Реферат Курсовая Конспект
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - раздел Философия, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ План 1. Теория Личности К.роджерса. 2. Теория Личности А.ма...
|
ПЛАН
1. Теория личности К.Роджерса.
2. Теория личности А.Маслоу.
3. Теория личности Э. Фромма.
4. Теория личности Г.У.Оллпорта
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К. Р. Роджерс)
Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках к-рой эта теория создана. В качестве осн. движущей силы функционирования личн. рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса явл. феноменологии, и холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, соответственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.
Фундаментальное понятие теории Роджерса — «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.
В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.
В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, к-рая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.
В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность». Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмич. доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирич. свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).
Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.
С нарушениями Я-концепции связаны осн. формы психопатологии личн. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концегщией, он чувствует тревогу, к-рая не полностью устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между «Я» и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи приразл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями «недирективная терапия» и «терапия, центрированная на человеке», в к-рой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Э. Фромм)
Теория личности Фромма — это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ, культурных факторов ее формирования.
Личность, с т. з. Фромма, — это целостность врожденных и приобретенных психич. свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной стр-рой общ-ва. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера:
1. Рецептивная ориентация (берущая) — чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) — чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
3. Стяжательская ориентация (сберегающая) — в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
4. Рыночная ориентация (обменивающая) — личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики — чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, к-рые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви — разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения — творить.
Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться го остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.
Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и об-во, в посвящении себя чему-то или кому-то).
Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная совр. зап. общ-вом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».
1. Авторитаризм — тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
2. Разрушительность — попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с к-рыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности.
3. Автоматизирующий конформизм — стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря к-рой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, к-рую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.
ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (ГУ. Оллпорт)
Оплпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. «Личн. — это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, к-рые определяют характерное для него поведение и мышление». Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую стр-ру, постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент — это первичный генетич. материал, из к-рого строится личн. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с к-рыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер — это оцененная личн., а личн. — это неоцененный характер.
Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихологич. стр-ру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцион. значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в к-рых личн. оказывается чаще всего, — это, как правило, именно те самые, в к-рые она активно стремится попасть.
В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции явл. строит, блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., к-рые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции — менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.
Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, к-рый Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект, опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение к-пой — формирование уникальности человеческой жизни
Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате ,их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, к-рая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом к-рой выступает осознание себя посредством речи в качестве определ. и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка: 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физич. тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма, морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, явл. постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.
Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.
Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личн. свободна от прошлого — связи с прошлым исторические, а не функциональные.
Созревание чел. — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.
Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.
ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (А. Г. Маслоу)
Маслоу заложил осн. принципы гуманистич. психологии, предложив в качестве модели личн. ответственного чел., свободно делающего свой жизн. выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого чел. как единое, уникальное, организованное целое.
Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психич. заболевание, не изучив психич. здоровье. Осн. темой жизни чел. явл. самоусовершенствование, к-рое невозможно выявить, исследуя только людей с психич. отклонениями.
Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди от рождения обладают творч. потенциями, к-рые у большинства угасают в результате «окультуривания». Разрушительные силы в них явл. результатом неудовлетворенности базисных потребностей.
Человек — это «желающее существо», к-рое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоид-ные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, к-рые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость явл. способностью слышать эти слабые, хрупкие внутр. голоса-импульсы.
Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Чел. необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.
Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Правда, отдельные творческие личности могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней. Нек-рые люди, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу «все илиничего», чел. обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.
Все мотивы чел. можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы явл. стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.
Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личн. актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизн. опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей явл. потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.
Мотивационный статус здорового чел. состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы чел. на поверхность, примирение с внутр. самостью, сердцевиной личн., ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, «идеальное функционирование».
Самоактуализация — чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собств. потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим чел. стремиться к самосовершенствованию. Нередко людям недостает благотворного внеш. окружения. Препятствием для самоактуализации явл. также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек. Реализация потребности в самоактуализации требует от чел. мужества и открытости новому опыту.
Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать и положение о роли т. н. пиковых переживаний в личност. росте, благодаря к-рым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей — нормальное явление, а у среднего чел. происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости — одно из тех, ради к-рых стоит жить. Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением. В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу в своем любящем, неосуж дающем, веселом восприятии мира и человеч. существа в их полноте и целостности.
ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ (У Джемс)
Среди наиболее продуктивных идей научн. психологии идея «потока сознания», выдвинутая амер. психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.
С т. з. Джемса, «сознание личн. заключается в осознании потока мысли, в к-ром каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на нек-рых из них свои заботы как на своей личн. и присваивает последней все остальные элементы познания». Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивид., сознание составляет основу личн. как «эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей».
Анализируя сознание и соотнося его с личн., Джемс выделяет три структ. части личности 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение). Личн. — это интегративное целое, состоящее из познаваемого и познающего элементов. Познаваемый элемент—это наше эмпирическое «Я», к-рое мы сознаем как нашу личн.; познающий элемент — это наше чистое «Я». В стр-ре эмпирич. «Л» можно выделить: физич. часть (тело, телесные потребности и инстинкты) с материальным ее продолжением (одежда, имущество, умение приобретать средства и др.), социальную, или общественную (признание в нас личн. со стороны других, любовь, честолюбие и др.) и духовную (объединенное созна-вание духовных свойств и способностей, интеллект., моральные, религ. стремления и др.). В свою очередь, социальное «Я>,- имеет «столько же разл. социальных личн., сколько имеется разл. групп людей, мнением к-рых дорожит человек».
Для понимания разл. душевных состояний чел. большое значение имеет описание тех чувств и эмоций, к-рые вызывают разные структур, компоненты личн. Прежде всего это самодовольство или недовольство собой, формирующие самооценку, самоуважение личн. Для определения уровня самоуважения Джемс предложил ставшую популярной формулу: самоуважение равно успеху, деленному на притязания. Т. е. оценка личн. себя будет расти как в случае достижения успеха, так и в случае отказа от него, сведения пр итязаний к нулю. Джемс отдает предпочтение второму пути, особенно, если успех понимается чисто формально, как стремление быть впереди других: «Всякое расширение нашего «.Я» составляет лишнее бремя и лишнее притязание». Разл виды личностей, заключающиеся в одном человеке, можно представить в форме иерархической шкалы с физической личн. внизу, духовной—наверху иразл. видами материальных (находящихся вне тела) и социальных, находящихся в промежутке. Таким же образом соотносятся и разл. виды самоуважения, присущие им. Трактуя личн. как духовную тотальность, созидающую себя, Джемс оказал большое влияние на дальнейшее развитие персонологич. исследований.
4. НАУЧНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПЛАН
1. Понятие самоактуализации.
2. Самоактуализация в системе качеств личности.
3. Особенности ценностно-ориентационной системы в процессе самоактуализации.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — наиболее полная и свободная реализация личностью своих возможностей С. представляет собой изначально присущую чел, врожденную тенденцию к непрерывному разворачиванию своего неограниченного творческого потенциала в самых разных сферах жизнедеятельности, тенденцию максимализировать таланты и дарования. Одно из ключевых понятий гуманистической психологии,отражающее интегральное качество личности и важнейший механизм ее развития.
Термин «С.» введен К. Гольдштейном в работе «Организм» (1939 ) В дальнейшем активно разрабатывался Маслоу (ст.« Мотивация и личность» 1943, одноименная книга 1954 и др ) и Роджерсом. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, по Маслоу, это полноценное развитие чел, нормативное для всего вида и соответствующее биологической предопределенности потребности, находятся на высшем уровне иерархии потребностей, предложенной Маслоу, и зачастую начинают удовлетворяться лишь после хотя бы частичного удовлетворения потребностей низших уровней, хотя у этого правила если исключения. Потребность в Самоактуализации является естественной и необходимой собственно человеческой потребностью, придающей индивидуальной жизни яркую направленность и глубокий смысл, укрепляющей веру в себя и дающей силы выстоять среди жизненных невзгод.
Самоактуализация — это всегда реальные поступки, выражающие личностную активность и ответственность, способность к своевременному и оптимальному жизненному выбору. Самоактуализация отождествляется с такими личностными проявлениями, как самоотдача, самовыражение, самоутверждение, свободное самораскрытие. Каждая реализованная возможность развертывания жизненных замыслов, планов, программ рождает новые идеальные модели потребного будущего, выводя личность на новый виток развития, преобразовывая н обновляя ее жизненный мир.
Стремление к Самоактуализаци —это свершение своей миссии, обнаружение призвания, голос судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, «идеальное функционирование». Самоактуализирующиеся личности достигают подлинной зрелости, не проявляя невротических и иных психических расстройств. Исследование подобных лучших представителей человеческого рода может дать неоценимый материал относительно возможностей человеческой природы как таковой.
Однако для большинства людей потребность в Самоактуализации так и остается недостижимой вершиной, о которой они зачастую даже не догадываются, поскольку потенциал личного роста оказывается заблокированным неблагоприятными жизненными обстоятельствами, полученными на ранних возрастных этапах психическими травмами, страхом успеха, получившим название Ионы комплекса. Тенденция к Самоактуализаци нередко подавляется определенными социокультурными стереотипами (напр., традиционным стереотипом мужественности, не предполагающим развития таких качеств, как доброта, мягкость, заботливость, эмпатичность и т.д.). Сильное негативное влияние на функционирование потребности Самоактуализации оказывают и потребности безопасности, поскольку процесс роста требует постоянного риска, готовности ошибаться, отказываться от старых, удобных привычек, что нередко достаточно болезненно, тревожно и неприятно.
Кратковременное состояние Самоактуализации знакомо каждому человеку, когда-либо пережившему моменты экстаза, восхищения, вдохновения, благоговейного трепета, огромного счастья, знакомому с мистическим опытом, творческим озарением. Вершинные, пиковые переживания, сопровождающие состояния интенсивной Самоактуализации , прочно запечатлеваются в памяти чел. как важнейшие жизненные события, ценность которых трудно переоценить. В состоянии трансцедентной Самоактуализации, преодолевая собственное «Я», личность становится особо восприимчивой к таким высшим ценностям, как Истина, Красота, Любовь.
Самоактуализирующиеся личности способны воспринимать мир таким, каким он есть, а не таким, каким они хотели бы его видеть отношение к себе и другим также реалистично, свободно от излишней критичности. Поведение самоактуализирующихся людей не является жестко нормированным, отличается непосредственностью и естественностью, спонтанностью. Одна из важнейших их характеристик — наличие сущностной деятельности, любимого дела, верность, своему призванию, долгу, жизненной миссии Эти люди обычно креативны, демократичны и независимы.
САМОКОНТРОЛЬ (франц controle — проверка) — процесс опознанного, волевого управления своей психической жизнью, поведением и деятельностью в соответствии с внутренней картиной мира, образом мира, установками, ценностными ориентациями, индивидуальной нормативностью личности. Самоконтроль — один из компонентов общего комплекса процессов психической саморегуляции личности.
Способность к Самоконтролю развивается в процессе онтогенеза по мере созревания субъектных механизмов психической активности как внутренние условия и накопления жизненного опыта взаимодействия и взаимоотношений с социальным и предметным окружением как внешние условия. К механизмам, участвующим в становлении Самоконтроля, относятся самосознание {Я-концепция, самооценка, ценностные ориентации), рефлексия, антиципация, личностные установки, способность к волевому самоуправлению. Внешними факторами являются определенный уровень отношении к социальным нормативам, социальным ролям и, социальной позиции, уровень притязания, мотивация достижений. Индивидуальное сочетание всех этих факторов создает условия для развития и поддержания Самоконтроля, ориентирующего личность на достижение поставленных жизненных целей путем эмоционально-волевого самоуправления.
Уровень развития Самоконтроля является одним из ведущих показателей зрелости и культуры личности. Самосовершенствование Самоконтроля — это специальная задача в процессе общего саморазвития личности, требующая мотивации, целеустремленности и владения определенными психотехниками.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ— осознанный выбор позиции в какой-то жизненной ситуации либо жизни в целом, выраженное отношение к чему-то, кому-то, определенному, отстаиваемая личностью точка зрения. Самоопределяясь, личность включается в процесс доказательства и отстаивания собственной значимости, самобытности в межличностных отношениях, социуме в целом. Обычно для этого используются социально одобряемые средства (обучение, труд, творчество и др ). Благодаря результативности в этих сферах жизни самоопределившаяся личность успешно противостоит групповому давлению, демонстрирует независимость и самостоятельность. в принятии решений. Однако нормальное стремление к Самоопределению может искажаться под воздействием внешних (дискриминация, порабощение и др ) или внутренних причин (компенсация каких-либо глубинных личност. комплексов и др ). Оказавшись в таких условиях, чел. вынужден пытаться утвердить себя любыми, не всегда приемлемыми, средствами, например, путем подавления собственных насущных потребностей или насилия над другими.
Важнейшими формами Самоопределения личности является выбор жизненного пути, профессиональное Самоопределение, духовная ориентация, мировоззренческая установка.
САМООТНОШЕНИЕ — устойчивое чувство, возникающее на основе самовосприятия, самооценки, Я-образа и оценки значимого окружения. С. — одна из составляющих субъектного ядра личн. и стр-ры ее самосознания, характеристика самоценности и механизм управления поведением. На уровне сознания С. проявляется в поведении и деятельности как общее, глобальное чувство «за» или «против» самого себя в форме самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, близости к самому себе, ожидаемого отношения других. На уровне подсознания работают механизмы психол. защиты «Я», самоценности (компенсация, приукрашивание, защиты от самоотрицания), приобретающие особую роль при негативном С. вследствие физич. уродства, отсутствия признания окружающих, переживания статуса «отвергаемого», к-рое провоцирует деструктивное поведение, способствует деформированию личности.
В онтогенезе выделяют следующие уровни развития С. как самоуважения:
1) формирование у ребенка чувства автономности, способности исследовать окружение и побуждать его заботиться о себе;
2) успешность в определ. действиях и сравнение себя с другими; 3) степень достижения «Я-идеала» в процессе самонаблюдения;
4) «Я» как интегрированное и интегрирующее целое, мера осознания и принятия каждого аспекта своего существования;
5) признание относительности границ «Я» и постановка задач саморазвития. Индивид, различия в С. исследуются «Тестом двадцати утверждений на самоотношение» М. Куна (1954) и Опросником С, разработанным В. В. Сталиным (1985).
САМООЦЕНКА — оценка личн. себя своих физич., интеллект., эмоционально-волевых, коммуникативных, нравственных качеств, жизн. возможностей, отношения к себе окружающих и своего места среди них. С. — это проявление субъектной активности личн., составная часть Я-кон-цепции, Я-образа, к-рый не надо ни представлять, ни вспоминать, т. к. он субъективно существует как данность, внутренне присущая личн. стр-ра, управляющая отношением личн. к себе и окружающему миру. По значимости С. — одна из ведущих характеристик самосознания. В онтогенезе С. формируется первоначально на основе оценок ребенка близким окружением, а с периода включения в самосознание механизма рефлексии С. все больше уточняется и совершенствуется в процессе самоанализа с учетом собств. опыта успешности в деятельности, отношения к значимому окружению.
Индивид, особенности С. влияют на формирование таких черт характера как уверенность, притязания, самолюбие, критичность, целеполагание и др. С. динамична, изменяется согласно уровню социального благополучия, формированием лич-ност. особенностей индивида. Регулятором С. явл. степень успешности чел. в жизни в соответствии с его уровнем притязаний, что отражено в формуле Джемса: С. = успех : притязания.
С. характеризуется уровнем, степенью адекватности, устойчивостью. Высокая С. способствует личностному росту, самоутверждению; низкая — мешает раскрытию индивидуальности, способствует формированию комплексов. С, адекватная уровню притязаний и реальным возможностям чел., способствует правильному выбору жизн. тактик и форм поведения, а значит, и сохранению здоровья личн. Неадекватная С. может быть завышенной (уровень притязаний выше личност. потенций, необходимых для успеха) и заниженной (уровень притязаний ниже личност. возможностей). В обоих случаях затрудняется нормальная самоактуализация и не оправдываются социальные ожидания.
Устойчивость—хрупкость С. определяется уровнем ригидности нервной системы, силой установок, социальной сензитивностью, конформностью, внушаемостью.
Способность к формированию С. совершенствуется с возрастом, образованием, развитием интеллекта и повышением социального статуса личн. Коррекция С. — одна из осн. задач психич. самосовершенствования и психотерапии. Среди известных методов диагностики С. — методика Дембо—Рубинштейн, Опросник самоотношения В. В. Столина и др.
САМОПОЗНАНИЕ — процесс осознавания, направленный на исследование познающим субъектом себя, своей деятельности, своего внутр. психич. содержания. С. становится возможным только тогда, когда познающая личн. одновременно явл. и субъектом и объектом познания.
С. складывается в процессе оформления ощущения себя как воспринимающего существа и активно развивается с появлением способности отличать себя от своей жизнедеятельности. Сначала оно представлено бессловесным и несмысловым знанием, к-рое затем приобретает вид словесного, смыслового, предметного. Развитие С. ведет к новому типу регуляции, состоящему, по выражению Выготского, в овладении собств. поведением.
Процесс познания личн. самой себя, своего «Я» всегда опосредован отражением внеш. мира, представленного в совместной деятельности и общении (прямом или опосредованном) с др. людьми. Его богатство и полнота зависят от того, какие условия и возможности характерны для объект, действительности, в к-рой разворачивается жизн. пространство и время личн. Скудость и ограниченность жизн. возможностей и отношений, невозможность получения «обратной связи» не стимулируют С. Ведущую роль в наработке навыков С, повышении когнитивной сложности образа «Я» играют возраст, образовательный уровень, Духовные ориентации.
Вообще процесс познания себя и своей сущности неисчерпаем. Потенциал психич. проявлений чел. настолько богат и разнообразен, что за всю жизнь личн. удается познать лишь малую толику того, что в ней заложено. Но даже то, что знает чел. о себе, для других навсегда остается тайной, ибо он знает о себе столько и такое, чего никакими объектив, методами никто и никогда не узнает.
С. явл. одновременно результатом и предпосылкой самосознавания. Однако его нельзя свести к самосознанию или рефлексии. Можно осознавать себя, рефлексировать, но не знать сущности своего «Я» Умение познавать собств. внутр. мир достигается с опытом жизни. Процесс С. несет информацию не только о характере, способностях и других особенностях, он направлен на познание подлинного в личн., постижение сущности ее земного предназначения.
Субъективные приемы С: самонаблюдение, интроспекция, рефлексия, самооценивание (сравнение), самообладание. Самосознание и С. неизбежно связаны с самоанализом, к-рый явл. средством самоконтроля и разумной организации своей жизнедеятельности. Феномен С. и самоапперцепции активно используется в исследовательской психологии и психотера-певтич. практике.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (позднелат. realis вещественный) — 1) способность чел. объективировать богатство своего внутр. мира в какой-либо форме деятельности (труд, игра, познание, общение и др.); 2) процесс осуществления (претворения) способностей и личност. потенций (планов к установок) как в деятельности, так и в др. чел.; 3) стремление развить сильные стороны своей личности.
Поиск науч. объяснения психол. совершенствования чел. себя и своей жизни привел к рождению множества терминов, сходных по сути с термином «С». Так, Бюлер положила в основу развития человеч. природы интенцию, т. е. намерение, к-рое проступает в совершаемых чел. жизн. выборах (частично или совершенно неосознанных), i По ее мнению, чел. способен осознать глубинную суть своих прежних ожиданий и оценить, насколько они исполнились, лишь в конце жизни. Юнг считал, что достичь равновесия можно лишь в результате длительного процесса психол. созревания, названного индивидуацией, к-рый позволяет чел. признать и интегрировать скрытые стороны своей личн. как на бессознательном, так и на осознанном уровне.
Смысл термина «С.» во многом совпадает спонятием «самоактуализация)) (Роджерс, Маслоу) в том его аспекте, к-рый касается саморазвития, вскрытия латентных потенций личн. Не каждый чел., имеющий потребность в самоактуализации, способен воплотить ее в жизнь. В таком случае приходится констатировать отсутствие способности к С, нереализованность человеч. потенций.
Гуманистическая идея «полноценно функционирующего чел.», к-рый движется к полному знанию себя и своего внутр. опыта и связанный с ней гуманистический подход в психологии разрабатывали Бюлер, Маслоу, Мэй, Оллпорт, Роджерс, Фромм, Хорни, Франкл и др.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ (лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — система психич. самовоздействия с целью сознательного управления личн. своими состояниями психическими в соответствии с требованиями ситуации и целесообразностью. С. п. может осуществляться на неосознаваемом уровне механизмами поддержания внутр. гомеостаза и приспособительного поведения (напр., ситуация опасности вызывает состояние напряженности, тревоги, стресса, готовности действовать) и быть сознательным, произвольным процессом на основе освоения спец. методов мобилизации внутр. резервов, к-рые в обыденной жизни остаются невостребованными.
В основе С. п. лежит систематич. тренировка психосоматических реакций и центр. нервных процессов, позволяющая вырабатывать первичный комплекс специфич. навыков произвольного изменения текущих психофизиол. и психич. состояний. Для всего разнообразия методик С. п. общими и обязательными приемами явл.: состояния мышечного расслабления (релаксация); управление ритмом дыхания; выработка и активизация позитивных, светлых представлений и чувств, образов (зрительных слуховых, тактильных и др.); развитие способности к концентрации и децентрации внимания; общение с собой как активизация регулирующей и программирующей силы мыслимого и произносимого вслух слова.
Различают несколько уровней С. п. 1. Регуляция уровня психич. активности личн. за счет информационно-энерг. потока (реакция «отреагирования» как усиление двигательной или психич. активности); катарсис (очищение, эмоционально-энерп отреагирование наэстетич. информацию); изменение притока нервной импульсации (регуляция мышечного и психич. тонуса); ритуальные действия (способ воздействия на психику через соответствующую организацию внеш. условий для изменения психич. активности).
2. Эмоционально-волевой уровень С. п. жизнедеятельности включает направленность личн. на повышение стрессоустойчивости, снятие эмоц. напряжения и психофизич. утомления, выработку позитивных установок, повышение эффективности познавательной деятельности за счет тренировки воображения, интуиции, памяти, внимания, мобилизацию сил организма для выживания в экстремальных условиях жизнедеятельности.
3. С. п. мотивационных составляющих жизнедеятельности личн. — силы мотивации, осознанности, смысловой насыщенности, интегрированности мотивационных тенденций и др.
4. Самокорректировка личн. в плане самоорганизации, самоутверждения, самоактуализации, самодетерминации, самосовершенствования. Диалог с собой может происходить в форме самоисповеди, самоубеждения, самоприказа, самовнушения, самоподкрепления и др.
С. п. имеет психогип, психопрофилактическое и леч. назначение (лечение неврозов и функцион. нарушений организма). К наиболее распространенным методам С. п. относится аутогенная тренировка.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ... ЛИЧНОСТИ НА УКРАИНЕ... Митичкина О О...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов