Философский факультет

Санкт-Петербургский государственный университет

 

Философский факультет

  Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ 1. На заседании кафедры декан философского факультета

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОПД.ОЗ - "Эстетика”

Специальность (направление) – культурология

для студентов дневного отделения 3 курса,

Специализации музееведение и охрана памятников культуры

 

 

Автор (составитель)

профессор, докт.филос.наук___________Е.Н.Устюгова

 

 

Рецензент:

профессор, докт.филос.наук Т.А.Акиндинова

 

Санкт-Петербург 2006

 

Программа курса «Эстетика»

Лекции - 32 часа.

Цели и задачи изучения дисциплины.

Задачи: в процессе освоения курса необходимо раскрыть содержание и выявить важность эстетического и художественного опыта в развитии творческой…

Структура и содержание учебной дисциплины

Лекция 1: «Предмет эстетики и ее место в системе гуманитарных знаний»

Место и роль эстетики в философском осмыслении мира. Эстетика и проблема целостности человека, единства человека и мира, духовного и телесного, идеального и материального, объективного и субъективного, универсального и уникального.

Предмет эстетики как философской дисциплины – человек, творчески трансформирующий свой эмоциональный, духовный, познавательный, нравственный опыт в форму особого чувственно-духовно-ценностного переживания природы, культуры, всей сферы человеческой деятельности. Этот опыт, выражающий полноту содержания личности в ее отношениях с миром, проявляется как на уровне эстетического сознания, так и на уровне эстетической практики, пронизывающей все аспекты человеческой жизни (способ мышления, материально-практическая деятельность, социальные отношения, межчеловеческое общение). Особой формой человеческой деятельности является искусство, аккумулирующее культурный опыт человечества и трансформирующее его в форму художественной реальности, представленной в системе различных языков искусства (стилей, видов и жанров искусства). Эстетическое и художественное отношение человека к миру – одна из универсальных форм человеческого бытия, реализующая полноту взаимоотношений человека, природы, культуры и общества.

Часть 1 Философия эстетического.

Лекция 2: «Историческая эволюция представлений о природе и сущности «эстетического» в мировой культуре».

Оформление эстетики как самостоятельной науки. Человек как философская проблема (двойственная природа человека). Культура — мир человека. Эстетика -… Социальная природа красоты и искусства. Прагматическая деэстетизация… Распад классической концепции единства человека и мира. Понятия “красоты” и “искусства” в горизонте поиска новой…

Лекция 3: «Соотношение эстетико-художественных систем культуры Востока и Запада».

Лекция 4. «Основные эстетические категории» Модификации эстетического. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное,… Лекция 5: «Сущность эстетического отношения»

Часть 2. Философия искусства.

Историческая эволюция представлений о границах и сущности искусства. Искусство в синкретической модели первобытной культуры. Миф и искусство.… Лекция 8. «Границы художественной реальности в культуре 20 века» Трактовки понятия «художественная реальность» в современной культуре.

Лекция 9. «Структура художественной деятельности». Искусство и познание.

Анализ соотношения художественного образа и рационального познания. Различие художественной и научной картины мира. Принцип мимесиса и его историческая трансформация. Концепция искусства Гегеля. Анализ трактата М.Фуко «Это не трубка» и одноименной картины Рене Магритта. Эстетическая теория и художественное произведение. Анализ феномена концептуального искусства.

Лекция 10. «Структура художественной деятельности». Искусство и эмоции.

Анализ проблемы «искусство и эмоции». Духовная содержательность и творческий характер эстетического чувства. Романтическая интерпретация художественной выразительности. Непосредственность и опосредованность эстетического чувства. Импрессионизм в искусстве. Психоаналитические концепции искусства 20 века. Сюрреализм в искусстве.

Лекция 11. «Творческое преображение реальности в художественном образе».

Художественная реальность как скрытая реальность. Художественный образ, символ и смысл. Роль творческого воображения в создании художественного…

Лекция 12. «Смысл художественного творчества».

Исторические смыслы концепций художественного творчества: духовное откровение, самовыражение личности, инструмент воспитания, мифотворчество, игра,… Специфика эстетического и художественного творчества. Историческая эволюция… Лекция 13. «Художественное восприятие как сотворчество»

Лекция 14. «Искусство как самосознание личности».

Значение искусства для развития самосознания личности: человек творит искусство – искусство творит человека. Диалогизм искусства как самообщение… Просмотр фильма режиссера А.Сокурова «Русский ковчег». Задание для… Лекция 15. «Место и роль искусства в истории культуры»

Лекция 16. «Социокультурные институты функционирования художественной культуры».

Проблема соотношения социальной детерминации и саморазвития искусства. Современное общество и искусство. Эстетические и художественные ценности в…  

Методическое обеспечение учебной дисциплины

Методическое обеспечение аудиторной работы

2. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. 3. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998. 4. Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003

Методическое обеспечение самостоятельной работы

2. История красоты. Под ред. У.Эко М.,2002 3. История уродства. Под ред. У. Эко., М.,2007 4. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5 томах. М., 1962-1970.

Список обязательной литературы

2. Антология французского сюрреализма.М., 1994. 3. Барт Р. Избр. работы. Семиотика. Поэтика. М.,1990. 4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

Перечень иных информационных источников

2. Портал «Российское образование», раздел «Эстетика» http://yandex.ru/yandsearch?text 3. Философский портал http://www.philosophy.ru/ По окончании курса студенты сдают экзамен. Успешная сдача экзамена предполагает правильные ответы на контрольные…