рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фил-ко-методол-кие программы Ф.Бэкона и Р.Декарта.

Фил-ко-методол-кие программы Ф.Бэкона и Р.Декарта. - раздел Науковедение, Ф.н.-дисциплина, исслед-щая стр-ру науч.знания, ср-ва и методы науч. познания, способы обоснования и разв-ия знания. Для Н. Нов. Вр. Было Хар-Но Противостояние Ч-Ка И Природы, Активное Вторжение...

Для н. Нов. вр. было хар-но противостояние ч-ка и природы, активное вторжение в природ-ую предметность и преобразование ее с учетом собст-ых интересов.

Для н. Нов. вр. Были хар-ны эмпиризм (опыт) и матем-кое обобщение. Родонач-к эмпиризма – Бэкон, родон-к рационалистич-го (разум) подхода – Р.Декарт.

Б. считал, что не следует доверяться случ-ым восприятиям, а нужно производить методич-ие наблюдения и дополнять их обдуманным опытом. Д. же был уверен, что серьезная потребность в истине м.б. удовл-на не схоластическими рассужд-ми и метафиз-ми теориями, а искл-но матем-ой. Эта «реформа» Ф. заставила признать важнейшими принципами науч. метода – ясность и отчетливость. Они влекут за собой необход-ть кол-ых опр-ий, тогда как кач-ые опр-ия, осн-ые на чувств-ом восприятии, по сути своей неясны и смутны.

Б.: «Знание-сила»: ученый д. вернуться к изучению природы, ибо «ч.-слуга и истолкователь природы». Материализм Б. в том, что он считал основой ч-го знания изучение природы, а не схоластические дебаты.

В пр. «О дост-ве и приумножении наук» Б. приводит класс-цию наук как обобщение известного в его время круга знаний, включая поэзию.Основу класс-ции сост-ют гл. способ-ти ч-кой души: память, вообр-ие, разум.

Д. был уверен, что источником истины м.б. только разум. В отл. от. Б., провозглаш-го опыт и набл-ие основой познания, Д. отводил гл. роль разуму и самосознанию. Принцип очевидности, естест-ный свет разума –вот, что, по его мн.,д. играть реш. роль и сост-ть основу мышления. Д. формулирует принцип достоверности, кот. связан с осознанием истины, на кот-ую натолкнется отдел. ч-к. В трактате «Правила для рук-ва ума» Д. опис-т эф-ый метод, испол-щий 4 правила: 1) принимать за истину только то, что не д. повода к сомнению; 2) разлагать слож. проб-мы на прост. компоненты; 3) располагать прост. эл-ты в строгой послед-ти; 4) сост-ть полные перечни и обзоры имеющ-ся эл-ов, чтобы была увер-ть в отсутствии допущений.

Критерии истины – ясность и отчетл-ть, кот. ум ищет в самом себе, опираясь на интуицию. – Интуиция – источ-к или начало познания. След. дейст-ие – дедукция. Это 2 наиб. Важных, ведущих к знанию пути, кроме кот. ум не д. допускать ничего.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается основателем опытной науки Нов. вр. Он был первым ф-фом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы гл. принципы, характеризующие ф. Нов. вр.

С самого начала своей ф-кой твор-кой деят-ти Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической Ф. и выдвинул доктрину "естественной" Ф., основ-ся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурФ. Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризма. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему Ф.

Бэкон стремился привести "границы умственного мира" в соответствии со всеми теми громадными достижениями, которые происходили в современном Бэкону обществе 15-16вв., когда наибольшее развитие получили опытные науки. Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки "великого восстановления наук", которую изложил в трактатах: "О достоинстве и приумножении наук", "Новом Органоне" и других работах по "естественной истории", отдельных явлениях и процессах природы.

Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия.Высшая задача познания и всех наук, согласно Бэкону, - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. По словам главы "Дома Соломона" (своего рода исследовательского центра. Академии, идея которого была выдвинута Бэконом в утопическом романе "Новая Атлантида"), "цель общества -познание причин и скрытых сил всех вещей, расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным".

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они приводят.

Знание - сила, но только такое знание, которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных. Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: "Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".

Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к т.н. отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования - таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутину знания из себя (имея в виду схоластов).

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до 19в. Однако Бэкон в своих исслед-ях недостаточно подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом случае большая роль принадлежит математике, который Бэкон не владел в достаточной степени, да и математическое естествознание в то время только формировалось.

Рене Декарт-(1596-1650), фр. ф-ф,физик и матем-к, представитель классич. рационализма.Осн.соч. «Рассуждение о методе», «Начала Ф.», «Метафизические размышления».

Д.-один из родонач-ов «нов. Ф.» и нов.науки,выступивший с требованием пересмотра все прошлой традиции. При этом, в отлич.от Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обращ-ся к разуму и самосознанию. Д. треб-л положить в основу Ф. мышления принцип очевидности, или непосредств. достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с пом.естеств.света разума.Это предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру; обычаю и примеру-традиц-ым формам передачи знания-Д.противопос-л знание достоверное и был убежден, что на истину «натолкнется скорее отдельный ч-к, чем целый народ». Принцип субъективной достоверности означал установку не на усвоение чужих мнений, а на создание собст-ых; сомнение д. расчистить почву для постройки к-ры рациональной,кот. д. уступить место к-ра традиц-го типа. «Архитектором» рацион-ой к-ры будет, по замыслу Д., его метод-нов.ср-во познания, кот. сделает людей «господами природы».

Науч.знание д.б. построено как единая сис-ма, в то время как до сих пор оно было собранием случайных истин. Незаблемым основанием такой сис-мы д. стать наиболее очевидное и достоверное утверждение. Д. считал абсолютно несомненным суждение Августина «мыслю, следовательно, существую». В основание Ф.Д. положил не просто принцип мышления как таковой, а именно субъективно пережитый процесс мышления, от кот. невозможно отделить мыслящего.Однако самосознание как принцип Ф. и к-ры еще не обрело полной автономии у Д.:истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантирована существованием бога-сущ-ва совершенного и всемогущего, вложившего в ч-ка естест-ый свет разума. Самосознаие у Д. не замкнуто на себя, а открыто богу, выступающему источником объективной значимости ч-го мышления.

Понимание мира как машины, как гигантской сис-мы тонко сконструированных машин, снимает у Д. принципиальное различие м/д естеств-ым и искусст-ым (созданным ч-ком). Если мир-мех-зм, а наука о нем-мех-ка, то познание есть конструирование определенного варианта машины мира из простейших начал, кот-ые мы находим в чел-ом разуме. Инструментом этого конструирования явл-ся метод, кот.д. как бы превратить науч. познание из кустарного промысла в пром-ть,из случайного нахождения истин-в их систематическое и планомерное произ-во. Осн. правила метода: 1. начинать с простого и очевидного; 2.путем дедукции получать более сложные высказывания; 3. дейст-ть при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, т.е. сохранять неприрывность умозаключений; 4.критерием истины следует считать интуицию, с пом.кот. усматриваются первые начала, и правильную дедукцию, позволяющую получать следствия из них.

Основой и образцом метода Д. явл-ся матем.: в понятии природы Д. оставил только те определения, кот. сост-ют предмет матем-ки-протяжение (величину), фигуру и движ-ие. Важнейшие эл-ты метода-измерение и порядок. В кач-ве всеобщей матем. Д. рассм-л алгебру.

 

1.62.2.Принципы эмпиризма в «Опыте о человеческом разумении» Дж.Локка

Эмпири́зм (от греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувст-венный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

Джон Локк (1632-1704) – англ. ф-ф и полит. деят-ль.

Его сфера исслед-их инте-ресов вкл. 3 темы: гносеоло-гию (ставшую предметом «Опытов»), этико-полит. в-сы («Два трактата о гос. правле-нии») и проблемы религии («Письма о веротерпимости», «Разумность християнства»). Его гл. раб. по теор-ой Ф. «опыты о чел. разумении» на-писана в 1687г. Критикуя догматизм схоластической Ф., Л. отстаивал эмпирич-ую позицию в теории познания и утверждал, что все наши идеи происходят из опыта. Л. понимал опыт прежде всего как воздей-ие предметов окруж. мира на ч-ка: ощущение явл-ся основой позна-ния. Поскольку ч-к м. мыслить только посредством идей, а идеи возникают из опыта, то нет таких знаний, кот. предшествовали бы опыту. Идеи бывают 2х видом: простые и слож. Прост. Идеи воз-никают из-за возд-ия внеш. Мира, слож.-в рез-те единения простых идей. Следуя принципам эмпириз-ма, Л. Отрицал присутствие каких бы то ни было врожденных идей и принципов. Душа для него является чистым листом бумаги (tabula rasa), лишь опыт заполняет этот лист бумаги письменами. По Л., у ч-ка присут-ют 2 великие деят-ти души: мышление и воление, они чаще всего исслед-ся и явл-ся постоянными. Осн. ф-кий способ достиж-ия бесспорного знания, по Л.,-размышление. Пред-метом его ф-кой рефлексии стали фундаментальные ф-кие проблемы: проб. веры и достовер-ности познания, осмысление его возможностей и границ.

Основное внимание в своих философских трудах Л. уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация в ф. того времени, когда последняя стала больше заниматься личностным сознанием, индивидуальными интересами людей. Л. обосновывает гносеологическую направленность своей ф. тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам ч-ка, т.к. "знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности". В "Опыте о человеческом разумении" он описывает задачу ф-фа как задачу мусорщика, который очищает землю, удаляя мусор из нашего знания.

Концепция знания Л. как эмпирика основывается на сенсуалистических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все ч-кое знание в конечном счете выводится из явственного опыта. Трактат "Опыт о человеческом разумении" начинается с критики распространенных в то время в континентальной Ф. концепций о врожденности идей. Здесь он имеет в виду прежде всего воззрения Декарта и кембриджских платоников. Л. показывает, что все наше знание - математическое, логическое, метафизическое и др. - не является врожденным, а имеет опытное происхождение. Даже логические законы тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям. "Идеи и понятия также мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки", - писал Л. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий ПРИНЦИП нравственности (золотое правило) более восхваляется, чем соблюдается".

Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая тоже возникает опытным путем. Исходя из этой критики врожденности нашего знания, Л., как любой сенсуалист, полагает, что ум ч-кий представляет собой "tabula rasa" - "белую бумагу без каких-либо знаков и идеи. Един-ный источник идей - опыт, который подразделяется на внеш. и внутр-ний. Внеш. опыт - это ощущения, которые заполняют чистый лист" различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутр. опыт - это идеи о своей собственной деят-ти внутри себя о различных операциях нашего мышления, о своих психических сост-ях - эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размышлением. Под идеей Л. понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.п. За идеями, по мысли Л., стоят вещи.

Идеи ощущения подразделяются у Локка на два класса: 1) идеи первичных качеств; 2) идеи вторичных качеств. Первичные кач-ва - это присущие телам св-ва, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покои, плотность. Первичные кач-ва сохраняются при всех изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому называются реальными кач-ми. Вторичные кач-ва не находятся в самих вещах. Они всегда изменчивы, доставляют-ся в наше сознание органами чувств. К ним относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Л. подчеркивает, что вторичные кач-ва не иллюзорны. Хотя реальность их субъективна и находится в ч-ке, она все же порождена теми особенностями первичных кач-в, кот. вызывают опр-ую деят-ть органов чувств. М/д первичными и вторичными кач-ми имеется нечто общее: и в том, и в др. случаях идеи обра-зуются ч/з т.н. импульс.

Идеи получаемые из двух источников опыта (ощущений и рефлексии), сост-ют фундамент, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, и т.п. Простые идеи не содержат др. идей и не могут быть созданы нами. Кроме них, сущ-ют сложные идеи, кот. произво-дятся умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложными идеями м. б. необычные вещи, такие, как единороги и сатиры, которые не обладают реальным существова-нием, но всегда м. б. проанализи-рованы как смесь простых идей, приобретаемых через опыт. Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных кач-в - пример приме-нения аналитич-го и синтетичес-кого методов. Посредством анализа образуются простые идеи, посредством синтеза - сложные. В синтетической деят-ти по соединению простых идей в сложные проявляется активность чел-го ума. Сложные идеи, обра-зуемые синтетической деят-тью чел-го мышления, составляют ряд разновидностей. Одной из них явл-ся субстанция.

По Л., под субстанцией следует понимать как отдельные вещи - камень, солнце, ч-к, представляю-щие примеры эмпирических субстанций, так и ф-кие понятия - материя, дух. Понятие субстанции - проблема для Л. Он вводит разделение субстанций на эмпирические - любые вещи, и ф-кой субстанции - универсальной материи, основа кот.непознаваема.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ф.н.-дисциплина, исслед-щая стр-ру науч.знания, ср-ва и методы науч. познания, способы обоснования и разв-ия знания.

На сайте allrefs.net читайте: Ф.н.-дисциплина, исслед-щая стр-ру науч.знания, ср-ва и методы науч. познания, способы обоснования и разв-ия знания....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фил-ко-методол-кие программы Ф.Бэкона и Р.Декарта.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лейбницианская идея матем-ки как н. о возм-ых мирах и универс-ой н. как фил-го исчисления.
Готфрид Вильгельм Л. (1646-1716)-нем.ф.-идеалист, матем., физик,изобрет-ль, юрист, ист-к, языковед. Осн.фил-ие соч.: «Рас-суждение о матем.», «Нов. сис-ма природы», «Нов. опыты и чел-ом разуме», «Т

Д.Юм о задачах и границах науч. познания.
Дэвид Юм (1711-1776) - крупнейший англ. ф-оф, историк, экономист и публицист. Во многом психологизировал гносеологию и эпистемологию, полагая, что в осн. науч. позн-ий д.

Ф.Энгельс о природе и антропологических предпосылках науч. знания.
В ст. «Положение Англии 18в.» Э. открыто заявляет, что венцом науки 18в. был материализм – рез-т процесса разв-ия ест. наук.   1.71.11. «Введение в науки о духе» В.Ди

Проблемы ф-фии и метод-гии науки в феномено-логии Э.Гуссерля и М.Шелера
Феноменология (греч.-учение о феноменах). Исходным пунктом Ф. Гуссерля была попытка рассмотрения внеопытных и вне-историч. стр-р сознания, кот. обеспечивают его реальное фун

М.Борн, А.Эйнштейн и Н.Бор как фил-фы науки.
Макс Борн(1882-1970) один из класс-ков естествозн-ия 20в. Непосредственная обл. его науч. интересов ле-жала в квантовой и реляти-вистской физике. Особенно неравнодушным он был к в-

Х.Г.Гадамер о ф-фии и герменевтике.
(1900). Его ф-кая концепция берет свое начало от ф-кой традиции Хайдеггера. Начиная с 20-х гг. герм-ка рассмат-ся как ф-кая наука, (до этого- метод познания). Г. считал, что ч-кое

Особенности развития науки в ф-фии методологичес-кого анархизма П.Фейерабенда.
Пол Карл Фейерабенд (1924-1994)-амер.ф-ф и методолог науки, представитель ф-ии постпо-зитивизма, выдвинувший концеп-цию «эпистемологического анар-хизма». Ее исходным пунктом стал тезис о «теоретиче

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги