рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Представление о сущности человека в истории философии

Представление о сущности человека в истории философии - раздел Философия, Философия В Философской Системе Древнего Востока, В Частности Китая, Человек Рассматрив...

В философской системе Древнего Востока, в частности Китая, человек рассматривается в неразрывной связи с обществом. Важнейшим смыслом его жизни является следование законам взаимоотношений между людьми («жень» - человечность, «ли» - ритуал, церемония), в семье («сяо» - сыновняя почтительность), в обществе, государстве. Свою личную жизнь человек всегда должен соизмерять с общественным благом - через собственное самосовершенствование пытаться совершенствовать семью и государство.

Для древнеиндийской философии характерно смещение акцента в сторону внутреннего мира человека. Например, в буддизме целью человеческой жизни было достижение нирваны (угасания, невозвращения в этот мир, избавления от страданий). В этом состоянии человек приобретает внутреннюю гармонию, наступает ощущение абсолютной свободы и независимости от внешнего мира. Для достижения нирваны человек должен пройти по определенному пути, пути постепенной трансформации сознания и психики, который предполагает правильные взгляды, правильное стремление, правильную речь, правильное поведение и образ жизни, правильное созерцание и помыслы и т д.

В европейской философии в античный период проблеме человека уделялось большое внимание: человек был выделен из природы и представлен как самостоятельное существо, которое находится в определенных отношениях с миром. Человек - это микрокосм, частица мирового космоса. Такой поворот к человеку осуществили софисты и Сократ, провозгласившие уникальность человека, его способность познавать мир и самого себя. Впоследствии Платон и Аристотель развили проблематику человека.

На смену этим взглядам приходит христианская концепция теоцентризма (Бог в центре мироздания), важным догматом данной концепции был принцип креационизма - Бог создал мир и человека из ничего. Согласно данной концепции сущность человека постигается не посредством рационального мышления, а с помощью откровений Священного писания. Познать сами откровения можно только с помощью веры в библейские догматы (недоказуемые утверждения). В этот период человек с одной стороны рассматривался как существо греховное, а с другой как образ Бога, созданный им по своему подобию. Человек уже не являлся частью природы и оценивался не со стороны разума, а со стороны сердца. Внимание к внутреннему, духовному миру человека привело к открытию самопознания как особой субъективной реальности и затем к развитию индивидуальности.

В эпоху Возрождения происходит возвращение к антропоцентризму (человек в центре мироздания), христианские концепции теряют свои позиции. Человек рассматривается как нечто возвышенное и самоценное, реализующее себя в творчестве и мастерстве. Идеалом того времени становится разносторонне развитый человек, одинаково хорошо разбирающийся в различных областях искусства, этике, педагогике.

В Новое время утверждается представление о человеке как индивиде и деятельном члене общества. Совершенствование человека связывается с развитием разума и науки. Французские просветители рассматривают человека как одновременно природное и социальное существо. Меняется представление о потенциале человека, постоянно расширяющем границы познания. С открытиями в области естествознания и механики, возникла идея рассматривать человека с этих же позиций, отождествив его с искусно созданным механизмом.

Существенный шаг в понимании человека был создан немецким философом И. Кантом, который считал человека уникальным существом, который требует особого подхода. Подчеркивалась двойственность человека: с одной стороны он есть явление природы, подчинен необходимости и несвободен, с другой он существо социальное и поэтому свободен в своем выборе стать кем-то, благодаря собственным усилиям.

Г.В.Ф. Гегель свел человека к орудию, средству реализации мирового духа. Человек у него ценится не сам по себе, а как гражданин государства.

Л. Фейербах, в противоположность существующим идеалистическим трактовкам провозгласил человека единственным и высшим предметом философии, рассматривая его, прежде всего, как биологическое, чувственно - телесное существо. Человек у Л. Фейербаха не творение Бога, не механизм, а организм. Отсюда его философия получила название «антропологический материализм».

Человек у К. Маркса и Ф. Энгельса представляет собой совокупность общественных отношений, обусловленных экономическим уровнем развития.

Начиная с 19 века усилиями таких философов как А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. Бердяев, А. Бергсон европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Понятия жизни, чувства, воли, иррационального (иррациональное - то, что не может быть постигнуто разумом) становятся предметом специального философского анализа и получают затем наиболее полное развитие в философии экзистенциализма, интуитивизма, персонализма.

В центре внимания русских философов оказался не столько человек как природное существо, сколько неисчерпаемый духовный опыт личности, глубины человеческой души, смысл индивидуального бытия.

Отсюда можно сделать вывод, что проблема сущности человека породила великое множество мнений на этот счет. Тем не менее, потребность в целостном подходе к изучению человека развивается по мере накопления данных исследований человека в экономике, социологии, психологии, медицине.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... Белгородский государственный технологический университет... им В Г Шухова...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Представление о сущности человека в истории философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ф и л о с о ф и я
Утверждено ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов 2-го курса дневной формы обучения специальностей   150

Постановка проблемы бытия в философии
Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, которая включает в себя вопросы происхожде

Представление о сущности бытия в истории философии
В античности под бытием понимали так называемое наличное бытие, то есть окружающий мир (природу, вещи, людей), реальный процесс жизни, существующий в общем, абстрактном значении в форме вместилища

Биологическое и социальное в человеке
Появление человека, его сознания и мышления было бы невозможно без анатомо - морфологических изменений, которые подготовили указанные новации. В отличие от животных, которые обладают порой

Структура и типология личности
Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой является сознание, самосознание, познавательные процессы, эмоции, воля, темперамент, интуиция, ценности, убеждения, идеалы.

Личность и общество
Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личности, но в этих конкретных о

Основные концепции понимания общества
Исследования общества сопровождается значительными трудностями, вследствие сложности его системы. Общественная жизнь достаточно динамичная и существует множество факторов, влияющих на ход историчес

Общество как саморазвивающаяся система
Наиболее полным в методологическом плане стал системный анализ общества. Основные исследования в этой области были изложены в предыдущем вопросе. Сущность системного подхода состоит в рассмотрении

Общество как процесс
  Важной характеристикой общества является его постоянное изменение. Поэтому философское исследование общества имеют своим основанием диалектику (науку о развитии), рассматривая общес

Культура и ее социальные функции
На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества. Культура

Основные подходы к пониманию ценностей
  Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Основная задача аксиологии – философском учении о ценностях – состоит в определении природы, места, возможностей

Нравственные ценности и мораль
Понятие «мораль» можно рассматривать двояко; во-первых – это совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей между собой и обществом; во-вторых – это

Эстетические ценности и искусство
Наряду с нравственными ценностями большую роль в жизненной ориентации человека играют эстетические ценности. Само слово «эстетика» в переводе с греческого означает чувствующий, чувственный, но в со

Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
Религия возникла в процессе исторического становления человека, общества, культуры и имела общественное основание в виде экономических и социально-психологических предпосылок.

Основные подходы и проблемы сознания
Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Познание сознания сталкивается с рядом трудностей, так как оно непосредственно не дано человеку, и образы, которые возникают в мозге, не имею

Возникновение сознания и его сущность
Живая материя, которая является основой жизни, после возникновения продолжала интенсивно развиваться в прогрессивном направлении. Критериями прогресса в данном случае явились усложнение организации

Сознание и бессознательное
  Сознание является составной частью психики, другой его частью является бессознательное. Бессознательное - это явление, свойства и состояния, которые оказывают влиян

Познание как предмет философии
Познаниемназывают деятельность, направленную на получение знаний.Как известно, раздел философского знания, посвященный проблеме познания, называют гносеологией. Гносеология занимае

Проблема истины в философии и науке
Главной целью познавательной деятельности человека является достижение истинного знания или истины. Истина- это адекватное отражение действительности в сознании человека.

Ненаучное познание
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за ее пределами. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полное отде

Ее исторической эволюции
В философии науки существует общепринятое положение, что этапу становления науки предшествовал этап накопления донаучного, предпосылочного знания. К нему относится рациональный уровень мифологическ

Структура научного знания и его динамика
Научное знание представляет собой сложную и своеобразную систему процедур, которая изменяется по своим законам. В структуру научного знания входят: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы,

Аксиологические проблемы современной науки
В философии науки существует взгляд на науку как ценностнонейтральную, следовательно, вся научная деятельность безразлична к ценностям, поэтому ценностные суждения в науке могут касаться не ее само

Научное прогнозирование и общественный прогресс
Будущее можно рассматривать в зависимости от периодов, взятых за основу исследования. Если имеют в виду понятие «обозримое будущее», то это перспектива ближайших двух-трёх десятилетий, которые вход

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги