рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историческая панорама

Историческая панорама - Дипломная Работа, раздел Культура, Прикладное искусство "Батик" Историческая Панорама. Доклассический Период 1500 Году До Н.э 250Г. Н....

Историческая панорама.

Доклассический период 1500 году до Н.Э 250г. Н.Э. Люди приобрели некоторые сельскохозяйственные навыки, научились повышать урожайность полей, по всей области майя возникают густонаселённые посёлки сельского типа. Около 1000 года до Н.Э. сельские жители Куэльо на территории Белиза изготовляли глиняную посуду и хоронили умерших, соблюдая положенный церемониал в могилу клали кусочки зелёного камня и другие ценные предметы.

В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. С 300года до Н.Э. по 250 года Н.Э. возникают такие крупные центры, как Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Используются ритуальный, солнечный и лунный календари, развевается иероглифическая письменность, возводятся храмы, украшенные скульптурными изображениями богов, а затем и правителей майя. В гробницах правители майя этого периода находят богатые приношения.

Ранний классический период. 250-600года Н.Э. к 250 году Н.Э. Тикаль и соседний с ним город Вашактун становятся главными городами в центральной низменной зоне на территории майя. Общество разделилось на правящую элиту и подчиненный ей трудящийся класс земледельцев, ремесленников, торговцев. Начиная, с III века правители, облечённые высшей властью, воздвигают храмы-пирамиды и стелы с изображениями и надписями, призванными увековечить их правление обряд посвящения состоит из ритуала кровопускания и человеческих жертвоприношений.

Самая ранняя из известных стел датированная 292 годом найдена в Тикале, она поставлена в честь одного из наследников правителя Янг-Мок-Шока, основавшего в начале века династию, которой суждено было править городом 600 лет. В 378году, при девятом правителе из этой династии - Лапе Великого Ягуара, Тикаль покорил Вашактун. К тому времени Тикаль находился под влиянием племени воинов и торговцев из мексиканского центра Теотиукана, переняв у иноземцев некоторые методы ведения войны.

Развитие ремёсел и успехи архитектуры говорят о том, что искусство в этот период находилось на подъёме. В VI веке Тикали наступает непонятная полоса затишья в период с 534 по 593 год памятников почти не ставили. Поздний классический период . 600-900 годы Н.Э. Классическая культура майя, для которой характерно бурное строительство дворцов и храмов, в VII-VIII веках вышла на новый уровень развития.

Тикаль возвращает себе былую славу, но появляются и другие, не менее влиятельные центры. На западе области майя процветает Паленке, которым правит Пакаль, пришедший к власти в 615 г. и похороненный с наивысшими почестями в 683 году. В VII веке во время 67- летнего правления Дыма- Ягуара, снискал себе славу и юга- восточный город Конан. Хотя правители таких городов приходились друг другу родственниками вследствие меж династических браков, да и в культуре, искусстве и религии этих городов было много общего, они оставались соперниками.

Воины между городами были обычным явлением. Продолжает развиваться искусство, ремесленники снабжали знать различными изысканными поделками. Продолжается строительство церемониальных зданий и многочисленных стел, превозносящих личные заслуги правителей. Однако, начиная с VIII века, и особенно в IX века, города центральных низменностей приходят в упадок. В 822 году политический кризис потряс Конан последняя датированная надпись в Тикале относится к 869 году. Постклассический период. 900 - 1500 годы Н.Э. истощение природных ресурсов, упадок сельского хозяйства, перенаселенность городов, эпидемии, вторжение извне, социальные и непрекращающиеся войны - все это могло послужить причиной заката цивилизации майя в южных равнинных областях.

К 900 г. строительство на этой территории прекращается, некогда многолюдные города, покинутые жителями, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части полуострова Юкатан.

Такие прекрасные города, как Ушмаль, Кабах, Сайиль иЛабна в холмистой местности Пуук, существует вплоть до 1000 г. примерно в это же время для города Чичен-Ица наступает пара процветания, продолжающаяся 200 лет. Новые скульптурные мотивы, как колонна из дворца ягуаров, и некоторые другие архитектурные детали отражают возросшие влияния мексиканских культур, преимущественно тольтекской, развивавшееся в Центральной Мексике прежде ацтекской.

После внезапного и загадочного падения Чичен - Ицы главным городом на Юкатане становится обнесенный стеной Майяпан. После 250-летнего успешного правления династии Кокомов, в 1441 году Майапан был разрушен во время восстания, поднятого вождями с соседних городов. После этого цивилизация майя в прежнем виде перестает существовать, вырождается в кучку племен, занятых только войной, и готовится принять последний сокрушительный удар - вторжение испанских конквистадоров, начавшееся в XVI веке. 4.1.2. Боги, символы и мифы. Религиозные представления пронизывали все стороны жизни древнемайяского общества.

Как и во всех раннеклассовых обществах, религия у древних майя была преобладающей формой идеологии, посредством которой находили свое выражение другие ее виды, в частности искусство и наука. Среди основных источников для изучения религии майя можно назвать многочисленные иероглифические тексты, изображения мифологических персонажей и религиозных обрядов в монументальной скульптуре и памятниках живописи, наконец, тексты мифологического и культового содержания, сохранившиеся в записи латиницей.

Простые охотничьи и земледельческие культы животных, земли, влаги, солнца, кукурузы и духов - покровителей животного и растительного плодородия составили основной и наиболее архаический слой верований, на который напластовались создайные позже религиозные представления. Социальное расслоение вызвало к жизни существование особой общественной группы- жречества, полностью оторвавшейся от материального производства и занимавшейся исключительно религиозными делами.

Тщательное ведение календаря, детальное изучение астрономических и метеорологических явлений позволило жречеству держать под строгим контролем всю деятельность рядовых земледельцев. Разработка жрецами мифологических и хронолого-исторических систем и распространение их среди трудящегося населения укрепляли политические и идеологические позиции высшего класса общества. Основной идеей таких систем было утверждение необходимости неукоснительно поддерживать существующий порядок в мироздании и обществе.

Отклонение от него, несоблюдение обрядов должно было привести к мировой катастрофе. Развитие представлений о загробной жизни, с одной стороны, и обожествление в классический период особы правителя, в котором видели представителя неба - с другой, привело к созданию особых форм заупокойного культа, близких по содержанию к некоторым обрядам древнего Египта. Центрами культа были многочисленные храмы и различные святилища - от величественных пирамид до скромных рыбачьих молелен на берегах моря. В дошедших до нас мифологических сказаниях народов Месоамерики отражено несколько мифологиче-ских систем, возникших в разное время и па разных территориях.

Первая и вторая засвидетельствованы у них лишь во фрагментарных формах женские статуэтки в древнейших слоях показывают существование культа богини с косами то же самое можно сказать и о толстом боге, представления о котором доживают до классического периода.

Вторая система довольно полно сохранилась у горных майя, в частности в наиболее древней части Пополь-Вух сказания о Хун-Ахпу и Шбаланке. Из этой же системы идет и культовый образ ягуара, занимающий такое значительное место в религиозной идеологии позднейшего времени. Этот рассказ о том, как все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании, все бездвижное и тихое, и пространство неба было пусто. Так начинается Пополь-Вух - история сотворения мира, записанная древними майя. Пополь-Вух традиционно делится на четыре части две первые и значительная часть третьей занимает рассказ о создании мира и о подвигах двух божественных близнецов.

Тогда на совет были призваны отец и мать богов, старцы Шпинакок и Шмукане. Было решено изготовить на этот раз людей из дерева. Это было сделано, но деревянные люди оказались непочтительными и непослушными. Снова было принято решение об уничтожении. Был вызван потоп, разразилась страшная буря, и страшный черный дождь полил на головы деревянных людей.

Каждый вид животных выступил против них даже домашняя утварь, обиженная жестоким обращением, присоединилась к преследованию. В результате катастрофы деревянные люди почти все были уничтожены, спасшиеся а их осталось немного превратились в маленьких обезьян. На этом месте история сотворения мира прерывается рассказом о приключениях божественных близнецов Хун-Ахпу и Шба-ланке. После потопа па земле жило страшное существо по имени Ву-куб-Какиш тело его в основном состояло из золота, серебра и драгоценных камней.

Вукуб-Какиш был очень надменным, хвастливым и непочтительным. Этим он раздражал и сердил богов, которые послали на землю Хун-Ахпу и Шбаланке, чтобы они расправились с Вукуб-Какишем и его семьей. Вукуб-Какиш был обладателем прекрасного плодового дерева тапаль, фрукты которого и являлись его главной пищей. Однажды молодые герои набрели на Вукуб-Какиша, когда он карабкался на это дерево, чтобы собрать плоды. Хун-Ахпу мгновенно поднес ко рту свою выдувную трубку и выстрелил в него. Раненый в рот Вукуб-Какиш упал с дерева, и Хун-Ахпу набросился на него. В последовавшей схватке Вукуб-Какиш оторвал у своего противника руку и, прекратив борьбу, побежал домой.

Там он, поместив руку над огнем, начал сушить ее, а жена Вукуб-Какиша, Чималь-мат, произносила магические заклинания. Чтобы вернуть руку Хун-Ахпу, близнецы присоединились к двум старцам-колдунам, бродившим по дорогам. Те изменили облик юношей, и вчетвером они пришли к дому Вукуб-Какиша, назвав себя целителями зубной боли. Когда они предложили раненому гиганту вылечить его поврежденный рот, тот обрадовался и охотно согласился на их предложение.

Единственная возможность избавить тебя от мучающих болей сказали они это удалить все зубы. Во время операции волшебники заменили Вукуб-Ка-кишу зубы кукурузными зернами и содрали, так, что он не заметил, драгоценную оболочку с его глаз. После этого Вукуб-Какиш умер, Хун-Ахпу был исцелен, и братья занялись двумя сыновьями Вукуб-Какиша - Сипакной и Кабраканом, которые были богами землетрясений.

Четыреста юношей по предложению Хун-Ахпу и Шбаланке начали строить себе дом. Когда они волочили огромный ствол дерева, чтобы сделать из него центральную балку, к ним подошел Сипакна и предложил свою помощь. Они вырыли очень глубокую яму и попросили великана спуститься туда, чтобы продолжить работу. Сипакна спустился, и юноши сделали попытку убить его, сбросив в яму огромное бревно.

Но великан избежал смерти, вырыв в стене ямы убежище. Горя мщением, Сипакна обрушил на их головы выстроенный дом, после чего убитые юноши превратились в созвездие Плеяды. Тогда Хун-Ахпу и Шбаланке удалось заманить Сипакну в долину около горы Меаван, и там они обрушили на него своды пещеры. Так погиб Сипакна. После этого близнецы победили и второго сына Вукуб-Какиша. Они угостили его жареной птицей, спинка которой была натерта мелом. Поев ее, Кабракан лишился силы и был похоронен юношами. Этим эпизодом заканчивается первая часть Пополь-Вух. Начало второй части повествует о жизни и смерти отца и дяди близнецов-Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу. Родителями их были Шпийакок и Шмукане.

Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу очень любили игру в мяч и занимались ею целые дни. Своим шумом братья обратили на себя внимание владык Шибальбы-царства мертвых. Правители этой страны вызвали братьев на соревнование в игре. Герои приняли вызов, но еще до начала игры им пришлось подвергнуться целому ряду испытаний.

Когда они пересекли реку крови и вошли во дворец правителей Шибальбы, то увидели две сидящие фигуры. Братья почтительно приветствовали их, принимая за хозяев дворца, но не получили ответа, так как это были лишь деревянные куклы. Спрятавшиеся рядом повелители мертвых раз-разилсь хохотом и стали издеваться над ошибшимися братьями. Затем Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу было предложено сесть каменная скамья, на которую опустились было несчастные, оказалась раскаленной докрасна.

После этого братьев отвели в Дом мрака, где они не выдержали приготовленного им испытания и были принесены в жертву. Голова Хун-Хун-Ахпу была повешена на бесплодном тыквенном дереве, И тогда неожиданно оно все покрылось плодами, среди которых голову казненного увидеть было невозможно. Услышав о чуде, дочь повелителя мертвых Шкик решила посмотреть дерево с удивительными тыквами. Когда она приблизилась к нему, то голова Хун-Хун-Ахпу плюнула в ее ладонь, и девушка забеременела. Правители Шибальбы приговорили ее за это к смерти, но Шкик спаслась и бежала в страну живых, к матери Хун- Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу. Здесь она родила тех близнецов, о делах которых рассказывалось в первой части, Хун-Ахпу и Шбаланке в юности много охотились на птиц. Их сводные братья, Хун-Бац и Хун-Чоуэн, совсем не работали, а только занимались игрой на флейте и пением.

Близнецы, раздосадованные ленью и грубым отношением своих братьев, превратили их в обезьян. В дальнейшем они помогали матери и бабушке обрабатывать землю и много играли в мяч. Случайно Хун-Ахпу и Шбаланке узнали о путешествии отца и дяди в Шибальбу и об их страшном конце и поэтому, когда владыки преисподней пригласили их на игру в мяч, приготовились к самому худшему.

Попрощавшись с матерью и бабкой, они отправились в далекий путь. Хун-Ахлу и Шбаланке пересекли реку крови на своих выдувных трубках и приблизились к перекрестку четырех дорог. Здесь они послали на разведку москита, вооружив его волоском с ноги Хун-Ахпу. Он должен был выведать, где помещены деревянные куклы и как зовут владык Шибальбы.

Когда москит жалил кого-нибудь из них, то остальные называли пострадавшего по имени и спрашивали что случилось. Так москит Шан узнал все, что ему требовалось, и сообщил об этом близнецам. Благодаря полученным сведениям братья сумели избежать и поклонов деревянным куклам, и раскаленной каменной скамьи, к большому огорчению повелителей царства мертвых. Когда их послали принести цветы, тщательно охранявшиеся, близнецы заручились поддержкой муравьев, которые незаметно для стражи срезали цветы и доставили их Хун-Ахпу и Шбаланке.

Так же успешно они прошли и через другие места испытаний, куда помещали их владыки Шибальбы Дом холода, Дом ягуаров и Дом пламени, где в каждом их поджидала в случае ошибки смерть. В Доме летучих мышей неудача все-таки настигла героев. Им было предложено провести ночь там стоя и не двигаясь. Братья залезли внутрь своих выдувных трубок и заснули. Почти вся ночь прошла благополучно уже начала заниматься заря, когда Хун-Ахпу, желая узнать время, высунул голову наружу.

И тогда гигантская летучая мышь слетела сверху и одним ударом своего крыла срезала голову героя. При помощи богов на плечи Хун-Ахпу была помещена черепаха вместо головы, повешенной владыками Шибальбы в здании для игры в мяч. Заранее торжествуя победу, правители мертвых вызвали братьев на новую игру в мяч. Играть мог только один Шбаланке. В самый горячий момент противники близнецов ошибочно приняли выпрыгнувшего из потайного места кролика за мяч и погнались за ним. Пока они отсутствовали, Шбаланке заменил черепаху, помещавшуюся на плечах брата, его настоящей головой, и Хун-Ахпу был возвращен к жизни.

Теперь братья были снова вдвоем. Потерпев новую неудачу, правители Шибальбы решили уничтожить близнецов огнем. Была построена огромная подземная печь, и в ней разожжен костер. Владыки мертвых предложили юношам полетать над огнем. Но братья не поддались на обман. Сказав своим противникам, что им известно о предстоящей смерти, Хун-Ахпу и Шбаланке обнялись и смело прыгнули на раскаленные угли. Так погибли герои.

Все обитатели Шибальбы были исполнены радости. Чтобы юноши не возродились каким-либо образом, по совету двух провидцев, Шулу и Пакама, кости их были размолоты между камнями, как мелют кукурузные зерна, и брошены в речную стремнину. Но победители не знали, что Шулу и Пакам сказали то, что им было приказано юношами. На пятый день Хун-Ахпу и Шбаланке появились снова, сперва в виде людей-рыб, а затем как два старика-фокусника.

После того как ими были показаны различные чудеса, братья по очереди убили и оживили друг друга. Это представление возбудило любопытство у правителей Шибальбы, которые также пожелали испытать ощущения смерти и возрождения. Близнецы согласились удовлетворить их желание и принесли в жертву двух главных владык Шибальбы, но, конечно, не вернули к жизни ни того, ни другого. Тогда Хун-Ахпу и Шбаланке объявили свои имена и происхождение.

Это и было концом схватки между братьями и повелителями мертвых. Обитатели Шибальбы, полностью усмиренные, подчинились своим победителям. Им было запрещено играть в их любимую игру в мяч единственным занятием побежденных должно было отныне стать изготовление глиняной посуды. Братья навестили место погребения своего отца и сообщили ему о происшедшем. После этого они удалились из Шибальбы и вознеслись на небо, где стали солнцем и луной убитые Сипакной четыреста юношей, превратившись в созвездие Плеяды, стали их товарищами.

Этим событием заканчивается вторая часть По-поль-Вух. Начало третьей части возвращает нас к прерванной истории сотворения мира. Боги-творцы, неудовлетворенные своими прежними попытками создать человека, решили на этот раз использовать в качестве материала кукурузу. Вначале они не знали, где достать ее, но лисица, койот, попугай и ворона помогли им, указав местность Пашиль. Из зерен размолотой кукурузы и были созданы четыре первых человека, но они оказались слишком разумными и проницательными.

Это не понравилось богам, и Хуракан навеял на их глаза туман, после чего многое в мире стало для них тайным и непонятным. Во время их глубокого сна боги создали четырех женщин, ставших подругами первых людей. Эти четыре пары и были предками киче и других народов. Богатый мифологический материал, легший в основу эпоса киче, явственно делится на несколько циклов. Один из них повествует о сотворении мира и человечества, другой, очень сложный о происхождении божественных близнецов и их борьбе с повелителями царства мертвых к вопросу о соединении этих двух циклов в последней, дошедшей до нас редакции эпоса мы еще вернемся. Отдельные части второй мифологемы имеют глубокую древность и, возможно, восходят к какому-то очень широкому субстрату, имевшему распространение не только на будущей территории майя 2 или в Месоамерике в целом, но и в определенных районах Южной Америки.

Имя одного из близнецов-Шбаланке- указывает на связь его с ягуаром букв. маленький ягуар или самка ягуара. Согласно мифу, творцами мира были богиня Тепев и боги К у-к умац и Хуракан.

Они собрались на совет среди бесконечных вод и решили сотворить мир. Земля вскричали они, и появилась земля. Затем боги создали горы, долины, растения и животных. Однако животные не могли говорить и прославлять своих создателей, поэтому Тепев, К ук умац и Хуракан изготовили человека из глины. Но создание оказалось неудачным оно расплывалось, не могло двигаться в первый момент, оно, правда, могло говорить, но разума у него не было. Поэтому раздраженные боги уничтожили свое неудавшееся творение.

К числу обрядов принадлежали воскурения ароматными смолами, прежде всего копалом, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты и бдения в храмах, жертвоприношения самого различного вида. В жертву приносились цветы и ветви кустарников, плоды и другие продукты питания, кушанья изготовлявшиеся без соли и перца, бальче, ткани, изделия и статуэтки из глины, нефрита, кости и раковин, перья ценных птиц и др. Обычно жертвенные предметы вымазывались синей или голубой краской.

Очень распространенным обрядом было принесение в жертву животных и птиц собак, оленей, кабанов, белок, игуан, ягуаров, индюков, перепелок, черепах и др. Сердца жертв или сжигались, или помещались между двумя чашами и в таком виде подносились изображению божества. При раскопках Вашактуна и Сан-Хосе в Британском Гондурасе археологами были найдены человеческие черепа, помещенные между двумя блюдами.

У древних майя существовали обряды. Таинственная связь между живыми людьми, богами и предками достигалась во время разнообразных ритуальных актов, которые должны были дать возможность выхода из мира людей в мир духов. Участники ритуальных действий специально доводили себя до такого состояния, когда в помутившемся сознании возникают видения, что означало для них выход в иной мир. Майя употребляли настой из сока некоторых растений, в том числе ядовитых и содержащих галюциногенные вещества, чтобы вызвать ведения, но главным образом для того, чтобы достичь состояния, предшествующего главному сакральному действу кровопускания.

Поводом к этому действу у майя было достаточно. Каждая сколько-нибудь значительное событие - рождение или смерть, сев кукурузы или восшествие на престол - требовало непременного подношения богам. Кровопускание было не просто символическим актом люди показывали богам, что приносят в жертву самое дорогое, что у них есть. Они прокалывали язык, мочки ушей или гениталии, кровью смачивали кусок древесной бумаги, потом бумагу сжигали, и облачка дыма, поднимаясь к небу, становились пищей богов.

Человеческие жертвоприношения в религии майя занимали не последнее место. Раньше исследователи, опираясь на слова Ланды, Эрреры и Сообщения из Кинакама о том, что этот вид жертвоприношений был введен мексиканцами, полагали, что в классический период он отсутствовал. Впоследствии на ряде памятников искусства классического периода были обнаружены сцены человеческих жертвоприношений. 4.1.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Прикладное искусство "Батик"

Во - первых, знакомясь с древними цивилизациями, я открывала для себя удивительную культуру майя, представляющую собой огромный сплав природных,… Дошедшие до нас памятники древнего искусства о смысловом значении некоторых мы… В современном искусстве мы наблюдаем стремление художников использовать такие же принципы в создании декоративных…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческая панорама

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие набойки
Развитие набойки. Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного ис

Основные способы росписи тканей
Основные способы росписи тканей. Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном батике резервирующий соста

Колорирование
Колорирование. Колорит в декоративном текстильном изделии-неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно полностью загубить не соответствующим общему художественному

Краткий экскурс в мир майя
Краткий экскурс в мир майя. Около 10000 лет назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка.

Искусство майя
Искусство майя. Не для того, чтобы радовать глаз, но ради высших целей - служение богам и высоким правителям, художники майя создавали свои бесчисленные сокровище. Ритуальные предметы должны были п

Научные знания
Научные знания. Древние майя уделяли большое внимание изучению календаря и летосчисления, математики, астрономии, медицины и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические сведения по ге

Содержание композиции
Содержание композиции. Панно Затерянный мир майя выполнено по впечатлению, которое произвела на меня древняя цивилизация майя. Композиция прямоугольного формата 60x40 выполнена в технике холодного

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги