Реферат Курсовая Конспект
Исторические формы позитивизма. - раздел Философия, Становление античной диалектики Позитивизм Сложился В 30-Ые Годы Хх Столетия И С Тех Пор Прошел Длитель-Ный П...
|
Позитивизм сложился в 30-ые годы ХХ столетия и с тех пор прошел длитель-ный путь развития. Именно благодаря своей способности к эволюции, он ока-зался удивительно прочным и устойчивым явлением в западной философии. В центре внимания позитивистов постоянно находился вопрос о взаимоотно-шении философии и науки, методологии и гносеологии. Впервые в истории философии позитивизм создал модель развития науки. Появление позитивиз-ма ознаменовало переход от умозрительной философской методологии к социально-научной. Позитивизм как новое философское направление появился во Франции, сразу заявив о разрыве со старой философской традицией, о «революции в филосо-фии». У истоков позитивизма стоял Огюст Конт (1798-1857). Термин «пози-тивизм» применяется в двух аспектах: во-первых, как совокупность взглядов О.Конта; во-вторых, и это более широкое определение позитивизма, как фи-лософское направление, провозгласившее и выразившее веру в научный и тех-нологический прогресс. В этом смысле позитивизм явился разработчи-ком метода, широко применявшегося в гносеологии, логике, социологии, эти-ке, истории культуры и других науках ХХ в. Позитивизм тяготеет к субъективному идеализму и агностицизму, поскольку развивает тезис о том, что наука познает не сущности предметов, явлений, не их причины, а только явления. Для него наука является инструментом систе-матизации данных, полученных благодаря ощущениям.
В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа.
Первый этап открывается философией О.Конта и его последователей Э.Ренана и Э.Литтре (Франция). В Англии основоположниками позитивизма были Д.С.Милль и Г.Спенсер; в Польше – Ю.Охорович; в России – Г.Выру-бов, В.Лесевич, Н.Михайловский; в Италии – К.Каттанео, Д.Феррари, Р.Ардиго.
«Второй» позитивизм возник в результате кризиса первой исторической формы позитивизма, который случился вследствие революции в науке, преж-де всего в физике. Вторая историческая форма позитивизма появляется в кон-це XIX в. и называется «махизм», или эмпириокритицизм. Его представите-ли: Э.Мах, Р.Авенариус и др.
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм – начинается с 20-х годов ХХ в. и часто называется «аналитической философией». Его предста-вители: М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Г.Райхенбах, Л.Витгенштейн и др.
Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм – возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию. Он представлен в учениях И.Лакатоса, Дж.Агасси, Д.Уоткинса, Г.Альберта, Т.Куна и др.
Несмотря на большое разнообразие и несхожесть, неоднородность философс-ких школ, относящихся к позитивистскому направлению, их роднит отноше-ние к познанию, которое трактуется и рассматривается вне любой философс-кой интерпретации. К сомнительным философским ценностям относятся ми-ровоззренческая и аксиологическая ориентация философии. Поэтому позити-визм отрицательно оценивает всю прежнюю «классическую» философию, считая, что вся традиционная философия как «метафизическая», так и догма-тическая, должна быть заменена либо специальными, позитивными, науками, либо обзором системы знаний, учением о соотношении между науками, об их языке и т.д. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естест-венных и социальных наук. Наука сама должна стать философией, ограничи-ться описанием явлений, а при формулировке законов отвечать не на вопрос «почему», а только на вопрос «как». Позитивизм ограничивает научное зна-ние описанием явлений, не выясняя причинных зависимостей.
Многие идеи, высказанные позитивистами, носили новаторский характер и оказались чрезвычайно прогрессивными для своего времени. Наиболее цен-ными для развития науковедения и логики науки явились мысли О.Конта о всеобщей классификации наук, критика Э.Махом ограниченности ньютонов-ской механики. Большой вклад внесли неопозитивисты и постпозитивисты в разработку средств логического анализа языка, в применение исторических методов в области специальных наук.
В конце XIX в. появляется «вторая» форма позитивизма – махизм, или эмпириокритицизм, который главную задачу философии видит в пересмотре тео-рии научного познания в соответствии с открытиями, коренным образом из-менившими прежний образ науки. В 1895 г. был открыт электрон, а в 1896 г. – явление радиоактивности. Эти открытия дали повод махистам к утверж-дению, что «материя исчезла», и к релятивизации всех свойств физических объектов.
Основоположники «второго» позитивизма Рихард Авенариус (1843-1896) и Эрнст Мах (1838-1916) не ограничивали свою деятельность только филосо-фией. Э.Мах известен как крупный физик, работавший в области механики, ‑
акустики и оптики. Р.Авенариус занимался исследованиями в области психо-физиологии. В своем учении они пытаются преодолеть ограниченность меха-нистического естествознания, основанного на классической механике И.Ньютона.
Термин «эмпириокритицизм» был введен Р.Авенариусом и буквально озна-чает «критика опыта». Он строит свою концепцию, исходя из теории «прин-ципиальной координации» субъекта и объекта, согласно которой не существует объекта без субъекта, как и субъекта без объекта. Таким образом, мир дан нам «в принципиальной координации», т.е. только в опыте. В свою оче-редь, опыт состоит из элементов, которые не зависят от индивида. «Элементы» были и есть «элементы мира». Элементы делятся на физические, не зависящие от нервной системы человека, и психологические, зависящие от нервной системы человека. Следовательно, все существующее превращается в ощущение, познаем же мы не мир как таковой, а наши ощущения и их сочетания.
Неопозитивизм
Неопозитивизм сложился как третья историческая форма позитивизма в начале 20-ых годов ХХ в. в Австрии, Англии и Польше. В первые десятилетия он был известен под названием «логический позитивизм», а оформился как течение в Венском кружке логиков – философов в 1923 г. под руководством Морица Шлика (1882-1935). В кружок входили Р.Карнап, О.Нейрат, Ф.Вайсман и др. Большое влияние на участников кружка оказал Людвиг Витгенштейн. После оккупации Европы фашистами многие неопозитивисты эмигрировали в Англию или США (А.Тарский, Я.Лукасевич, К.Айдукевич и др.). В Англии неопозитивизм развивался как аналитическая философия Дж.Мура и Б.Рассела.
В неопозитивизме еще больше сужаются функции философии, усиливается отрицательное отношение к мировоззренческой проблематике. Философия полностью отождествляется с методологией науки, главная задача которой видится в анализе естественных и искусственных языков. Неопозитивизм стремился построить идеальные логические модели эмпирико-научных рассуждений. Он превращает философию в формальную логику, где главное – анализ языка. Анализ понимается как уточнение языковых выражений путем их преобразования и прояснения. Категория «значение» является главной в неопозитивизме, поскольку «прояснить» означает уточнить выражения. При-надлежность высказываний к определенному классу значений осуществляется путем проверки, верификации. Отличительной чертой неопозитивизма является его антиисторизм в исследовании науки. Рост знания осуществляется путем накопления эмпирических данных, которые могут быть перекомпонованы благодаря созданию новых схем логического анализа. Неопозитивизм имел и положительное влияние на развитие философии, поскольку он привлек внимание ученых к философским функциям языка, показал его огромную роль в познании и человеческой практике. Принцип верификации заставил философов ХХ в. более требовательно отнестись к доказательности философских положений, к четкости и определенности мышления, к проблеме функции знаков, к изучению формально-логической структуры науки ХХ в.
Итак, неопозитивистская логика сосредоточила свое внимание исключитель-но на готовых результатах научного знания, функционирование же всех этих результатов, а тем более их развитие совершенно не принимались во внимание. Это все явилось основанием и причиной появления следующей формы позитивизма – постпозитивизма.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
всего образует его причину Д не согласен с тем что чувств восприятия качеств совпадают с самими качествами Д допускает что атомы различ по... наличие целесообразности в природе Д распостраняет А учение на учение о... Иррационалистическая философия века Ницше Фрейд...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические формы позитивизма.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов