рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная иерархия

Социальная иерархия - раздел Культура, Языческие праздники Древней Руси Социальная Иерархия. Славянское Общество Тех Времен Не Разделялось На Видимые...

Социальная иерархия. Славянское общество тех времен не разделялось на видимые разряды.

Авторитет того или иного человека определялся его личной правдой, правдой его рода, занимаемым им положением. Тем не менее, княжение уже передавалось по наследству однако вместо ни к чему не пригодного наследника умершего князя город вполне мог поставить над собой уважаемого колодезника. Воины отчасти по причинам, упоминавшимся ранее представляли собой единственный четко определенный разряд.

Землей владели свободные общинники. Занимались сельским хозяйством, в годы войны воевали как ополченцы. Кормили воинов, князей и волхвов. Ремесленники и прочие не имевшие земли люди платили деньгами или, что значительно чаще бывало, работой. Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний.

Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела например, сватовства или войны спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего. Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия.

Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения в том числе человеческие. Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить особенно магические болезни типа сглаза. Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят - добро или худо. Изгнанники - люди по тем или иным причинам изгнанные из племенирода.

Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают - это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва. Рабства как такового славяне не знали. Пленникпленница становились холопьями на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны либо остаться на положении свободных.

Кроме того, можно было выкупиться за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по договоренности с пленившим. 3. ОСОБЫЕ ОБРЯДЫ. 3.1 Инициация. Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода. По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора.

После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому. В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни.

После этого девушка вскакивала в поневу род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости. Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак. 3.2 Свадьба. До сих пор сохранившееся выражение венчаться вокруг березы довольно точно передает смысл венчального обряда русичей.

Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода не я выдаю, силой ведут. С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты.

На пиру молодоженам запрещалось пить считалось, от любви пьяны будут. Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами пожелание богатства и многочадия. 3.3 Похороны. Погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде.

Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом. Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства. 4. ПРАЗДНИКИ. В году пять основных праздников - Корочун начало года, зимний солнцеворот 24 декабря, Комоедицы, или Масленица весеннее равноденствие 24 марта, Купала летний солнцеворот 24 июня, Перунов день 21июля и Кузьминки праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября.

Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось событием, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга. Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных игрищ межю селы почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, красных горках, которые очень часто при археологических обследованиях дают интересный материал о древних языческих культах. Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положение на холме князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, приде на холъмы, где стояще Перун. Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы над Днепром.

После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах заняли христианские церкви Красные горки, красные холмы, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе которая и называлась красной горкой были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны.

Для соборов или событий большего масштаба, чем жители одного поселка, для населения верфи или тем более племени требовались более отметные горы, которые из году в год служили местом больших языческих богослужений. Интересна долговечность таких религиозных центров возникнув примерно в 1 тысячелетии до н. э. а может быть, и в бронзовом веке, они донесли свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в.н.э а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри.

Медвежьи праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю индоевропейскую форму комоедицы известны и у славян. В Белоруссии комоедицы проводились 24 марта, накануне православного благовещения. Хозяйки пекли специальные комы из гороховой муки устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медведя.

Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней хотя бы в виде блинов, но сроки ее изменчивы. Первоначальный же срок непотревоженной масленицы весеннее равноденствие. Непременной маской на масленичном карнавале является медведь, человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп. 1. Семенова М. Мы - славяне. 1997, С Петербург, Азбука - Терра.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Языческие праздники Древней Руси

Она распадается на пласты различной степени древности, которые причудливо переплетаются между собой. Древнейший пласт - культ Рожаниц, Матери и… Род не является верховным божеством. Верховное божество правит миром, а Род… Верховное божество так и звалось - Триглав, и олицетворяло древнейшую триаду Сотворение - Жизнь - Разрушение. Каждое…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная иерархия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Род и человек
Род и человек. У нас семья - это отец, мать, один-два ребнка. Самое большее, есть ещ дедушка с бабушкой и дядя с ттей, да и те живут, как правило, где-нибудь в другом месте. Если же в семье

Особые люди
Особые люди. Упомянув о Посвящении, сразу заметим, что в древнейшие времена воинские союзы вообще носили тайный и насквозь мистический характер. Мы теперь отдаленно можем представить нечто подобное

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги