концеп

Религиозно-философские идеи Д.Мережковского
В молодости Мережковский отдал дань позитивизму, увлекался работами Г. Спенсера и был сторонником гегелевской диалектики. Учение позитивистов – стремление поставить умственный мир человечества на т

Историософия Д. Мережковского
Мережковский ощущал себя эсхатологической личностью, а свое поколение – эсхатологическим поколением. Он был убежден, что от того, как современники его распорядятся свободой выбора, зависит метафизи

Идея духовного братства А. Белого
Самое значительное произведение А. Белого (1880-1934) – роман "Петербург". Всю жизнь, с ранней юности А. Белым владело одно грандиозное чувство – чувство

Вяч. Иванов об эстетических принципах символизма
Основные работы В. Иванова (1866-1949), имеющие философское значение, следующие: "По звездам", "Эллинская религия и страдающий бог", "Межи и борозды

Панэтизм А. Блока
А. Блок (1880-1921) считал, что в символизме господствует не эстетическое, а этическое начало. Поэтому его концепцию символизма с большим основанием можно было бы определить ка

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ Н.А. БЕРДЯЕВА
Из всей блестящей плеяды русских философов ХХ века, в творчестве которых наиболее полно выразилось русское национальное самосознание, Н.А. Бердяев является самым известным в мире. В отличи

Концепция человека
Будучи религиозным философом, он и христианство понимает прежде всего как выражение сущности человека, его самых глубинных помыслов и интересов. "Христианство есть персонализм... Персоналистич

Проблема свободы и творчества
Тесно связана с проблемой человека в философии Бердяева проблема свободы и творчества. Сам он в учении о свободе видит свой основной вклад в философскую мысль. Мир свободы, по Бердяеву, не подчинен

РУССКИЙ КОСМИЗМ
Идеи космизма как понимание причастности человека к космическому бытию, мысль о человеке как микрокосмосе, в миниатюре вместившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через

Проблема вечности человека в русской философии
Для первых представителей русского космизма человек – существо еще "промежуточное между Богом и земной жизнью" (В.С. Соловьев), находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но уже

Теория ноосферы в русском космизме
Одним из вариантов русского космизма стала и теория ноосферы. У ее истоков стоит великий русский ученый естествоиспытатель и философ В.И. Вернадский. Эта теория получила поддержку ученых с мировыми

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Августин. Исповедь. – М., 1992. 2. Авенариус Р. О предмете психологии. – М., 1991. 3. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. Пролего

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги