рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наука в контексте современной культуры

Работа сделанна в 2004 году

Наука в контексте современной культуры - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Культура, её значение в жизни человека и общества Наука В Контексте Современной Культуры. В Современной Культуре Отчтливо Прояв...

Наука в контексте современной культуры. В современной культуре отчтливо проявила себя дилемма сциентизм - антисциентизм, что имеет непосредственное отношение к проблеме соотношения науки и искусства. В нашей философской литературе имеет широкое распространение следующая точка зрения на место науки в системе современной культуры мир знания богат и разнообразен.

Однако, когда говорят или пишут о знании, то, как правило, подразумевают под ним знание научное. В этом, впрочем нет ничего удивительного, поскольку наука в наши дни занимает особое место в жизни людей.

Она превращается в своеобразный эпицентр культуры, оказывает возрастающее влияние на восприятие человеком окружающего мира. При этом главное заключается в том, чтобы определить, как сама наука отличает себя от других форм постижения бытия. Этот вопрос имеет определнные исторические корни, т.е прежде всего, надо учесть исторически сложившуюся дилемму сциентизм антисциентизм. Сциентизм сложился в рамках позивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно-научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека. для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление е вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры О. Конт, т.к. наука, согласно этому направлению, более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества.

Причиной того, что сегодня часто звучат призывы ограничить науку, установить ей определнные пределы, преодолеть е, является чувство опасности, возникающее у многих людей в связи с определнными негативными последствиями научно-технического прогресса.

Авторы антинаучных подходов отрицают способность науки давать истину, нередко рассматривают науку как систему полезного заблуждения взгляд Ф. Ницше, предполагают более современные, на их взгляд, формы постижения бытия.

Современные интерпретации взаимоотношений науки и ценностных форм познания. Можно выделить два типа интерпретации взаимоотношения науки и вне научных форм знания. Первый тип восходит к концепциям Ф. Ницше и О. Шпенглера, которые, говоря языком методологии науки, отрицали у науки особый эпистемологический статус. Т.е. они считали, что наука это мир современности. Ко второму типу интерпретации этой проблемы можно отнести точку зрения, согласно которой наука, с одной стороны, и религия, и мифология, искусство, с другой стороны, существенно различаются и составляют как бы два полюса в современной культуре.

Но в тоже время между ними нет непроходимой грани. Более того, они имеют тенденцию к сближению. Эта точка зрения восходит к идеям Ф.М. Достоевского, Н. Рериха, П. Тейяра де Шардена, А.И. Уайтхеда и др. Ф.М. Достоевский говорил о необходимости движения человечества к ценностной гармонической культуре, к доброму разуму. Если, по его словам, истина наука и Иисус Христос добро разойдутся, то он предпочитал остаться с добром, а не с истинной.

Он критиковал науку или как он выразился полунауку именно за то, что в ней нередко отсутствует гуманизм, добро. Разум без добра его настораживал. Такой рационализм он не принимал, т.к. условил зарождавшуюся тенденцию сциентизации общественной жизни и выступил против не, т.е. против того, чтобы видеть в науке единственную систему понимания мира и человека. 5. Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействий культуры с различными сферами общественной жизни и, прежде всего, взаимодействие культуры и экономики. В понимании этого взаимодействия выделяются две противоположные позиции. Первую позицию наиболее ярко представляет марксизм. Как отмечалось ранее, с точки зрения марксизма, определяющую роль в жизни общества играет материальное производство. Знаменитый тезис К. Маркса, выражающий сущность материального понимания истории, гласит люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религией и т.п должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т.д т.е. они должны производить материальные блага. Культура вырастает из экономической реальности человека, надстраивается над ней, обеспечивает эту деятельность.

Но марксизм не исключает обратного внимания культуры на экономику, а, наоборот, подчркивает наличие обратной связи. Но вс же при этом он настаивает на первенстве, определяющем внимание экономики.

Противоположную позицию занимает Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие видные социологи. Они считают, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его ценность и развитие, оказывает существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику. Эта позиция проходит красной нитью через все труды немарксистской социологии. Обоснованию решающего влияния культурного фактора на экономическое развитие посвящены многие работы М. Вебера и, прежде всего, его знаменитая книга Протестантская этика и дух социализма.

В этой книге немецкий социолог попытался доказать, что определнная субкультура - реформаторское истолкование протестантизма создала такие мотивации поведения, которые стимулировали представителей этой субкультуры к усиленному ведению своих дел на рыночных капиталистических началах и, тем самым, способствовали формированию капиталистических производственных отношений.

Вместе с тем, М. Вебер также не отвергает обратного влияния экономики на культуру. Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется через ряд функций. 1. Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоению знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.

Уровень культуры личности определяется социализированностью приобщением к культурному населению, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведения искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Вс это достигается в процессе воспитания и образования. 2. Интегративная и резинтегративная функция культуры.

На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создат у людей членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одним на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности.

Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. 3. Регулирующая функция культуры. она даже отличалась ранее в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся часть самосознания личности. Они формируют и регулируют е поведение. 6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура, её значение в жизни человека и общества

Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не… Культура мать народа лишнный культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наука в контексте современной культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Каков зримый образ культуры
Каков зримый образ культуры. Культура это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Перефразируя Гегеля, писавшего о

Открытие и постижение культуры
Открытие и постижение культуры. Хосе Ортега-и-Гассет определил культуру как то, к чему стремится. мечтает человек о духовном приюте. Сво выражение духовный мир человека непосредственно наход

Единство и разнообразие культуры
Единство и разнообразие культуры. У нас десятилетиями настойчиво укоренялось представление о культуре как о неком прямолинейном, лишнном многообразия и противоречий явлении, существовало и охраняло

Общество и мир культуры
Общество и мир культуры. Социальные подъмы на всегда способны создать значительную культуру, большей частью они е обозначают или в лучшем случае раскрывает перед ней двери. А культура не мож

Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека
Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека. Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер, делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение являет

Культура человеческого общения новый философский камень
Культура человеческого общения новый философский камень. Культура составляет триединое целое и проявляется в трх необходимых жизненных сферах в виде внутренней, спонтанной культуры, сконцентрирован

Культура и традиция
Культура и традиция. Традиция это процесс переноса, передачи, поддержания и сохранения идей, ценностей, принципов, образцов, моделей в письменной и устной форме от поколения к поколению. Мно

Культура и цивилизация
Культура и цивилизация. Считается, что категорию цивилизация первым употребил П.Г. Гольбах и энциклопедисты XVIII в. в том значении, которое предавали этому термину энциклопедисты, цивилизация в пе

Культура трагедия трагедий
Культура трагедия трагедий. Смысл культуры в жизни каждого человека и особенно роковым образом в жизни современного человека, возможно, не мой взгляд, понять в двух определениях. Первое опре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги