Русская культурологическая мысль в XX в.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БИРОБИДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра социально-гуманитарных наук РЕФЕРАТ Тема Русская культурологическая мысль в XX в. Выполнил студент 3 курса ф. МиИ Петрук В.А. Проверила Кутенких Е.А. Биробиджан 2000 Оглавление 1. Введение 3 2. Тема свободы - основная в творчестве Н.А. Бердяева 3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева 4. Свободный человеческий дух как творец культуры 5. Свободный дух и символические формы культуры внутреннее противоречие культурного творчества 6 6. Н.А. Бердяев о культуре 7. Тема свободы у Г.П. Федотова 9 8. Заключение 9. Литература 11 Введение Первая мировая война и революция в России сразу же нашли глубокое отражение в культурологической мысли.

Наиболее ярким и вместе с тем оптимистическим осмыслением наступившей новой эпохи исторического развития культуры стали идем так называемых евразийцев.

Крупнейшими фигурами среди них были философ и богослов Г.В. Флоровский, историк Г.Д. Вернадский, лингвист и культуролог Н.С. Трубецкой географ и политолог П.Н. Савицкий, публицист П.П. Сувчинский, в середине 20-х гг юрист и философ Л.Л. Карсавин. Революция всех застала врасплох, и тех, кто ее ждал и готовил, и тех. кто ее боялся утверждал Флоровский. Но евразийцы имели смелость сказать -справедливо отмечает В. Кожинов - изгнанным из России соотечественникам, что революция - не абсурд, не конец русской истории, но ее полная трагедийности новая страница.

Нетрудно понять, что ответом на такие слова были обвинения в пособничестве большевикам и даже в сотрудничестве с ОГПУ. Однако мы имеем дело с идейным движением, находившимся в связи со славянофильством, почвенничеством и особенно с пушкинской традицией в русской общественной мысли, представленной именами Гоголя, Тютчева, Достоевского, Толстого, Леонтьева, Розанова, с идейным движением, готовившим новый, обновленный взгляд на Россию, ее историю и культуру.

Переосмысливалась, прежде всего, выработанная в философии истории формула Восток - Запад - Россия. Исходя из того, что Евразия представляет собою ту наделенную естественными границами географическую область, которую в стихийном историческом процессе суждено было, в конечном счете, освоить русскому народу - наследнику скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар, камских болгар и монголов, Г.В. Вернадский заключил История распространения русского государства есть в значительной степени история приспособления русского народа к своему месторазвитию - Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа.

П.Н. Савицкий вкладывал в понятия Европа, Азия и Евразия культурно-историческое содержание. И хотя он фиксировал культурное влияние на Россию Юга Византия, Востока культуры степных кочевников Азии и Запада западноевропейская культура, основная его идея заключалась в отрицании существования универсального прогресса культуры, в утверждении мысли о том, что русская культура не лучше и не хуже, не выше и не ниже других культур, что она как и они просто другая, обладающая собственным своеобразием. Отошедший от евразийского движения Г.В. Флоровский утверждал Судьба евразийства - история духовной неудачи Вместо пути проложен тупик.

Он никуда не ведет. Нужно вернуться к исходной точке. Воля и вкус к совершившейся революции, любовь и вера в стихию, в органические законы естественного роста, представление об истории как мощном силовом процессе закрывают перед евразийцами тот факт, что история есть творчество и подвиг, и принимать случившееся и свершившееся нужно лишь как знамение и суд Божий, как грозный призыв к человеческой свободе.

Тема свободы - основная в творчестве Н.А. Бердяева

Всю мою жизнь я был бунтарем записал Бердяев в своей Автобиографии. И ... Присутствует в его культурологических построениях и мощный гегелевский... От Чичерина Бердяев заимствовал идею органических и критических эпох в... В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-историчес... А.

Свободный человеческий дух как творец культуры

е. и имманентен т. посюсторонен, укоренен в этом икре Авт Дух не тождественен сознанию, н... Свободе принадлежит примат над бытием, которое есть уже остывшая свобо... Поэтому дух есть творчество, дух творит новое бытие.

Свободный дух и символические формы культуры внутреннее противоречие культурного творчества

В этом и состоит бессмертие мысли Н. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Федотова Россия и свобода, созданной одновременно с Русской идеей Берд... Время монгольского ига - время искусственной изоляции российской культ... заметно явное сближение России с Западом.

Заключение

Заключение К середине XIX в в канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутренних этапов в историко-культурном процессе XVIII- первая половина XIX вв Основным его содержанием было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявились ее характерные черты и особенности гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес к маленькому человеку.

В рассматриваемый период произошло становление современного литературного языка, определилась более тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политической мыслью. Одной из особенностей русской национальной культуры была ее открытость, способность к усвоению элементов культуры других народов, но при этом сохранились национальная самобытность и цельность. Этому несомненно способствовало длительное, многовековое хозяйственное и культурное общение русского народа с другими народами, входившими в состав Российской империи.

В рассматриваемый период культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем профессиональной культуры. Высоко оценивая интеллектуальный уровень дворянской культуры 30-50-х годов, Н.А.Бердяев связывал с именами Чаадаева, братьев И. и П. Киреевских, Хомякова, Грановского, Герцена, Пушкина, Лермонтова, Гоголя развитие русской философии, гуманитарных, исторических знаний, искусства и литературы.

Вместе с тем к концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни России все более отчетливо проявилось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладения культурными ценностями. В обществе были весьма ограничены средства широкого распространения просвещения, народного образования. В первой половине XIX в. общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была лишь в столицах.

Провинция, по мнению одного из современных исследователей, еще находилась в состоянии глубокой умственной спячки.

Литература

Литература 1. Мамонтов С.П. Основы культурологии. 2. Бердяев Н. А. Философия свободного духа.