рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары

Работа сделанна в 1999 году

Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары - Дипломная Работа, раздел Культура, - 1999 год - История создания краеведческого музея Глава I. Общественно-Культурная Жизнь Самары. В Xix В. В Самаре, Ставшей Хлеб...

Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары. В XIX в. в Самаре, ставшей хлебной столицей России, бурно развивалась промышленность и свободное предпринимательство. К середине XIX в Самара представляла из себя типичный провинциальный купеческий город. Однако культурные особенности и традиции регионов обширной Российской империи были различны, и свои особенности и самобытные традиции имела и Самара.

Об этих особенностях самарского общества и культуры писал П.В. Алабин в историко-статистических сочинениях 25-летие Самары как губернского города и Трёхвековая годовщина города Самары. В самарском обществе складывалось что-то свежее, молодое, особенно в чиновном люде, съежавшихся сюда со всей России и составлявшем главный контингент местной интелегенции. Развитию этих своих новых сил значительно должен был способствовать колонизаторский характер нашего степного края, в котором не могли иметь место те придания, которые, преобладали в старинных губерниях. а также местной торговли и промышленности, для занятия которыми сюда наезжали ежегодно на временное житьё предприимчивые оборотливые люди из различных центров.

Всё это вместе взятое должно было выработать здесь скорее, чем в каком-либо другом русском городе, живой самобытный тип местного общества .11 Алабин П.В. 25-летие Самары как губернского города С, 1877г. с.688-689 Все эти особенности самарского общества имели влияние и на состояние культуры в Самаре.

В литературе, посвящённой развитию культуры в Самаре в XIX в. Прослеживается две тенденции. Первая состоит в стремлении выявить архаичные состояния культуры, подчеркнуть её самобытность. Вторая заключается в доказательстве высокого культурного уровня Самары конца прошлого века и реабилитации её на фоне столичных достижений .22 Беляева Е.Ю. Самарская бытокультура II половина XIX - начало XX в Автореф. С, 1996 г с.3. В советский период нашей истории преобладающей точкой зрения на общественно-культурную жизнь Самары во II половине XIX века была точка зрения, выраженная М. Горьким, о том, что жизнь в Самаре - сонная и убогая.

И всё-таки осмелимся утверждать, что общественная жизнь Самары была не такой уж странной и беспросветной, какой её пытается описать в своих фельетонах молодой самарский сатирик Иегудиил Хламида 33 Едидович Л, М. Горький и самарская культура Самарские губернские ведомости, 1998 г апрель - будущий писатель М. Горький.

В действительности даже в его фельетонах, где собраны были все мерзости и пакости самарской жизни, нет-нет да и проблескивал светлый лучик культуры .44 Едидович Л, М. Горький и самарская культура Самарские губернские ведомости, 1998 г апрель Если оценивать беспристрастно, то можно увидеть, что культурная жизнь Самары не была такой уж убогой и однообразной. Такая точка зрения могла быть верна только отчасти и только для уездной Самары.

С обретением в 1851 году статуса губернского города Самара превращается в столицу обширного края. Вообще середину XIX в. можно считать переломными годами в общественно-культурной жизни Самары. Во-первых, с утверждением губернского статуса в городе начинает развиваться система официальных культурных мероприятий и учреждений, наличие которых считалось непременным атрибутом губернской столицы. Во-вторых, большое значение имели и реформы 60х - 80х годов XIX в. которые помимо роста промышленности и торговли вызвали и оживление общественно-культурной жизни Самары.

Символом этих перемен можно считать изменение архитектурного облика Самары, в связи со страшными пожарами 1851 и 1854 годов, которые практически полностью уничтожили деревянную застройку XVIII, начала XIX веков. После этих пожаров Самара строилась как город каменных особняков, на центральных улицах строить деревянные дома запрещалось. В результате построек 50х годов XIX века Самара помолодела на 2,5 десятилетия.

Первоначально здания строили в строгом классическом стиле. Однако в дальнейшем в Самаре, как и столице, стали отдавать предпочтение архитектуре эклектики - смешиванию различных стилей. В архитектурном и техническом оснащении зданий фантазия самарских строителей ограничений не знала. По определению архитектора П.А. Щербачёва в Самаре были распространены русский классицизм, готика, ампир, стиль Генриха IV, итальянский ренесанс, модерн и другие. Благодаря этому архитектурный облик Самары к концу XIX века отличался богатством и разнообразием, что придавало городу особый лоск и не безгрешную веселость, сходную с Парижем .55 Бажанов Е.А. Вольный город пионеров Дикого поля С, 1995 г с. 102 Что касается непосредственно общественно культурной ситуации во II половине XIX века, то следует отметить, что в немалой степени колорит городской культуры определялся национальным и социальным составом города как губернии.

По переписи 1900 года в Самарской губернии великоросы и малоросы составляли 67,7 , мордва - 9,8 , татары - 8,8 , немцы - 8 . В Самаре официально значилось 91 672 жителей По сословиям следующий расклад дворян - 3 008 человек, мещан - 45 548 человек, крестьян - 31 192 человека, военных - 7 226 человек, иностранных подданных - 245 человек .66 Бажанов Е.А. Вольный город пионеров Дикого поля С, 1995 г с.102. Среди горожан значительное число составляли дворяне, промышленники, духовенство, военные - чьё положение всегда предполагало высокий образовательный уровень.

Именно дворянство являлось средоточием самарской культуры. Верхушку общества составляли образованные чиновники и дипломированная интеллигенция.

Многочисленное и богатое купечество стояло на социальной лестнице ступенькой ниже и существовало достаточно обособленно. Особое положение занимала творческая интеллигенция, которая в обычной жизни вращалась в мещанской среде, а по праздникам принималась в лучших домах города .77 Беляева Е.Ю. Указ. Соч. с.12. Как уже говорилось, приобретение в 1851 году статуса губернского города вызвало оживление в культурной жизни Самары.

В 1851 году была основана губернская типография. В 1952 году был налажен выпуск первой местной газеты Самарские губернские ведомости. К началу XX века в Самаре насчитывалось 11 государственных и частных типографий и более 10 газет и журналов. Особо следует сказать о состоянии образования в Самаре, так как именно во II половине XIX века было создано большинство учебных заведений.

К началу XX века их насчитывалось около 50.88 Бажанов Е.А. Указ. Соч. с.121. В Самаре к началу XX века насчитывалось 2 мужские и 4 женские гимназии, 12 училищ, 19 церковно-приходских школ. В течении II половины XIX века постоянно открывались земские школы, и к началу XX века при каждой церкви в Самаре их было около четырёхсот была открыта школа. В 1872 году была открыта первая в России земская школа сельских учительниц. В 1879 году было открыто железнодорожное училище.

В эти годы была открыта земская фельдшерская школа. Кроме того, общество приказчиков и Жигулевский пивоваренный завод, и даже городская тюрьма имели свои школы. Обучение проходило также в восьми детских приютах. Помимо этого существовали классы рисования художника В.М. Михайлова и музыкальная школа С.А. Тамберса, а также несколько учебных заведений, которые готовили коммерсантов например, торговая школа Н.К. Миронова. В эти же коды было создано Общество поощрения образования. Все учебные заведения в Самаре отличались высоким уровнем преподавательского состава.

Однако больше всего знаний горожане получали с помощью самообразования, через библиотеки и книжные магазины. В 50е годы XIX века были созданы библиотека Самарской гимназии и духовной семинарии, а 1 января 1960 года была открыта городская общественная публичная библиотека. Лучшей общественной библиотекой в Самаре считалась Александровская публичная библиотека, которая финансировалась Самарской Городской Думой .99 Завальский А.Н. Библиотеки Самарской области Самарская область, Самара, 1996 Кроме того, при всех земских школах были открыты небольшие библиотеки.

Существовали также и частные библиотеки. В 1866 году была открыта Частная библиотека книготорговца П.Х Грау, через 9 лет открыта библиотека при книжной лавке А.Н. Сперанского. Цены за чтение в частных библиотеках были не великими и вполне доступны для представителей разных социальных слоёв. Достойное место в культурной жизни Самары занимала книготорговля.

В Самаре той поры по меньшей мере было шесть крупных книжных магазинов. Причём в магазинах Громова, Федорова и Ушакова книги были на любой вкус и в достаточном количестве, только магазин Ильина специализировался на детской литературе. Процветание книготорговли характеризовало Самару как читающий город. Во 2й половине XIX века Самара зарекомендовала себя как город театральный. Театр затеяли устроить в Самаре в год преобразования её в губернский город .110 Алабин П.В. Указ. соч с.6960 8 ноября 1851 года в доме купца Лебедева состоялось первое театральное представление, устроенное труппой приехавшей из Казани актёров под управлением Стрелкова.

В 1855 году для театра было построено деревянное здание на 550 мест. В 1862 году его усовершенствовали, обложив здание кирпичём и сделав внутри ремонт. Самарское общество очень любит театр. Сколько-нибудь порядочная труппа на всех своих представлениях имеет обыкновение полон театр зрителей. Но по большей части состав труппы Самарского театра бывает очень неудовлетворителен, и любители театра отводят душу или на представлениях заезжих артистов, нередко посещающих Самару, или в любительских спектаклях. 111 Там же с.6981 В устройстве спектаклей и руководстве театром активное участие принимала С.А. Аксакова, жена губернатора.

До революции театр, построенный на средства города, сдавался Самарской Городской Думой бесплатно, с обязанностью антрененёра отапливать, освещать здание и иметь на свой счёт оркестр.

В богатой Самаре конкуренция театров создавала особую атмосферу, и зрителю было из чего выбирать. Любили самарцы и свои хоры. К началу XX века в Самаре по меньшей мере насчитывалось четыре постоянных высокопрофессиональных хора Соборный в кафедральном соборе, Покровский и Ильинский хоры и хор домашней церкви реального училища. Существовали они при финансовой поддержке коммерсантов. Певческое искусство в Самаре вообще ценили во всех формах. Певческие концерты проходили при аншлагах.

И не случайно здесь побывали все знаменитости того времени Собинов, Шаляпин, Вяльцева, Плявицкая и другие. Культурная жизнь города вовсе не ограничивалась развлечениями. Для общения родовитых и образованных горожан существовало несколько привелегированных клубов. Один из старейших клубов Самары - Благородное собрание, в котором без различия сословий и званий состояли сотни чинов, хотя членские взносы были достаточно велики. В 1864 году клуб был переименован в лучший тогда в Самаре дом, принадлежащий Е.И. Аннаеву.

В1869 году был создан второй клуб - Сельскохозяйственное собрание в 1875 - Военное собрание. В 1873 году было создано Общество поощрения образования, поддерживающее учащихся и студентов благотворительными вечерами и концертами. В 1882 году было образованно Самарское общество любителей музыкального и драматического искусства. Определённые тенденции в нашем крае имела живопись. Прежде всего славились самобытные иконописные школы, а также классы светской живописи Ф.Е.Бурова.

Появление местной живописной школы связано также с именем этого художника. После возвращения в 1891 году выпускник Петербургской академии художеств Ф.Е. Буров организовал кружок любителей живописи. В последствии активный участник этого кружка К.П. Головкин попытался организовать в Самаре художественный музей. Но итогом его усилий стало создание богатой художественной коллекции в Самарском Публичном Музее. Большую роль в развитии культуры в Самарском крае играли органы управления, особенно земство, которое принимало решения, затрагивающие интересы всех жителей губернии.

Земством были приняты самые энергичные меры к развитию народного образования, устройству множества сельских школ для детей обоего пола, школы сельских учительниц, школ фельдшерской и повивальной . .112 Алабин П.В. трёхвековая годовщина города Самары С, 1887г. с.137-1382 Земство выделяло стипендии для учащихся и студентов, открыло типографию и статистическое бюро, библиотеки, сельские почты, занималось устройством дорог, возвело губернскую больницу и психиатрическую лечебницу, а также большое число больниц и приемных пунктов в сельской местности и т.д. Всё это, безусловно, закладывало серьёзный материальный фундамент для развития культуры в самом широком смысле этого слова.

Провинциальная культура и жизнь были динамичны, многообразны и одухотворены многими яркими личностями. Первыми среди них можно назвать П.В. Алабина, разностороннего, талантливого человека, которое в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, музейным работником, организатором и учредителем школ. Одним словом - просветитель, человек который внёс с неоценимый вклад в развитие самарской культуры.

Хотя Самара 60х годов и осваивала недавно приобретенную роль губернского центра, однако пульс культурной жизни здесь едва прощупывался. Город словно ждал приезда такого подвижника, как Алабин, который смог своими идеями и конкретными инициативами пробудить находящиеся в полудрёме городское общество, придать общественно-политической жизни города новое звучание .113 Кабытов П.С. Легендарный самарец П.В. Алабин С,1990 г с.103 Большой вклад в развитие самарской культуры внёс также К.П. Головкин, который имея в Самаре весьма доходное дело, но более тяготел к искусству, которому и посвящал большую часть своего времени .114 Бажанов Е.А. Указ. соч. с.1274 Большую роль сыграли также и многие самарские коммерсанты, занимавшиеся благотворительностью.

Очень часто многие учебные заведения в Самаре поддерживались частными лицами и фирмами.

Из состоятельных меценатов наибольшую известность покровителей образования получило семейство хлебопромышленников Субботиных. Церкви и больницы строились на деньги купцов-меценатов. Как покровители искусства в Самаре прославились П.И и В.Л Шихобиловы, которые приобрели немало картин известных русских художников для самарского музея. Во II половине XIX века культурная жизнь русской провинции имела в своей основе просветительскую идею .115 Беляева Е.Ю. Художественный музей Самарская область, Самара 1996 г с.4335

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История создания краеведческого музея

Не обделен вниманием и Самарский край. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита. Интерес вызывают также и отдельные аспекты этой проблемы. В частности, до сих… Ярким примером этого является одно из любимых детищ Алабина П.В самарский краеведческий музей.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Люди Музея
Люди Музея. и Музей в годы гражданской войны. Источники Основными источниками для написания работы явились, главным образом, неопубликованные материалы, извлечённые из архива краеведческого музея и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги