Формирование особенностей японской эстетики

Якутский Государственный Университет имени М.К. Аммосова Факультет Якутской Филологии и Культуры Кафедра Культурологии СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ МАКСА ВЕБЕРА курсовая работа Выполнила студентка III курса НК-96 Павлова Алена Аркадьевна Проверила к.п.н доцент кафедры культурологии Абрамова Мария Алексеевна Якутск, 1998 г. Оглавление Введение. 3 I Личность Макса Вебера 7 Глава II Концепция культуры Макса Вебера 1. Работы Макса Вебера. 2. Особенности работ Макса Вебера 3. Значение концепции Макса Вебера в развитии культуры 15 Заключение. 19 Использованная литература 21 Приложения 22 Введение Тема моей курсовой работы Социология культуры Макса Вебера.

Мне понравилась, как Макс Вебер в то время так точно разрабатывал концепции, которые используют в настоящее время. Макс Вебер один из крупнейших социологов своего времени, обычно характеризуемый как основоположник понимающей социологии и теории социального действия.

Именно на него опирается в ряде существенных отношений общая социология, включая анализ хозяйственных, религиозных, политических и бюрократических реалий. Объектом исследования моей курсовой работы является социология культуры. Во первых, нужно говорить о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры.

Каждое из составляющих это знание целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов творческая деятельность и способ технология человеческой деятельности создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей ступени формирования этих ценностей количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п Во-вторых, это одно из ведущих направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером.

Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический или ценностный.

С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального. При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук. Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т.Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др. Драч Г.В Культурология, учебное пособие изд-во Феникс, Ростов на Дону, 1997 г С. 25-26. В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определнных структур деятельности и общения.

В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Там же, С. 45-52. Предметом исследования является социология культуры Макса Вебера. Важной задачей социально-гуманитарного знания называл решение проблемы о том, есть ли в мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявить основные особенности данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей решающее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчности культурно-значимой индивидуальной действительности или ее фрагментов, тесная связь с субъективными предпосылками, преобладание качественного аспекта исследования, особая роль понимания как специфического способа постижения социальных явлений, нацеленного на смысл.

Создав понимающую социологию, Вебер, однако, не отрицал роли объяснения посредством причины, закона и др. рациональных средств в познании социокультурных явлений. Современная философия словарь и хрестоматия, изд-во Феникс, Ростов на Дону, 1996 г С. 180. Цель моей работы Расширенные особенности социологии культуры Макса Вебера.

Задача выявление значения социологии культуры Макса Вебера. Глава

I Личность Макса Вебера

сдача первых университетских экзаменов по юриспруденции. Вебер принимает у ушедшего в отставку Книса кафедру в университете Гей... Публикация первой части Протестанская этика и дух капитализма и очерка... покидает руководящий комитет немецкой ассоциации социологов из-за расх... апрель. Поездка в Вену для чтения лекций на летних курсах университета...

Глава II Концепция культуры Макса Вебера

. По Веберу, всякая культура представляется выходом человека из органиче... Человек оказался между небом и землей, то есть между землей эмпирическ... Умер идеал, высший связующий смысл, но осталась потребность смыслообра... Вебер считает, что в расколдовывании состоит смысл современного социок...

Значение концепции Макса Вебера в развитии культуры

1. эмпирически реального мира и должного, т.е. отвечающего ценностно-нормативному порядку. Осозновая противоречие меж... Рационализация имеет частный характер, это означает, что сам процесс о... 3.

Заключение

Заключение Таким образом, важной задачей социального гуманитарного знания называл решение проблемы о том, есть ли в мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире. Стремился выявить основные особенности данного вида знания и его методов. Среди этих особенностей решаюшее значение ценностных компонентов, акцент на выявлении историчности культурно-значимой индивидуальной действительности или его фрагментов, тесная связь с субъективными предпосылками, преобладания качественного аспекта исследования, особая роль понимания как специфического способа в постижении социальных явлений нацеленного на смысл.

Вебер убежден, что рационализация, социального действия это тенденция самого исторического процесса. Европейская история последних столетий и вовлечение других цивилизаций на путь индустриализации свидетельствует, по мнению Вебера, о том, что рационализация есть всемирно исторический процесс.

Задача исследователя сделать понятным культурное значение определенного исторического факта, дать причинное объяснение его исторического возникновения.

Вебер разработал теорию идеальных типов.

Опираясь на идеи и методологические принципы Капитала Маркса, который называл образцом идеально-типической конструкции. Развивал идеи Риккерта о необходимости четкого различия субъективно-практического отнесения к ценностям, сформулировал постулат свободы от оценки в качестве важнейшего методологического принципа познания социальных явлений.

Именно таким образом в веберской методологии воссоздавались религиозные системы протестантизма, индуизма, буддизма, конфуцианства, иудаизма, которые в ряде тотношений несомненно отличались от своих источников. Таким же образом Макс Вебер формулировал различные типы пророчества этического и личного примера, религиозных организаций, ценностных ориентаций. М. Вебер совершил плодотворный отход от ортодоксального позитивизма и ввел принцип понимания человеческого действия, которая дается только если исследователь раскрывает значение смыслов, побуждающих человека действовать так, а не иначе.

Эти смыслы имеют не индивидуальные или общеантропологическое значение, а складываются в конструкции, названные Вебером идеальные типы. Именно благодаря этой конструкции в поле зрения социологии культуры вошла проблематика типологии обществ, религий и культур, а следовательно, их эволюции в ходе всемирной истории.

Такого рода дискуссии, предметом которых были личность, философия, культура, политические взгляды Вебера, показывают, с моей точки зрения, многочисленные стороны его творчества, дающее право сказать, что Макс Вебер наш современник. Он является им прежде всего потому, что его творчество, как и всех великих мыслителей, настолько богато и двусмысленно, что каждое новое поколение прочитывает его, изучает и истолковывает по разному. Его труд, возможно уже превзойден, но остается всегда актуальным.

Идет ли речь о понимающей социологии, об идеалном типе, о различении между ценностным суждением и отнесением к ценностям, о субъективном смысле поведения как самостоятельном объекте научного интереса социолога, противопоставлении понимая своего поведения субъектами и социологом поэтому поводу можно задавать много вопросов или высказывать возражения. Веберовскую науку можно определить, таким образом, как усилие, направленное на то, что бы понять и истолковать те ценности, которые люди считали своими, и творения, ими созданные.

Использованная литература

2. 5. Культурология XX век. 7. Современная философия словарь и хрестоматия, изд-во Феникс, Ростов на ...

Приложения

Приложения.