Реферат Курсовая Конспект
ПРИМЕЧАНИЯ - раздел Философия, 100 ВЛИЯНИЙ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НА РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИИ 1 Коугё A. Galilee Et Platoil–Ln: Коугё A. Les Etudes D'histoire De La Pensee...
|
1 Коугё A. Galilee et PlatoiL–ln: Коугё A. Les etudes d'histoire de la pensee scientifique. Paris, Presses Universitaires de France 1966 p. 147– 475. '
« cm.: Randalt J. H., Jr. The making of the modem mind. Boston, 1926, p. 220 ff.,231 ff.; WhUehead A. N. Science and the modern World. New York, 1925.
« Декарт P. Избр. произв. М., Государственное издательство политической литературы, 1950, с. 305.
J Не следует путать эту широко распространенную концепцию с концепцией Бергсона, для которого вся физика, как аристотелевская, так и ньютоновская, в конечном счете является творением homo faber.
По выражению одного из исследователей творчества Декарта, это «физическая наука по использованию вещей» (La b в г t honnier е L Etudes sur Descartes. Paris, 1935, II, p. 288 ff„ 297, 304).
« Ф. Бэкон является глашатаем, провозвестником новой науки, но отнюдь не одним из ее творцов.
« Наука Декарта и Галилея, разумеется, имела исключительно важное значение для инженеров и техников; она в конце концов вызвала техническую революцию. Однако она не была создана и развита ни инженерами, ни техниками, а теоретиками и философами.
° «Декарт-ремесленник» – такова концепция картезианства, которую развивал Леруа в книге «Descartes social» (Paris, 1931) и которую Ф. Борке-нау довел до абсурда в своей работе «Der Uebergang vom feudalen zum bur-gerlichen Weitbild» (Paris, 1934). Возникновение картезианской науки и философии Боркенау объясняет возникновением новой формы экономического производства, т. е. мануфактуры. Ср. критику книги Боркенау в более интересной и поучительной, чем сама критикуемая книга, работе: G ros s-man H. Die gesellschaftlichen Grundlagen der mechanistischen Philosophie und die 'Manufaktur.–In: Zeitschrift fur Sozialforschung, Paris, 1935.
Что касается Галилея, то о его связи с традициями ремесленников, конструкторов, инженеров и т. д. эпохи Возрождения пишет Л. Ольшки. См.: О Ischki L. Galileo und seine Zeit. Halle, 1927, также см.: Z ilsel Е. The .sociological roots of science. – In: The American Journal of Sociology, XLVII, .1942. Э. Цильзель подчеркивает роль, которую играли «квалифицированные ремесленники» эпохи Возрождения в развитии научного мышления Нового времени. Верно, конечно, что художники, инженеры, архитекторы и т. д. этого периода играли важную роль в борьбе против аристотелевской традиции и что некоторые из них, такие, например, как Леонардо да Винчи или Бенедетти, пытались даже развить новую, антиаристотелевскую динамику; п-оследняя, однако, как убедительно показал П. Дюгем, в своих основных чертах совпадала с динамикой парижских номиналистов, с динамикой «им-петуса» Жана Буридана и Николая Орема. И если Бенедетти вдали от этих самых выдающихся «предшественников» Галилея иногда превосходит уровень динамики «парижан», то происходит это не в силу его инженерных или артиллерийских занятий, а потому, что он изучил Архимеда и решил применить «математическую философию» к исследованию природы.
« Совсем недавно один критик дружески упрекнул меня в отрицании этого аспекта учения Галилея (см.: Olschki L. The scientific Personality of Galileo. – In: Bulletin of the History of Medicine, XII, 1942). Должен coзнаться, я не уверен, что заслужил этот упрек, хотя глубоко верю, что наука по своей сущности является теорией, а не собранием «фактов».
'° Э. Мейерсон в работе «Тождество и реальность» весьма убедительно показывает отсутствие согласия между «экспериментом» и принципами физики Нового времени (см.: М eyerson Е. Identite et realite. 3-е ed. Paris,
1926, p. 156).
« «В самом деле, представляется, что динамика столь удачно приспособилась к текущим наблюдениям, что не преминула с самого начала вменить себе в обязанность согласие с этими наблюдениями, оперируя силами и движениями... Для того чтобы физики могли отбросить динамику Аристотеля и создать новую динамику, им необходимо было понять, что факты, с которыми они ежедневно вталкиваются, ни в коей мере не являются простыми, элементарными, к которым непосредственно применимы фундаментальные законы динамики; что движение судна, которое тянут бурлаки, так же как и движение катящего по дороге конного экипажа, необходимо рассматривать как чрезвычайно сложные движения; одним словом, что в качестве принципа науки о движении необходимо рассматривать с помощью абстрагирования от прочих моментов некоторое тело, которое под действием одной силы движется в пустоте. Однако, исходя из своей динамики, Аристотель пришел к заключению, что движение в пустоте невозможно» (D u hem P. Le syste-me du monde. Paris, 1913, 1. p. 194 ff.).
« Lasswitz K. Geschichte der Atomistik. Hamburg und Leipzig, 1890, II, p .23 ff.i; M ach Е. Die Mechanik in ihrer Entwicklung. 8-е ed. Leipzig, 1921, p. 117 ff.; Wohlwill Е, Die Entdeckung des Beharrunggesetzes.–ln: Zeit schrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft, vol. XIV, XV, 1883, 1884; Cassirer Е. Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. 2-е ed. Berlin, 1911„ I, p. 394 ff. « cm.: M eyerson Е, Op. cit., p. 124 ff.
Само собой разумеется, что термин продолжает бытовать в научном обиходе, так что Ньютон продолжает говорить о Космосе и его порядке (так же как и об «импетусе»), но уже в совершенно новом смысле.
Как я попытался показать в другом месте (Коугё A. Etudes gali-leennes. III. Galilee et la loi d'inertie. Paris, 1940), появление новой науки стало возможным лишь после этого объединения астрономии и физики, по-аволившего последней применить математические методы исследования, использовавшиеся ранее только для изучения небесных явлений, также и для явлений подлунного мира.
'° «Декарт освободил физику от фантомов древнегреческого Космоса, т. е. от представления о некотором привилегированном статусе вещей, удовлетворяющем нашим эстетическим потребностям... Не существует привилегированных физических положений, все они эквивалентны. Следовательно, в физике не существует никакого места для отыскания конечных причин и наилучшего рассмотрения» (Brehier Е. Histoire de la philosophie, t. II, fasc. 1. Paris, 1929).
'« «Если для того, чтобы изменить динамическую систему Аристотеля, абстрагироваться от предубеждений, вытекающих из нашего современного образования, и если при этом стараться переместиться на тот уровень разума, каким был наделен независимый мыслитель начала XVII в., то становится трудным отрицать тот факт, что аристотелевская система более пригодна, нежели наша, для непосредственного наблюдения фактов» (Tannery P. Galilee et les principes de la dynamique. – In: Memoires scientifiques, VI. Paris, 1926, p. 399).
« cm.: Коугё A. Etudes galileennes, II. La loi de la chute des corps. Paris, 1940.
'« cm,: Cavern i. Storia del metodo sperimentale in Italia, 5 vol. Firenze, 1891–1896; D uhem P. Le mouvement absolu et le mouvement relatif. Paris, 1905; De l'acceleration produite par une force constante. – In: Congres International de l'Histoire des Sciences. Ill-e session. Geneve, 1906; Etudes sur Leonard de Vinci: Ceux qu'il a lus et ceus qui l'ont lu. 3 vol. Paris, 1909–1913, vol. Ill: Les precurseurs parisiens de Galilee. Совсем недавно тезис о непрерыв149260, |
ности был поддержан в работе: R a n d all J. Н., Jr. Scientific method in the school of Padua. – Journal of the History of Ideas. 1, 1940, Дж. Рэндэлл убедительным образом обрисовывает прогрессивную разработку выдающимися логиками Возрождения метода «разложения и сложения» (resolution et composition) в сфере образования. Однако сам же Рэндэлл провозглашает, что «в методе, сформулированном Зарабеллой, имелся один изъян: он не требовал, чтобы принципы естествознания были математическими» (с. 204), – и что «Tractatus de paedia» Кремонини «звучит как осторожное предостережение в адрес торжествующих математиков от лица великой аристотелевской традиции рационального эмпиризма» (там же). Но именно «этот упор на роль математики, которая прибавляется к логической методологии Зарабеллы» (с. 205), на мой взгляд, совершенно недвусмысленным образом составляет содержание научной революции XVII в.; что же касается научной мысли эпохи, то роль математики является разделительной чертой между сторонниками Платона и Аристотеля.
'« Лично я в истории этой традиции прибавил одно звено (см.: Коугё А. Etudes galileennes, 1: A l'aube de la science classique. Paris, 1940).
« XVI век (во всяком случае, вторая его половина), открыв для себя Архимеда, начал его изучать и осмысливать.
Этим пониманием мы в основном обязаны трудам П. Дюгема ( к упоминавшимся ранее работам необходимо добавить: Duhem P. Les origines de la statique, 2 vol. Paris, 1905; Le systeme du monde, 5 vol. Paris, 1913– 1917) и Линн Торндайк (см. ее капитальный труд: Thorndike L. History of magic and experimental science, 6 vol. New York, 1923–1941). cm. также: Dijksterhuis F. J. Wal en Worp. Groningen, 1924.
Аристотелевская физика по своей сущности не является математической. Представлять дело таким образом (как это делает П. Дюгем в работе «Об ускорении, произведенном постоянной силой»), будто эта физика просто основана на иной математической формуле, чем наша, – значит совершать ошибку. j т;'
«* Часто современные историки научной мысли недооценивают систематический характер аристотелевской физики.
« Centre nature – доел. «против природы», в противопоставление явлениям (в частности, движению) «по природе». Из стилистических соображений в данном и других местах перевода употребляется слово «противоестественный».–Прим. перев. «« См.: М а с h Е. Die Mechanik, р. 124 ff.
« Только в «своем» месте некоторое существо достигает своего истинного о-существления и становится действительно самим собой (существом). Потому-то оно и стремится достичь этого места.
«« Понятия «естественное место» и «движение по природе» предполагают конечность Вселенной.
« Aristote. Physique, VIII, 8, 215Ъ.–Прим. А. Каире. В последнем русскоязычном издании «Физики» Аристотеля (цит. соч., т. 3, с. 256) в цитированном А. Койре месте (конец гл. 8) в качестве движения «по природе» выступает «перемещение по кругу». –Прим. перев.
«° Некоторое движение может вытекать лишь из определенного предыдущего движения. Следовательно, всякое действительное движение предполагает бесконечный ряд предшествующих движений.
В конечной Вселенной единственным равномерным движением, способным пребывать бесконечно долго, является круговое движение. « cm.: Reizier К. Physics and reality. New Haven, 1940. « Имеется в виду «утрата» движения.– Прим. перев. «* См.: Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 198.
Местное движение–перемещение–есть лишь один из видов, хотя II очень важный, «движения» (xlvcrlg), движения в области пространства, в отличие от изменения – движения в области качества, а также возникновения и уничтожения – движения в области бытия.
« Аристотель совершенно прав. Никакой процесс изменения или становления не может произойти без причины. Если в новой физике движение пребывает само по себе, то это потому, что оно более не является некоторым процессом.
«« Тело стремится к своему естественному месту, но оно последним не притягивается.
«« См.: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 3, с. 139, 349. См. также: Meyerson Е. Ор. cit., p. 84. « cm.: аристотель. Цит. соч., с. 143, 348–349. *° См.: Аристотель. Цит. соч.. с. 138–139.
*' Или, при желании, можно сказать, что в пустоте все места являются естественными местами для всякого тела.
«Кант называл пустое пространство «бессмыслицей» (Unding). « Как мы знаем, такого мнения придерживались Декарт и Спиноза. Что касается средневековой критики Аристотеля, см. работы, приведенные выше (прим. 19), а также: Jansen В. Olivi, der alteste scholasti-sche Vertreter des heutigen Bewegungsbegriffes. – In: Philosophisches Jahr-buch, 1920; M ic h a lsky K. La physique nouvelle et les differents courants philosophiqnes au XIV-e siecle. – In: Bulletin international de l'Academie polonaise des sciences et des lettres. Cracovie, 1927; Moser S. Grundbegriffe der Naturphilosophie bei Wilhelm von Occam. Innsbruck, 1932; Borchert E. Die Lehre von der Bewegung bei Nicolaus Oresme. Munster, 1934; Marcolongo R. La Meccanica di Leonardo da Vinci. – In: Atti della reale accademia delle scienze fisiche e matematiche, XIX, Napoli, 1933.
« О Жане Филопоне, который, как представляется, был истинным изобретателем теории «импетуса», см.: W ohiwill Е. Ein Vorganger Galileis im VI. Jahrhundert. – In: Physicalische Zeitschrift, VII, 1906; Duhem P. Le sys-tenae du monde, 1: La «Physyque» de Jean Philopon. «Физика» Жана Филопона, которая не была переведена на латинский язык, оставалась недоступной схоластам, располагавшим лишь сделанным Симпликием кратким резюме. Но она была хорошо знакома арабам, и, как представляется, арабская традиция, непосредственно или через посредничество Авиценны, оказала влияние на «парижскую» школу в том пункте, который до сих пор
« Платонизм Галилея был более или менее признан большинством современных историков науки и философии. Так, автор немецкого перевода «Диалога» подчеркивает влияние платонизма (учения о воспоминании) даже на саму форму книги (см.: Galilei G. Dialog iiber die beiden hauptsachlichs-ten Weltsysteme... ubersetzt.,, von E. Strauss. Leipzig, 1891, p. XLIX). Э. Kac-сирер (G a ssirer E. Das Erkeantnisproblem in der Philosophie und Wis-senschaft der neueren Zeit, 2-е ed. Berlin, 1911, I, p. 389 ff) настаивает iia платонизме Галилея, исходя из его идеала познания; Л. Олыпки (О I schki L, Galileo und seine Zeit, Leipzig, 1927) говорит о присущем Галилею «платоновском взгляде на природу», и т. д. Но, как мне представляется, именно Э. Берт (ор. cit,–см. выше, прим. 64) лучше всего представил метафизическую подоснову новой науки (платоновский математизм). К сожалению, Берт не сумел распознать существования двух (а не одной) платоновских традиций: традиции мистической спекуляции числами и традиции математической науки. Такая же ошибка, которая в случае с Бёртом есть всего лишь огрех, допущена его критиком Э. Стронгом (Strong Е. W. Procedures and metaphysics. Berkley, California, 1936) с той лишь разницей, что в последнем случае эта ошибка может быть приравнена к смертному греху... О наличии двух платонизмов см.: Brunschvicg L. Les etapes de la philosophie mathematique. Paris, 1922, p. 69 ff; Le progres de la oonscience dans la philosophie occidentale. Paris, 1937, p. 37 ff. «° Г ал и л ей Г. Цит. соч., т. 1, с. 107. « Там же, с. 201. Там же, с. 256–257. « Там же, с. 290.сам лично таким способом не проверил». В противоположность Декарту другой его друг, И. Бекман, решительно отрицал саму возможность ускоренного движения применительно к случаю с силой брошенного тела (см. его письмо к тому же М. Мерсенну от 30 апреля 1630 г. – Correspondance de P. Мег-senne, Paris, 1936, II, p. 457).
вызывает сомнения. См. очень важную статью: Pines S. Etudes sur Awhad al-Za-man Aba'l Barakat al-Baghdadi. – In: Revue des etudes juives, 1938.
Интересно отметить, что это абсурдное убеждение, разделяемое и проповедуемое Аристотелем («О небе», II, 6), столь глубоко укоренилось в умах и столь широко распространилось, что даже сам Декарт не осмелился открыто отрицать его, а, как он зачастую поступал в таких случаях, предпочел ваняться объяснением своей позиции. В 1630 г. он пишет М. Мерсенну (D е-scartes R. Oeuvres. vol. 1–12. Publiees par Ch. Adam ct P. Tannery. Paris, 1896–1910, p. 110): «Я хотел бы также узнать, не было ли у Вас оказии исследовать предположение, что выпущенный из пращи камень, п.ти пуля из мушкета, или стрела из арбалета летят с наибольшей скоростью, набирают наибольшую силу, производят наибольшее действие в середине своего движения. а не в самом его начале. Таково общераспространенное мцение, с которым я, однако, имею все основания быть совершенно несогласным; я считаю, что вещи, не движущиеся сами по себе. а запущенные с силой, в самом начале своего движения обладают наибольшей по сравнению с лю-бым другим моментом силой». И потом еще дважды, в письмах от 1632 и 1640 гг. (ор. cit,, соответственно vol. 1, у. 259 и vol. II, р. 37), он разъясняют своему другу собственное мнение по вопросу о движении брошенного с силой тела: «Я совершенно не верю в то, что метательный снаряд, начиная с первого момента, когда его прекращает толкать рука или машина, в начале своего движения летит медленнее, чем в конце; но я совершенно уверен, что в зависимости от того, находится ли мушкет в полутора, в пятнадцати или в двадцати шагах от стены, вылетевшая из него пуля произведет на эту последнюю различное действие, потому что, чем дальше находится стена, тем труднее пуле преодолеть сопротивление воздуха и, следовательно, тем меньше ее скорость. Однако только эксперимент может показать, уловима ли эта зависимость в разнице (скоростей от разности расстояний.–Прим. перев.), а я всегда отношусь с величайшим сомнением ко всему тому, что»Torricelli E. Opera Geometrica. Florentiae, 1644, II, p. 7. Galilei G. Esercitazioni filosofiche di Antonio Rocco. Opere, edizione Nazionale, VII. p. 744.
«« cm.: galilei G. De Motu. Opere, edizione Nazionale, 1. p. 314 ff. Benedetti J.-B. Diversarum speculationum mathematicarum, liber. Taurini, 1585, p. 168. «« Galilei G. De Motu, p. 300.
°° Продолжающееся употребление термина «импетус» Галилеем и его учениками и даже Ньютоном не должно заслонить нам факт исчезновения идеи, которая за ним стояла.
°' В аристотелевской физике движение есть процесс изменения и всегда воздействует на движущееся тело.
« Следовательно, некоторое заданное тело может быть наделено произвольным числом различных движений, не интерферирующих друг с Другом. В аристотелевской физике, так же как и в физике «импетуса», каждое движение интерферирует с каждым из остальных движений и иногда даже становится помехой для его осуществления.
« Таким образом, движение и бытие располагаются на одном онтологическом уровне; следовательно, пребывающий характер движения также становится очевидным, и отпадает необходимость в объяснении, что его пребыванию предшествовало пребывание покоя.
Говоря современным языком, в аристотелевской динамике и динамике «импетуса» сила производит движение; в современной динамике сила производит ускорение.
Это о необходимостью предполагает бесконечность Вселенной. «Философия, – пишет Галилей в «Пробирщике», – написана в величайшей книге природы, всегда раскрытой пред нашими очами (я говорю о Вселенной), но эту книгу нельзя понять, не научившись сперва понимать ее язык и не изучив знаки, которыми она написана. А написана она на языке математики, и ее знаки – это треугольники, окружности и прочие геометрические фигуры, без которых человеческому пониманию ее слова недоступны» (Galilei G. II Saggiatore. Ореге, VI, р. 232). Сравни его письмо Личети от 11.01.1641 (Opere, XVIII, р. 293).
°» Ставший раритетом огромный компилятивный труд Буонамичи (1011 страниц in folio) является бесценным пособием для изучения средневековых теорий движения. Хотя историки–исследователи творчества Галилея часто о нем упоминают, они никогда его непосредственно не используют. См.: Buonamici F. Flotentini, е primo loco philosophiam ordinariam in Aimo Gymnasio Pisano profitentis. De Motu libri X, quibus generalia naturalis phi-losophiae principia surnmo studio collecta continentur. Florentiae, 1591, libri X, cap. XI, Jurene mathematicae ex ordine scientiarum expurgantur, p. 56; Ibid., libri I, p. 54.
M azzon i J. Caesenatis, in Aimo Gymnasio Pisano Aristotelem ordi-narie Platonern vero extra ordinern profitentis, In Universam Platonis et Aristo-telis Philosophiam Praeludia, sive de comparatione Platonisi et Aristotelis. Ve-iietiis, 1597, p. 187 ff.
°» Галилей Г. Избранные труды в двух томах. М., «Наука», 1964, т. 1, с. 110.
о» См.: Галилей Г. Цит. соч., с. 263. «Там же, с. 302.
« Как известно, такой же позиции придерживались Паскаль и Лейбниц. « Быть может, нелишним будет напомнить, что для всей доксографиче-ской традиции Архимед является философом-платоником.
°» См.: Bartt Е. A. The metaphysical foundations of modern physical science. London and New York, 1925.
С a valieri B. Lo Specchio Ustorio opero trattato Delle Settioni Coniche e alcuni loro marabili effetti intorno al Lnme, etc. Bologne, 1632, p. 152 ff. Галилей Г. Цит. соч., т. 2, с. 233.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "100 ВЛИЯНИЙ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ НА РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИИ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИМЕЧАНИЯ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов