рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности развития науки в ф-фии методологичес-кого анархизма П.Фейерабенда.

Особенности развития науки в ф-фии методологичес-кого анархизма П.Фейерабенда. - раздел Науковедение, Ф.н.-дисциплина, исслед-щая стр-ру науч.знания, ср-ва и методы науч. познания, способы обоснования и разв-ия знания. Пол Карл Фейерабенд (1924-1994)-Амер.ф-Ф И Методолог Науки, Представитель Ф-И...

Пол Карл Фейерабенд (1924-1994)-амер.ф-ф и методолог науки, представитель ф-ии постпо-зитивизма, выдвинувший концеп-цию «эпистемологического анар-хизма». Ее исходным пунктом стал тезис о «теоретической нагруженности» фактов, из кот-го он делает вывод, что кажущееся превосходство одной теории м.б. вызвано лишь привычным для нас языком, а отнюдь не ее объектив-ми достоинствами. Теории «несоизмеримы» м/д собой, и эмпирический метод не м. дать независимого основания для выбора. Рациональный выбор м/д теориями-сказка, придуманная учеными. На самом деле все зависит от таких факторов, как социал-ое положение ученого, его мировоззрение, пристрастия, интересы. Абсолютизируя как момент зависимости фактов от теории, так и значение социокул-ных факторов для развития науки, Ф. утвержда-ет, что нет и не м.б. универсального метода позна-ния, а господство одной, чаще всего старой, теории-догма-тизм, вредный для науки и об-ва в целом. Единст-ным принципом, обеспечивающим разв-ие науки, явл-ся «проли-ферация»,т.е. умножение взаимно несовместимых теорий, или, по-другому, принцип «все допустимо».

Др. следствие «несоизмеримости» теорий, по мн. Ф.,-невозм-ть оценки кач-ых сдвигов в науке. Отстаивая антикумуляти-вистскую концепцию науч. знания, он док-ет, что науч. прогресса нет, а познание не представляет собой движ-ие к истине, оно лишь «океан взаимнонесовместимых альтернатив». След-щим шагом Ф. стало стирание грани м/д мифом, религией, наукой, иск-ом. Раз любоая гипотеза на что-то годна, то наука не представляет собой универсального познаватель-ного инструмента и не м. претендовать исключ-ое месть в кул-ре. В конечном счете Наука, Истина, Разум, Справедливость для Ф. оказываютмся синонимами инструментов гостподства, а плюрализм и архаизм в познании отождест-ся с интеллектуальной свободой.

 

1.89.29. Базовые понятия «Архиологии знания» М.Фуко

Мишель Поль Фуко (1926-1984)-фр. ф-ф, историк и теоретик кул-ры.

Фундаментальные исслед-ния по «археологии знания» оказали существ-ое влияние на совр. теорию познания и кул-ры. Им открыты нов. обл. и подходы к развитию знания, в част-ти введено понятие эпистемы, задающей условия возможности конкретных форм знания и кул-ры, способы упорядочивания «вещей» в «словах». Др. пробле-матика – «генеология власти-знания», где познавательные подходы исслед-ся в связи с соц. нормами взаимодействия и подчинения (надзор, наказание, власть). От ч-ка познающего Ф. перешел к ч-ку подчиняющему и, наконец, - к ч-ку саморефлек-сирующему и саморефлекси-рующемуся. Использовал идеи структурализма и постструкту-рализма, но в последние годы жизни вновь обратился к «гума-нистической» и антропологи-ческой проблематике.

 

1.90.30. Ф.н. М.К. Мамардаш-вили: основные идеи и работы.

Мераб Константин-ич М. (1930-1990)-д.ф.н.,профессор. Осн. рабо-ты: «Как я понимаю ф-ию», «Стрела познания. Наб-росок ест-но-истор-ой гносеоло-гии», «Лекции о Прусте», «Кар-тезианские размышления» и др.

Наука и кул-ра

Я думаю, что сущ-ет не только различие м/д наукой и кул-ой, но и пост-ное напряжение м/д ними, лежащее в самой сути 2х феноме-нов. Наука предполагает не только универсальность чел-го разума и опята по от-ию к любым об-вам и кул-рам, но и вообще независ-ть своих содерж-ий от частного.

Мы ведь не просто видим ч/з «сущность» мир, но сами должны занимать место в нем в кач-ве мыслящих. Знание, след-но, - не бесплотный мыслительный акт «видения ч/з», а нечто, облад-щее чертами события, сущ-ния и кул0ной плотностью.

Есть различие м/д самим науч. знанием и той размерностью (всегда конкретной, чел-кой и кул-ной), в какой мы владеем содер-ем этого знания и своими собствен-ными познават-ми силами и их источниками. Это последнее, в отл. от природы, и наз-ся, очевид-но, кул-рой, взятой в данном случ. В от-ии к науке. Я рассм-ю саму науку как кул-ру, или, кул-ру в науке.

Кул-ой наука явл-ся в той мере, в какой в ее содер-ии выражена и репродуцируется способ-ть ч-ка владеть им же достигнутым знанием универсума и источ-ми этого знания и воспроизв-ть их во времени и прост-ве, т.е. в об-ве, что предпол-ет опр-ую соц. Память и опр-ую сис-му корд-ния. Эта сис-ма корд-ия, имеющая прежде всего знаковую природу, и есть кул-ра в науке, или наука как кул-ра.

Наука и ценности-бесконечное и конечное.

Объект-ое познание, наука (+ Ф.) относ-ся к тому огранич-му числу явл-ий, кот. не имеют ко-нечной размерности. Т.е. в науке ч-к направлен на явл-ия, выходя-щие за пределы конечных целей, на надчел-кое, безмерное. И ч-к в этом смысле-сущ-во уникальное, способное думать о том, чем оно само не явл-ся и чем не м.б., ориен тированное на высший (в т.ч. и внутри самого себя) порядок и стремящееся знать о нем, т.е. знать о том, что не имеет никакого от-ия к последствиям для чел-го сущ-ия и интересов; несоизмери-мо с ними и ничем из них не м.б. ограничено.

Мне кажется, что объективное знание как таковое, неотделимо от достоинства и самосознания ч-го сущ-ва, неотделимо от сознания им своего места в мироздании, от сознания высшей личностной свободы и независимости. При этом оно не имеет от-ия к ценностям, не м.б. к ним сведено, т.е. не м.б. сведено к значению ч-либо для ч-ка.

Наука представляется ч-кой ценностью именно в той мере, в какой открываемой ее содер-ям и соответ-щим сост-ям ч-го сознания, «видения», не м.б. придана никакая ценностная размерность.

Наука производит только знания и не сущ-ет прикладных наук, сущ-ют лишь наука и ее применения.

 

Семио́тика (греч. semeiotikón, от semeion — знак, признак):

· Семиотика (языкознание) — наука о знаковых системах. Само слово происходит от древнегреческого и означает «учение о знаках». Название науки придумал американский ученый Чарльз Сандерс Пирс. Его основные книги и статьи были опубликованы лишь после смерти в 1914 году, поэтому как наука семиотика появилась только в 30-е годы прош. века.

Герменевтика (греческ. ερμηνευω - толкую)-учение об истолковании произведения, установлении его подлинного смысла и точного понимания его содержания.

Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем - в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся например объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика - дисциплина филологической критики.

Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ф.н.-дисциплина, исслед-щая стр-ру науч.знания, ср-ва и методы науч. познания, способы обоснования и разв-ия знания.

На сайте allrefs.net читайте: Ф.н.-дисциплина, исслед-щая стр-ру науч.знания, ср-ва и методы науч. познания, способы обоснования и разв-ия знания....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности развития науки в ф-фии методологичес-кого анархизма П.Фейерабенда.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фил-ко-методол-кие программы Ф.Бэкона и Р.Декарта.
Для н. Нов. вр. было хар-но противостояние ч-ка и природы, активное вторжение в природ-ую предметность и преобразование ее с учетом собст-ых интересов. Для н. Нов. вр. Были хар-ны эмпир

Лейбницианская идея матем-ки как н. о возм-ых мирах и универс-ой н. как фил-го исчисления.
Готфрид Вильгельм Л. (1646-1716)-нем.ф.-идеалист, матем., физик,изобрет-ль, юрист, ист-к, языковед. Осн.фил-ие соч.: «Рас-суждение о матем.», «Нов. сис-ма природы», «Нов. опыты и чел-ом разуме», «Т

Д.Юм о задачах и границах науч. познания.
Дэвид Юм (1711-1776) - крупнейший англ. ф-оф, историк, экономист и публицист. Во многом психологизировал гносеологию и эпистемологию, полагая, что в осн. науч. позн-ий д.

Ф.Энгельс о природе и антропологических предпосылках науч. знания.
В ст. «Положение Англии 18в.» Э. открыто заявляет, что венцом науки 18в. был материализм – рез-т процесса разв-ия ест. наук.   1.71.11. «Введение в науки о духе» В.Ди

Проблемы ф-фии и метод-гии науки в феномено-логии Э.Гуссерля и М.Шелера
Феноменология (греч.-учение о феноменах). Исходным пунктом Ф. Гуссерля была попытка рассмотрения внеопытных и вне-историч. стр-р сознания, кот. обеспечивают его реальное фун

М.Борн, А.Эйнштейн и Н.Бор как фил-фы науки.
Макс Борн(1882-1970) один из класс-ков естествозн-ия 20в. Непосредственная обл. его науч. интересов ле-жала в квантовой и реляти-вистской физике. Особенно неравнодушным он был к в-

Х.Г.Гадамер о ф-фии и герменевтике.
(1900). Его ф-кая концепция берет свое начало от ф-кой традиции Хайдеггера. Начиная с 20-х гг. герм-ка рассмат-ся как ф-кая наука, (до этого- метод познания). Г. считал, что ч-кое

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги