рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вторичные процессы

Вторичные процессы - раздел Культура, Самурай в японской культуре Вторичные Процессы. Перед Тем, Как Меч Получит Заказчик, Изделие Проходит, Ос...

Вторичные процессы. Перед тем, как меч получит заказчик, изделие проходит, особенно в наши дни, еще несколько уже менее важных этапов обработки. Некоторые из них выполняет сам кузнец, некоторые - другие мастера. В какой-то момент, либо когда мастер уже закончил работу над мечом и отправляет его полировщику, либо когда отделка закончена полностью, он выгравировывает с помощью резца свое имя на краю лезвия, который покрывает рукоять.

Одна древняя история повествует, как известный мастер как-то прилег отдохнуть и услышал, что его сосед, тоже кузнец, работает резцом. Мастер ворвался к соседу и обвинил его в том, что тот надписывает на рукояти только что законченного меча его, мастера, имя, дабы продать меч подороже. Сосед изумился и спросил, как он узнал об этом? Подсматривал? Нет ответил мастер Я не подсматривал, я слушал.

Ты сделал больше ударов резцом, чем требуется для написания твоего имени. Многие пытались подделывать мечи знаменитых оружейников прошлого. Особенно пострадал в этом отношении Масамунэ, мастер четырнадцатого века. Отличить подлинник от подделки по едва заметным деталям может только специалист. От кузнеца меч попадает в руки полировщика. Раньше, во времена войн, полировщик являлся также и точильщиком. На острие меча от постоянного использования образуются небольшие зазубрины, некоторые из них выправить уже невозможно.

От многократных полировок и заточек лезвие меча становится все тоньше и тоньше. Наконец, слой твердой стали на кромке просто исчезает, и таким мечом сражаться уже нельзя. Сегодня же полировщик занимается преимущественно тем, что украшает лезвие, заостряет кромку и старается, чтобы природа металла была проявлена полностью, особенно на украшенной орнаментом части меча. Вначале используется более грубый шлифовальный камень, а затем - мелкие крупинки из известных с древних времен каменоломен.

От полировщика тоже требуется немалое искусство, ведь можно легко нанести непоправимые царапины на лезвие меча. Но умелый мастер за две недели работы наводит на меч сверкающий блеск. После чего - по крайней мере в наши дни - работа уже идет над украшением цуба в месте соединения лезвия и ручки. Сделать металлическую защитную чашку - не столь уж большое искусство, хотя есть в нем и свои мастера. Рукоять состоит из двух кусков мягкого дерева, приделанных к суживающемуся хвосту лезвия и покрытых смешанной с разными материалами шкурой угря, держащейся на специальных заклепках.

Наконец, меч попадает к мастеру, который делает ножны. В военное время ножны имели лишь утилитарное значение, но в период Токугава, когда в стране царил мир, среди аристократов стало привычным делом похвалятся пышностью и роскошью боевого снаряжения. И тогда искусство выделки ножен достигло своего расцвета. Так же обстоит дело и в наши дни, хотя создаются и достаточно простые образцы.

Ножны считаются идеальными, если, когда достают меч, с их внутренней поверхностью соприкасается лишь задняя, широкая кромка меча, а не боковые плоскости и тем более не острие. Кроме того, у края ножен должно быть специальное блокирующее приспособление, чтобы находящийся в ножнах меч не болтался и не терся о внутренние стенки. Очевидно, что хорошие ножны требуют внимательной и тонкой работы. Основу ножен делают из магнолии, которая устойчива к сырости.

Если мастер работает во влажном Токио и знает, что ножны будут храниться там, где климат сухой, он делает их чуть более просторными, чем нужно. В последующем дерево чуть усохнет, и ножны примут необходимую форму. На создание хороших ножен уходит несколько месяцев хотя и не непрерывной работы, и стоят они не менее 6000 долларов. Теперь можно сказать, что меч закончен и готов как для своего непосредственного применения, так и для того, чтобы польстить тщеславию владельца и показывать его восхищенным друзьям.

Глава III ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ МЕЧОМ В течение семи столетий воинское сословие и его культура доминировали в Японии, а еще более долгое время меч считался не только главным оружием, но и национальным символом. Поэтому неудивительно, что в подготовке самурая искусству владения мечом уделялось неизменное и первостепенное внимание. Как уже отмечалось в главе 4, меч принял свои классические очертания в ходе многовекового опыта сражений. После войны между кланами Гэндзи и Хэйкэ в конце двенадцатого столетия стало ясно, что именно мастерство обращения с мечом в значительной степени определяет исход любого сражения.

Так было вплоть до появления в Японии огнестрельного оружия уже в шестнадцатом веке. Вот почему воины, хорошо орудовавшие мечом, всегда высоко ценились, а поскольку сделать такого воина можно было лишь в ходе долгих тренировок, в мастерах фехтования нуждались абсолютно все - главы кланов, даймё, сёгуны и временами даже императорский двор. Будущие самураи начинали овладевать мечом в самом раннем детстве в пять лет они носили деревянные мечи, чуть позже - детские стальные, а в подростковом возрасте они брали в руки уже настоящий взрослый меч. В 15-16 лет самурай участвовал в своей первой битве.

И между сражениями воин продолжал неустанно совершенствовать боевое мастерство, особенно искусство фехтования, доводя его до автоматизма. Вполне естественно, что при таких условиях развивалась и система своеобразной конкуренции, когда будущие работодатели устраивали поединки в поисках закаленных в боях воинов для обучения молодых, а мастера фехтования стремились получить место наставников.

Вскоре по всей стране появились школы фехтования рто, причем в каждой из них были свой главный учитель и особый метод. Мы хотели бы сперва сказать несколько слов, какими качествами должен был обладать хороший фехтовальщик, и какие технические приемы использовались для развития его природных способностей. ОБУЧЕНИЕ САМУРАЯ Прежде всего воина обучали набору стандартных ударов - колющих и рубящих - применяемых при нападении и обороне, а также правильному движению тела при их нанесении постановка ног, соблюдение равновесия, как и где держать меч в различных ситуациях и прочее. Нападение и защита рассматривались как взаимосвязанные составляющие любая агрессивная тактика в идеале должна была включать в себя и оборонительный маневр. Кроме того, на каждую защитную уловку имелось свое наступательное противоядие. Например, против классического атакующего удара - так называемый удар, рассекающий череп, который наносился длинным мечом катана сверху вниз - существовал такой защитный прием воин приседал и отвечал колющим выпадом в грудь или шею нападающего.

Можно было увернуться от удара и чуть отклонившись в сторону, а затем, воспользовавшись тем, что противник потерял равновесие, ударить его жезлом, копьем, коротким мечом или боевым железным веером.

Применялась, особенно в поздний период, в эпоху Токугава, и техника меч не-меча. До нас дошло описание, как однажды ее применили против Токугава Иэясу. Ягю Мунэёси, бывший уже в годах, слыл великим мастером этого искусства, и в 1594 году Иэясу попросил его продемонстрировать свое умение.

Несколько лучших воинов Иэясу поочередно пытались зарубить Мунэёси, но тому все время удавалось уклониться от их ударов и повалить противников на землю. Потом сразиться с мастером решил сам Иэясу Мунэёси наклонился вперед, так что руки его свисали до колен.

Раскачивая руками, он смотрел на Иэясу. Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэёси. Но в последний момент Мунэёси вывернулся и отвел удар, схватив меч за рукоять. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой любой другой, менее знатный человек был бы. брошен наземь , Мунэёси лишь слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес Я восхищен! Вы победили Су-гавара. Идеал Ягю Синкагэ Новая Тень гласил, что меч должен не убивать, а лишь дополнять силу его владельца. После поединка Мунэёси из вежливости выдал Иэясу свидетельство о посвящении в секреты метода фехтования Ягю чем Иэясу необычайно гордился, а в ответ получил гарантии покровительства и предложение занять пост учителя фехтования.

Но отказался, сославшись на преклонный возраст, и предложил вместо себя своего сына Ягю Мунэнори. Сам же он вскоре стал монахом в своей родной деревне Ягю. Однако упоминаний о том, что Иэясу либо кто-нибудь из его вассалов взяли на вооружение технику Мунэёси, не сохранилось.

Конечно, более-менее стандартный набор правил положения меча в поединке с противником существовал. Например, если держать меч низко, это значит подвергнуться дополнительной опасности пропустить рубящий или колющий удар в голову или туловище. Но для хорошего воина знание противником данного правила трудностей не представляло. Так, однажды юный Цука-хара Бокудэн, желая прославиться, вызвал на поединок известного в округе воина по имени Отиаи Торадзаэмон.

Когда противники стали лицом к лицу, Бокудэн низко опустил меч, что Отиаи счел признаком либо беспечности, либо излишней самоуверенности. Увы, он ошибался См. Приложение 5 Поединок закончился почти мгновенно. Молодой воин слегка наклонился вперед, мечи сверкнули на солнце и Отиаи лежал на спине, а у его плеча стоял Бокудэн со своим великолепным мечом Не могло быть сомнений, что он рассек Отиаи надвое одним ударом Сугавара. Кажущаяся беспечность Бокудэна свидетельствовала как раз об обратном о высокой технике фехтования вкупе с тактическим мастерством.

За то долгое время, пока различные фехтовальщики и их последователи школы, рю развивали и совершенствовали свои особые методы, появилось огромное множество разнообразных типов ударов. Так, в одном списке упоминаются следующие Японским мечом можно нанести шестнадцать ударов, и каждый из них имеет свое имя, например удар в четыре стороны, чистильщик, круговой удар, укол острием, разрубающий туловище, раскалывающий грушу, удар грома, косой удар и так далее Бринкли. По всей видимости, большинство из вышеперечисленных ударов предназначено для применения в классическом поединке - дуэли один на один. Но что делать, если на тебя напали неожиданно или если атакующих много? Вспомним, что еще в ранний период и всадники, и пешие воины стали носить меч лезвием не вниз, а вверх.

Мы говорили, что когда меч находится в таком положении, нет необходимости вытаскивать его, поднимать над головой и уж затем наносить атакующий или оборонительный удар. Эффективным становится уже само движение до-ставания меча. Техника доставания меча с одновременным нанесением удара непрерывно совершенствовалась и со временем превратилась в главный элемент мастерства фехтования в целом, получив название иаидзюцу.

Преимущества такого рода техники будут очевидны, если учесть, что в те времена во многих японских домах стенами между комнатами служили тонкие раздвижные ширмы сёдзи, сделанные из бумаги, которые можно было легко сломать рукой или проткнуть мечом.

Техника иаидзюцу позволяла нанести удар из любого положения, сидячего или стоячего, вне зависимости от того, успел человек приготовится к бою или нет. Естественно, что подобную технику он мог применить почти всегда. Пока нападавший готовился к удару, подвергшийся атаке имел возможность уклониться и одновременно достать свой меч направленным вовне или вверх ударом, напоминающим удар хлыстом, и тем самым если не убить, то обескуражить противника.

Если же на улице самурая внезапно атаковали несколько врагов, то первым достающим ударом он выводил из строя ближайшего к нему противника, а затем уже расправлялся с остальными. Вот одно из упражнений на совершенствование техники иаидзюцу По команде воин, сидевший на корточках на середине циновки часто у него были завязаны глаза, вскакивал и одним движением доставал из ножен меч и наносил удары, по четырем или более мишеням, закрепленным на шестах по краям циновки.

После чего, не прерывая единого движения, он убирал меч и вновь садился на корточки. Время, затраченное им на все эти действия, засекалось и в ходе тщательных и долгих тренировок уменьшалось до долей секунды Ратти и Вэстбрук. Этот метод тренировки ставил своей целью соединить оценку ситуации и нанесение удара в один молниеобраз-ный рывок. В технике иаидзюцу явно просматривается желание максимизировать два самых важных элемента в искусстве владения мечом да и руками тоже скорость и плавность движений.

Что касается скорости, то для достижения высокого мастерства в фехтовании абсолютно необходимо уметь правильно выбирать время для нанесения удара. Многие истории о знаменитых поединках свидетельствуют острое чувство момента, когда надо атаковать или контратаковать, является решающим. Это чувство можно скрыть, прикинувшись рассеянным или неподготовленным как Бокудэн оно позволит нанести контрвыпад спустя мгновение после того, как противник напал наконец, оно даст возможность по блеску глаз, по дрогнувшему мускулу, по изменению выражения лица или положения тела уловить намерения врага.

Как мы увидим в описании знаменитого поединка между Мусаси и Ганрю, выбор времени для нападения и доли сантиметра решают вопрос жизни и смерти. В технике иаидзюцу не менее важна и плавность. Движение с мечом в некотором смысле напоминает собой танец стойка - изменение, одно перетекает в другое столь мягко, что различия между ними никто не заметит.

Когда несколько противников атакуют одного, воин проделывает настоящие пируэты между ними, сначала нанося удар сверху вниз, а потом плавно занимая другую позицию и поражая противника снизу вверх. Вращаясь, наклоняясь, кружась на месте и при этом непрерывно размахивая мечом, он исполняет настоящий танец смерти. В любой ситуации - будь то официальный поединок, столкновение в ходе кровавой битвы или внезапное нападение - воин должен сам решать, когда ему нанести удар и какой именно.

Не менее важно уметь быстро и точно оценить противника, его способности и технику. Во время сражения времени на раздумья не оставалось, при классических же поединках, которые участились в период Токугава, времени - но никак не отдыха - изучить противника было чуть больше. О тактике противника и его школе позволяли догадаться расстановка ног, положение тела, наконец, то, как он держит меч. В упоминавшемся выше поединке между Иэясу и Мунэёси последний именно по изменению положения ног противника уловил тот момент, когда нужно было чуть отклониться в сторону.

В результате Иэясу потерял равновесие. О характере и внутреннем состоянии человека говорили его глаза, глаза выдавали его чувства и настроения. Подтверждение тому - два описанных в источниках случая. Первый из них привел к появлению новой школы фехтования. Мунэёси, слывший уже великим мастером, проделал большой путь, чтобы померяться силами с другим воином, основателем школы Синкагэ по имени Камиидзуми Нобу-цуна, о котором рассказывали удивительные вещи. Нобу-цуна, получив официальный вызов, попросил сразиться с Мунэёси своего лучшего ученика Хикида Тоёгоро Они двигались кругами, и каждый глядел на другого, пытаясь застать противника врасплох, как вдруг Хикида ринулся вперед.

Громко закричав, он ударил мечом. Фукуро-синаи бамбуковая палка Хикида с треском ударила Мунэёси по лбу Мунэёси, не веря в свое поражение, взмахнул деревянным мечом, пытаясь контратаковать, но он не успел этого сделать, ибо Хикида вскрикнул и вновь ударил его по плечу. Тут наблюдавший за поединком Нобуцуна сказал, что лично сразится с проигравшим Мунэёси. Поколебавшись, Мунэёси снова взял меч Они посмотрели друг на друга Внезапно Мунэёси бросил свой меч, упал на колени и низко поклонился Учитель Нобуцуна, позвольте мне стать вашим учеником! Сугавара. Так возникла славная школа Ягю Синкагэ.

Позднее ее представители были приняты на службу сёгунатом Токугава. Как школа боевых искусств она существует и поныне. Нобуцуна разглядел в Мунэёси исключительные способности и мастерство, несмотря на то, что тот проиграл поединок.

В течение двух лет Мунэёси считался первым учеником, после чего Нобуцуна поделился с ним самыми сокровенными тайнами своего метода и назначил преемником. Вторая история повествует о том, как один даймё попросил Ягю Мицуёси, внука основателя школы Синкагэ, дать несколько уроков его воинам. Когда все воины встали перед Мицуёси, готовые к поединку, он посмотрел на них и вдруг быстро отступил назад и сел. Карасуяма Дэнд-заэмон, один из воинов, тоже быстро удалился в соседнюю комнату.

Позднее выяснилось, что Карасуяма, прибывшего с поручением к даймё, здесь никто не знал. Но Мицуёси по осанке и блеску глаз сразу же распознал в нем великого фехтовальщика и не пожелал учить его Сугавара. Именно в школе Синкагэ возникла так называемая философия взгляда как нужно смотреть на противника, чтобы обеспечить себе победу. Сугавара утверждает, что это была первая школа, которая активно включала духовный элемент в теорию боевых искусств. Вот как она предписывала смотреть на потенциального врага Во всех видах боевого искусства, во всех изящных искусствах и уж тем более в человеческом поведении в целом движения человека определяются его разумом В школе фехтования Кагэ воин читает разум-противника по его стойке и движениям Какой же разум может проникнуть в разум противника? Только тот, что натренирован и возвышен до состояния совершенной свободы.

Разум должен быть ясен и чист как зеркало, способное отражать малейшие изменения разума противника Когда стоишь лицом к лицу с врагом, не обнаруживай свой разум. Напротив, отражай разум противника подобно тому, как вода отражает луну Сугавара.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Самурай в японской культуре

Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого общества остается его психология моральные нормы, этические принципы в… Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше подходит уникальнейшее… Это сословие самураев Японии. Самураи - одни из самых влиятельных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вторичные процессы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I Начало эпохи самураев
I Начало эпохи самураев. Хэйанская эра, отмеченная относительным спокойствием и высоким уровнем буддийской культуры, длилась около трех столетий 900-1200 . Конец ей положил приход к власти военных

Государство самураев
Государство самураев. Мечта многих могущественных даймё прошлого, наконец, стала реальностью. Древний идеал кланов, которые все до единого признавали духовного правителя императора, и всей достаточ

Крах Сёгуната
Крах Сёгуната. Последние годы сёгунского правления в девятнадцатом веке сотрясали один правительственный кризис за другим. В конце концов это привело к отречению сёгуна от власти в 1867 году

Глава II Самурайский меч
Глава II Самурайский меч. Со всей определенностью можно утверждать, что воина делает оружие. В Японии же самурая сделал меч. Меч создавал его душу, формировал его образ жизни, его боевое искусство,

Боевое оружие и мастерство
Боевое оружие и мастерство. Нарождающееся военное сословие впервые предстает перед нами на страницах Хэйкэ моногатари, в которой описываются события конца двенадцатого столетия. Мы видим, что будущ

Типы мечей
Типы мечей. Ученые, занимающиеся историей японского меча, сообщают нам, что первые мечи были прямыми по форме, заточенными лишь с одной стороны, имели длину от двух до четырех футов и были предназн

Как делался меч
Как делался меч. По всей видимости, первые японские мечи представляли собой закаленные железные пластины в форме лезвий. Однако вскоре на смену мягкому металлу пришла сталь. Конечно, сталь п

Глава IV Бусидо Ценности самурая
Глава IV Бусидо Ценности самурая. По самым разным причинам - островное положение страны, горные цепи, отделяющие один район от другого, сильные семейные и клановые связи, наконец, специфика историч

Честь и гордость самурая
Честь и гордость самурая. Несомненно, что самураи, как только они осознали себя отдельным сословием, со всей серьезностью относились к своему высокому предназначению. Особенно это касается периода

Манеры и внешний вид самурая
Манеры и внешний вид самурая. Воины тринадцатого столетия, эпохи регентства Ходзё, были в глазах двора грубыми, нецивилизованными восточными варварами. Но, что интересно, они хотели оставаться таки

Обязанность и право на месть во имя сохранения чести семьи
Обязанность и право на месть во имя сохранения чести семьи. При определенных обстоятельствах самурай просто обязан был отомстить за зло - чаще всего за смерть одного из членов семьи, дабы спасти св

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги