Рекомендации студенту по освоению программы учебной дисциплины
Рекомендации студенту по освоению программы учебной дисциплины - раздел Науковедение, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Работа С Лекционным Материалом – Важная Составляющая Учебного Процесса. Умени...
Работа с лекционным материалом – важная составляющая учебного процесса. Умение составлять конспекты лекций включает не только внимательное фиксирование формулировок, определений и ключевых событий, но и одновременный анализ предлагаемого материала, что может быть выражено в структурировании записи, выделении главного, схематическом изображении логических связей между явлениями. Демонстрация аудио- и видеоматериалов также предполагает ведение записей, в которых отмечается название памятника культуры, его отличительные черты, период и место возникновения, автор (если это возможно) и т.п. Проработку лекционного материала рекомендуется проводить по окончании каждого занятия. Не следует стремиться к механическому запоминанию текста. Рациональнее рассматривать события и персоны в истории культуры в сопоставлении с событиями социально-политической, экономической и военной истории, привлекая материалы других учебных курсов – например, отечественной истории, истории и теории искусства, истории религии, культуры повседневности, теории культуры. Удобно использовать для сопоставления материала синхронистические таблицы. Важно анализировать огромный фактический материал, привлекая культурологические и философские концепции, историко-культурные и сравнительно-исторические методы изучения.
Не следует относиться к лекциям как к материалу, достаточному для глубокого освоения курса. Задачи лекции иные – познакомить с методами анализа материала, предложить понятийный аппарат, продемонстрировать приемы изучения текстов, выделить наиболее авторитетные традиции исследования и рассказать о спорных вопросах и «белых пятнах» изучения истории культуры. Лекционный материал помогает ориентироваться в огромном потоке литературы по предмету, однако изучение специальной литературы – необходимая составляющая деятельности студента.
При этом важно познакомиться не только с теоретическим и историческим материалом, но и с теми памятниками культуры, которые рекомендованы для изучения, а также с их авторами. Культурное наследие дает возможность понимания их ценностного фонда человечества, его духовные искания. Предметное воплощение этих поисков в текстах искусства является, пожалуй, самым зримым и важным материалом познания представлений о мире и человеке. Студентам следует тщательно изучить тексты культуры, познакомиться с особенностями их языка и образной системы.
Знание авторов выдающихся произведений прошлого и содержания их исканий - насущная задача студента-культуролога. Целесообразно изучать историю культуры как персонифицированный процесс и персонифицированное его познание: знание авторской точки зрения на предмет – это знание вариантов его интерпретации и оценки.
Старайтесь быть активным участником семинарских занятий: стремитесь анализировать тексты, сильные и слабые стороны концепций, связанных с изучением культуры и искусства, аргументируйте свою точку зрения по спорной проблеме, учитесь вести этически выдержанную дискуссию, - все это пригодится не только в учебном процессе, но и в реальной жизни.
Крайне важно написание реферативной и курсовой работы, предполагающее развитие навыков самостоятельной научной деятельности, работы с источниками, в книгохранилищах, в электронных поисковых системах, а также навыков написания и оформления итого исследования. Публичная защита рефератов и курсовых работ вырабатывает умение вести научные дискуссии, отстаивать свой взгляд по тому или иному вопросу.
История культуры Древней Греции
(блок «Общепрофессиональные дисциплины»; раздел «Федеральный компонент»; основная образовательная программа специальности 020600 Культурология)
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины –изучить историю древнегреческой культуры как важнейшего этапа античного типа культуры, заложившего основы европейской культуры и заключающего в себе ее базовые хар
Связь с предшествующими дисциплинами
Для усвоения курса истории древнегреческой культуры, выступающего в качестве одного из разделов «Истории культуры» и читаемого во 2 семестре, требуется владение знаниями по истории первобытной и др
Методические рекомендации преподавателю
Предлагаемый комплект учебно-методических материалов предназначен в качестве пособия для изучения курса «История культуры» (Древний мир - ХХ век). Особенностью настоящего курса является то, что его
Тема 1. Общая характеристика античной культуры.
Понятие «античность». Место античности в истории человечества. Античный пантеизм. Телесно-пластический образ мира. Принцип калокагатии и его роль в формировании античной культуры; отсутствие антите
Эгейской культуры
Протоэллины, пеласги, ахейцы - древнейшее население Эгейского мира.
Гегемония Крита в Эгейском мире на рубеже III-II тыс. до н. э. и ее отголоски в греческих мифах. География торговой деят
Тема 1.3. Микенская культура
Вторжение ахейцев на Крит и начало ахейского владычества в Эгейском мире.
Формирование микенской культуры и ее периодизация. Особенности структуры микенского общества и его политические це
Тема 2.1. Мифологическое начало в культуре античной Эллады.
Этапыразвития греческой мифологии.
Архаический период: переплетение догреческой и греческой мифологии. Микенское происхождение греческих мифов. Представления греков о первосилах (пе
Тема 2.2. Культура Древней Греции гомеровского периода
Эколого-географические условия формирования и развития древнегреческой цивилизации.
XI-VIII вв. – «Темные века» греческой истории. Отражение «Темных веков» в «Илиаде» и «Одиссее». Троянска
Тема 2.3. Культура Древней Греции периода архаики
Успехи в социально-экономическом развитии Древней Греции VIII-VII вв. до н.э. Борьба родовой аристократии и демоса. Полисное устройство общественной жизни Эллады.
Активные
Тема 2.6. Культура эпохи эллинизма
Образование империи Александра Македонского и причины ее распада. Взаимодействие древневосточной и эллинской культур. Монархия – новый в европейской истории тип государственного правления. Самообож
Тема 3. Древнегреческая мифология
1. Основные этапы развития древнегреческой мифологии, первоисточники и особенности анализа.
2. Особенности архаического древнегреческого мифа.
3. Браки Зевса как образ прекрасноус
Эгейское искусство
1. Идол. Из Аморгоса. 2500-1100 г. до н. э. Мрамор, высота 0, 76 м. Музей Эшмола, Оксфорд.
2. Вазы стиля Камарес. Из Феста. Глина. 1800 г. до н. э. Гераклион, музей.
Искусство Греции
1. Амфора геометрического стиля. Из Дипилона. Глина. Высота 0,60 м. 9 в. до н. э. Афины, Музей керамики.
2. Надгробный кратер геометрического стиля. Из Дипилона. Высота 1,2
Соответствие между определениями и понятиями
Принцип подражания природе в древнегреческом искусстве
Мимезис
Единство эстетических и этических достоинств репрезентации человека на основе сове
Тематика рефератов
1. Аполлонически-дионисийская традиция в античной культуре.
2. Агонистическое начало древнегреческой культуры и его значение в социокультурной реальности античности.
3. Культурные
Вопросы к экзамену
1. Ведущие принципы античной культуры.
2. История изучения античной культуры.
3. Историография античной культуры.
4. Культура минойской эпохи.
5. Культура микенс
IV. Инновационные методы обучения
· Работа с ресурсами Internet, посвященными вопросами истории первобытного общества и культуры древних цивилизаций
· Публичная защита рефератов, организованная в форме учебно-практической
V. Материальное обеспечение дисциплины
· Слайдфильмы по истории культуры Эгейского мира и Древней Греции.
· Видеофильмы из серии «Лувр» («Греческое Средиземноморье»), видеоматериалы «Культура Эгейского мира», «Д
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов