рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Франк, С.Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 324-332.

Франк, С.Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 324-332. - раздел Философия, МЕСТО ФИЛОСОФИИ <...> Философия И Религия Имеют Совершенно Различные Задачи И ...

<...>

Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.

Современному сознанию, даже если оно мыслит в понятиях, близких к вышеизложенным соображениям, представляется маловероятным или даже совершенно невозможным, чтобы то абсолютное, которое в философии нужно как высшая логическая категория, объединяющая и упорядочивающая теоретическое постижение бытия, совпадало с живым личным Богом, которого требует и которым одним только может удовлетвориться религиозная вера».

<...> «Два сомнения возникают здесь, которые с разных сторон выражают, в сущности, одну и ту же трудность. С одной стороны, религиозная идея Бога, по-видимому, противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия. Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым лишается своей религиозной значимости. Бог, математически доказанный, не есть бог религиозной веры. Отсюда представляется, что, если бы даже философия действительно познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для религии, т.е. убила бы самое драгоценное, что есть в живой религиозной вере. Таково сомнение многих религиозных натур, которым часто кажется, что чем более философия религиозна по своему предмету, т. е. чем упорнее она занята логическим постижением Бога, тем она опаснее для цели религии – для живого, верующего обладания неизследимым и неизреченным источником спасения. И тот же ход мыслей приводит иногда философию к убеждению, что ее истинная задача – понять Бога, тем самым уничтожить ту безотчетность и таинственность Его, которая придает религии характер интимной веры; философия есть в этом случае, как у Гегеля, замена безотчетной, инстинктивной веры ясным знанием – преодоление веры знанием. Как нельзя одновременно переживать радость живой любви к человеку и брать того же человека как объект холодного научного анализа, так нельзя одновременно веровать в Бога и логически постигать Его.

В ином аспекте эта же трудность принимает форму другого сомнения. Бог религиозной веры, источник личного спасения необходимо есть живая личность. Но, по-видимому, из всех категориальных форм, в которых может мыслиться центральное философское понятие первоосновы бытия, наименее подходящей является именно форма живой личности. Мыслится ли Бог в философии как субстанция мира или как его первопричина, как всеединая вечность или как творческая сила развития, как мировой разум или как жизнь, он есть, во всяком случае, что-то безличное, какое-то в известной мере всегда пантеистически-мирообъемлющее начало, в котором философия, не изменяя своей задачи постижения и логического осмысления бытия и не приспособляясь искусственно к требованиям религиозного чувства, не может усмотреть антропоморфных черт живой, карающей и любящей личности, необходимых для религиозного отношения к Богу. Роковым образом, независимо от содержания отдельной философской системы, Бог философии носит на себе печать своей зависимости от нужд отвлеченной мысли и именно поэтому есть для религиозного чувства лишь иллюзорный суррогат истинного Бога – мертвый камень вместо хлеба, насыщающего голод религиозной души, или, в лучшем случае, ни к чему не нужная, туманная, бесплотная тень того истинно-сущего, которым во всей полноте и жизненности Его реальности уже обладает непосредственная религиозная вера.

В основе обоих сомнений лежит в конечном счете… одна трудность; и надо признать, что это есть действительно серьезная трудность – одна из глубочайших и важнейших философских проблем... Трудность эта сводится к вопросу: может ли философия, которая есть постижение бытия в логической форме понятия, вместе с тем не быть рационализмом? Заслуживает внимания, что этот вопрос является решающим не только для согласования философии и религии, но и для возможности самой философии. В самом деле, философия, с одной стороны, есть постижение бытия в системе понятий и, с другой стороны, постижение его из его абсолютной и всеобъемлющей первоосновы. Но понятие есть всегда нечто относительное и ограниченное; как же возможно выразить абсолютное в формах относительного, овладеть бесконечным, уловив его в сети конечного? Как можно – проще говоря – постичь непостижимое? Казалось бы, мы стоим перед роковой дилеммой: либо мы ищем само абсолютное, выходящее за пределы всего конечного и – тем самым – логически выразимого, и тогда мы не можем действительно постичь и логически зафиксировать; либо же мы ищем только логическую систему понятий и тогда всегда пребываем в сфере только относительного, частного, производного, не доходя до подлинной первоосновы и целостного всеединства бытия. В обоих случаях задача философии остается неосуществленной.

<...> Философское знание по своим достижениям необходимо отстает от достижений непосредственного религиозного проникновения в глубины бытия. На это есть существенные основания, коренящиеся в самой природе обеих духовных деятельностей. Прежде всего, религиозная вера, будучи живым, непосредственным ощущением и переживанием Божества, не нуждается для своих достижений в тяжкой умственной работе рационального разъяснения и обоснования своих истин. Кроме того, хотя религия… и содержит необходимо, в качестве своей основной опорной точки, момент непосредственного личного усмотрения истинности, она совсем не нуждается в том, чтобы это непосредственное усмотрение распространялось на все содержание религиозной веры. Напротив, для нее характерно, что этот момент непосредственной очевидности присущ восприятию правдивости, безусловной истинности источника откровения – будет ли то самое Божество или тот или иной посредник между Богом и человеком,— в силу чего содержание откровения приобретает косвенную достоверность истины, сообщенную самоочевидно достоверным свидетелем. Поэтому-то достоянием личной веры может быть – и даже необходимо бывает – содержание соборного религиозного опыта, со всеми входящими в его состав достижениями религиозных гениев. Этим достигается возможность полноты, богатства и глубины религиозного откровения, совершенно недостижимые для философского знания. Ибо хотя философскому знанию не поставлено здесь никаких принципиальных преград и открыта возможность бесконечных достижений, однако требуемое природой философского знания логическое единство содержания делает для него практически невозможным использование в одной системе всей полноты религиозного опыта человечества. Лишь полнота и многообразие всех философских достижений человеческой мысли в принципе может стать на уровне его религиозных достижений - но эта полнота может быть дана только духовно-исторической интуиции, но не выражена адекватно в какой-либо единой системе. Философская система, пытающаяся выразить и логически фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный попытке начертить географическую карту, на которой было бы отмечено все многообразие географической реальности. И здесь, с иной стороны, мы снова убеждаемся, что правильное соотношение между религией и философией возможно лишь на почве того “умудренного неведения” (docta ignorantia), которое есть самый зрелый плод истинного просвещения. Подлинно философское умонастроение по своей волевой структуре совпадает с религиозным умонастроением: в обеих – вопреки поверхностному мнению, которому это представляется невозможным, – смирение сочетается с дерзновением творчества, и притом не так, что каждая из этих волевых тенденций сдерживает и ограничивает другую, а так, что каждая из них, напротив, питает и укрепляет другую.

 

Вопросы к тексту:

1. В чём С.Л. Франк видит различие религии и философии?

2. В каком соотношении находятся, должны находиться религия и философское познание?

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МЕСТО ФИЛОСОФИИ

С В Соловьева И В Пахолова... МЕСТО ФИЛОСОФИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Франк, С.Л. Философия и религия // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990. – С. 324-332.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
  Утверждено Редакционно-издательским советом в качестве учебного пособия     Самара Издательство «Самарский униве

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
  Учебное пособие     Редактор Ю.В. Смутницкая Компьютерная верстка, макет Т.В. Кондратьевой    

ВВОДНОЕ СЛОВО
Знакомство и изучение философии в университете – занятие интригующее и одновременно непростое. Интригующее, потому что дает узнать себя лучше и помогает в нашем человеческом и умственном самоопреде

Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека
Проблема начала философии. Кризис мифологической картины мира и рождение философии. Жизненные основания существования философии. Философия как особое состояние сознания (мысль о предельных основани

Тема 3. Предмет, метод и структура философского знания. Исторические типы философских учений
Предмет философии и сложности его определения. Специфика философского вопрошания. Аристотель о предмете «первой философии». Понятие о методе философии. Взаимоопределяемость предмета и метода. Метод

Философия в жизни человека и в системе культуры
(2 часа) 1. Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа. Мифологическое и философское сознание. 2. Понятие философии. Философия и мудрость. Философ и мудрец

К вопросу 1
Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М., 1987 (Сайт Энциклопедия культур http://ec-dejavu.ru/p/Publ_Golosovker.html) Мамардашвили, М.К. Введение в философию / М.К. Мамардашви

К вопросу 2
Платон. Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 81-134. (Речь Сократа. См. в приложении). Топоров, В.Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как челове

К вопросу 4
Конев, В.А. Искусство и философия: полюса, стягивающие культуру // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Сер. «Мыслители», вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское ф

Исторические типы философских учений
(2 часа) 1. Предмет философии и сложности его определения. Аристотель о предмете «первой философии». 2. Специфика философского вопрошания. Понятие о методе философии. Метод

К вопросу 2
Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996 (любое издание). Глава «Античная философия». Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в наука

К вопросу 4
Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1996. (Глава II). Философия / под ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 (Глава 1, § 4). Энге

Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека
  Изучение данной темы ориентировано на выяснение истоков зарождения и экзистенциальных оснований феномена философии. Рассмотрение темы также связано с чтением и анали

Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа
Философия есть творение мысли человека, которое появляется примерно в VI веке до н.э. в трех очагах цивилизации того времени – Греции (милетская школа), Китае (конфуцианство), Индии (буддизм). Это

Философия и мудрость. Философ и мудрец: случай Сократа
Вопрос о содержании термина «философия» объединяет два фундаментальных для человеческой жизни смысла: мудрость и любовь. Для более четкого прояснения их связи можно обратится к отрывкам диалогов Пл

Ситуация философствования
Попробуем прояснить – что значит философствовать? Что переживает человек в опыте философствования? Что есть философия как «живой» опыт сознания? Чтобы понять ситуацию философствования, нужно обрати

Тема 2. Философия в системе культуры
  Изучение темы ориентировано на получение представления о философии как культурной деятельности и философии как культурного опыта человечества. Вопрос о месте философии в си

Философия и религия
Продолжением мифологического стало религиозное мышления, которое объединяет с философской метафизикой пристальный интерес к трансцендентному, т.е. находящемуся за пределами чувственно данного нам м

Философия и искусство
Искусство всегда находилось в поле зрения философии. Однако сущностного сближения между философией и искусством долгое время не происходило. Европейская философия в разные периоды своего существова

Философия и наука
Другой существенный сюжет в понимании и раскрытии темы – связь философии и науки. Как полагает Мамардашвили, наука заимствует у философии два фундаментальных принципа (См. параграф «Философия и нау

Философия и мировоззрение
Эвристический смысл проблемы отличия философии от науки и мировоззрения раскрывается в позиции М. Хайдеггера (философа-экзистенциалиста ХХ века). В статье «Основные понятия метафизики» (См. Приложе

Исторические типы философских учений
Изучение этой темы связано с вопросами: что собой представляет философия как особый тип научного знания, что выступает ее специфическим предметом и методом, и каковы исторические типы философски

Исторические типы философских учений
За длинный исторический путь философии было создано огромное множество концепций, более того, всякая философия – явление авторское, дело самобытное. С другой стороны, философия – это особый тип нау

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  1. Начало философии, появление философии на фоне мифа. 2. Что представляет собой ситуация философии? Для иллюстрации обратитесь к фигуре Сократа, Декарта. 3. Как п

Платон. Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 81-134.
  Речь Сократа <...> Я попытаюсь передать вам речь об Эроте, которую услыхал некогда от одной мантинеянки, Диотимы, женщины очень сведущей и в этом, и во много

Платон. Апология Сократа / Платон // Собрание соч. в 4 т. – Т. 1. – М., 1990. – С. 70-96.
Речь Сократа в свою защиту на суде <...> Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того, в чем она состоит, я приведу вам бога, который в Дельфах. Ведь вы знаете

Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М., 1993. – С. 251-252.
<...> Как и искусство, наука не есть просто культурное занятие человека. Наука – это способ, притом решающий, каким для нас предстает все, что есть. <...> Является ли наука лиш

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги