рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трактовки понятия идея

Трактовки понятия идея - раздел Философия, Конспективный курс философии -) Умозрительно-Телесная Форма, Высшее Выражение Самого Бытия : --) ...

-) умозрительно-телесная форма, высшее выражение самого бытия :

--) онтологическая интерпретация мысли : ■ «одно и то же мыслить и то, о чем мысль, ведь не найти тебе мысль без бытия, в котором она высказана» (Парменид) ,

--) идея понимается как «эйдос» – из эйдосов частиц, «семян вещей» возник мир (Анаксагор) ,

--) идеи-атомы (единое и неизменное бытие) – недоступны чувственному восприятию, располагаются в пустоте и из них слагаются все явления (Демокрит) ,

--) идеи образуют самостоятельный иерархический мир во главе с идеей блага, они подобны геометрическим фигурам и выступают порождающими образцами всего существующего (Платон) ,

--) «эйдос» как «форма» не существует независимо от вещей, но это основа бытия и целевая причина становления вещей, материя же есть возможность формы (Аристотель) ;

-) идея есть смысл высказывания – то, что говорящий имеет в виду, то есть, смысл называемых им вещей (стоицизм) ;

-) символические основания теории идей облекаются в форму представлений о трансцендентном миру Боге, его личностном воплощении, триединстве и др. (средневековая христианская философия) :

--) идеи Творца предшествовали сотворению мира (Аврелий Августин) ,

--) проблема универсалий (общих понятий) :

---) общее есть только имя (номинализм) ,

---) реальность родового понятия противопоставляется реальности его видовых определений (реализм) ;

-) идеи есть общие для всех людей значения, присутствующие в их душе (рационализм Нового времени) :

--) идеи обладают качеством врождённости как способность души к мышлению (Декарт) ,

--) мышление есть атрибут Бога, который является причиной как идей, так и вещей : «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» (Спиноза) ,

--) идеи есть «экспрессии» (выражения) души, они не подобны, но лишь аналогичны вещам, знаковое соответствие идей вещам установил Бог (Лейбниц) ;

-) происхождение идей связывается с чувственным опытом (эмпиризм Нового времени) :

--) идеи не имеют врождённый характер, это индивидуальные значения ума, образуемые либо через ощущения, либо через самонаблюдение ума (рефлексию) (Локк) ,

--) ощущения есть «реальные идеи» Творца, из которых образуются вещи и мир в целом, абстрактные понятия, сконструированные человеком по собственной воле (■ материя) – ложны (Беркли) ,

--) идеи есть вторичные образы в мышлении, производные от восприятий (Юм) ;

-) идеи есть смысловая форма, поэтому идеи разума не тождественны понятиям и категориям рассудка, идеи функционируют в познании только в качестве проблематических понятий, для которых нет предмета в чувственном опыте, они служат архитектонике разума, выполняют регулятивную функцию объединения и систематизации познания в форме науки (Кант) ;

-) идеи открываются в логическом саморазвёртывании и служат основанием вещей, так как истина есть соответствие вещей идеям : ■ «вещи суть то, что они суть, лишь через пребывающие в них божественные и потому творческие мысли» (Гегель) ;

-) сущность предмета есть его эйдос, который является элементом сознания и не зависит от конкретной психологической и знаковой формы (Гуссерль).

Объективный идеализмфеномен духовного трактуется вне связи с индивидуальным сознанием, то есть в основе мироздания лежит :

-) мир идеальных сущностей (Платон),

-) идеально-психические образования, «монады» (Лейбниц),

-) трансцендентная свобода (Шеллинг),

-) абсолютная идея, мировой разум (Гегель),

-) воля (Шопенгауэр).

Критерий постигаемости идеального начала :

-) феноменализм – сенсуалистически постигаемое идеальное (Э. Гуссерль) ;

-) идеалистический рационализм – логически постигаемое идеальное (Г.В.Ф. Гегель, Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет) ;

-) иррационализм – алогично постигаемое идеальное (А. Шопенгауэр).

-) Реальность Абсолюта Фрэнсиса Герберта Брэдли

Нетождественность видимости и реальности :

-) мир видимости (физический мир) – мир, явленный обыденному сознанию, мир изменчивый и противоречивый – это вещи, отношения, движение, время, пространство, причинность. Физический мир есть идеальная конструкция или полезная фикция, постулируемая научным знанием, которое опирается на формальную логику и носит гипотетичный характер ;

-) мир подлинной реальности (Абсолют) – духовен, един, всеобъемлющ, непротиворечив, объемлет собой сущность и существование.

Абсолют есть вся сумма отношений в их единстве, это духовное целое, это гармония, которая лежит в основе реальности. В Абсолюте сокрыты адекватные идеи, то есть, вневременные идеальные значения, которые постигаются «непосредственным восприятием» как результатом трансценденции, снимающей противоположность субъекта и объекта, что выражается в форме логически непротиворечивой теории : ■ «Абсолют содержит все возможное содержание любого индивидуального опыта, содержания, в котором нет ни одного противоречия».

-) Абсолют как гармония целого и частей Бернарда Бозанкета

Следует преодолеть дуализм между

-) индивидуальным (вещами) и

-) универсальным (видами вещей).

Преодоление возможно через познание как переход от

-) изолированных эмпирических данных и простейших разновидностей суждений к постижению

-) Абсолюта как конкретно-всеобщего единства и непротиворечивой системы, в которой объединены оппозиции или дуализмы.

Абсолют (реальность в целом) лучше всего может быть понят по модели самосознания – мы, как конечные сознания, являемся частями, или аспектами, единого бесконечного сознания, тождественного с Абсолютом, а физическая вселенная не существует независимо от ее восприятия конечным сознанием.

Единство универсального и единичного выражается в политическом, религиозном и художественном прогрессе обладающих сознанием существ, в частности, в государстве, которое рассматривается как индивидуальность и идентифицируется с ■ «Реальной Волей Личности», представляя собой «тотальность разумов в виде единой действенной системы».

-) Атеистическое бессмертие личностей в Абсолюте

Джона Эллиса Мак‑Таггарта

Абсолют трактуется не как противоположность видимому миру, но он есть весь мир (Вселенная), который в свете умственного взора существует как Единое : ■ «Реальность неопределима… Все, что есть, реально».

-) Абсолют (обладает качеством самосознания) – постигается как логическое понятие и проявляет себя в

-) индивидуальностях, в которых «Я» (субстанция с атрибутами) есть субстанциональное начало сознания.

Личности являются основополагающими составляющими вселенной, от которых зависит процесс логического познания и бытие эмпирического мира : ■ «Вселенная имеет качество, согласно которому каждый член… соответствует вселенной как целому. Мы можем назвать это качество, используя вполне уместную метафору, качеством Самосознания». В мире отсутствуют такие субстанции как материя, существуют лишь личности в единстве Абсолюта, постигаемого логически.

Соединение доктрины личного бессмертия с атеизмом просматривается в утверждении, что люди, как духовные личности, бессмертны, однако Бог не существует, так как не является Абсолютом : ■ «Абсолют не есть Бог, и, следовательно, не существует Бога».

 

Субъективный идеализмнаправление в философии, которое ставит существование мироздания в зависимость от познавательной деятельности человека, от субъективно-психологического опыта индивида, от индивидуального человеческого сознания. Считается, что в познании отсутствует объективное содержание, оно отражает лишь переживания, мыслительные и практические операции познающего мир субъекта.

Весь окружающий человека мир :

-) порождается психической деятельностью человека, его ощущениями (Д. Юм, И.‑Г. Фихте, Э. Мах, Р. Авенариус) ;

-) является результатом способности человека продуцировать объект из самого себя (Я.С. Бек) ;

-) есть продукт сознания, конструирующего объекты из множества чувственных данных (С. Маймон) ;

-) имманентен сознанию (В. Шуппе, Р. Шуберт‑Зольдерн, А. Леклер, М. Кауфман, И. Ремке).

-) Имманентизм

Имманентная философия (имманентная школа Вильгельм Шуппе, Йоханес Ремке, Антон Леклер, Рихард фон Шуберт-Зольдерн) – философское направление, характеризующееся отрицанием какой бы то ни было трансцендентной действительности. Не только все познаваемое, но вообще все мыслимое, то есть всё бытие находится в сфере сознания, внутренне присуще, имманентно ему. Соответственно, предметный мир дан не объективно, а конструируется сознанием.

Критика Канта – отрицание существования «вещи в себе» как объективной реальности, якобы существующей вне сознания и недоступной человеческому опыту и познанию. Быть – значит находиться в сознании в качестве объекта восприятия и мышления. Всякое сознание связано с самосознанием, то есть «Я». Сознание так же предполагает «Я», как периферия – центр. Сознание обладает наибольшей достоверностью и ясностью, так как его содержание дано непосредственно.

В сознании различаются субъект и объект. Субъектом является воспринимающее и мыслящее «Я», объектом – то, что воспринимается или мыслится. Субъект и объект

-) две соотносительные области сознания, друг друга предполагающие (■ А. Леклер : субъект и объект «относятся друг к другу как поверхность и цвет : нет поверхности без цвета, нет цвета без поверхности») ;

-) две сферы души, две области «Я» (■ В. Шуппе : «Невозможно, исходя из одного (т.е. субъекта), прийти к другому (т.е. объекту), конструировать или дедуцировать его, ибо одно предполагает другое и без него абсолютно не может быть мыслимо»).

«Я» (субъект), дано только в определенных конкретных переживаниях, связанных с определенными условиями пространства и времени, с тем или иным объективным содержанием. Поскольку мы отвлекаемся от всего этого содержания, мы можем мыслить «Я» только как некоторый абстрактный момент или пункт сознания, лишенный каких бы то ни было индивидуальных признаков.

Абстрактное (чистое, всеобщее, божественное) «Я» неизбежно должно мыслиться в каждом сознании, но только неразрывно связанным с тем или иным индивидуальным содержанием. Всякое такое содержание неизбежно предполагает какое-нибудь чистое «Я», которому оно принадлежит или к которому относится.

Единство сознания представляет основной и первичный факт бытия, не требующий и не допускающий никакого объяснения. Поскольку весь внешний мир, а также и собственное тело, есть то или иное объективное содержание, ощущаемое, представляемое или мыслимое – постольку оно находится в сознании (■ В. Шуппе : «Каждое «Я» только потому есть «Я», что временно и пространственно определенные факты составляют содержание его сознания, а последние в свою очередь получают единство только потому, что они суть содержание сознания этого «Я»).

 

Спиритуализм (лат. spiritus – душа, дух) – философское воззрение, выводящее сущность мироздания из духовного мира человека, который является прообразом божественного духа. Дух рассматривается в качестве первоосновы действительности, человек объявляется несводимым к природе. Термин введен в употребление В. Кузеном, затем спиритуализмом стали обозначать ряд французских и итальянских философских школ XIX‑ХХ вв.

Черты спиритуализма :

-) Доминирование духа над материей.

-) Действительность в основе своей духовна.

-) Сущность мира выводится из духовного мира человека, являющегося прообразом божественного духа.

-) Самосознающий себя дух есть первооснова действительности.

-) Субъективизм в анализе процессов познания мира.

-) Божественное происхождение сознания и его невыводимость из природы.

-) Бытие объекта (материального мира) детерминировано субъектом (активным духовным образованием), которые существуют в Боге.

Мир в философии спиритуализма видится порождением :

-) творческой активности Бога и человеческого духа, а процесс творения мира Богом аналогичен появлению идей в человеческом сознании (Беркли) ;

-) первоначального факта сознания как свободного волевого усилия человека (Мен де Биран) ;

-) человеческой мысли как формы проявления совершенной субстанции, укорененной в Боге (Равессон) ;

-) творческой свободной силы воли человека, связующей его с Богом (Бутру) ;

-) «субстанциального Я», раскрывающегося в самосознании (Тейхмюллер) ;

-) субъекта как «микрокосмоса», отображающего свою внутреннюю природу и являющегося частью «макрокосмоса», божественного абсолюта (Лотце) ;

-) субстанциального единства сознающего «Я», заключенного в Боге в своем довременном, идеальном единстве (Лопатин) ;

-) сознанием как «самой о себе знающей» волевой духовной деятельности (Астафьев) ;

-) множества «субстанциональных деятелей», познающих мир путем погружения в собственное «Я» и связанных «Высочайшей Субстанцией» – Богом (Козлов).

-) Первоначальный факт сознания

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспективный курс философии

Высшего профессионального образования.. Гуманитарно социальный институт.. М Ю Чернавский..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трактовки понятия идея

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Люберцы 2011
  Чернавский М.Ю. Конспективный курс философии/ Гуманитарно-социальный институт. Люберцы, 2011. - 264 с.   Рецензенты :

Трактовки философии
-) слово «философия» впервые употребил Пифагор, понимая под ним, что человеку может быть доступна лишь «любовь к мудрости», но не сама мудрость, которая сосредоточена у Бога ; -) «с

Особенности философии как формы познания
-) является результатом критического интеллектуально-творческого осмысления познавательных, ценностных, эстетических принципов понимания и отношения к реальности в спектре личностных установок опре

Философия и другие виды познавательной деятельности
Дофилософской формой восприятия человеком окружающего мира и трактовок его сущности являлось мифологическое объяснение устройства мироздания. Миф – практическая, нравстве

Области философского знания
-) Онтология – раздел философии, в рамках которого делается попытка ответить на вопрос о принципах и началах бытия, о его сущности, свойствах и категориях. -)

Основные проблемы античной философии
Античная философия представляет собой комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Античная философия хара

Теология и теоцентризм
Теоцентризм – Бог в центре мироздания, философия исходит из веры в Бога и в божественное откровение, а философская рефлексия о предельных основаниях бытия подчинена теологии.

Патристика и схоластика
Патристика– (лат. – pater – отец) – II‑VIII вв. – философия раннехристианских авторов – Отцов церкви (Ориген, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Иероним, Ам

Проблема универсалий
-) Реализм – подлинной реальностью, субстанциальным бытием обладают не единоличные вещи, а только общие понятия (универсалии), существующие вне сознания и материального мира

Христианская философия Аврелия Августина
Попытка соединить христианские принципы с установками платонизма. Бог – есть высшее бытие, в нём содержатся вечные и неизменные идеи, обусловливающие порядок в мире. Мир сотворён Бо

Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени XIV‑XVI вв. Модель усвоения античных идей в средневековой философии ограничивалась рел

Философия Нового времени
Философия Нового времени характеризуется тесной взаимосвязью между метафизикой и естествознанием. Складывающаяся философская картина мира была одновременно и естественнонаучной, а философия,

Трансцендентальная философия Иммануила Канта
«Коперниканский переворот» в философии – отказ от принятого мнения, что наши знания истинны, если они соответствуют вещам и принятие допущения, что наши знания истинны, если вещи соответству

Идеалистическое посткантианство
Критика философии Канта с идеалистических позиций : -) «вещь в себе» нельзя мыслить вне сознания, иначе она стала бы не-вещью, вздором, небылицей. В познании есть форма, относительн

Субъективный идеализм Иоганна Готлиба Фихте
«Вещь в себе» понимается как природа, что является аберрацией нерефлективного мышления, которое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает его продукты за нечто, с

Философия тождества Фридриха Йозефа Шеллинга
Натурфилософия. Природа есть становление духовного начала («интеллигенции»), которое имеет бессознательную природу и осознаёт себя в человеке. Через природу проходит динамическое единство и

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Основания философии : -) Реальность есть бесконечный дух. -) Жизнь духа (процесс развития философского познания) есть диалектика. -) Диалектика «спекулятивна» (пов

Философия иррационализма Артура Шопенгауэра
В основе всего сущего лежит деятельность бессознательной воли, она неудовлетворенная, мятущаяся, раздираемая разными силами. Воля объективирует себя на различных ступенях – от элементарных с

Волюнтаризм Фридриха Ницше
Отвержение всей рационалистической философской традиции XVII-XVIII веков с её аналитической тенденцией и абстрактной систематикой вызвало ориентацию на досократовскую философию с отстаиванием идеи

Философия бессознательного Эдуарда фон Гартмана
На базе волюнтаризма Шопенгауэра и философии тождества Шеллинга, пытался с помощью спекулятивно-индуктивного метода вывести то, что лежит по ту сторону сознания (является трансцендент

Неоспинозизм и философия всеединства В.С. Соловьева
Мировая душа лежит в основе всего сущего – это есть первообраз идеи, в соответствии с которой был сотворён мир, это созидательное творческое начало. I. София (первообраз мног

Мистическая философия свободы Н.А. Бердяева
Персоналистические идеи – апофеоз человека и его духа как центра бытия и всех миров – философия призвана познать бытие из человека и через человека. Два мира в человеке :

Философия жизни
Философия жизни – философское направление преимущественно в немецкой и отчасти во французской философии последней трети XIX – начала ХХ века, рассматривающее жизнь как первичную реальность,

Марксизм
Социальные явления есть факты, что позволяет строить обществоведение по образцу естественных наук. Это позволит дать причинно-следственное объяснение социальных фактов. Принципы материа

Марбургская школа
Попытка войти в учение Канта без «вещи в себе» на базе абсолютного идеализма с использованием философских положений Гегеля. Бытие – не ощущаемое, а категориально мыслимое, нет

Баденская школа
Предмет познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, и не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в «долженствовании», имеющем трансцендентную природу в духе философии Фихте

Разновидности неогегельянства
-) Британо-американская традиция абсолютного идеализма (Ф.Г. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак‑Таггарт) – сделала выбор в пользу гегелевской системы, пожертвовав при

Философская антропология
  Философская антропология – течение в западной философии первой половины ХХ века, имевшее цель воссоздания целостного понятия о человеке путём использования и истолкования дан

Персонализм
Персонализм – концепция человека в современной христианской философии, полагающая личность, её духовные ценности и неповторимость в качестве высшего смысла человеческой цивилизации. Мир

Проблема сущности и существования
В гносеологии необходимо «преодоление» научного, понятийного способа рассмотрения действительности и создания нового метода познания : ■ «существование предшест­вует сущности» :

Антропология экзистенциализма
Стремление онтологизировать учение о человеке (т.н. экзистенциальная онтология) в качестве задачи раскрытия «смысла бытия» в отличие от исследования законов предметного мира, «мира сущего».

Пограничная ситуация
Уловить (но не понять) экзистенцию можно в пограничной ситуации как освобождения из-под власти предметного мира, переживание подлинного существования. Человек отрешается от господствующих це

Психоанализ Зигмунда Фрейда
Структура личности : -) «Сверх-Я» (Super‑ego) – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции ; -) «Я» (Ego) – осуществляет контроль личности,

Коллективное бессознательное Карла Густава Юнга
Либидо понималось как жизненная энергия вообще. Сексуальность есть лишь одно из многих влечений в психике. Человек не есть только продукт детских переживаний (Фрейд), но он определяется еще

Социальный психоанализ Альфреда Адлера
«Индивидуальная психология» построена на подчеркивании роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Критика пансексуализма Фрейда и отстаивание пр

Невротически-агрессивная реальность Карен Хорни
На фоне экономического кризиса и фашизма психологам не до объяснения невротических расстройств от сексуальных пертурбаций в детстве. Определяющим в поведении человека является потребность в безо

Экзистенциальные дихотомии Эриха Фромма
Различия в характере человека не биологически заданы, а есть продукт социального процесса (любовь и ненависть, вожделе­ние власти и стремление подчиняться, наслаждение чувственным удовольствием и с

Структурный психоанализ Жака Лакана
На базе логической конструкции -) реальное («Сверх‑Я») – совокупность биологических и психических потребностей и инстинктов ; -) воображаемое («Я») – порядок т

Философская герменевтика Фридриха Шлейермахера
Герменевтика есть искусство понимания чужой индивидуальности, «другого», где предметом анализа становится не столько содержание, сколько аспект выявления смысла как способа воплощения индивидуально

Философия понимания Ханса Георга Гадамера
Философия понимания есть универсальный способ бытия человека в мире. Существование человека неразрывно связано с его «опытом мира», который формируется с помощью языка, через который человек

Феноменология
Феноменология – метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования. Феноменология рассматривает внеопытные и внеисторические структуры сознания

Характеристики структурализма
Интерес представляет не субъект, его духовная жизнь, состояния его сознания и его ориентированность на свободу и творчество, но безличные структуры, бессознательные и всеопределяющие (■

Структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра
-) определение структуры языка в отвлечении от процессов его развития (■ «синхрония важнее диахронии») ; -) отделить язык от географических, социальных, исторических обстоятельств ег

Черты постструктурализма
-) Убеждение в алогичной сущности мира вызывает критику логоцентрического сознания, стремящегося во всём найти порядок и смысл, отыскать первопричину, а точнее, навязать их всему, на что нап

Репрессивное знание Мишеля Фуко
Применил структуралистский метод по отношению к истории культуры и мышления и выявил способ, которым люди выражают свой страх перед неразумным – они прячут разум неразумных за решётки, что о

Диктатура симулякров Жана Бодрийяра
Теория исторического развития способов обозначения, в рамках которой знак : -) отражает реальность – отображение некоей глубинной сущности (порядок причастия, таинства) ;

Философия постмодернизма
  Постмодернизм – явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров

Черты философии постмодернизма
-) антирационализм – мир сопротивляется нашим усилиям его переделать ; -) антисистематичность – мир не укладывается в теоретические схемы и не поддаётся систематизации, так к

Философская категория бытия
Бытие (греч. оusia, лат. еsse) – одна из главных категорий философии, фиксирующая основу существования как мира в целом, так и любой разновидности существующего.

Трактовки бытия в истории философии
-) Представление о единстве мысли и бытия, а также о тождестве не-мысли и небытия. Бытие – умопостигаемо, так как любая мысль – это есть мысль о бытии, мысль бытийственна (невозможно думать ни о че

Три направления в философии
Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, существуют направления : -) Монизм – (от греч. – один, единственный) – способ рассмо

Трактовки материи в философии
-) чувственно-наглядное представление, «гилозоизм» («живоматериализм»), тождественное «стихиям», «первоначало всего» (античная натурфилософия – вода (Фалес), воздух (Анаксимен)

Разновидности материализма
-) Французский механистический материализм XVIII века Материя – единственная реальность, которой свойственно вечное пространственно-временное существование, непреры

Мари Франсуа Пьера Мен де Бирана
Генезис самосознания предусматривает, что «Я» не может быть выведено из пассивных ощущений. Мыслящее индивидуальное «Я» является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий. Активност

Модели развития
-) Градуалистская модель – придерживается представления о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой лежит процесс механического перераспределения частиц матери

Трактовки диалектики
-) диалог (диалектический метод) – движение к истинному знанию путем беседы через нахождение и опровержение мнимого знания путём выяснения понятий (Сократ) ; -) метод познани

Законы диалектики
-) Закон единства и борьбы противоположностей – (закон диалектического противоречия) – определяет источник, сущность развития. В любом предмете существуют противопо

Трактовки категориального аппарата философии
-) Четыре категории – идентичность, отличие, постоянство, изменчивость (Платон). -) Десять категорий (единичного и общего) – субстанция, количество, качество, отношение, место, врем

Бытие и небытие
Бытие – философская категория, обозначающая наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании. Небытие – категория о

Причина и следствие
Философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием порождает другое явление (

И целое
Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Часть

Пространство и время
  Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расс

Субстанциональная и реляционная концепции
Субстанциональная концепция – пространство и время – формы бытия, которые полностью автономны от вещей и явлений, которые в них «помещены», в них существуют и актуализируются : -) и

Гносеология и эпистемология
Теория познания (гносеология – от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познават

Трактовки сознания в философии
-) Античность – отсутствует строгое расчленение идеального и материального, сознание есть пассивное воспроизведение космоса, разум – космичен : --) Логос – это и ог

Семантический треугольник
-) Имя (выражение языка). -) Предмет, обозначаемый именем (денотат, десигнат). -) Смысл имени (денотат оказывается содержанием гносеологического образа, соотносимого с предметом).

Понятия рациональной ступени познания
---) Анализ – способ мысленного расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношений между ними. ---) Синтез (противоположен анализу)

Разновидности агностицизма
-) Скептицизм – исходил из учения софистов (V- IV вв. до н.э.) с их утверждением о том, что человек есть мера всех вещей (Протагор, Горгий). Исповедовался принцип

Эмпирическая концепция теории познания
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, а всякое знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Тем сам

Эмпирическая теория познания Джона Локка
Единственным источником знаний является опыт : -) Внешний опыт основан на ощущениях, даёт первичные качества (величина, фигура, движение, количество). -) Внутренн

Сенсуалистский идеализм Джорджа Беркли
Вещи есть «сумма идей» (■ цвет + вкус + запах + форма). Вещи существуют как предмет восприятия, т.е. это устойчивые постоянные комбинации ощущений. Но нет восприятия материи как

Рационалистический анализ Рене Декарта
Истины математического знания достоверны, они обладают всеобщностью и необходимостью, так как вытекают из природы самого интеллекта. Механизмом получения истинного знания является дедукция к

Монистический пантеизм Бенедикта Спинозы
Основание философии – пантеизм как тождество Бога и природы, которая есть единая и единственная, вечная и бесконечная субстанция, исключающая существование какого-либо другого начала, то ест

Панлогизм монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница
Все вещи обладают способностью непрерывно действовать и отличаться друг от друга благодаря собственной внутренней силе, являющейся их субстанцией – монадой как «единицей» бытия, «кирпичиком

Интуитивизм А. Бергсона
Интуиция есть способ реализации «жизненной силы», проявляемый в бессознательном начале творчества, это разум в возвратном движении к инстинкту, она действует изнутри жизни, это «видение духа

Докритический период
Первостепенное внимание уделялось естественнонаучной проблематике, идея создать историю неба, земли и человека, т.е. естественную историю. -) До Канта считалось, что --) ве

Критический период
  «Критика чистого разума» (1781) «Критика практического разума» (1788) «Критика способности суждения» (

Теории истины
-) Классическая(корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знания : I. объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон,

Абсолютная и относительная истины
Абсолютная и относительная ис­тины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективн

Критерии научности
-) Объективность – научное знание должно быть свободно от личностных предпочтений и точно отображать реальность таковой, какова она существует вне и независимо от познающего субъекта.

Принципы научного познания
Принцип –(основание) – то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний и относится к сферам человеческой деятельности (закон же – принцип применительно к

Общенаучные методы исследования
Метод – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения изучаемого объекта ; система регулятивных принципов преобразующ

Эволюция научной картины мира
Научная картина мира – обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обуславливающее стиль и способ научного мышления. -) Классическая (меха

Позитивизм
Черты позитивизма : -) известно лишь то, что сообщают науки с помощью естественно-научного метода (каузальные законы, господству­ющие над фактами) ; -) вера в неизменность

Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
-) Эмпириокритицизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса Познание – это увязывание между собой ощущений и представлений, которое не достигает никакой «реальности», кроме са

Неопозитивизм
-) Черты неопозитивизма --) главное не суммирование или систематизация специально-научного знания (позитивизм), а разработка методов анализа знания ; -

Бертрана Рассела, Рудольфа Карнапа, Морица Шлика
--) Необходимость реформирования языка в соответствии с законами логики, которая трактуется как единая структура действительности ; --) обыденный язык есть источник заблуждений и философск

Постпозитивизм
Главный предмет изучения – не история науки, но механизмы развития знания (как появляется новая теория и добивается признания). В центре внимания – история развития и смены научных идей и теорий. Н

Концепция личностного знания Майкла Полани
Критика неопозитивистской модели научного познания и идеи деперсонализированного научного знания. Знание обладает чертами наблюдаемого по содержанию и конвенционального по форме. Научное з

Эволюционная эпистемология
-) Эволюционная эпистемология Герхарда Фоллмера Гипотетический реализм как комплекс недоказуемых, но очевидных постулатов есть главная философская предпосылка эволю

Новый рационализм Гастона Башляра
Призыв перестроить знание в соответствии со спецификой современного мышления и с учётом «нового духа науки», который определяют теория относительности и квантовая механика. -) Концепция

Джеральда Холтона
Господствующий анализ эмпирических и аналитических (логико-математических) приводит к стандартному анализу науки на базе --) неопозитивистской гипотетико-дедуктивной модели, которая

Специфика социальной философии
Социальная философия – раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Социальная философия анализирует проблемы см

Проблема субстанции социального
I. Природа – натуралистические модели общества – концепции, в которых бытие общества выводится из природных закономерностей, а законы природы являются определяющими в жизни

Экономическая сфера
Материальное производство – единство двух сторон : отношений людей к природе и отношений людей друг к другу, то есть, в процессе производства происходит воспроизводство не только вещей, но и

Социальная сфера
Социальная структура – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. То есть, это анализ всех значимых различий меж

Структура политики
-) Субъекты политики – конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих интересов

Социальное познание
Социальное познание – особая форма познания, предметом которого является общество. -) Монистический характер социального познания – из сфер жизни общества выделяется какая-ли

Моральные ценности в обществе
Ценность – вещи и явления, имеющие для человека и общества определенную значимость, личностный или общественный смысл, существенное значение. Ценности удовлетворяют опре

Разновидности этических концепций
-) Этический рационализм Платона Исходя из принципа, что «добродетель есть знание», делался вывод, что добрый человек – это человек знающий. Соответственно, нельзя поступа

Трактовки мифа
-) детское восприятие реальности, предполагающее процесс переноса на предметы окружающего мира своих собственных свойств при богатстве воображения и отсутствии рациональности (Дж. Вико) ;

Трактовки сущности идеологии
-) Марксизм --) идеология – ложная форма отражения действительности, содержащая в себе материально-экономические интересы различных социальных групп и классов (К

Идеология как матрица социально значимых смыслов
Формы и содержание идеологии как матрицы социальных смыслов обозначаются : -) через понятие «габитус» как общепринятой установки в восприятии социальной действительности, как навязываемый

Идеология и наука
-) идеология – ложная форма отражения действительности, которая должна быть заменена социальной наукой – марксизмом (К. Маркс, Ф. Энгельс) ; -) «научная идеология» (марксизм) способ

Дискуссия о перспективах развития идеологий
-) Концепции «конца идеологий» Идеология – система ложных социальных идей, которые искажают, мистифицируют действительность и используются той или иной общес

Структура идеологий
Процесс осмысления социальных процессов и явлений протекает в концептуально строгом режиме, заимствуя соответствующий категориальный и понятийный аппарат, компоненты которого можно классифицировать

Разновидности идеологий
-) Либерализм – (лат. liberalis – свободный) (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.‑Л. Монтескье, А. Смит, И. Бентам) – исходит из принципа ограничения государственного

Циклическая модель
-) Языческая идея «вечного возвращения» Характерна для языческих мифологических систем, в которых развитие повторяло природные циклы – смену суток и в

Линейная модель
Регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим ; деградация, понижение уровня организации, изменения к худшему.

Цивилизационная (локальность развития)
Цивилизация – тип организации общества, характеризуемый специфической общественно-производственной технологией и соответствующей ей культурой, определенной философией и обще

Стадиальная (линейность развития)
-) Трёхстадиальная (К.А. де Сен-Симон, О. Конт) – общество последовательно проходит три стадии : --) теологическая (примитивные мифологические и рел

Мир-системная (отрицание развития)
Мир‑системная концепция (А.Г. Франк, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Й. Галтунг, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски) – выявляет большие экономические образования : -) акцент де

Марксизм
Социальное бытие определяет сознание – история направляется материальными условиями жизни людей, которые определяются экономическими структурами, а образ жизни человека зависит от его положе

Неомарксизм
Современный пролетариат как революционный класс перестал существовать, растворившись в массе. Революционной, системочуждой потенцией обладают лишь те, кто люмпенизирован западной цивилизацией и стр

Постмарксизм
-) Симулятивная реальность Жана Бодрийяра Критика общества потребления – усталость от переизбытка потребления и производства --) вещей-объектов вызывает к

Модели социального развития России
  Историософия П.Я. Чаадаева Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особа

Самобытность славянофильства и западнизм западничества
Черты славянофильства : (Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.) : -) идея своеобразного пути развития России ; -) признание главенства

Русский консерватизм
(Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, А.А. Фишер, С.С. Уваров, К.Н. Леонтьев) Необходимость возведения «умственных плотин» для появления политической благонадежности. «Якорь спасения России

Историософия евразийства
(Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, Н.Н. Алексеев) Выступали против европеизации, в которой видели подрыв национального единства России и

Значения понятия модернизация
-) Модернизация как переход к индустриальному обществу – (связывается с понятием modern (современный)) – указывает на определенный тип общества, общество модерна, пришедшее

Модели модернизации
-) Структурно-функциональная модель модернизации Т. Парсонса – ориентиром для модернизирующихся стран является схема AGIL : adaptation – адаптация, goal attainment – достижение

Концепция периферийного капитализма Р. Пребиша
Капиталистическая мировая экономика представляет собой единое мировое целое, разграниченное на : -) «центр» – включает в себя индустриально высокоразвитые державы и -) «

Признаки глобализации
-) развитие новых информационных технологий и формирование единого общемирового промышленно-финансового и информационно-культурного пространства ; -) слияние национальных экономик в единую

Оценки процесса глобализации
-) Бравурно-оптимистические – обосновывают неизбежность и благотворность процесса глобализации планеты : -) «поздний капитализм» (Ф. Джеймсон),

Два доминирующих взгляда на глобализацию
(по О.Ю. Маслову) -) Глобализация – естественноисторический процесс --) «Глобализация является амбивалентным процессом, который необратим» (У. Бек

Теории глокализации
Глокализация (глокализм) (от лат. global – всемирный и local – местный) –– процесс сложного переплетения глобальных тенденций общественного развития и локальных, местных особенностей куль

Традиционное общество (премодерн)
Традиционное общество (премодерн, домодерн) (доминация – с сер. I тыс. до н.э. – XV век) – отличается доминированием в социуме религиозной составляющей, человек с

Индустриальное общество (модерн)
Индустриальное общество (общество модерна, современное общество) (XVI – пер. пол. ХХ веков) – сложилось под влиянием эпохи Возрождения и движения Реформации. Индустриаль

Постиндустриальное общество (постмодерн)
Постиндустриальное общество (постмодерн, информационное общество) (со второй половины ХХ века) – характеризуется преобладанием сферы услуг над производственной сф

Сценарии развития
-) Идеалисты (Ф. Витториа, Г. Гроций, И. Кант, Т. Мюррей, Д. Перкинс, В. Дин, У. Липпман, Т. Кук и др.) – убеждены в возможности покончить с войнами и вооруженными конфл

Диалектика Абсолютной идеи Г.В.Ф. Гегеля
24. Философия иррационализма А. Шопенгауэра. Понятие воли. 25. Волюнтаризм Ф. Ницше. «Воля к власти». 26. Философия бессознательного Э. фон Гартмана. 27. Неоспинозизм и в

Идеализм
Трактовки понятия идея ……………………………………………….. 84 Объективный идеализм …………………………………………………. 85 -) Реальность Абсолюта Ф.Г. Брэдли ………………………..………. 86 -)

Познавательные способности человека
Операции познания ……………………………………………………. 117 Ступени познания -) Чувственное познание ……………………………………………. 118 -) Рациональное познание ………………………

Основные направления в философии науки
Позитивизм ………………………………………………………….. 145 -) «Позитивная» философия О. Конта …………………….……. 146 Второй позитивизм (эмпириокритицизм) -) Эмпириокритици

Социальная мифология и идеология
Социальная мифология …………………………………………………. 177 Трактовки мифа ………………………………………………………… 177 Трактовки сущности идеологии ………………………………………. 178 Идеоло

Модели социальной динамики
Циклическая модель -) Языческая идея «вечного возвращения» ……………………..…. 188 -) Циклизм локальных цивилизаций Н. Данилевского, О. Шпенглера

Концепции общественного развития
Цивилизационная (локальность развития) -) Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского …………………………………………………. 191 -) Цивилизацио

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги